Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 89 /25467/12 МАЯ 2017 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр. В рамках данной работы Управлением осуществляется проведение правовой и анти- коррупционной экспертизы нормативных правовых актов Липецкой области и их проек- тов на предмет их соответствия федеральному законодательству, разработка и внесение в порядке законодательной инициативы проектов нормативных правовых актов области, участие в работе комиссии, комитетов, рабочих групп областного Совета депутатов. За 2016 год специалистами Управления проведена 1 071 правовая экспертиза нормативных правовых актов Липецкой области, из которых 153 экспертизы на норма- тивные правовые акты Липецкого областного Совета депутатов. По итогам указанных экспертиз, положений нормативных правовых актов областного Совета депутатов, про- тиворечащих федеральному законодательству, а также содержащих коррупциогенные факторы не выявлено. На предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным за- конам подготовлены письменные заключения на 139 проектов нормативных правовых актов областного Совета депутатов, из которых 28 с замечаниями и предложениями. По 21 проекту замечания учтены, 5 проектов были сняты с дальнейшего рассмотрения, 2 проекта на рассмотрение Липецкого областного Совета депутатов не выносились. В 2016 году сотрудники Управления приняли участие в 12 заседаниях комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, законов об- ласти и постановлений областного Совета, в работе 19 комитетов и 8 сессиях Липецкого областного Совета депутатов. В рамках осуществления деятельности по разработке и внесению в порядке зако- нодательной инициативы проектов нормативных правовых актов области в 2016 году Управлением внесены на рассмотрение областного Совета депутатов 5 законопроектов: 1) проект закона Липецкой области «О внесении изменений в статью 2 Закона Липец- кой области «О порядке подаче уведомления и проведения публичного мероприятия на территории Липецкой области». Законопроект был разработан в целях приведения Закона Липецкой области от 2 мая 2006 года № 283-ОЗ «О порядке подаче уведомления и проведения публичного меро- приятия на территории Липецкой области» в соответствие с Федеральным законом от 9 марта 2016 года № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым установ- ление палаток в общественных местах (так называемых «палаточных, городков») было отнесено к пикетированию. В этой связи принят Закон Липецкой области от 11 мая 2016 № 527-ОЗ «О внесе- нии изменений в статью 2 Закона Липецкой области «О порядке подаче уведомления и проведения публичного мероприятия на территории Липецкой области», которым уста- новлено требование о подаче уведомления о проведении публичного мероприятия и в случае проведения пикетирования одним человеком, если он предполагает использо- вать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию, создающую препятствия для движения пешеходов и транспортных средств; 2) проект закона Липецкой области «О внесении изменений в статью 3 Закона Липец- кой области «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на терри- тории Липецкой области». Законопроект был разработан в целях приведения Закона Липецкой области от 11 ноября 2015 года № 460-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Липецкой области» в соответствие с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Земельного кодека Рос- сийской Федерации», которым были устранены противоречия между Земельным кодек- сом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части определения полномочий органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля. По итогам рассмотрения был принят Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 13-ОЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Липецкой области «О порядке осу- ществления муниципального земельного контроля на территории Липецкой области»; 3) проект закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области». Законопроект разработан по результатам проведенного Липецким областным Сове- том депутатов мониторинга правоприменения Закона Липецкой области от 1 марта 2013 года № 132-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области». Проектом закона расширен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. К ним отнесены члены семьи народного дружинника и добровольного пожарного, погибших в период исполнения обязанностей народного дружинника и добровольного пожарного либо умерших после прекращения исполнения обязанностей народного дружинника и добровольного пожарного вследствие ранения (контузии) и (или) заболевания, полученных в период исполнения обязанностей народ- ного дружинника и добровольного пожарного, а также народные дружинники и добро- вольные пожарные, получивших в связи с исполнением обязанностей телесные повреж- дения, исключающие для них возможность дальнейшей деятельности. По итогам рассмотрения принят Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 12-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О бесплатной юридической помощи на территории Липецкой области»; 4) проект закона Липецкой области «О внесении изменений в статью 36 Закона Ли- пецкой области «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре докумен- тов в Липецкой области». Законопроект разработан в целях приведения Закона Липецкой области от 21 июля 2003 года № 62-ОЗ «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре до- кументов в Липецкой области» в соответствие с Федеральным законом от 3 июля 2016 № 341-Ф3 «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О библиотечном деле», которым из источников формирования фондов развития библиотек были исклю- чены доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих ме- роприятий в связи с прекращением проведения региональных государственных, муни- ципальных и негосударственных лотерей, а также в перечень источников формирования фондов были включены другие не запрещенные законом поступления. По итогам рассмотрения был принят Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 11-ОЗ «О внесении изменений в статью 36 Закона Липецкой области «Об основах би- блиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области». 5) проект закона Липецкой области «О внесении изменений в статью 4 Закона Липец- кой области «О порядке назначения представителей общественности в квалификацион- ной коллегии судей Липецкой области». Законопроект разработан в целях приведения Закона Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 380-ОЗ «О порядке назначения представителей общественности в квали- фикационной коллегии судей Липецкой области» в соответствие с Федеральным зако- ном от 8 июня 2015 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», которым рас- ширены случаи досрочного прекращения полномочий представителя общественности, в том числе по личной инициативе представителя общественности. По итогам рассмотрения принят Закон Липецкой области от 12 декабря 2016 года № 29-ОЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Липецкой области «О порядке назна- чения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Липецкой области». Участие Управления в законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов способствуют повышению качества законотворческой деятельности, своев- ременности и эффективности осуществления правового регулирования общественных отношений. § 3. Экспертиза проектов нормативных правовых актов В целях выявления положений, не соответствующих федеральному и областному за- конодательству, а также наличия коррупциогенных факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в соответствии с Регламентом областного Совета правовое управление областного Совета осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизы всех проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение об- ластного Совета. В случае несогласия разработчика проекта с заключением правового управления о результатах экспертизы указанное заключение рассматривается комисси- ей по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, зако- нов области и постановлений областного Совета. В 2016 году было подготовлено 152 заключения правового управления по проектам нормативных правовых актов, из которых 132 заключения по проектам законов области, 12 заключений по проектам постановлений областного Совета, 8 по проектам федераль- ных законов, подготовленных в качестве законодательной инициативы в Государствен- ную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. К 49 проектам нормативных правовых актов области (41 законопроект; 4 проекта постановлений областного Совета депутатов; 4 проекта федеральных законов) было представлено порядка 70 замечаний правового характера, из числа которых более 90% учтено разработчиками. По 21 проекту нормативного правового акта Липецкой области представлены замечания юридико-технического характера, которые при доработке про- ектов нормативных правовых актов были устранены. В 2016 году по результатам антикоррупционной экспертизы законопроектов и про- ектов постановлений областного Совета правовым управлением областного Совета в за- ключениях по 7 проектам законов области было указано на наличие 14 коррупциогенных факторов. По всем проектам нормативных правовых актов коррупциогенные факторы были устранены. Кроме того, на территории области независимыми экспертами проводилась неза- висимая антикоррупционная экспертиза, по результатам которой по 7 проектам законов области представлены заключения по результатам проведения независимой антикор- рупционной экспертизы. Независимыми экспертами были выявлены 14 коррупциоген- ных факторов, которые по результатам рассмотрения заключений независимой антикор- рупционной экспертизы были устранены. В соответствии с Законом Липецкой области от 7 октября 2008 года № 193-ОЗ «О предупреждении коррупции в Липецкой области» по инициативе граждан, общественных объединений либо по собственной инициативе Общественная палата области вправе проводить общественную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов области и их проектов. Заключения о результатах общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения. В 2016 году Общественной палатой Липецкой области подготовлено 53 экспертных заключения на областные и федеральные законопроекты. Часть II. Направления развития законодательства Липецкой области по сферам правового регулирования Глава 1. Развитие законодательства области об административном устройстве области, государственных институтах, институтах гражданского общества § 1. Законодательство об административно-территориальном устройстве Административно-территориальное устройство Липецкой области в 2016 году пре- терпело ряд изменений. Необходимость принятия Закона Липецкой области от 11 мая 2016 года № 526-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об администра- тивно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения» обусловлена выявленным пробелом в правовом регулировании вопросов образования, упразднения и преобразования населенных пунктов. Согласно принятым изменениям образование, упразднение и преобразование на- селенных пунктов на территории области будет осуществляться законом области в том же порядке, что и образование, преобразование, упразднение административно-терри- ториальных единиц. Законом Липецкой области от 23 июня 2016 года № 546-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области» и Закон Липецкой области «Об административ- но-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения» изменены границы городского поселения город Лебедянь, сельских поселений Воло- товский, Кузнецкий, Троекуровский сельсоветы Лебедянского муниципального района муниципальных образований. Изменение границ обусловлено расширением зон жилых застроек в городском поселении город Лебедянь и деревне Васильевка сельского поселения Волотовский сельсовет и произведено на основании обращения органов местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований. В Липецкой области сложилась ситуация, когда фактически существующие на терри- тории области населенные пункты оказались вне правового поля. Так, в законах Липецкой области от 23 сентября 2004 года № 126-ОЗ «Об установ- лении границ муниципальных образований Липецкой области» и от 28 апреля 2010 года № 382-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и по- рядке его изменения» в состав сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского му- ниципального района включены такие населенные пункты, как поселок Учхоз и поселок Левый берег. Данные населенные пункты возникли в середине 50-х годов прошлого века и на сегодняшний день являются полноценными административно-территориальными еди- ницами, в которых зарегистрировано и проживает около 300 человек (208 – Учхоз, 71 – Левый берег). Наименования населенных пунктов «поселок Учхоз» и «поселок Левый берег» используются в официальных документах граждан (свидетельство о рождении, о регистрации по месту жительства и т.д.), документах органов местного самоуправления и органов государственной власти Липецкой области. При этом в Государственном ката- логе географических названий данные населенные пункты как географические объекты отсутствуют в связи с отсутствием решений об их образовании. В целях придания населенным пунктам Учхоз и Левый берег «официального статуса» принят Закон Липецкой области от 16 июня 2016 года № 549-ОЗ «Об образовании населенных пунктов на территории сельского поселения Девицкий сельсовет Ус- манского муниципального района Липецкой области». В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наи- менованиях географических объектов» для включения данных населенных пунктов в Государственный каталог географических названий областным Советом депутатов в по- рядке, установленном Законом Липецкой области от 30 декабря 2015 года № 495-ОЗ «О некоторых вопросах присвоения наименований географическим объектам и их переиме- нования в Липецкой области», приняты постановления от 16 июня 2016 года № 1525-пс и № 1526-пс об одобрении предложений о присвоении наименований географическим объектам на территории сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муници- пального района Липецкой области соответственно Учхоз и Левый берег. Указанные постановления и копии документов, предусмотренные Порядком осу- ществления экспертизы предложений о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании географических объектов, а также выдачи заключений на указанные предложения, утвержденным приказом Министерства экономического раз- вития Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 171, направлены в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии на экспертизу. Вышеизложенные причины обусловили и принятие Закона Липецкой области от 1 августа 2016 года № 558-ОЗ «Об образовании населенного пункта на территории сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области» , которым на территории Телегинского сельсовета образо- вана деревня Бунино. Деревня Бунино фактически существует как населенный пункт с 1967 года и на се- годняшний день насчитывает 16 домовладений, в которых зарегистрировано и прожива- ет 38 человек. Решение об образовании данного населенного пункта принято с целью включения его наименования в Государственный каталог географических названий. Предложение Совета депутатов сельского поселения Телегинский сельсовет Ста- новлянского муниципального района Липецкой области о присвоении деревне, рас- положенной на территории сельского поселения Телегинский сельсовет Становлян- ского муниципального района Липецкой области, наименования «Бунино» одобрено постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 3 ноября 2016 года № 65-пс «О предложении о присвоении наименования географическому объекту на территории сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского му- ниципального района Липецкой области» . Документы об образовании деревни Бу- нино и об одобрении присвоения указанного наименования направлены в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии на экспертизу. На основании решений представительных органов муниципальных образований Но- вочеркутинский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области от 27 мая 2016 года № 45-рс и Павловский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области от 27 мая 2016 года № 43-рс Законом Липецкой области от 16 но- ября 2016 года № 18-ОЗ «Об объединении сельских поселений Новочеркутинский сельсовет и Павловский сельсовет Добринского муниципального района Липец- кой области» были объединены сельские поселения Добринского муниципального рай- она Липецкой области – сельсоветы: Новочеркутинский и Павловский. Вновь образованное муниципальное образование считается образованным с 1 дека- бря 2016 года, наделено статусом сельского поселения, имеет наименование – сельское поселение Новочеркутинский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области. Границы вновь образованного муниципального образования совпадают с гра- ницами сельских поселений Новочеркутинский и Павловский сельсоветы Добринского муниципального района Липецкой области, исключая границы их совместного примыка- ния, и охватывают по площади территории объединившихся сельских поселений. Таким образом, в 2016 году деятельность в области административно-территори- ального устройства была связана как с совершенствованием регионального законода- тельства в указанной сфере, так и с изменением административно-территориального устройства области в связи с объединением муниципальных образований и изменением их границ. § 2. Законодательство об органах государственной власти, институтах гражданского общества Принятые в 2016 году законодательные акты, касающиеся органов государственной власти области, в большей степени были направлены на совершенствование действую- щего правового регулирования в указанной сфере. Так, Законом Липецкой области от 1 апреля 2016 года № 511-ОЗ «О внесении изменения в Закон Липецкой области «Об Уполномоченном по защите прав пред- принимателей в Липецкой области» положения Закона Липецкой области от 5 июня 2014 года № 290-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липец- кой области» дополнены нормой об ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Согласно принятым изменениям вмешательство в деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей с целью повлиять на его решения, неисполнение долж- ностными лицами законных требований Уполномоченного либо воспрепятствование его деятельности в иной форме, несоблюдение должностными лицами установленных сро- ков предоставления информации Уполномоченному (документов, материалов, ответов на обращения) влекут ответственность, установленную Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях. В Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях соответствую- щие изменения внесены Законом Липецкой области от 1 апреля 2016 года № 512- ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях». Законом Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 19-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области «Об Уполномоченном по защите прав пред- принимателей в Липецкой области» закреплена возможность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в области иметь общественных представителей, опре- делены принципы деятельности общественных представителей, полномочия, порядок назначения и порядок прекращения их полномочий. Принятие Закона Липецкой области от 11 мая 2016 года № 525-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» связано с совершенствованием регионального законодательства. Положения закона области, регулирующего вопросы организации деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, дополнены нормами, уста- навливающими описание образца удостоверения Уполномоченного, порядка и сроков его оформления, вручения и возврата после окончания срока полномочий Уполномочен- ного либо досрочного освобождения от должности. Уточнены нормы, касающиеся досрочного прекращения полномочий Уполномочен- ного по правам человека в Липецкой области в случае подачи им письменного заявления о сложении полномочий. Решение о досрочном прекращении полномочий по указанно- му основанию будет приниматься областным Советом депутатов после консультации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Согласно принятым изменениям рассмотрение жалоб граждан Уполномоченным по правам человека в области осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Рос- сийской Федерации». В целях совершенствования правовых основ деятельности Контрольно-счетной па- латы области принят Закон Липецкой области от 16 ноября 2016 года № 16-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О Контрольно-счетной палате Липецкой области» . Указанным законом области конкретизировано, что прохождение государственной гражданской службы области в Контрольно-счетной палате осуществляется в соответ- ствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной граж- данской службе Российской Федерации» и Законом Липецкой области от 30 декабря 2005 года № 259-ОЗ «О государственной гражданской службе Липецкой области». Согласно принятым изменениям обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного финансового контроля в пределах компетен- ции Контрольно-счетной палаты могут быть возложены не только на инспекторов, веду- щих инспекторов, но и начальников отделов Контрольно-счетной палаты, в служебные обязанности которых входит осуществление данных функций. Положения Закона Липецкой области от 14 июля 2011 года № 517-ОЗ «О Кон- трольно-счетной палате Липецкой области» также дополнены нормами, устанавли- вающими описание образца удостоверения председателя, заместителя председателя и аудитора Контрольно-счетной палаты области, порядка и сроков его оформления, вручения и возврата после окончания срока полномочий либо досрочного освобождения от должности. В целях реализации положений Федерального закона от 23 июня 2016 года № 183- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» принят Закон Липецкой области от 23 декабря 2016 года № 40-ОЗ «Об Общественной палате Липецкой области» . Указанным законом области определены наименование Общественной палаты об- ласти, ее количественный состав и порядок формирования, в том числе перечень до- кументов и сведений, подлежащих представлению в отношении кандидатов в члены Общественной палаты области; предусмотрена возможность образования комиссий и рабочих групп; определено, что порядок предоставления членам Общественной палаты области компенсации понесенных за счет собственных средств расходов в связи с осу- ществлением ими своих полномочий устанавливается отдельным законом области. Законом Липецкой области от 23 декабря 2016 года № 40-ОЗ «Об Обществен- ной палате Липецкой области» также предусмотрено создание аппарата Обществен- ной палаты Липецкой области в форме областного государственного учреждения либо подразделения государственного учреждения области для осуществления организаци- онного, правового, аналитического, информационного, документационного, финансово- го и материально-технического обеспечения ее деятельности. Положения Закона Липецкой области от 23 декабря 2016 года № 40-ОЗ «Об Общественной палате Липецкой области» вступили в силу с 1 января 2017 года и распространяются на правоотношения, возникшие в связи с формированием и деятель- ностью Общественной палаты Липецкой области, формирование которой началось по- сле дня вступления в силу указанного закона области. В связи с принятием вышеуказанного закона области с 25 марта 2017 года, то есть со дня истечения срока полномочий Общественной палаты области предыдущего со- става, Законом Липецкой области от 23 декабря 2016 года № 41-ОЗ «О признании утратившими силу некоторых законов Липецкой области, регулирующих дея- тельность Общественной палаты Липецкой области» признаны утратившими силу: Закон Липецкой области от 18 октября 2005 года № 222-ОЗ «Об Общественной пала- те Липецкой области»; Закон Липецкой области от 16 апреля 2008 года № 141-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об Общественной палате Липецкой области»; Закон Липецкой области от 15 октября 2009 года № 320-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об Общественной палате Липецкой области»; статья 10 Закона Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 19-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В целях установления порядка рассмотрения и утверждения областным Советом депутатов кандидатур в члены Общественной палаты Липецкой области принято по- становление Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2016 года № 136-пс «О внесении изменений в Регламент Липецкого областного Совета де- путатов» . Кроме того, указанным постановлением внесены уточнения в порядок выступлений на заседаниях комитетов и сессиях областного Совета депутатов, а также в целях при- ведения Регламента областного Совета депутатов в соответствие с Законом Липецкой области от 11 мая 2016 года № 521-ОЗ «О выборах депутатов Липецкого областного Со- вета депутатов» исключены нормы, касающиеся реализации положений пункта 17 статьи тивных правонарушениях» предлагалось установить административную ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными ме- стами). Вместе с тем разработчиками не было учтено, что в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в сфере законодательства об административных пра- вонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норма- тивных правовых актов органов местного самоуправления. В Липецкой области нормативные правовые акты, регулирующие вопросы функцио- нирования парковок (парковочных мест) на платной основе, отсутствовали. Законопроектом «О мерах социальной поддержки граждан, относящихся к категории «Дети войны», предлагалось установить на территории региона правовые и организаци- онные основы оказания социальной помощи гражданам, относящимся к категории «Дети войны». В статье 2 законопроекта разработчиками отмечалось, что реализация государ- ственной политики в отношении «Детей войны» будет осуществляться органами госу- дарственной власти Липецкой области и органами местного самоуправления. Однако в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными го- сударственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение таких полномочий может осуществляться только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из региональных бюд- жетов. Также предлагалось гражданам, относящимся к рассматриваемой категории, предо- ставить право на бесплатный проезд на территории Липецкой области на пассажирском транспорте (муниципальном и коммерческом) по регулярным городским, пригородным и сельским маршрутам, что противоречило федеральным законам от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электриче- ским транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные зако- нодательные акты Российской Федерации». Согласно статье 20 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об орга- низации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и го- родским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам ре- гулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок лишь при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринима- телем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. По документу прокуратурой области подготовлено отрицательное заключение. Как свидетельствует практика, основными недостатками, выявляемыми в проектах нормативных правовых актов области, являются несогласованность положений проекта с нормами федерального законодательства, а также наличие коррупциогенных факто- ров. Подобные нарушения в 2016 году имели место при подготовке проектов, регулирую- щих правоотношения в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, вопросы муниципальной службы и установления административной ответственности, порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам и т.д. Одной из причин сложившегося положения, по мнению прокуратуры области, явля- ется несвоевременный мониторинг действующего законодательства разработчиками проектов нормативных правовых актов. В 2016 году в региональный парламент, администрацию области, иные органы го- сударственной власти и государственные органы прокуратурой области направлено 29 предложений о корректировке действующих нормативных правовых актов либо о при- нятии новых нормативных правовых актов в связи с изменением федерального законо- дательства. Так, по предложению прокуратуры области о приведении правовых актов в соот- ветствие с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предприни- мателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководителем Государственной инспекции по надзору за техническим со- стоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области был издан при- каз от 19.10.2016 года № 158 «О внесении изменений в приказ инспекции гостехнадзора Липецкой области от 28 января 2015 года № 16 «Об утверждении Административного ре- гламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального госу- дарственного надзора и контроля в области технического состояния самоходных машин и других видов техники на территории Липецкой области государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ли- пецкой области». Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 395-ФЗ внесены изменения в ста- тьи 9 и 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». В этой связи подлежали корректировке положения законов области от 2 июля 2007 года № 68-ОЗ «О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой об- ласти» и от 30 ноября 2000 года № 124-ОЗ «О денежном содержании и социальных гарантиях лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области, и лиц, за- мещающих должности муниципальной службы Липецкой области». Соответствующие предложения прокуратурой области направлены в Липецкий областной Совет депутатов. Депутатами приняты законы области от 7 июня 2016 года № 536-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании вопросов муниципаль- ной службы Липецкой области» и от 7 июня 2016 года № 540-ОЗ «О признании утратив- шими силу некоторых законов Липецкой области в сфере оплаты труда муниципальных служащих». По предложению прокуратуры области управлением ветеринарии Липецкой области издан приказ от 23.05.2016 №76 «О внесении изменений в приказ управления ветерина- рии Липецкой области от 25 мая 2010 года № 38 «Об утверждении административного регламента проведения проверок при осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора на территории Липецкой области» в целях приведения послед- него в соответствие с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници- пального контроля». Наряду с этим, прокуратура области принимала активное участие в работе над за- конопроектами, разработанными другими субъектами, наделенными в соответствии с Уставом Липецкой области Российской Федерации правом законодательной инициати- вы. В частности, прокуратурой области были внесены соответствующие предложения при разработке проекта закона области «О внесении изменений в Закон Липецкой об- ласти «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализиро- ванную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств». Представители прокуратуры области участвовали в работе над проектами впослед- ствии принятых законов области 1 апреля 2016 года № 514-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Липецкой области по вопросам государственной гражданской, му- ниципальной службы и профилактики коррупционных правонарушений», от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Липецкой области», от 7 июня 2016 № 538-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования Липецкой области». Следует отметить, что прокуратурой области на протяжении ряда последних лет делается акцент на обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти региона в сфере правотворчества и принятие пре- вентивных мер на обозначенном направлении, что позволяет предупредить принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству. Достаточно активно работа на обозначенном направлении велась и в прокуратурах городов и районов области. Так, за рассматриваемый период прокурорами проведена правовая экспертиза 8722 проектов муниципальных нормативных правовых актов, в 279 из которых выявлены нор- мы, противоречащие федеральному законодательству либо содержащие коррупциоген- ные факторы. Кроме того, в органы местного самоуправления прокурорами направлено 1013 пред- ложений о необходимости принятия или приведения в соответствие с федеральным за- конодательством муниципальных нормативных правовых актов. С использованием предоставленного уставами муниципальных образований про- курорам права нормотворческой инициативы на рассмотрение депутатского корпуса внесено 86 проектов нормативных правовых актов. В целях оказания практической и методической помощи органам местного само- управления органами прокуратуры области разработано и направлено главам местных администраций и председателям советов депутатов 44 модельных нормативных право- вых акта, с использованием которых принят 1151 юридический документ. Проведенный в марте 2016 года прокуратурой области мониторинг нормативно-пра- вовой базы показал, что в большинстве органов местного самоуправления необходимые акты не приняты, что препятствовало исполнению требований федерального законода- тельства о противодействии коррупции. В связи с этим на одном из заседаний Комиссии по координации работы по противо- действию коррупции в Липецкой области, созданной в соответствии с Указом Президен- та Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» и Законом области от 7 октября 2008 года №193-ОЗ «О предупреждении коррупции в Липецкой области», было принято решение о создании межведомственной рабочей группы и разработке проектов модельных документов для местных советов депутатов. Указанные документы разрабатывались в тесном взаимодействии прокуратуры области, управления по вопросам противодействия коррупции, контроля и проверки исполнения администрации области, а также правовых управлений администрации об- ласти и областного Совета депутатов. По результатам этой работы для представительных органов местного самоуправле- ния разработано 3 модельных нормативных правовых акта, а именно: – положение о порядке представления депутатами представительного органа муни- ципального образования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; – порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязатель- ствах имущественного характера депутата представительного органа муниципального образования, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования; – положение о комиссии представительного органа муниципального образования по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обяза- тельствах имущественного характера, предоставляемых депутатами представительного органа муниципального образования и состава комиссии представительного органа муниципального образования по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами представительного органа муниципального образования. С их использованием в 2016 году советами депутатов районного, городского и сель- ского уровней принято 640 нормативных правовых актов. Работа прокуратуры области по обеспечению эффективного взаимодействия с орга- нами государственной власти и местного самоуправления региона в сфере нормотвор- чества будет продолжена. § 2. Участие Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области в законотворческой деятельности Участие в законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов является одним из основных направлений деятельности Управления Минюста России по Липецкой области (далее – Управление).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz