Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 89 /25467/12 МАЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Продолжение на 6-й стр. ВВЕДЕНИЕ Представленный 10-й доклад о состоянии законодательства Липецкой области в 2016 году (далее – доклад) подготовлен в соответствии со статьей 10 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге правоприменения норматив- ных правовых актов Липецкой области и нормотворческой деятельности». Доклад отражает основные тенденции развития законодательства Липецкой об- ласти, дает общую оценку деятельности субъектов права законодательной инициативы, систематизирует результаты законотворческой деятельности Липецкого областного Совета депутатов, проведенных правовых и антикоррупционных экспертиз, содержит предложения по дальнейшему совершенствованию федерального законодательства и законодательства области, а также итоги реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации. Важнейшими направлениями в работе регионального парламента стало совершен- ствование правового регулирования в сфере государственного строительства и мест- ного самоуправления, в экономической, социальной сферах, в сферах обеспечения и защиты прав граждан, развития институтов гражданского общества. Настоящий доклад адресован органам государственной власти Липецкой области, органам местного самоуправления, институтам гражданского общества в целях обе- спечения систематизированной информацией о состоянии законодательства области в 2016 году, об актуальных вопросах законодательного регулирования, а также перспек- тивах развития федерального законодательства и законодательства Липецкой области. Часть I. Общий анализ законодательства Липецкой области и законотворческого процесса Глава 1. Законотворческий процесс в Липецком областном Совете депутатов в 2016 году Законотворческая деятельность Липецкого областного Совета депутатов в 2016 году осуществлялась в соответствии с программой нормотворческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2016 год, утвержденной постановлением Липецкого об- ластного Совета депутатов от 24 декабря 2015 года № 1371-пс. В 2016 году работа Липецкого областного Совета депутатов осуществлялась депута- тами V и VI созывов. Первая организационная сессия депутатов VI созыва состоялась 22 сентября 2016 года. Всего в 2016 году проведено 10 сессий – 4 сессии депутатов V созыва и 6 сессий депутатов VI созыва и рассмотрен 221 вопрос. Принято 106 законов области, из которых 13 базовых, 82 закона о внесении изменений в законы Липецкой области, 2 закона об исполнении бюджетов, 9 законов о признании утратившими силу отдельных законов Ли- пецкой области. В соответствии с программой нормотворческих работ Липецкого областного Со- вета депутатов в 2016 году из 43 запланированных к принятию было принято 33 закона области. Из числа оставшихся – 4 законопроекта включены в план работы Липецкого областного Совета депутатов на 2017 год (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 22 декабря 2016 года № 137-пс «О плане работы Липецкого областного Со- вета депутатов на 2017 год»), 4 законопроекта не внесены в Липецкий областной Совет депутатов, 1 законопроект отозван разработчиком, 1 законопроект по инициативе раз- работчика исключен из программы нормотворческих работ. Помимо программы нормотворческих работ депутатами областного Совета было принято 73 закона области. Прохождение законопроектов с учетом распределения по субъектам права законо- дательной инициативы в областном Совете представлено в таблице. Субъект права законодательной инициативы Количество при- нятых законопро- ектов % от числа принятых законов области Глава администрации области 62 58,5 Администрация области 8 7,5 Председатель областного Совета депутатов, депутаты об- ластного Совета депутатов 12 11,3 Комитеты областного Совета депутатов 9 8,5 Представительные органы местного самоуправления 2 1,9 Члены Совета Федерации Федерального Собрания Рос- сийской Федерации – представители областного Совета депутатов и администрации области - - Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Липецкой области - - Прокурор области 8 7,5 Председатель Липецкого областного суда - - Председатель Арбитражного суда области - - Начальник Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области 5 4,7 Группа избирателей - - * В качестве субъектов законодательной инициативы выступили совместно прокурор области и начальник Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области, по результатам рассмо- трения внесенного законопроекта принят Закон Липецкой области от 16.11.2016 года № 11-ОЗ «О внесении изменения в статью 36 Закона Липецкой области «Об основах библиотечного дела и обяза- тельном экземпляре документов в Липецкой области». Из таблицы следует, что наибольший показатель по количеству принятых законов из числа внесенных каждым субъектом права законодательной инициативы на рассмотре- ние областного Совета у главы администрации области – 58,5%, председателя и депу- татов областного Совета – 11,3%, комитетов областного Совета – 8,5%, по 7,5% – адми- нистрации области и прокурора области, 4,7% – начальника Управления Министерства юстиции РФ по Липецкой области, наименьший показатель – 1,9% – у представительных органов местного самоуправления. За прошедший год принят 21 закон, инициированный фракциями и комитетами Ли- пецкого областного Совета депутатов: фракцией «Единая Россия» – 10 законов Липецкой области: 1. от 26 февраля 2016 года № 506-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О правовом регулировании вопросов пожарной безопасности в Липецкой об- ласти»; 2. от 11 мая 2016 года № 526-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его из- менения»; 3. от 7 июня 2016 года № 541-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об избирательной комиссии Липецкой области»; 4. от 7 июня 2016 года № 542-ОЗ «О внесении изменения в статью 1-1 Закона Ли- пецкой области «Об избирательной комиссии муниципального образования в Липецкой области»; 5. от 7 июня 2016 года № 543-ОЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Ли- пецкой области «О статусе, порядке формирования и полномочиях территориальных и участковых избирательных комиссий в Липецкой области»; 6. от 16 июня 2016 года № 548-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов»; 7. от 23 июня 2016 года № 546-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Ли- пецкой области по вопросам предоставления мер социальной поддержки детям, остав- шимся без попечения родителей»; 8. от 1 августа 2016 года № 557-ОЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Липец- кой области «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на терри- тории Липецкой области»; 9. от 1 августа 2016 года № 561-ОЗ «О внесении изменения в Закон Липецкой обла- сти «Об установлении на территории Липецкой области случаев, при которых не требу- ется получение разрешения на строительство»; 10. от 16 ноября 2016 года № 19-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области»; фракцией «Справедливая Россия» – Закон Липецкой области от 26 декабря 2016 года № 35-ОЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Липецкой области»; комитетом областного Совета депутатов по законодательству и правовым во- просам – 4 закона Липецкой области: 1. от 1 апреля 2016 года № 516-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «О нормативных правовых актах Липецкой области»; 2. от 1 августа 2016 года № 552-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Липецкой обла- сти об административных правонарушениях»; 3. от 26 декабря 2016 года № 42-ОЗ «О внесении изменений в статью 14-1 Закона Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области»; 4. от 26 декабря 2016 года № 43-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области»; комитетом областного Совета депутатов по государственному устройству и местному самоуправлению – 6 законов Липецкой области: 1. от 1 апреля 2016 года № 515-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой обла- сти «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов»; 2. от 11 мая 2016 года № 521-ОЗ «О выборах депутатов Липецкого областного Сове- та депутатов»; 3. от 11 мая 2016 года № 523-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липец- кой области»; 4. от 11 мая 2016 года № 522-ОЗ «О признании утратившими силу некоторых законов Липецкой области о выборах»; 5. от 16 июня 2016 года № 549-ОЗ «Об образовании населенных пунктов на терри- тории сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области»; 6. от 1 августа 2016 года № 558-ОЗ «Об образовании населенного пункта на террито- рии сельского поселения Телегинский сельсовет Становлянского муниципального райо- на Липецкой области». Продолжена практика внесения законопроектов совместно депутатами – членами разных фракций в областном Совете, свидетельствующая о согласованности их пози- ций. В 2016 году был разработан законопроект «О внесении изменений в статью 40 За- кона Липецкой области «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов» совместно заместителем председателя областного Совета депутатов В.Ф. Загитовым (Единая Россия), заместителем председателем комитета областного Совета по соци- альным вопросам Л.В. Ксенофонтовой (Справедливая Россия), заместителем предсе- дателя природоохранного комитета областного Совета депутатов А.Я. Яськовым (ЛДПР). По результатам его рассмотрения принят Закон Липецкой области от 26 февраля 2016 года № 503-ОЗ «О внесении изменений в статью 40 Закона Липецкой области «О выбо- рах депутатов Липецкого областного Совета депутатов». В 2016 году внесены в Липецкий областной Совет депутатов 2 законодательные ини- циативы Совета депутатов городского округа город Елец, по результатам рассмотрения которых приняты 2 закона Липецкой области: 1. от 16 ноября 2016 года № 7-ОЗ «О внесении изменений в часть 6 статьи 10-1 За- кона Липецкой области «О социальной поддержке обучающихся образовательных ор- ганизаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»; 2. от 12 декабря 2016 года № 28-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой об- ласти «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области». Всего в 2016 году было проведено 11 заседаний комиссии по рассмотрению и внесе- нию предложений по проектам федеральных законов, законов области и постановлений областного Совета депутатов (далее – комиссия), которые традиционно проходили с участием представителей органов государственной власти области, государственных органов области, прокуратуры области, Молодежного парламента области, предста- вителей гражданского общества. В рамках работы комиссии субъекты права законода- тельной инициативы имеют возможность получать заключения по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз прокуратуры области, Управления Министерства юсти- ции Российской Федерации по Липецкой области, правового управления областного Совета депутатов, Общественной палаты области и других заинтересованных структур на подготовленные ими проекты нормативных правовых актов, позволяющих инициатору доработать нормативный правовой акт до его рассмотрения профильным комитетом регионального парламента, что способствует повышению качества вносимых на рассмо- трение регионального парламента законодательных инициатив. В нарушение пункта 16 статьи 41 Регламента Липецкого областного Совета депу- татов без прохождения законопроекта через комиссию в 2016 году принято 15 законов (14% от общего числа принятых законов): 10 – внесенных главой администрации и адми- нистрацией области, 5 – комитетами и депутатом областного Совета депутатов. Количе- ство таких законов, по сравнению с 2015 годом, уменьшилось на 28,6%. В 2016 году областным Советом принято 331 постановление Липецкого областного Совета депутатов, в том числе 37 нормативного характера, из которых 4 внесены пред- седателем Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилиным, 4 – заместителем председателя Липецкого областного Совета депутатов В.Ф. Загитовым, 1 – председа- телем комитета Липецкого областного Совета депутатов по социальным вопросам О.С. Глотовой, 4 – комитетом областного Совета по государственному устройству и местному самоуправлению, 17 – главой администрации области, 3 – администрацией области, 1 – совместно председателем Липецкого областного Совета депутатов и главой админи- страции области, 3 – председателем Липецкого областного суда. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы подготовлены 4 проекта федеральных законов: 1. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 3 ноября 2016 года № 59-пс) . Проектом федерального закона предлагается усилить административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федера- ции об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за административные правонарушения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе статьями 11.8 (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления), 11.8.1 (управление маломерным судном судо- водителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном), 11.9 (управление судном судоводителем или иным лицом, нахо- дящимися в состоянии опьянения), 11.10 (нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах), 11.13 (наруше- ние правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в со- стоянии опьянения). Законопроект отклонен Государственной Думой ФС РФ 22 февраля 2017 года. 2. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях правового по- ложения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 24 марта 2016 года № 1422-пс) . Акци- онерные общества работников – одна из наиболее распространенных в мире форм кол- лективных предприятий. В России в соответствии с действующим законодательством коллективными формами хозяйствования являются кооперативы и закрытые акционер- ные общества работников (народные предприятия). Организация и функционирование народных предприятий регулируется Федеральным законом от 19 июля 1998 года №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Однако практическое действие Закона затруднено, поскольку его нормы предусматривают только преобразование коммерческих организаций и не предусматривают возможности учреждения нового акционерного общества, устанав- ливают жесткие ограничения по численности работающих (от 51 до 5000) и доли акций в собственности работников (свыше 49%). Внесение изменений в Федеральный Закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» является необходимой мерой, предназначенной для увеличения количе- ства народных предприятий и упрощения порядка их создания. В соответствии с пред- лагаемыми изменениями предусматривается возможность преобразования в народное предприятие любой коммерческой организации, отменятся требование к количеству ак- ций (не менее 49%), которым должны обладать работники к моменту принятия решения о создании народного предприятия. При этом работникам народного предприятия долж- но принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51 процентов его уставного капитала (а не 75 процентов, кото- рые установлены действующей редакцией федерального закона). Также снижается необходимая среднесписочная численность работников предпри- ятия с 51 человека до 25, отменяются требования к максимальному числу акционеров народного предприятия. Эти нормы направлены на упрощение и оптимизацию порядка преобразования организаций в народное предприятие. Законопроект доработан с учетом замечаний Комитета Государственной Думы Фе- дерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям и в уточненной редакции направлен на рассмотрение Государ- ственной Думы ФС РФ. 3. «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 16 июня 2016 года № 1528-пс) . Законопроектом предлагается дополнить статью 156 УК РФ примечанием, раскрывающим понятие «жестокое обращение с несовершеннолетним». На основа- нии положений Конвенции о правах ребёнка и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации за 1998 год под жестоким обращением с несовершеннолетним предлагается понимать сопряженное с неисполнением или ненадлежащим исполнени- ем обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего применение физического или психического насилия в отношении несовершеннолетнего, покушение на его половую неприкосновенность, пренебрежение жизненными потребностями несовершеннолетне- го, если эти действия (бездействие) создают реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетнего либо направлены на причинение вреда жизни или здоровью несовершеннолетнего. Законопроект находится на рассмотрении Государ- ственной Думы ФС РФ. 4. «О внесении изменений в статью 33333 части второй Налогового кодекса Россий- ской Федерации» (постановление Липецкого областного Совета депутатов от 3 но- ября 2016 года № 60-пс) . Проект федерального закона предусматривает установление размера госпошлины за переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с добавлением в лицензию новых обособленных подразделений. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 221-ФЗ «О внесе- нии изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» государственная пошлина за переоформление лицензии в связи с изменением наиме- нования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указан- ного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии установлена в размере 3 500 рублей. В настоящее время размер государственной пошлины за переоформление лицен- зии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с открытием новых обосо- бленных подразделений не зависит от количества заявленных подразделений и состав- ляет 3 500 рублей. Обеспечение публичного порядка в области государственного регулирования обо- рота алкогольной продукции, в том числе ее розничной продажи, напрямую связано с необходимостью уплаты государственной пошлины. При определении конкретного размера государственной пошлины должны учиты- ваться фактические затраты каждого уполномоченного органа по совершению юриди- чески значимых действий. При рассмотрении заявления о переоформлении лицензии в связи с включением в действующую лицензию новых обособленных подразделений, лицензирующий орган несет сходные с затратами при рассмотрении заявления о выда- че (продлении) лицензии трудовые и финансовые затраты, связанные с проведением, в первую очередь, выездных внеплановых проверок. При этом трудозатраты при проверке одного обособленного подразделения несопоставимы с трудозатратами при проведе- нии нескольких объектов, принимая во внимание тот факт, что, как правило, все объекты находятся в значительной удаленности друг от друга. Такая ситуация приводит к тому, что расходы бюджета превышают доходы от уплаты государственной пошлины. Зачастую таким положением вещей злоупотребляют сете- вые лицензиаты, старающиеся включить в заявление о переоформлении лицензии как можно больше новых обособленных подразделений. Кроме того, повышение размера госпошлины при обращении с заявлением о переоформлении лицензии в связи с от- крытием новых объектов по розничной продаже алкогольной продукции полностью укла- дывается в Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населе- ния Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Прави- тельства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р, основными целями которой являются значительное снижение уровня потребления алкоголя, включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, повышение эффективности системы про- филактики злоупотребления алкоголем и эффективности регулирования алкогольного рынка, а также обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отно- шению к экономическим интересам участников алкогольного рынка. Повышение размера госпошлины за переоформление лицензии в связи с измене- нием указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений позволит увеличить доходную часть бюджета и уравновесить трудозатраты лицензирующих орга- нов при проведении проверок. Законопроект не поддержан Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации и Правительством Российской Федера- ции. В 2016 году направлено обращение Липецкого областного Совета депутатов в Госу- дарственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости урегулирования вопроса установления административной ответственности за проезд и стоянку транспортного средства на озелененных территориях (постановление Липец- кого областного Совета депутатов от 30 ноября 2016 года № 103-пс) . В 2016 году работа Липецкого областного Совета депутатов освещалась в регио- нальных средствах массовой информации «Липецкое время», «ТВК» и ГТРК «Липецк». В средствах массовой информации вышло 28 телепрограмм «В областном Совете» и 28 радиопрограмм. Еженедельно в новостных программах региональных телекомпаний вы- ходили репортажи о работе депутатского корпуса. На страницах областной газеты «Липецкая газета» в течение года публиковались ма- териалы, посвященные работе Липецкого областного Совета депутатов, его комиссии, комитетов и сессий. Информационные материалы о работе регионального парламента публиковались в 19 районных средствах массовой информации. Требования об открытости и доступности информации о законотворческой деятель- ности органов государственной власти области, установленные Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обеспечиваются путем ежедневного размещения на официальном сайте областного Совета в сети Интернет www.oblsovet.ru новостных материалов о деятельности регионального парламента. Все заседания сессий парламента транслировались на сайте в прямом эфире. В 2016 году председатель Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилин во- шел в двадцатку самых медийных руководителей законодательных собраний страны. Среди 85 спикеров, представленных в рейтинге, П.И. Путилин занял 19-е место, приба- вив шесть пунктов. Глава 2. Характеристика качества законодательства Липецкой области В Липецкой области сложилась система нормативных правовых актов, которая в целом основательна, современна, продолжающая динамично развиваться. Законода- тельство области соответствует федеральному законодательству и изменяется с пери- одичностью внесения изменений в соответствующие федеральные нормативные право- вые акты. В 2016 году в судебном порядке нормативные правовые акты Липецкого областного Совета депутатов не обжаловались. Решением Советского районного суда города Липецка от 8 декабря 2016 года отка- зано в административном иске Соколовой Т.Ю. к Липецкому областному Совету депута- тов о признании бездействия незаконным (дело № 2а-11563/16). § 1. Участие прокуратуры Липецкой области в законотворческой деятельности Органами прокуратуры области в 2016 году принимались конкретные меры по со- вершенствованию региональной нормативной правовой базы. Работа на обозначенном направлении сопровождалась постоянным мониторингом федерального законодатель- ства, что позволяло своевременно реагировать на существующие пробелы в правовом регулировании общественных отношений на уровне Липецкой области, решать вопросы о внесении изменений в действующие юридические документы. Основными формами участия прокурора в правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, как и в предыдущие годы, явля- лись осуществление правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, уча- стие в обсуждении проектов нормативных правовых актов на заседаниях законодатель- ных, представительных и исполнительных органов, разработка проектов нормативных правовых актов в порядке законодательной инициативы и их внесение на рассмотрение депутатского корпуса, инициирование принятия нормативных правовых актов, необхо- димых для реализации федеральных законов, в том числе путем направления соответ- ствующих информаций и предложений. В частности, с использованием предоставленного прокурору области пунктом 5 ста- тьи 29 Устава Липецкой области Российской Федерации права законодательной инициа- тивы в региональный парламент было направлено 8 законопроектов. Так, по предложению прокурора области приняты законы области от 1 апреля 2016 года № 511-ОЗ «О внесении изменения в Закон Липецкой области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области» и от 1 апреля 2016 года № 512- ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правона- рушениях». Их проекты были подготовлены по результатам мониторинга регионального законо- дательства для обеспечения реализации Закона области от 5 июня 2014 года № 290-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области» и уста- новления административной ответственности за воспрепятствование законной деятель- ности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области. Для приведения нормативно-правовой базы области в соответствие с федеральным законодательством, в том числе со статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель- ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера- ции», по инициативе прокурора области принят Закон Липецкой области от 11 мая 2016 года № 525-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области». В целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации Конституци- ей Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и федераль- ными законами от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом бла- гополучии населения» и от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочий в сфере регулирования отношений, свя- занных с обеспечением тишины и покоя граждан в месте их жительства или пребывания, как дополнительных условий реализации закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, в том числе на охрану здоровья и отдых, а также на благоприят- ную окружающую среду, прокурором области инициировано принятие депутатами реги- онального парламента законов области от 16 ноября 2016 года № 14-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Липецкой области» и от 16 ноября 2016 года № 15-ОЗ «О внесении изменения в статью 8.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях». В 2016 году в органах прокуратуры области проведена правовая экспертиза 151 про- екта нормативного правового акта областного Совета депутатов, из числа которых в 28 проектах выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству, а также содержащие коррупциогенные факторы. К примеру, по результатам правовой экспертизы законопроекта «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транс- портной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Липецкой области», ко- торым предлагалось урегулировать отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения и доступа маломобильных граждан к объектам соци- альной, транспортной и инженерной инфраструктур, установлено, что в нем содержатся обязательные для выполнения исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями независимо от орга- низационно-правовых форм требования к созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур, для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Вместе с тем в силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Феде- рации и органам местного самоуправления предписано обеспечить инвалидам соответ- ствующие условия исключительно в пределах предоставленных полномочий. Более того, порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов со- циальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи подлежит установлению федеральными ор- ганами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной вла- сти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Следует также отметить, что ряд положений законопроекта хотя и дублировали фе- деральные нормы, но не воспроизводили их дословно, несмотря на то, что по своей сути являлись компиляцией и воспроизведением санитарно-эпидемиологических, техниче- ских, градостроительных и иных требований, предусмотренных федеральным законода- тельством. Подобное частичное воспроизведение федеральных положений вело к иному право- вому регулированию на региональном уровне и не могло обеспечить надлежащих право- вых гарантий прав маломобильных групп населения, что не допускается федеральным законом. По результатам правовой экспертизы прокуратурой области подготовлено отрица- тельное заключение. Законопроектом «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об администра- Постановление седьмой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва № 228-пс от 20.04.2017, г. Липецк О докладе Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состоянии законодательства Липецкой области» Представленный 10-й доклад демонстрирует основные тенденции развития зако- нодательства Липецкой области в соответствии с целями и задачами государственной политики и социально-экономического развития региона, направленными на созда- ние благоприятных условий для жизнедеятельности населения Липецкой области. В 2016 году реализованы ключевые направления деятельности государства, обо- значенные в Послании Президента Российской Федерации, направленные на дальней- шее развитие гражданского общества, сохранение социальных обязательств, обеспе- чение экономической стабильности и повышение благосостояния граждан. В докладе традиционно приведен обзор принятых нормативных правовых актов Ли- пецкой области по сферам правового регулирования, представлен анализ их качества, приведены результаты мониторинга правоприменения Закона Липецкой области «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области», итоговые положения за- седания Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов по вопросу жестокого обращения с детьми, сформулированы предложения по совершенствова- нию федерального законодательства и законодательства области. В социальной сфере совершенствовано законодательство в части усиления защи- ты прав и законных интересов родителей и детей. С 1 января 2017 года введена новая мера социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата в размере 7 260 рублей детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, оба родителя ко- торых неизвестны. В целях усиления материальной поддержки малоимущих молодых семей увеличен размер единовременной социальной выплаты в связи с рождением первого ребенка с 15 000 до 20 000 рублей. В целях стимулирования и поддержки акту- альных научных исследований, увеличения вклада ученых в развитие экономики реги- она учреждена новая областная премия имени Н.Г. Басова в размере 250 тыс. рублей. С 1 января 2016 года предусмотрена мера социальной поддержки в виде компенса- ции расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквар- тирном доме в размере 100% для граждан, достигших возраста 80 лет. Установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% за содер- жание жилого помещения инвалидам, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, одновременно являющимся льготниками областного уровня. В свя- зи с расширением категории лиц, имеющих право на получение мер социальной под- держки, за гражданами, которые на момент окончания Второй мировой войны были не- совершеннолетними, то есть родились в период со 2 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года, закреплено право на получение звания «Ветеран труда Липецкой области». В целях развития институтов гражданского общества в регионе определен прин- ципиально новый порядок формирования Общественной палаты Липецкой области, сформирован новый состав членов Общественной палаты. В части развития потребительской кооперации и народных предприятий в Госу- дарственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», ос- новной идеей которого является упрощение порядка создания и управления предпри- ятиями, находящимися в коллективной собственности работников. В то же время остаются актуальными вопросы более тщательного планирования нормотворческой деятельности субъектами права законодательной инициативы и со- блюдения требований Регламента Липецкого областного Совета депутатов при внесе- нии и рассмотрении проектов нормативных правовых актов. В 2016 году депутатами законодательного органа области было рассмотрено и принято более чем в два с по- ловиной раза больше законопроектов, чем было запланировано. 15 законов области принято в нарушение статьи 41 Регламента Липецкого областного Совета депутатов, то есть без прохождения комиссии по рассмотрению и внесению предложений по проектам федеральных законов, законов области и постановлений областного Совета депутатов. С целью исключения подобных фактов необходимо более конструктивное взаимо- действие всех участников законодательного процесса на всех его стадиях, что является залогом качества принимаемых нормативных правовых актов и, как следствие, гаран- тией реализации прав и интересов жителей области во всех сферах общественной жизни. Содержащиеся в докладе итоги законотворческого процесса должны способство- вать обоснованности законодательных инициатив, повышению эффективности законо- дательного процесса и стабильности законодательного регулирования. Учитывая изложенное, решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, частью 3 статьи 10 Закона Липецкой об- ласти от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области», областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состоя- нии законодательства Липецкой области». 2. Считать, что в докладе 2016 года дана комплексная характеристика состояния за- конодательства Липецкой области, определены основные направления совершенство- вания законодательного процесса в целях наиболее полного обеспечения интересов, прав и свобод человека и гражданина. 3. Субъектам права законодательной инициативы при планировании законодатель- ной деятельности обратить внимание на соблюдение плана работы Липецкого област- ного Совета депутатов по законотворческой деятельности, порядка и сроков внесения законопроектов в соответствии с требованиями Закона Липецкой области от 27 марта 1997 года № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области». 4. При подготовке программы нормотворческих работ на этапе планирования субъ- ектам права законодательной инициативы обеспечивать системный подход к развитию законодательства области, определению долговременных целей. 5. Комитетам Липецкого областного Совета депутатов, депутатам Липецкого об- ластного Совета депутатов использовать выводы и рекомендации доклада при осу- ществлении своей деятельности и реализации полномочий областного Совета депута- тов. 6. Направить доклад Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состо- янии законодательства Липецкой области» в Совет законодателей, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министер- ство юстиции Российской Федерации, Главному федеральному инспектору по Липец- кой области, главе администрации Липецкой области, в администрацию Липецкой области, Липецкий областной суд, Арбитражный суд Липецкой области, прокуратуру Липецкой области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, Уполно- моченному по правам ребенка в Липецкой области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Липецкой области, Общественную палату Липецкой области, ор- ганы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Липецкой области. 7. Опубликовать текст доклада Липецкого областного Совета депутатов за 2016 год «О состоянии законодательства Липецкой области» и разместить на официальном сай- те Липецкого областного Совета депутатов. 8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz