Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

4 Праздник со слезами на глазах «Отец» советских асов Из Липецкого учебного авиацентра на фронт отправилось несколько тысяч боевых летчиков Стальная магистраль жизни В канун Дня Победы он отметил сотый день рождения Милада Федюкина Накануне своего дня рожде- ния Георгий Ермаков долго не спал. Волновался и отчего-то переживал. Хотя чего тут странного? Не каждому приходится встречать свое... столетие. В шесть часов он сел к окну в ожидании гостей... Поздравительный адрес А их оказалось немало. И каждый, кто побывал в этот день в маленькой квартирке на окраине Ельца, чувствовал осо- бенность момента. К ветерану Великой Отечественной приш- ли глава города Сергей Панов, председатель городского Совета ветеранов Александр Бурцев, представители управления со- циальной защитынаселения. А еще в день рождения не забыли Ермакова те, с кем работал в послевоенные годы Георгий Алексеевич в локомотивном депоЮго-Ввосточнойжелезной дороги в Ельце. Букеты цветов, подарки, пожелания долголетия и здоро- вья. И, конечно, самый главный поздравительный адрес — от Президента РФ Владимира Пу- тина. Ветеран радовался этому как ребенок и трепетно держал в руках конверт с грифом «Мо- сква. Кремль». И прочитать строки поздравления захотел только сам. Медленно, с пау- зами, по слогам произносил он адресованные ему слова: «…Примите искренние поздрав- ления с юбилеем. Вы принадле- жите к легендарному поколе- нию победителей и созидате- лей, которое с честью прошло через тяжелейшие испытания военного времени, восстановило страну, создало тот фунда- мент, который служит нам сегодня» . Глаза ГеоргияАлексе- евича заблестели… Задрожали руки…. Своя передовая Ермаков на войне не стре- лял из пулеметов, не ходил в разведку. У него была своя передовая, где победами ста- новились отремонтированные семафоры и спасенные локо- мотивы, вовремя перегнанные на ремонт в депо. Московско- Донбасская железная дорога в годы Великой Отечественной была одной из составляющих транспортной сети, которая понесла колоссальные потери. Тысячи километров разбитой стальной колеи, взорванные станции, мосты, водонапорные башни и гидроколонки. Весь личный состав спецформиро- ваний НКПС был переведен на положение «состоящих в рядах КраснойАрмии». Все рабочие и служащие железных дорог на период войны считались моби- лизованными и закреплялись для работы на железнодорож- ном транспорте. Это, по сути, уравнивало работу железных дорог и железнодорожников с боевыми действиями военных на фронтах. По пути в Берлин Завершающий этапВеликой Отечественной войны стал для Ермакова самым трудным от- резкомна путик окончательной победе. «Значение транспор- та как важнейшего средства связи фронта и тыла еще бо- лее возросло как в отношении обеспечения наступательных операций Красной Армии, так и в отношении осуществления перевозок для нужд народного хозяйства», — писал в начале 1945 года журнал «Железно- дорожный транспорт». Линия фронта проходила уже вдали от важнейших экономических центров страны, а это требова- ло умелого маневрирования в поездной работе, четкого регу- лирования вагонопотоков. И в первуюочередь—продвижения войск и грузов для нужд дей- ствующей армии. — Мы должны были обе- спечить фронт боеприпасами и продовольствием, улучшать работу дорог, — сегодня, отме- рив столетний рубеж прожитой непростой жизни, Ермаков точно помнит свои обязанности. И благодаря ему, и тысячам таких же советских трудяг, железнодорожный транспорт справился. За героизм и до- блесть Георгий Алексеевич был награжден первой советской наградой времен Великой Оте- чественной войны — орденом Отечественной войны II степе- ни, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В середине пятидесятых го- дов он вернулся в родной Елец. Разрушенная страна в мирное время вновь требовала напря- женного труда. Всю своюжизнь он посвятил локомотивному депо ЮВЖД. Обучал молодых железнодорожников, делился опытом. А потом, как пенсия подошла, не удержался — вер- нулся в родные цеха. И только когда исполнилось семьдесят восемь лет, ушел на заслужен- ный отдых. Риск был их профессией Из хроники Задонской разведшколы Кирилл Васильев Разведшкола в Ельце была создана в самом начале войны—в августе 1941-го. А когда немцы подошли к городу совсем близко, ее перевели в Задонск. Там она действовала до конца 1943 года. Курс подготовки был предельно сжат. Первые группы ушли на задания уже через месяц усиленной учебы. Всего в Задон- ске удалось подготовить 164 группы и отряда, а также 94 разведчика, которые работали в одиночку. Среди них были радисты и подрывники, снайперы и разведчики, переводчи- ки, шифровальщики, санинструкторы... Многие воевали в партизанских отрядах. Две биографии Тимофея Ноура В этой школе учились со- всем молодые люди. Но о чем говорить, если даже руководи- телю ее к началу войныиспол- нилось всего двадцать шесть. Его звали Тимофей Ноур (на фото слева) . Крестьянский сын из Одесской области. Рано — в два года — остался без отца. Был пионервожатым в сельской школе, учился на рабфаке. Невысокий, щуплый паренек, он как будто бы со- всем не подходил для миссии контрразведчика. Но за пять лет до рокового июня сорок первого Тимофея направили по комсомольской путевке именно на эту трудную стезю. Учился он хорошо. Служил в разных местах, выполнял все более сложные задания. За год до войны в его характе- ристике было записано: «Как оперативный работник — растущий, проявляет в работе инициативу и желание. Тол- ковый, в обстановке ориен- тируется быстро, агентурную работу освоил». Уже в первые месяцы войны он создавал истребительный батальон, потом партизанские отряды на Данковщине, подбирал ко- мандиров, намечал места для дислокации, а также для хра- нения оружия, боеприпасов, продовольствия. Занимался Тимофей Григорьевич мно- гим, в том числе отработкой взаимодействия партизан- ских отрядов Лебедянского, Данковского, Чаплыгинского районов. Но дальше, если судить по документам, Ноур с декабря сорок первого находился в Горьком на курсах руководя- щего оперативного состава, потом в резерве аж до июля сорок третьего. Однако эти за- писи сделаны скорее всего из соображений секретности. В действительности он продол- жал возглавлять Задонскую разведшколу. О том, каким отличным руководителем был Тимофей Григорьевич, свидетельство- вал, например, один из кур- сантов—НаумМитрофанович Федоров. О нем самом, кстати, можно написать приключен- ческий роман. Командир раз- ведгруппы из пяти человек. Дважды побывал за линией фронта. На третий раз не по- везло: Федоров подорвался на мине. Под огнем гитлеров- цев товарищи вынесли его с ничейной земли. Госпиталь. После долгого лечения кава- лер орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степе- ни жил в Ельце, преподавал в школе, поступил в учитель- ский институт. Не словами , а делом А теперь — воспоминания Федорова о Ноуре: —Егопобаивалисьинструк- торы и уважали курсанты. Ак- куратист.Быстрыедвиженияи не менее быстрое, прямо-таки мгновенноепринятиерешений. Ничего не упускал из виду. Идут, допустим, занятия по физподготовке.Кто-то с трудом подтягиваетсянаперекладине. Ноур тут как тут: быстро по- дойдет и полтора десятка раз легковыполнитупражнение.И все, никаких нотаций. Просто скажет: «Вот так надо владеть своимтелом!»Онотменно стре- лялиизнашего, иизнемецкого оружия. А как точно инструк- тировал, отправляя людей на задание! А после непременно обстоятельно беседовал с вер- нувшимися разведчиками. Позднее Ноур работал в Орле. И также блестяще. Вы- явил и арестовал несколько немецких шпионов. А после войны трудился в Ельце. Две- надцать лет елецкие чекисты работали под его руковод- ством. Прямое отношение Воспитанники Задонской разведшколы имели прямое отношение к ряду важных событий в хронике войны. Например, благодаря им ле- том сорок второго удалось установить: в оккупированном Орле немцыорганизовали раз- ведовательно-диверсионную школу. Там обучалось около трехсот курсантов из военно- пленных. Успешно работали раз- ведывательно-диверсионные группы. Скажем, за одну не- делю в конце ноября—начале декабря 1941 года они собрали важные разведданные, выяс- нили, какова концентрация сил противника в нескольких регионах, да еще и взорвали мост. Отдельный сюжет — исто- рия комсомолки Елизаветы Кирилловой. Внародномопол- чении ельчан она осваивала непростую для девушки на- уку: метко стрелять, метать гранату. Эти уроки ей давали командиры, прошедшие бо- евую подготовку у чекистов. Когда гитлеровцы окку- пировали Елец, Кириллова со своими товарищами оказалась в селе Трубетчино. Вдвоем с другой бесстрашной девушкой Анной Гайтеровой отправи- лась на разведку в Елец. Ин- структировал их командир из НКВД. Он передал письмо для елецких подпольщиков. На Введенском мосту немецкий пост не пропустил девушек. Но, переночевав в Ламской слободе, они на другой день с ведрами в руках все равно хо- рошо погуляли по городу, зор- ко фиксируя, где у фашистов орудия, пулеметы, где штаб, медсанбат. И письмо подполь- щикамтоже было, разумеется, доставлено. НАШЕЙ ПАМЯТИ ДОСТОИН На аллее Славы в парке Победы города Кирова установлены бюсты четырёх вятских маршалов : Ивана Конева , Леонида Го - ворова , Константина Вершинина , Сергея Соколова . На северо - западе Москвы в микрорайоне « Улица героев » их имена носят соседние улицы . Именем Вершинина названы также улицы в Волгограде , в Кривом Роге , Крымске , Звенигово и Санчурске . В некоторых из этих городов он никогда не бывал , но память о нём там хранят . В Липецке же , где он стал талантливым вое начальником , такой улицы нет . Надо надеяться , что пока ... Главный маршал авиации Константин Вершинин, первый летчик-космонавт СССРЮрий Гагарин и Герман Титов (Москва, кабинет Главкома ВВС, 1961 год). Группа бомбардировщиков Пе-2 на выполнении боевого задания. Опергруппа чекистов вернулась из рейда по тылам противника. Юрий Бакланов В музее Липецкого авиацентра есть его портрет и строки о том, что он служил на Высших авиационных курсах ВВС в 1934- 1941 годах, получив здесь незаменимый опыт лётчика и руко- водителя. На страже Родины Биография Константина Вершинина во многом типична для молодёжи того времени. Он родился в деревне Боркино СанчурскогорайонаКировской области в бедной крестьянской семье и уже с одиннадцати лет рубил лес и плотничал, зара- батывая себе на хлеб. В четыр- надцать парень уехал в городок Звенигово соседнейМарийской АССР, чтобы поступить на судоремонтный завод. Одно- временно он учился в вечерней школе. В девятнадцать лет его призвали на военную службу в Рабоче-Крестьянскую Крас- ную Армию, а в двадцать он, окончив Симбирские пехотные курсы, стал командиром роты. ПослеВысшихкомандныхкур- сов «Выстрел» ему доверили стрелковый батальон. Для дальнейшего продви- жения по службе Вершинин поступил в Военную орденов Ленина и Октябрьской Рево- люции, Краснознамённую, ордена Суворова академиюим. М. В. Фрунзе, но после первого курса в связи с необходимостью развивать военную авиацию был направлен в Военно-воз- душную инженерную орденов Ленина и Октябрьской Ре- волюции, Краснознамённую академию имени профессора Н. Е. Жуковского. После ее окончания служил в НИИ, а в феврале 1934 года был пере- ведён в Липецк командиром авиаэскадрильи. Вмае 1941 года полковника Вершинина назначили началь- ником Высших авиационных курсов по подготовке и повы- шениюквалификации лётного состава. Это был единственный хорошо организованный авиа- центр с коллективом обучен- ных специалистов, созданный в Центральном Черноземье. Аэроузел состоял из двух ос- новных и четырёх запасных аэродромов, насчитывал около 150 самолётов всех типов фрон- товой авиации, имел все мате- риально-технические средства, пилоты были подготовлены к действиям в условиях вой- ны. Каждый месяц курсы за- канчивали по четыре полка лётчиков. Все для фронта 22 июня, когда стало из- вестно, что значительная часть наших самолётов была уничто- жена на аэродромах в первые часы нападения фашистов, руководящему составу кур- сов Вершинин отдал приказ максимально оценить свой потенциал и уже через сутки доложил Главкому, что мож- но сформировать пять-шесть строевых авиаполков. 27 июня директивой Генштаба курсы были преобразованы в Липец- кий авиационный учебный центр ВВС с задачей формиро- вания авиационных полков на базе новейших пикирующих бомбардировщиках Пе-2. 9 июля в Липецке было объявлено военное положение, сформированы штаб противо- воздушной обороны, служба наблюдения и оповещения. 5-я эскадрилья на истребителях И-16 вошла в систему ПВО, а 4-я убыла на прикрытие Во- ронежа. Девятнадцать бом- бардировщиков из Лебедяни, с запасного аэродрома, отпра- вили на фронт в составе диви- зии дальней авиации. Затем директивой штаба ВВС было запрещено отправлять лётчи- ков центра на фронт. Теперь главная задача заключалась в переучивании выпускников летных училищ на пилотиро- ваниеПе-2. Ксередине октября из Липецка на фронт отбыли девять маршевых авиаполков на 232 бомбардировщиках. 23 сентября полковника Вершинина назначили коман- дующим ВВСЮжного фронта. Зная боевые возможности пи- кирующих бомбардировщи- ков, он учил лётчиков атако- вать наступающие танковые колонны противника на малой высоте. Врезультате успешных действий авиации фронта уже через месяц командование присвоило ему звание генерал- майора. Как вспоминает в своих книгах выдающийся совет- ский летчик, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, именно благо- даря стратегическому таланту Вершинина во время Ростов- ской наступательной операции было впервые с начала войны достигнуто, хоть и временное, но превосходство нашей авиа- ции в воздухе. Потом было освобождение Кубани и Крыма. До конца войны Вершинин командовал 4-й воздушной армией. Ему, первому из авиационных ко- мандармов, в октябре 1943 года было присвоено звание генерал-полковника. За успеш- ное командование авиацией в ходе наступательной операции «Багратион» в Белоруссии 19 августа 1944 года Константину Вершинину присвоили звание Героя Советского Союза. К космическим открытиям В1946 году генерал-полков- ника Вершинина назначили Главкомом ВВС, заместителем министра обороны СССР. Он занимался переводом авиации на реактивную тягу. В 1949 году был внезапно понижен в должности, более трёх лет снова командовал воздушными армиями, в том числе и в Груп- пе советских войск в Германии. Затем возглавлял противовоз- душную оборону страны. В 1957 году его снова назначили Главкомом ВВС, заместителем министра обороны. Ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Высокие посты он занимал в течение двенадцати лет, когда уже го- товились полёты в космос. В Липецке есть улицы Кос- монавтов, Юрия Гагарина, Германа Титова, Валентины Терешковой, а улицы, носящей имя Константина Вершинина, нет. Но именно он своей дирек- тивой от 11 января 1960 года приказал основать Центр под- готовки космонавтов (ЦПК) в составе ВВС, лично утверждал список тех, кого принимали в этот центр, долго беседуя с каждым кандидатом. Именно Вершинин вручал удостове- рения лётчиков-космонавтов Юрию Гагарину и Герману Титову. Последние годыжизниКон- стантин Андреевич работал Генеральным инспектором Министерства обороны СССР. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ О делах чекистов в годы войны сегодня часто судят одно - боко и несправедливо . Как будто они все подряд только и отличались тем , что ловили мнимых « врагов народа » да гнали бойцов штыками в атаку . Было и это . Но сотни , тысячи людей из органов госбезо - пасности служили Родине иначе . Они сами шли на риск , они сражались с врагом в подполье , в партизанских отрядах , не жалели себя , выполняя опасные задания . Короткая , но насыщенная хроника подвигов курсантов Задонской раз - ведшколы — тому убедительное свидетельство . ДОСЛОВНО — Все меньше остается в живых участников , тружеников тыла , свидетелей Великой Отечественной . Отдавая дань па - мяти погибшим фронтовикам , ушедшим из жизни ветеранам , очень остро осознаешь , что именно благодаря их ратному и трудовому подвигу стала возможной эта долгожданная Побе - да . И всей своей жизнью , счастьем мы обязаны поколению , в судьбу которого ворвалась самая жестокая война , — сказал , поздравляя земляка с юбилеем , глава Города воинской славы Сергей Панов . Фото из личного архива автора № 86-87/25464-25465/6 МАЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz