Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
№ 84/25462/ 4 МАЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ЕЛЕНА БРЕДИС Мы, конечно, привыкли к тому, что в своем Отечестве пророков не бывает. Нет, ну где-то они, безусловно, встре- чаются, но все больше по столицам, а не в нашей тихой провинции. И даже когда эта пресловутая столица под- тверждает наличие прорыва, сделанного в той или иной сфере таким «провинциаль- ным пророком», мы всего лишь берем это «на каран- даш», не пытаясь ни вдумать- ся, ни разглядеть собственные перспективы. Когда задачи разные Не только за рубежом и в столице, но и в Липецке мно- гим известно имя крупного российского ученого-методи- ста, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РФ Ефима Пассова. Совсем недавно Российская академия естествознания офи- циально признала его осно- вателем своей, уникальной школы: «Методическая шко- ла Пассова». И что? Просто зафиксируем сей почетный факт? Впрочем, лучше предо- ставим слово самому Ефиму Израилевичу: —Есть в Сургуте образова- тельный консорциум «Линг- ва» с филиалами в Москве и Лондоне,—говорит он.—Раз- рабатывая свою систему обра- зования, они взяли за основу именно мою теорию. Чем она отличается от того, что есть сейчас? Да абсолютно всем. И прежде всего — своей целью. Ведь сегодня у нас ставится цель вырастить успешного, компетентного и конкуренто- способного индивида. Но что значит «успешный»? Еслими- нистр украл несколько десят- ков миллиардов и «слинял» за рубеж, он успешный? По нынешним критериям — да. А что значит «конкуренто- способный»? Это значит, что вокруг тебя все враги, кото- рых надо либо обойти, либо отодвинуть в сторону любым способом. Это невероятно вред- ные для ребенка и подростка установки. Да, с их помощью мыможемвырастить человека состоятельного, но не состо- явшегося! Это диаметрально противоположные понятия. А нынешний компетентностный угар? Это настоящая мина, которую подложили под наше образование. Причем никто толком не понимает, что это И один в поле воин, или Чего мы хотим от российского образования “ Интеллект — это вовсе не набор знаний, это способность к развитию и познанию такое — «компетенции», под это понятие засовывают все, что угодно. Я насчитал около ста компетенций, но среди них не оказалось ни нравственной, ни моральной. Я почти до- словно процитирую великого Энгельса: сначала придумают какой-то объект, а потом при- писывают ему те свойства, ко- торые им необходимы. Так же и с компетенциями. Я не могу это назвать иначе как компе- тентностное умопомрачение. Труд , полный мысли Надо уже в конце концов честно признать свои ошибки и сказать: «Дорогие товарищи, простите нас, мы заблуди- лись», после чего вернуться к методике как к науке. Боль- шинство людей воспринимают методику как прикладную науку, но это не так. Это со- временная, очень сложная наука нового типа. Я катего- рически против «обучения», которое необхо- димо заменить образованием. Это абсолютно разные объекты, которые отлича- ются и по цели, и по содержа- нию. А с обра- зованием у нас драма. Я не гово- рю — трагедия, потому что ее исправить нель- зя, а вот драму можно. Каким должно быть об- разование? На мой взгляд, оно должно быть че- тырехмерным: это воспитатель- ный аспект, по- знавательный, ра з вивающий и учебный. За- метьте, должно быть учение, а не обучение! В противном случае человек не учится, а подвергается обучению. Ве- ликий Ушинский писал, что «учение есть труд, но труд, полный мысли...» А как дол- жен реализовываться процесс образования? Основной меха- низм — это общение, причем диалоговое. В нем как раз и будут и воспитание, и по- знание, и развитие, и учение. Образовательное пространство должно быть человечески уютным, культурно содер- жательным и мотивационно увлекательным. К сожалению, и на между- народном уровне, и на всерос- сийском даже доктора наук не осознают всего величия образования. Нет осознания того, что такое образование и зачем оно нужно человеку, потому что все ограничивается обучением. А обучение — это всегда насилие. Но процесс образования только мы сами и создаем. Посмотрите, что сде- лали с украинскоймолодежью всего за двадцать лет! Им дали соответствующее образование и соответствующую социали- зацию. Для чего создали необ- ходимую атмосферу, начиная с детских садов. Аобразование —это всегда атмосфера, и надо понимать, насколько важно, какой она будет. Я уже несколько раз по Интернету отвечал на вопро- сы учителей всей страны. Так вот представьте, процентов семьдесят из них полностью принимают мой подход и го- товы были быработать именно по такой методике и в такой системе образования. Это моя аудитория — простые россий- ские учителя. Другой вопрос, что даже будь их сто процен- тов, они все равно не могли бы противостоять нынешней системе образования. Ей даже самминистр противостоять не может. Поэтому необходимо создавать совершенно новую систему, с иными целями и задачами. И если даже сей- час нет таких возможностей, пытаться все равно надо. Ведь капля камень точит, потому что один все-таки в поле воин. Всё поМарксу: идея становит- ся материальной силой, когда она овладевает массами. Да, к советским партийным на- чальникамможно предъявить много претензий, но если тог- да человек предлагал что-то новое и полезное, то они это сразуподдерживали. Конечно, и из своих карьерных целей, но поддерживали. А сегодня все держится на деньгах. И пока кому-то выгодна модер- низация нашего образования, она будет продолжаться. У меня есть книга, которая так и называется: «Танк модерни- зации на ниве образования». Надежда не умирает То, что Российская Акаде- мия естествознания решила напомнить о важности суще- ствования научных школ, вселяет сегодня надежды на возможность каких-то пере- мен. С другой стороны, мне очень обидно. Я работаю в Липецке с семьдесят первого года, имею массу регалий, но не вижу, чтобы в образова- нии что-то менялось. А ведь наш регион мог бы стать центром трансляции новой методики. Но для этого нужны подготовленные люди. Почему быне собрать у нас человек пятьдесят талантливых педагогов со всей России, обучить их, а они бы уже понесли новые знания туда, где работают. Это был бы уникальный по своей значимости проект. Я не преувеличиваю свою роль, просто мето- дика, как наука, сейчас в стране тихо умирает: за- крываются кафедры, со- кращаются часы на этот предмет, ликвидируются методкабинеты. Это страшно, потому что методика—это ге- нетический код образования. И за рубежом это понимают, пытаясь внедрять к нам своих эмиссаров. Потому что замени методику в образовании, и ты заменишь национальный код. Я в свое время познако- мился с Болонской системой в Германии, где побывал на уроках в двадцати учебных учреждениях. Я не увидел ни одного мало-мальски грамот- ного урока! Ни с точки зрения методики, ни с точки зрения педагогики. Все учителя были абсолютно беспомощными. Вот что мы внедрили у себя и теперь расхлебываем. Под конец я бы все-таки хотел сформулировать цели образования, как я их вижу. Как говорится, на выходе должен быть человек нравственный, интел- лектуальный и умелый. Именно в таком порядке. Интеллект — это вовсе не набор знаний, это способ- ность к развитию и познанию. Вот все и уложилось в то четырехмерное образование, о котором я говорил: нравственность—воспитательный аспект, интеллект — развивающий и познавательный, умелость — уче- ние. Осталось воплотить. ! ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АЛЬБОМА ЕФИМА ПАССОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА БЕЗОПАСНОСТЬ На воде без беды Спасатели начали патрулировать водоемы и реки МАРИНА КУДАЕВА Довольно теплая погода и праздники могут побудить лип- чан раньше времени открыть купальный сезон или опробовать водные средства передвижения. На этот случай липецкие спа- сатели вышли на ежедневное патрулирование водоемов и рек. Сотрудники государствен- ной инспекции по маломер- ным судам МЧС России по Липецкой области совместно со спасателями и внештатны- ми инструкторами проверяют места массового отдыха на- селения, излюбленные места рыболовов. Во время рейдов проводятсябеседынаместах, а если выявляются нарушения, инспекторы обязательно про- водятразъяснительнуюработу с нарушителями, напоминая о недопустимоститакогоповеде- ния, о возможныхпоследстви- ях, сообщили в пресс-службе ГУМЧС региона. Впроведениипрофилакти- ческой работы инспекторам помогают власти: главы го- родов области, руководители администраций населенных пунктов, директора школ. В ГУ МЧС региона напо- минают: если вы стали свиде- телемнесчастья, рядом с вами пострадавшие, необходимо немедленно сообщить об этом на телефон службы спасения 01, с мобильного — 112. Так- же в Главном управлении МЧС России по Липецкой об- ласти круглосуточно работает телефондоверия—8-800-200- 5-112, 8 (4742) 22-88-60.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz