Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)
представляли Долли унижен- ной, обреченной вечно про- щать мужа-ловеласа? А вот и нет.УВикторииИсаковойона человекволевойисильный.Ее Долли не плывет по течению, а делает осознанный выбор — ради дома, семьи, детей и в какой-то мере из жалости к добродушному пустельге Об- лонскому. Виктор Кищенко—Каре- нин вынужден был соперни- чать с выдающимися масте- рами —Николаем Гриценко, Оле- гомЯнковским.Ионпротаптывает собственную дорожку к разгадке своего неоднозначного персонажа. Для крупного сановника правила поведения, продиктованные его статусом, незыблемы, почти свя- щенны. Маска подмороженной невозмутимости приросла к лицу. Но лицо все-таки проступает. Ус- военная, выморочная брезгливая отстраненность от нерасчетливых, неритуальных движений души ему тяжела. В числе прочих дерзостейШах- назарова — появление в фильме персонажа, отсутствующего у Толстого. Точнее, он есть, но ему в книге пять или шесть лет. Это сын Анны Сережа, перед которым она чувствует самуюнепростительную свою вину. Режиссер «достраи- вает» его судьбу, показывая, что с ним произошло три десятка лет спустя. Сергей Алексеевич Каре- нин в исполненииКирилла Гребен- щикова — врач полевого лазарета в Маньчжурии во время Русско- японской войны. Случай сводит его с тяжелораненым Вронским. Их связывает кроме воспоминаний об Анне та естественность, с какой они существуют в гуще народной жизни, разделяя участь русских людей, воюющих и умирающих в далекой нерусской стране. Я думаю, здесь мы приблизи- лись к сердцевине шахназаров- ского замысла. С бестрепетностью хирурга режиссер ампутировал важную для Толстого сюжетную линию с Левиным и Кити. Зато освободил пространство для жест- ких, почти натуралистических маньчжурских эпизодов. С бредом умирающих. С женщиной, что упрямо, но тщетно надеется увез- ти и похоронить в России мужа, скончавшегося от ран. С окровав- леннымхалатомврача. Спокорной нищетой китайцев-аборигенов. Но при чем тут Толстойи «Анна Каренина»? А это уже и не Тол- стой. В титрах указана помимо шедевра Льва Николаевича мало кем нынче прочитанная повесть «На японской войне» Вересаева. Зачем это понадобилось, госпо- да? Не исключено, что, снимая войну, давшую старт страшно- му, кровавому двадцатому веку, Шахназаров держал в уме другую кампанию, тоже крайне неудач- ную для России, — Крымскую. В ней участвовал молодой офицер Лев Толстой, затем описавший ее в «Севастопольских рассказах». Если бы не хронологическая не- стыковка, создатель фильма мог бы отправить именно в осажден- ный Севастополь и Алексея Врон- ского, и Каренина-младшего. Но та война была проиграна задолго до встречи Вронского с Анной. Вот и пришлось обратиться к докумен- тальной прозе Вересаева. По фильму и война, даже не победоносная, и любовная страсть, обреченная, отчаянная, поскольку она против всех правил света, — разные проявления подлинной жизни. Это то, что, испытывая людей, придает смысл их суще- ствованию, предоставляет имшанс стать самими собой. Прорваться к подлинности чувств и поступков в телесериале хотят все главные герои. Не ис- ключая Алексея Каренина. Анна сжигает мосты за собой, отказыва- ясь имитировать семейнуюлюбовь и благополучие. Но фантомный со- словный мир ее не отпускает. Она блуждает среди фантомов, впадая в истерику, когда они поворачива- ются к ней спиной. А вот Вронский, пережив по- трясение, находит силы оконча- тельно отказаться от фальшивого, огороженного, отгороженного от реальности, естественности, под- линности пространства. Это не приносит счастье, но освобождает от лжи. Мотив не архаичный, а вечный. Современный философ утверждает, что «верхи» сегодня находятся в абсолютной изоляции от всех остальных. Но разве не то же наблюдал и Толстой? Поставив над хрестоматийным текстом сложный, смелый, а на чей-нибудь вкус кощунственный эксперимент, Карен Шахназаров не исказил нравственные посылы книги. Так что, может, не торо- питься со стрельбой из рогаток и пушечными залпами? Как ни оценивайпротиворечивыйхудоже- ственный итог этого опыта, он за- служивает вниманияипонимания. П ока ученые исследова- тели Толстого расчех- ляют свои тяжелые орудия, народ попроще уже открыл вИнтернете огонь из всех рогаток. В прицеле — Карен Шахназаров и его вось- мисерийная телеверсия «Анны Карениной». Как и следовало ожидать, крепче других достается Ели- завете Боярской. И спорить тут бесполезно. Если не ошибаюсь, Станиславский говорил: когда зрителю не нравится нос актера, он прав. Лично я, впрочем, ни- чего не имею против вздернутого носика Боярской. Но у Анны Карениной этой милой и не- множко, что ли, простонародной курносинки быть не должно. Или актриса обязана была сыграть так гениально, чтобы я про подобную мелочь и не думал. А заодно, лю- буясь осиной талией Елизаветы Михайловны, не вспоминал, что Анна Аркадьевна у Толстого во- все не худышка. Но у Боярской гениально не получилось. Обидная закономерность: в десятках экранизаций романа главная героиня как раз и стано- вилась слабым звеном, рождала споры и непримиримое непри- ятие. Опытный и талантливый Шахназаров наверняка отдавал себе отчет: с этой дамой попасть в яблочко почти исключено. И вы- двинул на первый план Вронско- го. Даже назватьфильмсобирался не «Анна Каренина», а «Врон- ский». Может, в том и был резон. Не только потому, что сценарий предусматривал долгий, на все во- семь серий, внутренний монолог Вронского. Через тридцать лет по- сле гибели любимой постаревший человекхочет честно разобраться, почему их отношения оборвались трагедией. Максим Матвеев сде- лал своего героя неожиданным, но интересным и убедительным. По крайней мере, для меня. Допускаю: у кого-то этотВрон- ский вызвал недоумение. Кто-то ностальгировал по главному кра- савцу советского кино Василию Лановому, что снялся в той же роли в давней картине с Татьяной Самойловой. Блестящий аристо- крат, гвардейский офицер тогда обаял, кроме Китти и Анны, всех зрителей, а особенно зрительниц. ВронскийжеуМатвеевачужой среди сливок общества. Слишком искренен, совестлив, да и незави- сим. Пожалуй, чемдольше кнему приглядываешься, тем больше он напоминаеткупринскогоРомашо- ва из заштатного армейского гар- низона, а то и своего тезку Алек- сея Турбина из «Белой гвардии» с собственным, ненавязанным «высшим светом» кодексомчести и личного достоинства. У него беззащитные, почти растерянные глаза, когда он смотрит на Анну. Онне ожидал, какой силычувство на него обрушится. Короче, это не победительный герой-любовник, а русский интеллигент с внеш- ностью и повадками не графа, а разночинца. Похожих сюрпризов у Шахна- зарова припасено несколько. Вы ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ИА «СТОЛИЦА» ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Анна и фантомы Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 80/25458/ 27 АПРЕЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 21 Обидная закономерность : в десятках экранизаций романа главная героиня как раз и становилась слабым звеном , рождала споры и непримиримое неприятие “ СМОТРИМ В АПРЕЛЕ Не буди в девушке монстра СЕРГЕЙ ИВАНОВ Чарли Ханнэм, Роберт Паттинсон и Си- енна Миллер в приключенческом боевике Джеймса Грэя, основанном на реальной, но невероятной истории «Затерянный город Z» . Эльдорадо, таинственная столица инков, за- гадочныйГородZ…Вымыселилиреальность? В 1925 году экспедиция полковникаФоссета, члена Королевского Географического обще- ства, бесследно исчезла в джунгляхАмазонии в поисках Города Z… «Знание — сила, всезнание — власть» — девиз фантастической ленты Джеймса Пон- сольдта «Сфера» по одноимённому роману Дэйва Эггерса с Эммой Уотсон и ТомомХэнк- сом. Недалёкое будущее. Мэй устраивается на работу в глобальную интернет-компанию «Сфера» , которую возглавляет гуру со- циальных медиа Эймон Бэйли. Основатель «Сферы» замечает талантливуюсотрудницу и приглашает её принять участие в прорывном эксперименте, который призван перевернуть представления миллиардов людей о возмож- ностях индивида и границах личной свободы. ВскореМэй предстоит узнать о компании-ги- ганте Кремниевой долины пугающую прав- ду. От поступков и смелости девушки будет зависеть судьба её друзей, близких и всего человечества. Энн Хэтэуэй в главной роли в ленте Начо Вигалондо «Моя девушка — монстр» . Ги- гантский монстр нападает на Сеул, разрушая все на своем пути. В Нью-Йорке потерявшая работу и бойфренда Глория понимает, что каким-то образом связана с этими фантасти- ческими событиями… Энцо Чиленти, Сэм Райли, Киллиан Мёр- фи в британскомбоевике «Перестрелка» Бена Уитли. Когда подпольная сделка по продаже оружия феерически летит под откос, целый склад превращается в масштабное поле бит- вы. Слова закончились, и заговорили стволы. Приз в игре на выживание —кейс с большой суммой денег, но унести его не так просто. Здесь вооружены все, каждый сам за себя, а хаос правит бал. После «99 франков» и «Любовьживет три года» экранизирован ещё один роман фран- цузаФредерика Бегбедера «Идеаль» , причём писатель сделал это лично. «Американки слишком здоровые, француженки слишком капризные, немки слишком спортивные, японки слишкомпокорные, итальянки слиш- комревнивые, англичанкислишкомпьющие, голландки слишком раскрепощенные, ис- панки слишком томные! Остаются русские, обладающие особойкрасотойинеобъяснимой властью над людьми» — в этом был убежден Октав, скаут крупнейшей косметической компании «Идеаль», отправляясь в Россию. Жизнь гламурного вербовщика нервная и вредная для здоровья: попробуй-ка прочесать все московские ночные клубы, попить водки с каждым встречным олигархом, поколесить по необъятным заснеженным просторам да еще пересмотреть тысячи нереальных кра- савиц. Так и с ума сойти недолго. Но долгое времяхудо-бедноОктав справлялся со своими обязанностями. Пока однажды парижское начальство, забившееся в истерике из-за опозоривших «Идеаль» смелых эротических эскапад главной звезды, не сказало ему: умри или найди за неделю не рядовую модель, а сокровище, новое — идеальное — лицо…В главной роли Гаспар Пруст.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz