Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Самолет не вышел из пике... Тридцать лет назад погибли летчики Владимир Новоселов и Евгений Захаров Владимир Меркурьев На мемориальной доске монумента Авиационной славы в Липецке среди многих имен летчиков, до конца выполнивших свой долг и заплативших за это жизнью, есть и эти два: Евгений Захаров и Владимир Новоселов. Они погибли не на войне, не в «горячей точке», а спасая людей на земле. Тревожная весна Боюсь, далеко не все мои земляки, даже вполне взрослые и зрелые, пом- нят, что они совершили. А уж про детей и подростков и говорить не приходится. Но это и несправедливо, и неблагодарно. Именно по- этому в дни, когда испол- няется тридцать лет с той поры, как их не стало, я взялся за перо, чтобы рас- сказать о последнемполете мужественных асов. ...Та весна для Влади- мира Ивановича Новосе- лова приберегла тяжелые испытания. Впрочем, это если судить с непрофесси- ональной, сугубо «земной» точки зрения. А для тех, чья профессия—учить са- молетылетать, нештатные ситуации—обычное дело. Они случались в жизни любого человека в кабине военного самолета, беском- промиссно, жестко, если не сказать жестоко, прове- ряя его мастерство, нервы, способность бороться за со- хранениемашиныисамого себя, находить выход из, по существу, безвыходного положения. Новоселову тоже не впервой было проходить через такие испытания. Он закончил элитное Ка- чинское авиаучилище. У вчерашнего курсанта как будто бы еще не было опыта. Но его наставники не сомневались: Владимир не подведет. И он не под- вел, поднимаясь в воздух в составе эскадрильи показа авиатехники специально- го гвардейского истреби- тельного полка, куда при- был сразу после окончания учебы. А в Липецке уже гвардии капитан попал в инструкторско-исследова- тельский авиаполк. Ему доверили командование звеном. Нештатная ситуация Я уже привел строчки из когда-то популярной песни о людях, учивших самолеты летать. Но тут нужно уточнение: Новосе- лов в первую очередь учил управлять новой сложной техникой своих коллег. Они прибывали в Липец- кий авиацентр осваивать новые машины. Владимир Иванович по всем пара- метрам и летал, и учил отменно. Потому-то через пару лет уже получил под свое начало эскадрилью прославленныхСу-27.Лет- чики немножко шутливо, фамильярно называли их «сушками». Но в небе «сушки» былибыстрыми, грозными и в принципе надежными машинами. И все-таки ма- шина есть машина. Даже на космических кораблях случаются ЧП. Вот и в марте 1987 года Новосе- лов при посадке увидел сигнал: не выпускаются шасси. Самолет уже кос- нулся бетонной дорожки аэродрома. Беда почти неизбежна. Но не для та- кого аса, как Новоселов. Он в доли секунды успел взмыть вверх и набрать высоту в десять тысяч метров. Но что дальше? Летчик обнаружил повреждение топливопроводов. Заполы- хал огонь. Значит, главное —немедля уйти подальше от города, от любого села или деревни. По крайней мере, если что, то самолет не рухнет на жилые дома, улицы, на людей. А затем Новоселов во- шел в глубокое пике. Так он сбил пламя. И, наконец, ему удалось выпустить шасси. Всё. Можно идти на посадку. Дважды в одну воронку Фронтовики говорят, что бомба дважды не пада- ет в одну воронку. Как буд- то быпосле тогоЧПсудьба должна была смилости- виться над Новоселовым и хоть какое-то более-менее продолжительное время не подвергать его новым опасностям. Но старая поговорка не оправдалась. Не прошло и месяца, как ситуация повторилась. 21 апреля. В учебно- боевом самолете МиГ-23 двое: Новоселов и майор Евгений Захаров. Евгению предстояло продемонстри- ровать, как он владеет мастерством ведения воз- душного боя. Высота — две с поло- виной тысячи метров. За- харов делает полуперево- рот. Но так сложилось, что угол атаки оказался больше запланированно- го. Самолет стал падать. Вновь самой первой забо- той летчиков было не дать машине упасть на населен- ный пункт. Подальше, по- дальше от села Колыбель- ское. А самолет находился уже в глубоком пике. И выйти из него оказалось невозможно. Они сумели катапультироваться. Од- нако машина была уже у самой поверхности земли, и парашютыне успели рас- крыться... Так трагически обо- рвался этот полет. Коман- дование, правительство отметили подвиг асов, по- смертно удостоив их орде- нов Красной Звезды. Вечная мутация капитала Владимир Петров Экономику невозможно втиснуть в какие-то схемы или объяснить «веч- ноживыми» учениями. Хотя на всем протяжении осмысленной истории человечества такие попыт- ки делались. Законы ее познавае- мы, но они не могут приниматься за абсолютное знание, поскольку они постоянно изменчивы. То, что происходит сегодня в мировой экономике, указывает: идут гло- бальные процессы «переформати- рования» экономических отноше- ний. Рынки сбыта давно поделены, индустриальная эпоха исчерпала свои возможности, мир вступает в новый, шестой, технологический уклад, основанный на новейших научных открытиях. Идет очередное упорядочение хаоса. У ченые рассматривают три экономические системы, которые в течение ХХ века прошло человечество: милитаристскую, кейнсианскую или монетарист- скую (Америка), директивную (СССР). Все онипотерпели поражение. Директивная, отметим, трансформировалась в Китае переходом на индикативное планирование. Этап очередного хаоса, как предполагают аналитики, должен завершиться к 2020 году. Америка, как центр накопления капитала, уступит это лидерствоКитаю (или странам БРИКС). Но на этом тенденция не завершит- ся: прогнозируется, что до середины века накопление капитала перестанет быть логической необходимостью развития. В тридцатые годы прошлого столетия мир пережи- вал подобную болезнь — переход английского цикла накопления к американскому, который завершается в наши дни. То есть центр накопления капиталов вновь смещается в другую часть планеты. Отмечается, что любой уклад формируется, как закономерность, за счет материальной экспансии (сейчас это видно на примере Китая), а затем продолжает свое существование за счет финансового паразитирования (всевластие доллара). Так было и в более ранние исторические эпохи. Яркий при- мер — центр мирового машиностроения город Детройт в США. После того как финансовая власть перешла к банкирам Уолл-Стрита, город превратился в мертвый мегаполис, а центр автомо- билестроения сместился в Юго-Восточную Азию. Н а этомфоне понятно намерение Трампа возродить промыш- ленность Америки, повер- нув время вспять. Хотя это уже не дает возможности, даже при успехе, сохра- нить страну как мирового лидера. Серьезные процессы, естественно, происходят и в финансовой сфере. После Бреттон-Вудского согла- шения (1976 г.), а затем с переходом на так называ- емую Ямайскую систему, золото искусственно было лишенофункциимерысто- имости денег. Были введе- ны плавающие валютные курсы, что привело к не- обычной их трансформа- ции, как средства эквива- лентного обмену товарами. Экономическая сущность их изменилась: появились так называемые фиатные деньги — бумажные ква- зиденьги, символизирующие (и гарантируемые) лишь мощью и авторитетом страны-эмитента (доллар США). Их сменили дензнаки фидуциарные, также ничем не обеспеченные, но пользующиеся доверием масс, ничем также не обеспеченные, а чисто доверительные. Стоимость фидуциарных денег уже не устанавливается государством и также «не привязана» к золоту. Доверие — вот и все, что определяет их курс. То есть в экономике сегодня обращаются виртуальные деньги, спекуляция которыми достигла колоссальных объемов. Никакого отношения к реальной экономике они не имеют, это деньги-паразиты. Еще одно термино- логическое обозначение их—биткойны, за которыминет ничего, кроме пустоты и глупости обманутых спекуля- тивной промывкой мозгов масс. Т ак золото на финансовых рынках обратилось в му- сорные бумажки, в фантики, которыми, на свою беду, заигралась большая часть населения «циви- лизованных» стран мира. Доллар США сегодня — тот же биткойн, потоком льющийся с печатных станков Федеральной резервной системы, представляющей собой не что иное, как объединение группы частных банков. По сути банкиры-ростовщики ФРС достигли вековой мечты: они владеют миром. Но, увы, их всевластие не вечно. И даже семь чужих пересаженных сердец одного из «олимпийцев»ФРС—Рокфеллера не обеспечили ему безграничного долголетия. Но все же, пусть и иллюзорная, власть денег остается — золото не ржавеет, не обесценивается, не может об- рести виртуальную сущность. Поэтому рано или поздно все квазиденьги сожмутся—до реального слитка, самого надежного хранителя капиталов. Этот процесс идет, и после завершения его начнется новый цикл накопления капитала в стране, являющейся сегодня материальным лидером — Китае. А что Россия? Пока наше государство строит эко- номику в качестве сырьевого поставщика. Ма- териального (промышленного) накопления у нас не происходит — по крайней мере, в необходимых мас- штабах, — а значит, не следует ожидать и накопления капиталов. Пока страна находится в стремлении и ожидании наибольшего привлечения инвестиционного капитала. Но не забудем—в чьих руках сосредоточены гигантские финансовые средства и на чью экономику они будут работать, «инвестируясь» в России. Поэтому курс на подъем промышленности, на материальное накопление сегодня более чем актуален. И куда предпочтительней, чтобы капиталы, созданные в России, не устремлялись в оффшорные «дыры», не укрепляли экономику других стран, а работали на месте их возникновения—в России. Для «оффшорных капиталистов» слово «Родина» как-то не подходит. Но пусть это будет хотя бы терри- торией, которая дает им колоссальные прибыли. А там: поживем— посмотрим. Ибо не стоит плевать в колодец! Эту мудрость еще никто не опроверг. 6 № 75-76/25445-25446/21 АПРЕЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Общество История нуждается в защите Старинные здания и памятники являются предметом особой заботы государства и общества Елена Панкрушина Начальник Государственной дирекции по охране культурно- го наследия Липецкой области Андрей Найдёнов стал гостем пресс-гостиной Издательского дома «Липецкая газета». Встреча с ним была приуроче- на к Международному дню памятников и исторических мест. Расхитители истории Увы, у людей, занимающих- ся столь благородным делом, как сохранение свидетельств истории, есть враги. Главный из них — время. Оно беспощадно к объектам старины. Больше всего страдают строения, оставшиеся без хозяев: церкви без приходов, усадьбы без смотрителей и так далее. Добавляют проблем и граж- дане, не отдающие себе отчет в том, какую ценность могут представлять старые здания. Во- пиющий случай, имевшийместо в Лебедяни, обошел Интернет примерно месяц назад. В строе- нии второй половины XIX века по адресу улица Свердлова, 36, где в свое времяжил знаменитый поэтАндрейБелый, местныежи- тели стали выламывать двери, оконные рамы и прочие доски. Причем были это не какие-то случайные мародеры, а бывшие жильцы этого самого дома, со- всем недавно переехавшие в новые квартиры по программе переселения из ветхого и аварий- ного жилья. Вряд ли, конечно, они понимали, что разрушают памятник, однако органы вла- сти были вынуждены принять меры и пресечь расхищение уже государственной собственности. — Необходимо вести про- светительскую работу, чтобы граждане уже со школы осозна- вали, что нельзя так обращаться с культурным и историческим наследием, — отметил Андрей Найденов. Объяснять нашим гражда- нам придется не только то, что выламывать окна и двери у ста- ринных зданий нехорошо и даже уголовно наказуемо. Нельзя, хоть это сегодня и очень модно, искать металлические предметы в земле с помощью металлоде- текторов. Это обедняет истори- ческий слой, не позволяет потом ученым воссоздать полную кар- тину быта древних людей. — Вообще все предметы, которые находятся в земле, являются госсобственностью, а их изъятие противозаконно, — сообщил Андрей Найденов. — Необходимо усиливать меры административного воздействия на таких нарушителей. Не так давно в Новгородской области, к примеру, призвали к ответствен- ности нескольких «черных копа- телей». Это значительно сокра- тило число подобных любителей старины в регионе. Липецким правоохранительным органам надо бы перенять данный опыт. Пятизвездочный памятник Одно дело любоватьсяпокоре- женным временем артефактом, умещающемся на ладошке, со- всем другое — лицезреть полу- разрушенное здание где-то не- далеко от своего дома. Как быть? Взять хотя быотдельные дома на улицахСоветской, Октябрьской, Фрунзе, да даже Зегеля с той са- мойШамоновскоймельницей, до которой руки реставраторов так и не дошли. Какую бы историче- скую ценность эти строения не представляли, общий вид город- ского пейзажа, надо признать, они портят. Однако сносить их нельзя. Таково требование за- кона. Но ситуация вовсе не безвы- ходная. Главное — найти этим домам хозяев, то есть продать или отдать в хорошие руки. И тогда по закону собственники возьмут на себя бремя содержать памятники в надлежащем виде. Взамен им разрешат оборудо- вать, обустроить и использовать здания, например, в качестве офисов или гостиниц. К слову сказать, ЦУМ хоть и знаком абсолютно каждому липчанину, но не удостоился называться памятником. Стало быть, сохранять его в том виде, в каком он существует с 1974 года, никто не заинтересован. — По юридическим меркам памятником может быть при- знано строение не моложе со- рока лет, но это не единственное условие, — пояснил Андрей Найденов.—Снимдолжныбыть связаны значимые исторические события, известные личности или оно должно быть выполнено в уникальном архитектурном стиле. Зритель фальши не прощает Худрук театра стал « Героем нашего города » Ольга Шкатова —Для меня участие в проекте «Герои нашего города» стало полной неожиданностью. Мою кандидатуру выдвинули коллеги, сделав мне сюрприз, — признается режиссер Геннадий Балабаев, пятнадцать лет возглав- ляющий Липецкий драматический театр на Соколе. В ходе народного голо- сования на официальном сайте Липецка за канди- датов было отдано 58509 голосов. Геннадий Балаба- ев вошел в число тридцати лучших представителей областного центра. В эссе, представленном театром по условиям про- екта для того, чтобы лип- чане могли познакомиться с претендентом на звание «героя города», обозначе- но, что важнейшей линией постановок режиссера яв- ляется «восприимчивость к ускользающему образу героизма», который он ищет инаходит вклассиче- ских произведениях. — Как говорили мои учителя из театрального училища имени Щуки- на, основа успеха — это хорошая драматургия, — утверждает режиссер. — Классика позволяет акте- рам и режиссеру проявить себя. Кроме того, труппа диктует репертуар. Сегод- ня в нашем театре подо- бралась труппа, способная достойно представлять спектакли, созданные, в том числе, и по классиче- ским произведениям. Конечно, я, как режис- сер, несу ответственность за репертуар, потому что есть правило: если спек- такль удачный, то это ак- теры молодцы, а если нет, то режиссер сплоховал. Выбирая пьесу для по- становки, я прежде всего «примериваю» роли на конкретных актеров. Если я верю в артиста, значит, примерно вижу, каким будет результат нашей работы. Благодарен тем, кто, несмотря на кажу- щееся несоответствие их фактуры предлагаемой мной роли, приступает к репетициям, доверяя моему чутью. Без доверия нельзя работать. Но не только от вос- требованности актеров зависит успех театра. За примерами далеко ходить не надо. Я видел, как по- разному наполняется зал Воронежского академиче- ского театра драмы имени Кольцова при одной и той же труппе, но при разных режиссерах. Конечно, все зависит от режиссера. Он, как локомотив, ведет кол- лектив за собой,—считает Геннадий Балабаев. Тот, кто следит за ре- пертуаром Липецкого драматического театра, обратил внимание, что в течение нескольких лет Геннадий Балабаев ставит спектакли о Великой Оте- чественной войне. «Вечно живые» Виктора Розо- ва, «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова, «Не- бесный тихоход» Алексея Яковлева, «Не покидай меня» Алексея Дударева — все это классика со- ветского времени, востре- бованная сегодняшним зрителем. —Ничего нового о вой- не рассказать нельзя, но важно, насколько тебя трогает история, расска- занная автором, насколько тебя тревожит эта тема — считает Геннадий Ба- лабаев. — А тема эта веч- ная. Если Бог наказывает человека, он лишает его памяти. Мы обязаны пом- нить тех, благодаря кому живем, работаеми удивля- емсямногообразиюжизни. ПОМНИМ Сегодня ровно три десятилетия , как этих замечательных офицеров нет на свете . На месте их гибели вблизи села Колыбельское Чаплыгинского района стоит скромный памятник . И в горькую эту годовщину к нему наверняка придут и ветераны Авиацентра , и местные жители , вполне вероятно , те самые , чьи жизни спасли Евгений Захаров и Владимир Новоселов . КСТАТИ Примером сравнительно молодых объектов культурного наследия областного центра можно назвать здание Ли - пецкого государственного театра кукол или часть зданий в районе площади Константиновой на Соколе . Здание театра кукол — исторический памятник. 21 апреля на месте гибели товарищей всегда собираются летчики Авиацентра. Слово обозревателю В экономике сегодня обращаются виртуальные деньги , спекуляция которыми достигла колоссальных объемов . Никакого отношения к реальной экономике они не имеют , это деньги - паразиты . Еще одно терминологическое обозначение их — биткойны , за которыми нет ничего , кроме пустоты и глупости обманутых спекулятивной промывкой мозгов масс ” Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz