Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Беречь бюджетный рубль В регионе ужесточается финансовая и налоговая дисциплина Сергей Кибальниченко Недавно на федеральном уровне изменились подходы к предо- ставлению финансовой помощи регионам. Теперь основным мерилом станет проводимая на местах работа, нацеленная на повышение бюджетной обеспеченности. Произошедшие ново- введения стали основной темой нашего разговора с заместите- лем главы администрации области ВячеславомЩеглеватых. Расчет от достигнутого — Вячеслав Михайлович, российские регионы серьезно отличаются друг от друга и экономическим потенциалом, и возможностями социаль- ной сферы. Получается, что отдельные территории изна- чальноокажутсявневыгодных условиях? — Все территории, наобо- рот, поставлены в одинаковые условия. Ведь достигнутые ими показатели теперь будут рассматриваться в динамике за нескольколет.Инымисловами, объемналоговыхиненалоговых доходов регионального бюдже- та важен уже не сам по себе, а в сравнении с прошлогодними цифрами. Точно так же будут оцениваться и инвестиции в основнойкапитал, и среднеспи- сочная численность работни- ков, занятых вмаломи среднем бизнесе,иуровеньбезработицы. Об этом и многом другом подробно говорилось на со- вещании по межбюджетным отношениям, которое провел председатель Правительства России Дмитрий Медведев во время международного Инве- стиционного форума в Сочи. В своем выступлении он четко подчеркнул, что последние но- вовведения заключаются в том, чтобыповысить заинтересован- ность регионов в укреплении своегофинансовогопотенциала. Положительная динамика — Как бюджетная полити- ка федерального центра отра- зится на Липецкой области? — В последнее время наш регион демонстрировал поло- жительную динамику по всем основнымэкономическимифи- нансовымпоказателям.Из года в год увеличивались доходы областного бюджета, росли ин- вестиции в основной капитал, строились новые заводы, раз- вивалсямалый бизнес.Немало- важно и то, что администрация области в последнее время ра- ботала в тесном контакте с фе- деральными министерствами и ведомствами, благодарячемуиз бюджета страны привлекались немалые финансовые ресурсы на развитие региона. Достаточ- но сказать, что с начала 2017 года регион уже получил более 4,7 миллиарда рублей. Произошедшие на феде- ральном уровне изменения послужат хорошим стимулом, чтобы работать еще лучше. Администрация области уже утвердила план мероприятий по повышению поступлений налоговыхиненалоговых дохо- дов в региональный бюджет на ближайшие три года. Он охва- тывает практически все сферы нашейжизни.Вэтомдокументе содержатся конкретные пору- чения областным ведомствам, налоговой службе и органам местного самоуправления. Предполагается, в част- ности, на новый качествен- ный уровень вывести работу муниципальных комиссий по «серым» зарплатам.Предусмо- трены также мероприятия по легализации трудовых отноше- ний, снижению неформальной занятости, ликвидации задол- женности по заработной плате в хозяйствующих субъектах. В прошлом году хорошо себя зарекомендовали мобильные группы, в состав которых вхо- дили представители областных ведомств и местных властей, правоохранительных структур и налоговых органов. В ходе многочисленных рейдов они выявляли работников, кото- рые трудились без оформления трудовых отношений, уста- навливали реальный размер торговых площадей, исполь- зуемых предпринимателями. Вот почему мобильные группы продолжат своюработуив 2017 году. — Какие задачи предстоит решать муниципалитетам? — В последние несколько лет важнейшим нашим при- оритетом была поддержка малого и среднего бизнеса. В 2017 году на эти цели пре- дусмотрено500миллионовруб- лей, в том числе порядка 180 миллионов регион получит из федерального бюджета. Соот- ветственно, имуниципалитеты основной акцент в своей работе должны сделать на поддержке предпринимательства. И, ко- нечно же, на это направление должны обратить первосте- пенное внимание те террито- рии, где малый бизнес вносит слишком скромный вклад в формированиеместныхбюдже- тов. Самым низким названный показатель остается в Станов- лянском, Долгоруковском и Лев-Толстовском районах. Объективно судить о по- ложении дел в каждом муни- ципалитете позволяет Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, который с августа2016 годапопоручению Правительства России ведет налоговая служба. Внастоящее время это наиболее полная база данных, находящаяся в откры- том доступе. В ней собрана ин- формация обо всех субъектах малого и среднего бизнеса и тех товарах и услугах, которые онипроизводят. Единыйреестр открывает принципиально но- вые возможности, связанные с получением объективной и все- стороннейинформации о состо- янии этого сектора экономики. Соответственно, региональные и муниципальные органы вла- сти теперь могут принимать максимально эффективные ре- шения, направленные на под- держку предпринимательства. Немаловажно, что в эту базу данных вносятся только те ор- ганизации, которые реально осуществляют хозяйственную деятельность. Вот почему из нее были исключены 4908 субъектов малого бизнеса, ко- торые учитывались ранее. Так что благодаря реестру рейтинг муниципальных образований стал более объективным. Еще одной важной задачей, стоящей перед муниципалите- тами, является борьба с «се- рыми» схемами оплаты труда. В этом направлении многое сделано в предыдущие годы. Однако чтобы окончательно искоренить это негативное яв- ление, необходимо объединить усилия проверяющих органов. Сегодня как никогда нужна еще и эффективная «социаль- ная реклама», разъясняющая негативные последствия ве- дения теневого бизнеса. До недавнего времени основной ее темой была социальная незащищенность человека, согласившегося трудиться за зарплату «в конверте». Теперь же акцент нужно сделать на эффективномпротиводействии незаконному бизнесу со сторо- ны государственных структур, в томчисле сделать достоянием общественности уголовные дела, возбужденные против теневых дельцов. В приоритете реальный сектор — Сегодня на федеральном уровне большое значение при- дается эффективному исполь- зованию бюджетных средств, направляемых в реальный сектор экономики, повышению налоговой и платежной дисци- плины.Чтов этомнаправлении делается в Липецкой области? — Государственную под- держку у нас получают только те организации, которые ведут прозрачныйбизнес. Заработная плата на таком предприятии должна быть, по крайней мере, не ниже, чем в среднем по ре- гиону. Еще одно обязательное условие связано с отсутствием недоимки по налоговым и дру- гим обязательным платежам. Не должно быть и долгов по за- работной плате. Причем требо- вания эти оченьжесткие. Даже если долг равен одной копейке, юридическое лицо не сможет получить субсидию из бюдже- та. В том числе должны быть исполненывсе обязательствапо платежам, администрируемым федеральными структурами. Речь, в частности, идет о плате за негативное воздействие на окружающую среду, штрафах за нарушения правил лесного и водного законодательства. И вот что самое важное: те- перь аналогичные требования предъявляются и на местном уровне.Предприниматель, име- ющий долги по заработной пла- те, ужене сможетполучитьпод- держку из районного бюджета. Ещеоднаважнаязадача, сто- ящаяпередмуниципалитетами, заключается в том, чтобы по- высить собираемость арендных платежей за землю. Правитель- ство России рекомендовало, чтобы размер арендной платы составлялнеменеедвухпроцен- тов от кадастровой стоимости земли. Однако в 2017 году пока еще не всемуниципалитетывы- полнили такое требование. Уже в следующем меся- це в администрации области начнется работа над проектом бюджета 2018 года. К этому времени все муниципалите- ты должны установить реко- мендованные Правительством России ставки. Хочу особо подчеркнуть, что из областного бюджета не будут компенсиро- ватьсявыпадающиедоходытем муниципальным районам, ко- торые примут другие решения. Казначейское сопровождение Новые полномочия контролирующего ведомства Галина Светлова Нынешняя экономическая политика нашей страны направлена на эффек- тивное использование бюджетных средств и их оптимизацию. За орга- нами Федерального казначейства закреплены функции по предвари- тельному и текущему контролю за расходованием федерального и региональных бюджетов. Как ведется эта работа в регионе, редакции рассказала руководитель управления Федерального казначей- ства по Липецкой области Татьяна Пелипец. — Татьяна Михайловна, какие новые функции появились у вашего ведомства? — В прошлом году органам Фе- дерального казначейства переданы полномочия реорганизуемого Росфин- надзора. Это решение должно стать очередным шагом не только на пути совершенствования государственного финансового контроля, но и управле- ния государственными финансами в целом. Одним из новых механизмов, по- зволяющих усилить меры противо- действия нецелевому расходованию бюджетных средств, стало казначей- ское сопровождение государственных контрактов. Оно касаетсяюридических лиц, являющихся либо генеральными подрядчиками по госконтрактам, пре- вышающим 100 миллионов рублей и предусматривающим авансовые пла- тежи, либо заключающих договоры субподряда, а также юридических лиц, получающих субсидию из бюджета. Исключение составляют контракты, исполняемые в рамках государственно- го оборонного заказа и те, для которых в соответствии с законодательством предусмотрено банковское сопро- вождение. — Как казначейство контролирует исполнение государственных контрак- тов? — При казначейском сопровожде- нии все операции, направленные на выполнение обязательств, осуществля- ются через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Наше ведомство для генподрядчиков, их субподрядчиков становится своего рода государственным банком. По их поручению мы перечисляем платежи из суммы аванса, но только на те цели, на которые клиент представил до- кументы, подтверждающие расходы. Получается, что аванс выдается не всей суммой, а под фактически выпол- ненные работыили инуюфактическую потребность. До этого деньги находятся на счете в казначействе. В результате обеспечивается контроль на всех стади- ях освоения бюджетных средств. Кроме того, в рамках казначейского сопровождениямыосуществляем санк- ционирование платежей— средства на расчетные счета в кредитные органи- зации перечисляются в соответствии с предоставляемыми в казначейство сведениями о направлении их рас- ходования. Сведения утверждаются самим заказчиком, а казначейство при проведении кассовых расходов сверяет сумму и направление платежа. И если платеж ему не противоречит, санкцио- нируем его и перечисляем деньги адре- сатам. В отдельных соглашенияхмогут прописываться требования к видео- и фотосъемке с непосредственным вы- ездом на место поставки, выполнения работ и оказания услуг. — Татьяна Михайловна, можно ли уже говорить о положительном эффек- те от применения данного механизма? — Впервые казначейское сопро- вождение государственных контрактов опробовано в 2015 году при строитель- стве космодрома «Восточный», благо- даря чему удалось сэкономить 152,8 миллиарда рублей, которые остались на казначейских счетахк1 января 2016 года. Кроме того, изменились критерии отбораучастниковкооперации:ихколи- чество значительно сократилось за счет исключенияиз схемы посредников, по- высилась финансовая дисциплина как заказчиков, такиисполнителейпо госу- дарственным контрактам и договорам. Внастоящее время казначейское со- провождение является актуальной для нашего управления задачей, так как оно позволяет повысить ликвидность единого счетафедерального бюджета. В рамках казначейского сопровождения у нас обслуживается 19 юридических лиц, которым открыто 20 лицевых счетов. 3 № 75-76/25453-25454/21 АПРЕЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Финансовый вестник В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ В администрации области прошло совещание под руководством за - местителя главы региона Вячеслава Щеглеватых , на котором были подведены итоги закупочной деятельности за 2016 год . В нем при - няли участие около 2000 специалистов , работающих в этой сфере . Отмечалось , что в нашей области созданы благоприятные условия для всех заказчиков . Эффективные механизмы взаимодействия за - казчика с поставщиком позволяют наиболее способным участникам контрактной системы максимально развивать свой потенциал , а остальным — перенимать лучшие практики . В прошлом году объем конкурентных закупок составил более 70 процентов при 55- про - центном уровне в среднем по стране . Увеличилось среднее число участников закупок с 3,6 до 4,2. Количество состоявшихся торгов достигло за последние пять лет максимального значения — 69 про - центов . Экономия бюджетных средств по результатам конкурентных закупок составила 10 процентов , или 1,9 миллиарда рублей . Доля материальных ресурсов , закупаемых у субъектов малого предпри - нимательства , превысила федеральную норму на 17 процентных пунктов и составила 32 процента , а это 3,7 миллиарда рублей . В два раза , до 130, увеличено количество контрольных мероприятий в сфере закупок , что позволило оценить деятельность каждого вто - рого заказчика на предмет надлежащего исполнения отдельных норм федерального законодательства . В результате к административной ответственности привлечено 396 должностных лиц , на 110 из них наложены штрафные санкции на общую сумму 728 тысяч рублей , а 286 получили замечание . По итогам « Национального рейтинга прозрачности закупок » за 2016 год Липецкая область вошла в группу субъектов Российской Феде - рации с высокой прозрачностью закупочной деятельности . Тем не менее , говорилось на совещании , необходимо и дальше развивать закупочную деятельность , улучшать профессиональ - ную подготовку работников , которые планируют и обосновывают закупки , определяют поставщиков , заключают и обеспечивают ис - полнение контрактов . Качество работы контрактных управляющих и специалистов контрактных служб напрямую влияет на качество общественных услуг . На совещании были даны поручения , направленные на повышение в текущем году эффективности закупочной деятельности и расхо - дования бюджетных средств , а также на предупреждение поставок некачественных товаров . Лучшие участники контрактной системы были отмечены дипломами за эффективное управление системой закупок для нужд Липецкой области . — Государственную поддержку у нас получают только те организации, которые ведут прозрачный бизнес. Заработная плата на таком предприятии должна быть, по крайней мере, не ниже, чем в среднем по региону. Еще одно обязательное условие связано с отсутствием недоимки по налоговым и другим обязательным платежам. Не должно быть и долгов по заработной плате ” СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ В основе контрольной деятельности в первую очередь лежит предупреждение нарушений , связанных с незаконным , нецелевым и неэффективным расходованием бюджетных средств . Проводимая работа позволит улучшить финансовую дисциплину и , следовательно , повысить эффективность бюджетных расходов как на федеральном , так и на региональном уровне . Выгода от совместных закупок Чем больше заказчиков , тем солиднее экономия средств казны Александр Саулко, заместитель начальника управления по размещению госзаказа Липецкой области Действующий уже более двух лет федеральный закон о кон- трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основы- вается на принципах открытости и прозрачности информации. Он призван обеспечить конкуренцию среди заказчиков, един- ство контрактной системы и ответственность за полученный результат в деле обеспечения государственных и муниципаль- ных нужд, что в конечном итоге, по мнению разработчиков закона, должно привести к эффективности закупок. Правила одинаковы , но ... Несмотря на то, что правила для всех одинаковы, результатив- ность закупок зависит от ряда условий, в частности от качества проработки рынка, подготовки документации, проведения про- цедуры закупки и подведения итогов. Привлечение максимально возможного количества участников, способных поставить каче- ственный товар, выполнить нужные работыили оказать требуемые услуги, позволяет экономить средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Привлекательность закупки для бизнеса возрастает в том слу- чае, когда не только предлагается приемлемая цена, но и правила определения победителя являются понятными и справедливыми. Причем не только в ходе одной сессии, а постоянно, из раза в раз. Наилучшим образом такие условия реализуются при закупках, проводимых централизованным способом, возможность которого предусмотрена законом о контрактной системе. Управление по размещениюгосзаказа работает с отдельными за- казчиками региона, в томчисле с органами государственной власти Липецкой области. В этом году управлению исполнилось десять лет. Высокий уровень подготовки специалистов, стабильность кадрового состава, единство подходов в разработке документации ипринятиирешений о допуске поставщиков к участиюв аукционах из года в год позволяют нам добиваться максимально возможного уровня экономии бюджетных и внебюджетных средств. Например, за девять месяцев 2016 года при проведении управлением госзаказа закупочных процедур сэкономлено 266,2 миллиона рублей. Это почти на 90 миллионов больше экономии за аналогичный период предыдущего года, что немаловажно в условиях непростой эконо- мической ситуации в стране. Вместе выгоднее Эффективность закупочных процедур, как показала практи- ка, увеличивается при проведении совместных закупок — когда несколько заказчиков, имея одинаковую потребность в том или ином товаре и сходные условия поставки, объединяются с целью увеличения общего объема закупки. В результате их предложения становятсяболеепривлекательнымидляпотенциальныхпоставщи- ков. Несмотря на то, что организация такой процедурытребует зна- чительно больших трудозатрат, слаженностии оперативности всех участников, подписывающих соглашение опроведении совместных торгов, результат того стоит. К закупке удается привлечь большее количество поставщиков, то есть усиливается конкурентная борь- ба, а это в итоге приводит к серьезной экономии государственных средств, которые могут быть использованыдля решения других со- циально значимых задач, стоящих перед администрацией региона. Кнастоящему времени линейка проводимых нашимуправлени- ем совместных торгов расширилась за счет закупок автомобильного топлива, продуктов питания, лекарственных средств, рентгенов- ской пленки, медицинскихшприцев, систем, перчаток, программ- ного обеспечения. Количество заказчиков, объединяемых в одну процедуру, порой достигает нескольких десятков. Результаты выглядят более чем убедительно. Так, на совместных торгах, про- веденных в течение трехкварталов 2016 года, управление госзаказа сэкономило более 162 миллионов рублей бюджетных средств, что составляет более половиныот сэкономленных управлением средств в целом. Другими словами, если при проведении закупок для за- казчиков отдельно экономится в среднем по 15 копеек с каждого рубля, что само по себе очень неплохо, то при совместных процеду- рах экономия бюджетных средств достигает 24 копеек, а ведь это почти четверть вложений. Есть нюансы Однако не всегда бесконечное увеличение объемов закупки является положительным фактором. Например, при закупках продуктов питания может сложиться ситуация, когда липецкие поставщики окажутся в более сложном положении, чем крупные иногородние ритейлеры и оптовики из-за логистических особен- ностей. Для этого при проведении совместных электронных аук- ционов заказчики объединяются не в крупные конгломераты, а в компактные группы по территориальному признаку, что сразу меняет ситуацию в пользу липчан. При проведении совместных закупок проводятся разноуровне- вые торги, в которых участвуют не только государственные, но и муниципальные заказчикиЛипецкой области. Наши специалисты выработали пилотный алгоритм взаимодействия с привлечением муниципалитета при закупках автомобильного топлива. Учитывая хорошие результаты, управление госзаказа готово продолжить такую практику. Можно сделать вывод, что централизация закупок, в том числе в форме проведения совместных торгов, является наиболее эффективным механизмом экономии бюджетных средств, хоть и сложным в исполнении. А значит, необходимо эти процедуры со- вершенствовать и применять дальше. 29110,2 млн . руб . 32596,5 34796,7 35942,8 44355,3 48819,5 51408,5 60000 50000 40000 30000 20000 10000 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 0 Доходы областного бюджета за 2010—2016 годы Регионы 2016 год Белгородская область 53,0 Воронежская область 45,3 Курская область 47,0 Липецкая область 53,4 Рязанская область 48,0 Тамбовская область 49,0 Информация по доходам на душу населения в субъектах Российской Федерации ( консолидированные бюджеты ) ( тыс . руб ./ чел .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz