Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА БУДЮКИНЫХ № 74/25452/ 20 АПРЕЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 Дети супругов Будюкиных. КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Великолепная пятерка Про секреты семейной педагогики ЕЛЕНА БРЕДИС Когдау семейнойпарынет детей, супруги, какправило, ищут младенца, которого оставилипрямо в роддоме. Ипотомна него, одного-единственного, изливают всю свою любовь, нежность, заботу. Как ни крути, а получается, что они берут ребенка ради себя, ане радинего. ВсемьеБудюкиныхизИзмалковскогорайо- на с самого начала все было по-другому. Ихранительница этого очага Надежда Викторовна спокойно и честно рассказывает и о радостях, и об огорчениях. — Не скажу, что это реше- ние далосьнамлегкоибыстро. Мы долго думали. И все-таки решились взять двух девочек, оформивсемейно-воспитатель- нуюгруппу. Такделают, когда родителей временно ограни- чивают в правах. В результате детимогут этотпериоджитьне в реабилитационном центре, а в семье.Нонас-то уверяли, что тамполнаябезнадегаивпереди ждет полное лишение роди- тельских прав. Не знаю, что произошло, но детей вернули матери. Конечно, это хорошо, хотя я потом еще год плакала. После этого не взять ребенка мы уже не могли. Понимаете, только что квартира гудела звуками, играми, детскими голосами, а тут вдруг такая тишина. В задонском центре «Надежда» нам очень понра- вилась одна девочка: она была такая маленькая, худенькая, только одни глаза торчали. А потом уже выяснилось, что у нее есть старший брат. Два плюс два — Не напугало, что при- дется брать сразу двоих? — Конечно, стали совето- ваться, прикидывать, спра- вимся ли, все-таки очень боль- шая ответственность.Но через два дня нам позвонили из центра и говорят: «Что же вы не едете? Дети же вас ждут!» Ну, тут уж какие сомнения, когда дети ждут. Вот так у нас появились Кристина и Вадим. Было это семь лет назад. Сей- час Вадим уже десятый класс заканчивает. — Они сразу влились в семью? —Кристинакакбудтоунас родилась, а Вадик привыкал года полтора. Все старался свой характер проявить, даже Кристину обижал. Он вообще по натуре лидер, ему надо, чтобыего слово было главным. Ну, объясняла потихоньку, что для того, чтобы стать ли- дером, надо и усилия, и труд приложить. Что просто так никто не станет его слушать и подчиняться. Кристину на первых порах так затюкал, что она стала просить: «Мам, возьми мне сестричку!» — А свою маму они не вспоминают? — Нет, зато часто вспоми- нают бабушку. Поскольку она их только и кормила со своей пенсии. Ну, так насчет се- стрички. Человекпредполага- ет, а Господь располагает. Хо- тели мы взять одну девочку, а взялидвух сестер. Умладшей, Насти, сразуникакихпроблем не было: она жизнерадостная, активная, шебутная. А вот с Дашей оказалось сложнее. Ее дома отец постоянно из- бивал, она у них как Золушка была: вставала утром скотину кормить, тяжеленные ведра таскала, быков выгоняла… а ведь всего в четвертом классе была. Так вот она первое вре- мя все молчала, из нее слово невозможно было вытянуть. Обнаружились проблемы и у Насти.Представляете, ноябрь, второй класс, а она ни одной буквы не знает и считать тол- ком не может, словарного за- паса практически нет! Я была вшоке.Пришлосьзаниматься, наверстывать.Первыетригода рядом сидела, пока она уроки делала. Но в этом году уже все — полная самостоятельность. — Какие у вас противопо- ложные педагогические за- дачисложились: лидерВадим, которого нужно поставить на место, и забитая в прямом и переносном смысле Даша, которую надо было как-то растопить… — А с каждым ребенком возникают свои педагогиче- ские задачи. С Настей надо было быть построже, посколь- ку ей все время хотелось на- ходиться в центре внимания, Дашу — научить верить лю- дям и помочь раскрыться. С учебой у Даши тоже были про- блемы: она в четвертом классе не могла пересказать даже короткой детской сказочки. Я сначала пыталась надавить на нее с уроками, а она — в слезы. Итогда я поняла, что ее просто надо оставить в покое. Сказала: будет что непонятно — подходи. И она так быстро всенаверстала!Исегодняучит- ся с огромным удовольствием. Эмоционально тоже постепен- нооттаяла.Сначалавсебольше слушала, потом откликаться начала. А сейчас такая бол- тушка — не остановишь. С Кристинойоникакдве сестры. Жизненные уроки —А как же все-таки скла- дывались отношения с Вади- мом? —Я же говорю, что к каж- дому свой подход нужен. С Вадимом важнее всего было разговаривать, рассматривать каждый случай, когда он на- стаивал на своем, и каковы были результаты. У него от- личная голова, логика, его надо было просто убеждать. А еще — наглядно продемон- стрировать, что к людям надо относиться так, как ты хо- чешь, чтобы они относились к тебе,чтовнутреннееощущение лидерства не дает ему права кого-то обижать.На словах это все легко, а на деле— малень- кие шаги, маленькие жизнен- ные уроки. Вот что касается учебы, то снейвообщепроблем не было. Я первые пару лет еще контролировала, а потом поняла, что не имеет смысла: он сам все делал в наилучшем виде. В итоге девять классов закончил с отличием, сейчас в десятомтожена однипятерки, ну и мечтает о медали. —Унего уже есть какие-то планы на будущее? — Вадим хочет поступать в военный вуз, мечтает стать офицером. Онунас очень спор- тивный, имеетмассунаградна соревнованиях. Да и внешне похож на офицера: подтяну- тый, с выправкой, очень вос- питанный, немногословный. — А вы не боитесь, что с такимхарактеромему сложно будет в военном вузе? — Все уже проговорили. Я ему сразу сказала, что пять лет от него будут требоваться беспрекословное подчинение ижелезнаядисциплина.Но он это понимает. Вадим вообще очень изменился за эти годы, даже учителя замечают. Он уже осознает, что ему пред- стоит самостоятельно строить свою жизнь. Хотя я ему все времяповторяю: «Сынок, твоя комната всегда будет ждать тебя». —Акак у детей сложились отношения с вашим супру- гом? — О, папа у нас всеобщий любимец,Даша егопросто обо- жает! Короче, мама — воспи- татель и «враг народа», а папа — развлекательная програм- ма.Но за советами, правда, все ко мне, даже Вадим. Я вообще на него не нарадуюсь: это моя гордость, моя опора. Если нам надо уехать по делам, я знаю, чтоименноонвовремяразогре- ет обед и покормит девчонок. Если что-то в доме сломалось, он тут же починит. Короче, всем пример для подражания. Надо сказать, что все девчон- ки стали лучше учиться, и главное, что сами очень рады этому. Мальчик Никита — Но я знаю, что у вас пя- теро детей… — Да, я тут как-то говорю: «Пап, Вадим скоро учиться уедет, тебе бы еще мальчи- ка», а он вдруг отвечает: «Да давай возьмем!» Я даже не ожидала. И вот находят нам липецкого мальчика с очень сложной судьбой. Первое пре- дательство он пережил, когда мать оставила его в роддоме. Годика в три ребенка забрала приемная семья, где он вос- питывался восемь лет.Ивдруг неожиданно они от него от- казываются. Представляете, какая травма для ребенка? Эта бывшая приемная мама мне даже по телефону зво- нила, все рассказывала, что он такой-сякой. Я смолчала, но подумала: ты взяла его крохой, ты его восемь лет вос- питывала, значит, ты слепила то, что хотела. На кого теперь жалуешься?На ребенка?Ана себяне хочешь пожаловаться? Уменя в голове это не уклады- вается. Ребенок попал к нам абсолютно невоспитанным, и это из семьи. — Сложно с ним? — Пока сложно. Он маль- чик добрый, хороший, но лю- дям совершенно не доверяет. Акак онможет доверять, если его столько раз предавали? Он должен поверить в то, что его на самом деле любят, что от него не откажутся. А тут еще бывшая приемная мама ему периодически звонила и обещала приехать, когда он еще в Лебедяни был. Даже не объясняя, что она его бросила. А ребенок все время ждал. Но Никита у нас только с января, за такое короткое время раны не затянутся. Я все время с нимразговариваю, объясняю. Говорю, что если он в школе будет себя плохо вести, то ска- жут, что это я не справляюсь. И пусть я буду всеми руками за него цепляться, его у меня все равно отберут. Мальчик он умный, это и учителя от- мечают. Помню, «мамой» он меня назвал недели через три. Подошел и говорит: «Мама, а я сегодня пятерку получил». Ничего, время пройдет, и он нам поверит. — А как соседи к вам от- носятся? — Люди по-разному от- носятся к чужому счастью: бывает, что радуются от души; бывает, что завидуют; а бы- вает, ощущаешь недоброже- лательность. Многое из этого и мы пережили. У меня часто спрашивают: «Адетитебя слу- шаются?»Аяв ответ: «Аваши дети вас всегда слушаются?» А еще часто спрашивают: «А почему вы не держите скоти- ну? Вон у вас сколько работ- ников. Пусть ухаживают за скотиной, даже естьприемные семьи, которые организовы- вают семейные фермы». Я не знаю, как другие родители относятся к такому, но лично я против тяжелого труда де- тей. Ивсегда говорю: «Удетей должно быть детство, а для ра- боты у них еще всяжизнь впе- реди». У нас у всех есть свои обязанности. Папа работает, мама стирает, кушать готовит, уроки проверяет... И у детей тоже есть свои обязанности: каждый убирает в своей ком- нате, онипомогают друг другу с уроками, убирают после себя на кухне, в чем-то помогают и нам. Но пусть пока они лучше радуются жизни. С каждым ребенком возникают свои педагогические задачи, к каждому свой подход нужен “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz