Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2017 г. (г. Липецк)

Вдохновение души Липчане познакомились с творчеством необычных юных художников Елена Панкрушина Любимый сюжет для картин на шелке третье- классницы Василисы Конаныхиной — прин- цессы. Наверное, потому, что имя у самой девочки сказочное. Только краса- виц она создает не по своему подобию— они у нее в основном светлово- лосые. И отчасти похожи на руководителя художе- ственной студии «Вол- шебная палитра» Елену Чурсину. Своего учителя Василиса воспринимает как фею. Елена Чурсина работа- ет в областном Центре об- разования, реабилитации и оздоровления с детьми с ограниченными возмож- ностями. У кого-то из ее воспитанников слабое зре- ние, у кого-то отмечаются психические расстройства. Но, глядя на работы, вы- полненные ее подопечны- ми, никогда не скажешь, что у их авторов могут быть какие-то отклонения от общепринятых норм здоровья. Взять, к приме- ру, батик, на котором Гер- ман Рощупкин изобразил пруд с лягушками. Скла- дывается ощущение, что работу выполнил человек с художественным чутьем и развитыми навыками творческой деятельности. А в действительности ее создал первоклассник, впервые попробовавший себя в этом жанре. — Детям очень нра- вится наносить краски на ткань и наблюдать, как они растекаются, — де- лится Елена Чурсина. — Смешивая оттенки, они выражают свои эмоции. Судя по работам на ба- тике, творчество приносит ребятам радость и удо- вольствие. Основные тона картин — яркие, излуча- ющие тепло. Батик — не единственное направление декоративно-прикладного творчествацентра.Вобщей сложности здесь создано около сорока объединений дополнительного образо- вания. Лучшие работы по сложившейся традиции в конце учебного года от- бираются для большой выставки. В этом году она открылась в Центре изо- бразительных искусств. Экспозиция под названием «Чемоданчик вдохнове- ния» разделена на темати- ческие зоны по техникам исполнения. Здесь можно увидеть и графику, и мас- ляную живопись, и аква- рель, и гуашь, и апплика- ции, и поделки из шерсти, глины, соломы и прочих материалов, фотографии. —Мы стараемся найти индивидуальный подход к каждому ребенку, — го- ворит руководитель изо- студии «Вдохновение» Лилия Котлярова. — У каждого вырабатывается свой стиль.Можно даже не глядя на подпись понять, кто автор. СтаршеклассникФедор Негробов — талантливый портретист. Роман Кургу- зиков рисует в основном море и городские пейзажи. У Виктории Степановой хоть и есть масса работ в различных жанрах, но наиболее узнаваемые — анималистические мотивы и натюрморты. А среди картин Александра Кур- ганникова выделяются рисунки к рассказам. — Арт-терапия явля- ется важным этапом реа- билитации детей с ограни- ченными возможностями здоровья, — говорит ди- ректор областного Центра образования, реабилита- ции и оздоровления Игорь Батищев. —У нас в школе постоянно действует вы- ставка лучших работ на- ших учеников, которая регулярно обновляется.Но когда мы организовываем итоговую экспозицию в каком-нибудьбольшомвы- ставочном зале города или области, для наших детей это особая радость. Защищает санитарная зона О главном элементе современного производства — Экологи не питают иллюзий по поводу сроков перехода крупных пред- приятий от традиционных к экологически чистым производственным тех- нологиям. Процесс этот длительный, и идти к цели надо поэтапно, — считает Илья Перлов. — С 2019 года законодательно будут установлены производ- ственные экологические параметры, которые обе- спечат минимальное воз- действие на природную среду и которым необхо- димо соответствовать. Для безопасности населения вокруг производственных объектов, негативно вли- яющих на среду обитания и здоровье человека, уста- навливаются специаль- ные территории с особым режимом — санитарно- защитные зоны (СЗЗ). Их размер должен обеспечить уровень химического, био- логического ифизического загрязнения, который со- ответствует установлен- ным гигиеническим нор- мативам. Экологический барьер СЗЗ защищает от негативного воздействия ландшафтно-рекреацион- ные территории, курорты, лечебно-профилактиче- ские учреждения, садо- водческие товарищества, жилые массивы при экс- плуатации объекта вштат- ном режиме. Что можно сказать о технологии установле- ния СЗЗ? Дело начина- ется с проекта, который включает в себя два по- следовательных этапа: предварительная зона, когда расчетным путем определяются возможные негативные воздействия, и установленная (оконча- тельная), когда СЗЗ опре- деляется на основе резуль- татов натурных измере- ний для подтверждения расчетных параметров. Разработка проекта сопро- вождается картографиче- скими и кадастровыми исследованиями. Границы санитарно-защитной зоны должны быть обозначены на картах, открыты и до- ступны всем. А завершает дело постановление Роспо- требнадзора об утвержде- нии границ СЗЗ. С какими проблемами могут столкнуться на этом этапе инвесторы и проект- ные организации? — Их немало, — счи- тает Илья Перлов. — Во- первых, в утвержденную санитарную классифика- циювходят не все предпри- ятия, отчего возникают разногласия при опреде- лении их по классу за- грязнений; во-вторых, су- ществует так называемое негативное наследие про- шлого, когда жилую зону стремились разместить поближе к заводу, а теперь возникает вопрос: пере- селять людей за счет пред- приятия или перестраи- вать производство в соот- ветствиис экологическими требованиями; в-третьих, это наличие неконтроли- руемых арендаторов на промплощадках, порой значительно расширяю- щих область негативного воздействия на природную среду; в-четвертых, отсут- ствие градостроительныхи кадастровых документов в небольших населенных пунктах, что размывает границы жилой террито- рии и производственного объекта. И еще один важный момент. При разработке проекта необходимо учи- тывать перспективы раз- вития территории, а также наличие таких объектов, как общежития, спортив- ные сооружения, детские городки, пищевые про- изводства, инженерные коммуникации. При размещении про- изводственных объектов и определении границ СЗЗ следует обратить внима- ние и на наличие более жесткихкритериевдлязон рекреации, концентрации загрязняющих веществ вдали от объекта, влияние автотранспорта, наличие требований по шуму и фо- новому воздействию на атмосферный воздух. И, наконец, разработ- кой проектов зон долж- ны заниматься опытные профессионалы, которые учтут все особенности тер- ритории и исключат для инвестора всевозможные хозяйственные риски, — заключил Илья Перлов. Подготовил Николай Рощупкин. Легко ли стать мастером Первые шаги к взрослой жизни хлевенские лицеисты делают еще в школьных классах Ольга Шкатова Появление гостей на уроке технологии у мальчиков никак не повлияло на ход занятия: каждый работал у верстака, сосредоточенно оттачивая небольшую, закрепленную в тисках металлическую заготовку. Ребята то и дело обращались за помощью к учителю, и он терпеливо, снова и снова объяснял, как управляться с напильником. —Ни на минуту нельзя отвлечься: техника безо- пасности на первом месте, — говорит учитель техно- логии лицея села Хлевное СергейРаспопов, завершая урок. — Ребята старатель- ные. Так вот и учимся то- чить, строгать, мастерить. А потом и за серьезные проекты беремся. А на встречу с педаго- гом уже пришли девяти- классники, победившие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по техноло- гии. Вместе с Сергеем Вла- димировичем они готовят- ся к областному этапу. — Уметь делать что-то своими руками очень инте- ресно, — признался Свято- слав Шевцов. — На район- ную олимпиаду я предста- вил садовую тачку, проект которой разработал вместе с папой. И на областную олимпиадухотелось смасте- рить что-то полезное. Так появилась парта для моего шестилетнегобратаВолоди. Победу в районе Ивану Сычеву принес декоратив- ный арбалет. Для участия же в областной олимпиаде он изготовил банкетку. — Очень нравится ра- ботать с деревом, — откро- венничает Иван. — Самым сложным в работе над бан- кеткой оказалось подо- гнать по размерам детали, чтобы она не качалась. Когда-то делал скалки, мо- лотки для отбивания мяса, картофелемялки, подсвеч- ник, подставку под ручки. И то, что вышло теперь, очень нравится. — Когда появляется интересная идея, хочется сразу воплотить ее вжизнь, — подключается к беседе Кирилл Гащенко, пред- ставивший на районную олимпиаду деревянный ва- зон для цветов, который те- перь украшает домашний сад. — На складной стул для отдыха для областной олимпиадыушлопримерно две недели. — Все трое — очень ув- леченные и ответственные ребята, —продолжает раз- говор Сергей Распопов. — Ваня, обдумывая идею банкетки, представлял, как удобно будет на ней расположиться с друзьями. Когда мы со Святославом засомневались в правиль- ности размеров парты для его братишки, он не поле- нилсяи дома все перемерил заново. А Кирилл учится в художественной шко- ле, но творческая натура не мешает ему тщательно подходить ко всему, что он делает. Все проверяет, вы- веряет, промеряет. Конечно, многое при- ходится дорабатывать в процессе изготовления из- делий. Поэтому успех зави- сит от школьного учителя. Сергей Распопов настолько увлечен своим предметом, что егоученикикаждыйгод становятся победителями и призерами муниципаль- ного и областного этапов всероссийской олимпиады школьников.Поегословам, планомерная подготовка к серьезным состязаниям идет на уроках технологии в мастерских. Это при том, что Сергей Владимирович работает с ребятами в сред- нем звене, в 5-7-х классах. За три года он успевает дать мальчишкам такую базу, что потом, в 9 классе, они охотно включаются в олим- пиадное движение. — Сегодня на олимпиа- дах любого уровня, особен- но регионального, говорят о том, что проект должен иметьпрактическуюзначи- мость. То есть автору надо подумать, где и как он смо- жет использовать свое изде- лие, — объясняет педагог. — Уроки технологии дают прежде всего практические навыки, и стремление не- которых авторов учебников объединить занятия для мальчиков и девочек, поса- дить всех за компьютеры и сосредоточиться на теории вызывает недоумение. Это мнение своего быв- шего учителя поддержал Александр Павленко, за- глянувший в мастерские родной школы. Он учится на третьем курсе дорожно- транспортного факультета Воронежского строительно- гоинститутаи,когдабывает дома, непременно заходитк Сергею Владимировичу. — Уроки технологии в школе помогают развивать очень полезные для жизни навыки, — убежден моло- дой человек. — Здесь я на- училсятакхорошоработать с деревом, что смог изготав- ливать и продавать стулья в классическом американ- ском стиле «Адирондак». Чтобы березки росли... Александр Косякин Члены Совета Федерации Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект о введении в законодательство понятия «трудовое воспитание». Эту идею поддержал председа- тель комитета Думы по образова- нию и науке Вячеслав Никонов, но заявил, что одних поправок в закон «Об образовании в Россий- ской Федерации» недостаточно, решение проблемы требует комплексного подхода. Н аконец в гулких школьных коридорах послы- шались шаги, пока еще вкрадчивые, Здравого Смысла. Дети, это наше будущее, долго будут «благодарить» отцов за то, что не смогли (не захотели, не додумались…) «эту привычку к труду благородную» привить им с младых ногтей. В итоге будущие строители новойжизни себе поджарить яичницу не могут. Конечно, все это случилось не вдруг и вовсе не в результате развала СССР, на который принято теперь валить все без разбору. Когда я учился в школе, трудовое воспитание вовсю применяли на практике. С понятными каждому указате- лями: на картошку, на помидоры, на кабачки, на свеклу (это в сельских школах). Лично я в этом не вижу ничего плохого. Учеба вшколе в любое время—это труд, но наш разговор—о той его разновидности, про которуюеще Вы- соцкий пел: «И голове своей руками помогал…» Возьмем примеры ясные и простые, как табуретка. Ее, кстати, в свое времямастерилинаурокахтруда.Конечно, намногие нашиизделия садитьсяне рекомендовалось, нопару-трой- ку готовых экземпляровкуда-то уносиливконце урока. А в 60-е годыв Задонске делали электрические утюги. Не на заводе, а в…Задонской первой среднейшколе. Заготовки привозили с конвейера, ина уроках трудаподприсмотром наставника ребята мастерили утюги на продажу. Школа зарабатывала деньги, дети учились ремеслу. В те времена далекие, теперь почти былинные, компьютеров не знали, и потому, наверное, свободного времени у подростков было несравненно больше. В ходе летней практики ребята чинили ими же поломанные парты, пололи цветники, красили полыи заборы. Всюду были пришкольные участки. Их еще справедливо на- зывали опытными — дети действительно приобре- тали жизненный опыт. Учились орудовать тяпкой и лопатой, да еще в их со- знании, как ухоженное семя, прорастало очевид- ное: в школьной столовой ты ешь щи с капустой, выращенной собственны- ми руками! И шницель уплетаешь с картошкой, которую сажал в майские дни собственноручно. А когда всем классом собирали по дворам ме- таллолом, иногда в запале таская друг у друга, при- ходило понимание того, что город твой благодаря тебе становится чище, а все эти железяки как-нибудь пригодятся. А ведь еще были «тимуровцы», спо- собные не только перевести бабушку через дорогу, но и наколоть ей дров и натаскать из колонки воды. Самая живописная часть курортного Задонска — пойма реки Тешевки в центре города была засажена деревьями сорок с чем-то лет назад. А ктопомнитсегодня, чтовсемидесятыебылишколь- ные ССО (строительные отряды)? Вот из хроники тех лет. В 1972 году школа заключила настоящий (юридический) договор с РСУ, девятиклассники за месяц уложили2540квадратныхметров асфальта, 55погонных метров бордюров, заложили фундаменты двух производ- ственных зданий, выполнили приличный объем работ на колхозномрынке—всего на 9988рублей.На вырученные деньги ребята приобрели для школы (для себя то есть) набор эстрадных инструментов. Между прочим, ССО (в том числе школьные) и в наши дни резерв экономики. Но вернемся вшколу. Согласно статье 37Конституции РФ принудительный труд запрещен, без каких-либо до- полнительныхусловий.Правда, эти строгостивроде быне запрещаютшкольнику мыть полы в собственном классе, но и тут старшеклассникинашливыход: сбрасываютсяпо 50 рэ, и уборщица делает все как надо. Но то полы: ведро, тряпка — ни мотивации, ни престижа. Другое дело — подработка на стороне. Подростку нужны рocket money —карманные деньги, ион, не заглядываявКонституцию, устраивается курьером, волонтером, даже машины моет (правда, это в больших городах). Значит, труд как способ что-то заработать и утвердиться в жизни все-таки вос- требован подростками. Но об этом почему-то не говорят, когда продвинутую молодежь собирают на специально выкошенных лужайках и с тучей кинокамер. Там боль- ше про карьерный рост, перспективы, глобальный мир и разные свободы. Молодежь слушает, запивая едкие свои вопросы «Пепси», и лениво изучает программку: а чем завтра нас развлекать будут? А поработать не хотите ли? Разумеется, за деньги. За хорошие деньги! Но это нам, взрослым, нужно думать — что и где предложить подростку, чтобы у него для начала появился блеск в глазах. И чтобы по- нятие «трудовое воспитание», над которым будут теперь размышлять в Думе, зацепилось за нашужизнь и пусти- ло корни, как та березка, посаженная детскими руками… 3 № 70/25448/14 АПРЕЛЯ 2017 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото Анатолия Евстропова Слово обозревателю Сергей Распопов уверен, что его ученики вырастут настоящими мужчинами. Кадастровая палата выходит на связь 20 апреля в филиале Федеральной кадастровой палатыРосреестра по Липецкой области открывается телефон «Горячей линии». В ходе прямого общения со специалистами палаты речь пойдет о предоставлении государственных услуг Росреестра в электронном виде. Сегодня сервисы ве- домства позволяют оперативно получить информацию об объектах недвижимости и сведения из ЕГРН. Звонки будут приниматься по телефону 8(4742) 35-81-80 с 9.00 до 12.00. По окончании указанного времени телефонное обслуживание физических и юридических лиц осу- ществляется Ведомственным центром телефонного обслуживания Росреестра (8-800-100-34-34). «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» Для безопасности населения вокруг производственных объектов, негативно влияющих на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются специальные территории с особым режимом — санитарно-защитные зоны (СЗЗ). Их размер должен обеспечить уровень химического, биологического и физического загрязнения, который соответствует установленным гигиеническим нормативам ” Это нам, взрослым, нужно думать — что и где предложить подростку, чтобы у него для начала появился блеск в глазах. И чтобы понятие «трудовое воспитание» зацепилось за нашу жизнь и пустило корни, как та березка, посаженная детскими руками… ” ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Есть на выставке и творения самих педагогов . Причем не всегда это работы руководителей творческих объединений . Отдельный стенд , например , целиком отдан учителю физкультуры Эдуарду Анохину , увлекающемуся туризмом и исторической реконструкцией . Здесь можно увидеть и картины , написанные его рукой , и глиняную посуду , и различные безделушки . КСТАТИ В этом году призовое место на областном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии досталось хлевенцу Ивану Сычеву . По словам Сергея Распопова , берясь за изготовление банкетки , Ваня не только оценил ее пользу , но и заранее определил ей место в своем доме . Возможно , работа с деревом станет его хобби . Всерьез же парня привлекают две разные области — медицина и компьютерные технологии . Читательская аудитория «Экологического совета» растет от выпуска к выпуску. Жителям региона небезразличны проблемы, которые поднимаются его авторами. Борьба за чистый воздух, улучшение качества питьевой воды, сокращение вредных выбро- сов в атмосферу и водоемы, ликвидация стихийных свалок — такие вопросы ставят перед властью и обществом эксперты «Экосовета», и они находят отклик у тысяч граждан. Тему о санитарно-защитных зонах вокруг крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которая обсуждается в этом выпуске, тоже подсказали читатели. А рассказать об этом мы попросили замести- теля генерального директора ООО «РЕГИОНЭКОПРО- ЕКТ», аудитора-эколога Илью Перлова. Фото Ольги Беляковой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz