Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

№ 60/25188/ 31 МАРТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ «А что, Прилепин еще и книжки пишет?» — так, по словам писателя, удивлялись некоторые липчане, пришедшие на премьеру спектакля «Ты чё такой похнюпый?» по прозе Захара Прилепина в городском драматическом театре. Действительно, популяр- ный прозаик сейчас не ограни- чиваетсялишь литературнойи общественной деятельностью. Прилепин регулярно запи- сывает рок- и рэп-альбомы с участием известных музыкан- тов, снимается в кино, ведет музыкальную телепередачу «Соль», а недавно совместно с модельером Егором Зайцевым даже выпустил коллекцию модных и патриотичных ват- ников. В Липецк Захар При- лепин привез свою только что вышедшую книгу рассказов «Семь жизней», но разговор с читателями на творческом вечере шел не только о лите- ратуре. —Вашновый сборник рас- сказов посвящен теме судьбы, а была липредопределенность в вашей жизни? — «Семь жизней» — са- мая важная на сегодняшний день, страннаяиудивительная книжка о том, что каждый че- ловек в своей жизни выбирает разные варианты судьбы. Сде- лай шаг в иную сторону, и все сложилось бы иначе. Я попы- тался эти вещи как-то опреде- лить, осмыслить. Эту книжку не надо напрямую ассоцииро- вать с моей биографией, но от- части эти истории отображают меня и мои впечатления. Япо- следние два года часто ездилна Донбасс, общался с людьми, и донбасские впечатления тоже вошли в эту книгу. — Как вы относитесь к тому, что происходит сейчас на Донбассе? — Вся эта история Ново- россии кажется мне очень важной. Люди, которых я видел на Донбассе, пришли прямиком из русской лите- ратуры — Гоголя, Толстого, шолоховского «Тихого Дона». Уже ничего нельзя отмотать назад, исправить и изменить. Донбасс точно не собирается обратно наУкраину. Его выбор оплачен кровью. Он останется независимым и будет только увеличиваться. Захарченко в разговоре со мной процитиро- вал русского философа Ильи- на: «Все, что должно решиться кровью и железом, решится кровью и железом». Меня эти слова ужаснули, но поделать ничего нельзя. Поражаюсь стойкости людей Донбасса, воплотивших в себе лучшие качества русского мира. Я собрал книгу донбасских исто- Захар Прилепин: «Русский писатель — это воин» Известный прозаик представил в Липецке новый сборник рассказов ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТАВРИНА “ Я замечаю по своим сорокалетним ровесникам, что увлечение демократией и либеральными ценностями прошло, и все они занимают позиции максимально далекие от тех, какие были у них в начале девяностых рий, назвав ее цитатойИльина «Все, что должнорешиться». В этом конфликте я однозначно на стороне народа Донбасса. — А над чем вы работаете сейчас? — Пишу книгу «Офицеры и ополченцы русской литера- туры». Бытует такое смутное представление, что русские писатели — это исусики на тонких ножках, которые толь- ко и делают, что пекутся о сле- зинке ребенка. Это неправда. Господин Сванидзе на сайте «Эха Москвы» обвинил меня в пропаганде милитаризма, дескать, русская литература гуманистична по своей сути. Я филолог по профессии, что- то уже знал, но специально купил два толстых словаря, полез изучать. До 1917 года 68 российских литераторов первого-второго плана были профессиональными военны- ми, а после, в Гражданскую и Отечественную войны, их были сотни. Писатели и поэты участвовали во всех войнах Российской империи — от Кавказа доПольши иФинлян- дии. Устраивали такие безоб- разия, что Сванидзе поседел бы, если бы узнал. Афанасий Фет — думаете, это «шепот, робкое дыхание»? Он всю жизнь прослужил офицером. Батюшков три войны прошел. Пушкин писал, что, приехав на границу, тут же стал при- цельно стрелять по туркам. А еще гуманист! Лермонтов был аномальномужественным офицером, с коротким холод- ным оружием он влезал в гущу боя и резал кавказцев направо и налево, как самурай! Ив рус- скойлитературе такихнемало. Пора избавляться от ложных пацифистских представлений о наших классиках. —Что в ваших ближайших планах? — Думаю над книгой о Есенине. То, что написано до меня, как мне кажется, не всегда точно интерпретиру- ет важнейшие события его жизни. Самый главный миф — смерть поэта. Я убежден, что Есенин покончил жизнь самоубийством, и готов об этом обстоятельно говорить. Это его глубоко личностная история, государство тут ни при чем. Никому не нужно было его убивать. Есенин был любим- цем Советской власти. Киров был влюблен в его поэзию. Сергей Есенин встречался с Троцким и Фрунзе, они все почитали его за виднейшего поэта советской России. Когда он решил поехать в Персию за вдохновением, работая над циклом «Персидские моти- вы», советские вельможи его не пустили туда из обожания и опасения за его жизнь. Есе- нину устроили роскошную Персию в Азербайджане. И представьте сегодняшнюю Россию, чтобы условный Бо- рис Грызлов или Дворкович переживали о русской поэзии. Да им никакого дела нет до поэтов, они с ними никогда не встречались и не встретятся! После возвращения из США Есенин написал пророческий очерк «ЖелезныйМиргород», очень точный и важный. Пере- чтите его, там замечательно описана разница между рус- ским и западныммиром. У по- эта начался очередной роман с Советской властью. Свести счеты с жизнью его заставили абсолютно личные мотивы. Русского поэта не надо давить государственной машиной, он сам сдохнет при любых обсто- ятельствах. — Что посоветуете про- честь из современной лите- ратуры? — На Гоголе и Булгакове русская литература не за- кончилась. Гордиться, что читаешь только классику, а не современную литературу, не надо. Почитайте «Лавр» Водо- лазкина, «Немцов» Терехова, прозу Михаила Тарковского. Из зарубежнойпрозырекомен- дуюроман «Благоволительни- цы»Джонатана Литтелла. Эта толстенная книжка написана в лучших традициях русской классической литературы. Ро- ман о Великой Отечественной, но повествование идет от лица эсэсовца. Аномально сильная книга, написанная с невероят- ным талантом, правда, чтобы прочесть ее, вам потребуются крепкие нервы. Детям точно такое читать не стоит. Но думаю, «Благоволительниц» точно будут читать спустя годы как классику. — В спектакле и в вашей прозе очень тщательно описы- ваются различные состояния опьянения. А как лично вы относитесь к алкоголю? — Состояние опьянения зависит от многихфакторов— количества и качества алкого- ля, времени года, влюбленно- сти, стреляют или нет рядом. Я искренне полагаю, что от счастья можно делать многое, в том числе и пить. Просто надо знать меру. А вот от не- счастья, жалости или нена- висти к себе, неустроенности пить не стоит. На алкогольную тему я написал книгу «пацан- ских рассказов» «Ботинки, полные горячей водкой». Я рос в Каликино Добровского района и вИльинке Рязанской области со своими бабушками и дедушками, у них были боль- шие крестьянские хозяйства. Родныежили в труде. Явидел, что дедушки могли порой вы- пить, ноникогда этонемешало им заниматься крестьянской работой. Это меня научило самодисциплине. Никогда в жизни я не прогуливал работу, не срывал дела, ничего такого. — В последнее время вы стали сниматься в кино. В чем, на ваш взгляд, главные проблемы нашего кинемато- графа? — Я знаю, в чем проблемы военного кино или кино про современную деревню. В том, что люди, которые снимают и снимаются в таких картинах, никогда не были в таких обсто- ятельствах и не представляют себе, что это такое. Актриса в кадре так безобразно моет полы в деревенском доме, что я сам гораздо лучше это делаю. В советском кино такого не было. Что может быть фаль- шивым в фильмахШукшина? Или в картине «Они сража- лись за Родину», где больше половины участников были на войне? Попытка понравиться Западу, желание привести на фестиваль плохие новости из России, сказку про Рашку и ее свиноподобное быдлячее общество здорово влияют на наше кино. Как в девяностые годытащили чернуху, так и по сей день тащат. Их гладят по голове, а «Оскар» не дают из- за вторичности и отсутствия художественных достоинств. Есть хорошие картины Попо- гребского, Бори Хлебникова, Саши Велединского, там все в порядке, это явления искус- ства, но их очень мало. — Молодых часто упрека- ют в отсутствии патриотизма, вы согласны с этим? — Поведение молодых определяют инстинкты. Толь- ко со временем, когда появ- ляется семья, дети, человек начинает осмыслять себя в контексте своего государства. Язамечаюпо своим сорокалет- ним ровесникам, что увлече- ние демократией и либераль- ными ценностями прошло, и все они занимают позиции максимально далекие от тех, какие были у них в начале девяностых. Не надо сетовать на молодежь. Они могут бес- конечно лазить по Интернету, уезжать за границу работать официантами. Пусть, со вре- менем это пройдет. Появятся дети, и они поймут, что нужно где-то пускать свои корни, и патриотизм придет потом сам собой, все будет как надо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz