Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

№ 55/25183/ 24 МАРТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ Такси на Дубровку Особенности частных перевозок, или Выгодно ли работать в этом бизнесе сегодня ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ НИНА ВОСТРИКОВА Автомобили с шашеч- ками давно стали одной из главныхприметгородского пейзажа.Ну, какдавно—с 22 марта 1907 года, когда на улицах Лондона появи- лись первые автомобили, оснащенные специальны- ми счетчиками — таксо- метрами. С тех пор в этот день отмечается Междуна- родный день таксиста. Такси прочно вошло не только в быт, но и в куль- турное пространство. Песни и фильмы, где фигурирует этот вид транспорта, у всех на слуху. Как и крылатая фраза из известной кинокомедии Леонида Гайдая: «Наши люди в булочнуюна такси не ездят». Сегодня липчане ездят на так- си не только в булочную, но куда угодно, даже за пределы области. Правда, как узнали журналисты «Липецкой га- зеты», к выбору такси надо относиться внимательно, ведь среди них тоже есть своего рода фальсификаты. Об экономике и опасностях К моему удивлению, устро- иться таксистом не просто, а очень просто. Позвонив в несколько фирм по поводу трудоустройства на своем ав- томобиле, я нигде не получила отказа. Собеседников интере- совали только марка и возраст машины. «Отдел кадров» одного из местных такси, куда я отпра- вилась «трудоустраиваться», расположен в полуподвальном помещениицокольного этажа. Это же и небольшая торговая точка, где продаются средства радиосвязи. От меня потребо- вали ксерокопии паспорта, водительского удостоверения, документов на машину и на- личие современного гаджета, куда скачивается специальная интернет-программа для пере- дачи заказов от оператора (дис- петчера) таксисту. При этом даже не поинтересовались, есть ли у меня разрешение на перевозку легковым такси, и, соответственно, ни слова не сказали, что необходимо сделать для его получения. Не шла речь на собеседовании и о том, что по закону водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет, что перед выездом на линию нужно обя- зательно проводить контроль технического состояния лег- ковых такси и предрейсовый медицинский осмотр водите- ля, делая соответствующие отметки в путевом листе. Зато мне рекомендовали положить на счет телефона 300 рублей для того, чтобы работодателимогли списывать с каждой поездки свои 20 ру- блей (а с каждой междугород- ней — 10 процентов). Тариф, как мне сказали, в липецких такси примерно одинаковый — 90 рублей. Между прочим, в нашей области действуют тарифына перевозкипассажи- ров таксомоторным транспор- том, установленные приказом управления потребительского рынкаиценовойполитикиЛи- пецкой области от 30 августа 2011 г. №19 «Об установле- нии предельных тарифов на перевозки пассажиров лег- ковым такси на территории Липецкой области», согласно которому подача автомобиля стоит 60 рублей, 1 километр —11 рублей, время ожидания пассажира свыше 10 минут в летнее и 15 минут в зимнее время — 4 рубля/минута. — Опасно? — спросила я в конце разговора упредставите- ля работодателя Юрия. — Судите сами: звонит человек по телефону, просит подать машину по адресу. Но что мы знаем о нем? Ничего. Если клиент выползает на четвереньках из подъезда, имеете права отказаться его везти. Никто не застрахован и от психически неуравнове- шенных людей, которые не только могут испортить вам настроение, но и причинить вред здоровью. Конечно, подумала я, а при таком подходе к набору пер- сонала и пассажиры играют в «русскую рулетку»: им же тоже никто не гарантирует, что за личность окажется за рулем вызванного ими авто- мобиля. « Привет » от пассажиров От таких перспектив стало, конечно, страшновато. Но по- пробовать себя в роли таксиста все равно хотелось — хотя бы ради чистотыжурналистского эксперимента. «Можно же подвезти пару пассажиров самостоятельно!» — осени- ло меня, и тут судьба сразу же «подарила» мне бабулю, отчаянно голосовавшую на остановке «Улица Стаханова». Она резво забросила увеси- стый пакет на заднее сиденье, уселась сама рядом со мной и скомандовала: «Гони, дочка, на автовокзал, опаздываю!» Бабушка успела-таки на свой автобус, а на заднем сиденье от ее кульков осталось мокрое пятно — на память, так ска- зать. Не успела я расстроиться из-за этого, как заметила на «Кольцевой» заплаканную молодую женщину с букетом. Видимо, у нее проблема посе- рьезнее испачканного кресла, надо помочь. Отзывчивость моя была вознаграждена так: всю дорогу до частного секто- ра, что за Быхановым садом, пассажирка громко и не стес- няясь в выражениях выясняла отношения со своимпарнемпо мобильнику, а уходя, хлопну- ла дверью так, что желание мое таксовать пропало тут же. И нервы жалко, и машину. Но поездки по Липецку убедили в том, что вольных таксистов — раньше их на- зывали «бомбилы», а теперь «мещеры» — хватает. Работа- ющих «от бордюра» особенно много в новых микрорайонах, на вокзалах, у аэропорта и крупных торговых центров. На Новолипецке они несут вахту в пяти точках. Причем за километр пути от областно- го онкодиспансера, например, до ближайшей аптеки рвачи на колесах просят с больных людей 200—250 рублей. Каче- ство услуг таких «таксистов» мало чем отличается от услуг незаконопослушных служб заказа такси. Цены , часы и маршруты Между тем средняя цена поездки в Липецке — 150— 250 рублей. Конкуренция в этом бизнесе высокая, что, собственно, и сдерживает рост ценна услугу.При этомкомпа- нии, которые хотят работать на этом рынке, постоянно улучшают качество сервиса: отдают предпочтение новым машинам и иномаркам, со- кращают холостой пробег для водителей, а значит, и время подачи автомобиля для кли- ента, не берут денег за простой машины в пробках. Как выяснилось, многие таксисты, чтобыувеличить до- ходность, получают заказы от нескольких фирм. А у службы заказа, как рассказал предста- витель одной из популярных фирмтакси, две группыклиен- тов — водители и пассажиры. Случается, что торопящиеся пассажиры заказывают такси в нескольких фирмах. Перво- му приехавшему — повезло. Для остальных водителей — зря потраченное время и, соот- ветственно, потеря заработка. В течение суток количество заказов разное. С 2 до 6 утра — время затишья: люди спят. С 6 до 8 утра число вызовов возрастает. Особенно по поне- дельникам, когда некоторые погулявшие в воскресенье допоздна липчане старают- ся успеть на работу, предпо- читая такси общественному транспорту. Днем люди также активно пользуются услугами частных перевозчиков. Пик заказовприходитсянапериодс 18 до 23 часов. Правда, в Вели- кийпост отмечается некоторое затишье активности горожан. В Липецке такси чаще всего заказывают к торгово-развле- кательным центрам, в 23-й и 9-й микрорайоны, к детской поликлинике, а также в 27-й и 26-й микрорайоны. Клиенты и водители Работать с людьми всегда непросто. Водители, напри- мер, жалуются на чрезмерную откровенность своих пассажи- ров: мол, такие сокровенные эпизоды своей жизни порой рассказывают, что не знаешь, как реагировать. В ночные часы часто приходится под- возить нетрезвых клиентов, которые способны на любые «фокусы». С водителями у фирм свои сложности. В такси всегда большая текучесть кадров. Двух лет достаточно для того, чтобы понять: твоя машина разваливается. Кроме того, водителей нужно мотиви- ровать работать в часы пик, праздники, выполнять все заявки, а не по выбору, быть вежливыми, содержатьмаши- ны в чистоте. Но самое главное, в чем убедилась автор этих строк на собственном опыте, — далеко не все службы заказа такси могут гарантировать безопас- ность своим клиентам. Ведь, по сути, у некоторых из них нет своего парка автомобилей, у них не болит голова о техни- ческомобслуживаниииремон- те транспортных средств, как это должны делать настоящие службытакси. Конечно, поезд- ка на вызванной через такую службу машине может стоить дешевле, чем у добросовестно- го перевозчика, который несет дополнительные расходы, вы- полняя все требования закона. Но стоит ли экономить, рискуя своим здоровьем и жизнью? Комментарий заместителя начальника управления дорог и транспорта Липецкой области Александра Лыткина: — В условиях современных рыночных отношений че- ловек, оказавшийся без работы, но имеющий собственный автомобиль, может найти работу в такси. Но для этого необходимо зарегистрироваться в налоговой инспекции как индивидуальный предприниматель или юридиче- ское лицо, иметь на праве собственности или по договору аренды (лизинга) легковой автомобиль и водительский стаж не менее 3 лет. У желающих работать в такси име- ется возможность устроиться к легальному перевозчику, которого легко найти в реестре выданных разрешений на официальном сайте управления дорог и транспорта. Отличить добросовестного перевозчика от незаконо- послушного довольно легко. Транспортное средство, ис- пользуемое для работы в такси, должно иметь на боковых поверхностях кузова цветографическую схему — так на- зываемые «шашечки», а на крыше — опознавательный фонарь оранжевого цвета. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается визитная карточка водителя с фотографией, полное или краткое наименование фрахтовщика, условия оплатызапользованиелегковымтакси,наименование,адрес иконтактные телефоныконтролирующего органа. Всалоне транспортного средства должнынаходиться разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси и правила пользования автомобилем. Эти документы должны предъ- являтьсяпотребованиюпассажираилидолжностноголица. К сожалению, сегодня повсюду встречается реклама служб заказа такси, которые, не имея своего парка автомо- билей, оказывают толькоинформационные услугипопере- даче заказов. При этом они не несут никакой ответствен- ности за безопаснуюперевозку пассажиров. Управлением дорог и транспорта областипроводится активная работа по выявлению«нелегальных»перевозчиков с цельюупорядо- чения рынка платных услуг. Регулярно организуются со- вместные рейдыпо выявлениюнезаконных перевозчиков. Ознакомиться со списком легальных перевозчиков, а также автомобилей, используемых в качестве легковых такси, можно в реестре выданных разрешений, размещен- ном на официальном сайте управления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz