Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ № 49/25177/ 17 МАРТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 10 В детский сад за иммунитетом Как укрепить здоровье дошколят Битва с вирусами — Наталья Георгиевна, вопрос, который волнует всех родителей: почему дети, как только попадают в детский сад, начинают болеть? —Доля правды в этом есть. Особенность детского имму- нитета состоит в том, что он «созревает», когда ребенок заболевает респираторными инфекциями. —То есть легкие простуды — это неплохо? — Да, это неплохо. Детско- го иммунитета не хватает на встречу с каждым новым для него агентом, а имимогут быть и микроорганизмы, и аллерге- ны, ифакторывнешней среды. Соответственно, ребенок, кон- тактируя с агентами, стимули- рует защитныемеханизмысво- ейиммунной системы. То есть, встречаясь и реагируякаждый разнановые агенты, иммунная система учится их все лучше и лучше распознавать и, в конце концов, перестаетнанихреаги- ровать. Именно поэтому взрос- лые люди меньше болеют: их иммунная система, несколько раз повстречавшись с вирусом, например того же гриппа, в очередной раз на него уже не отреагирует таким состояни- ем, как болезнь. Выражаясь научным языком: в организме образуются антитела к этой инфекции. На этом механизме построена и вакцинация про- тив большинства инфекций. Соответственно, сами респи- раторные заболевания — ОРЗ или ОРВИ — это, в общем-то, выработка иммунитета про- тив инфекций, которые их вызвали. — И детям нужно много раз переболеть одним и тем же вирусом, чтобывыработать иммунитет к нему? — Вирусов — огромное количество, их описано боль- ше 200, но заболевания, вы- званные ими, протекают, в общем-то, одинаково: ринит, заложенность носа, кашель, болив горле и такдалее.Поэто- му родителям и кажется, что дети болеют часто и «одинако- во», а на самом деле болезнь вызвана уже другим агентом — вирусом или бактериями. В дальнейшемдля его организма эти инфекции действительно становятся чем-то похожи. И, соответственно, онужеменьше реагирует на вирусы, которые постоянно циркулируют среди нас. Как результат — дети на- чинают меньше болеть. Семь дней на выздоровление —Сколько раз в год ребен- ку допустимо болеть респира- торными заболеваниями? ЛАРИСА ЗЕЛИНСКАЯ, ИА «Столица», специально для «Липецкой газеты» О чем чаще всего разговаривают мамы дошколят? Конечно же, о болезнях, которых невозможно избежать, как только ма- лышпопадает в детский сад. Кажется, что конца и края не будет этим ОРЗ и ОРВИ, этим насморкам и бесконечному кашлю… И график, когда две недели в саду, а две недели дома «на больнич- ном», вдруг становится нормой… Почему это происходит? Как это отразится на развитии ребенка в дальнейшем? И можно ли хоть немного взять под контроль респираторные заболевания, которым так подвержены самые маленькие члены семьи? Об этом рассказывает Наталья Колосова, кандидат медицинских наук, доценткафедрыдетскихболезнейПервогоМосковского го- сударственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. —По международнымнор- мам считается, что ребенок до 5 лет может болеть часто — 8—10 раз в год. Хотя рань- ше мы говорили, что часто болеющие дети — это те, кто болеет больше 5-6 раз в год. Но здесь даже не цифры глав- ное. Основное правило: эти респираторные заболевания должны протекать легко. Как мы в обиходе говорим: «На- сморк должен проходить за семь дней!» И это действи- тельно так. Эти заболевания не должны вызывать каких-то тяжелых состояний — таких, как отиты, синуситы, пнев- монии, ангины. То есть если ребенок неделю с насморком посидит дома, потомвыходит в детский сад ичерез три-четыре недели снова заболевает — это нормально, как бы это ни пугало родителей. Особенно если речь идет об осенне-зим- нем периоде, когда увели- чена циркуляция вирусов. — Дети рождаются с раз- ным иммунитетом? — У всех новорожденных детей он примерно одина- ков. Многое будет зависеть от раннего периода жизни: как ребенок вскармливался — грудьюили искусственно, как развивался в первый, второй год жизни, как часто и много общался с окружающими. Бывает так, что до садика ре- бенок, кроме бабушки и мамы с папой, никого и не видел, рос в условиях «инкубатора». Понятно, что в саду ему при- дется труднее, чем тем, у кого был болееширокий круг обще- ния. Современные родителине боятся вести свободный образ жизни—много гуляют с деть- ми на улице, путешествуют. С одной стороны, такие дети раньше начнут заболевать, так как они чаще встречаются с агентами. А вот в саду будут болеть меньше, чем те, кого оберегали от внешнего мира. Ведь детский сад — это та же модель мира, просто в нем находятся дети, которые из- начально предрасположены к инфекциям. Но интересный факт: в саду дети болеют до тех пор, пока в их группе не уста- новится микроклимат. А это происходит тогда, когда они «поделились» всеми инфек- циями и по кругу переболели. Обычно это происходит где-то после двух лет посещения детского сада — эти дети дей- ствительно уже не болеют так часто. И это как раз связано с тем, что к этому времени вы- рабатывается коллективный иммунитет. — Часто воспитатели го- ворят родителям: «Не вол- нуйтесь, это даже хорошо, что ваш ребенок в саду болеет — значит, в школе болеть не будет». Выходит, они правы? —Скорее всего, такибудет. Ребенок переболеет раньше, и в школу пойдет уже с «за- каленным» иммунитетом. А те, кто до школы находился дома, в начальных классах действительно могут начать болеть. То есть школа для них станет своеобразным«детским садом» в смысле становления иммунитета. Правда, заболе- вания будут протекать легче, так как у школьника все же более созревшая иммунная система. — Есть какие-то другие варианты укрепить имму- нитет ребенка? Или лучше всего если это происходит естественным путем, когда ребенок заболевает и выздо- равливает? — Всегда существовал та- кой метод, как закаливание. Япротивникфанатизма в этом деле. Например, не одобряю ныряние в прорубь, обливание ледяной водой. Но считается, что закаливание повышает резистентность организма. — За счет чего? —Иммунная система—до- статочно сложный механизм, но она может адаптироваться к каким-то условиям. Счи- тается, что переохлаждение — это фактор, который может способствовать активизации инфекции. Соответственно, если мы будем устойчивы к переохлаждению, то на нас этот фактор влиять не будет. Домашние « экзекуции » — Родители любят и до- машние процедуры — напри- мер, промывают ребенку нос соленой водой. Это полезно? — Промывание солевым раствором — это метод, кото- рый сейчас обсуждается…При появлении в аптечной сети большого количества этих рас- творов процедура стала очень «модной»: все вдруг стали «мыть» носы детям. Но надо понимать, что, как и любой метод терапии, он имеет стро- гие показания. Есть смысл ис- пользовать его при эпидемиях гриппа, то есть после прогулки на улице ребенку «вымывают» из носа те агенты, которыемог- ли попасть в полость. Но про- мывать нужно именно физио- логическим раствором—он не должен быть сильно соленым. — А кашель при респира- торных заболеваниях нужно лечить? — При ОРВИ или ОРЗ ка- шель, как правило, начина- ется из-за того, что ребенок пытается откашлять слизь, которая стекает по стенкам носоглотки. У него еще нет механизма заглатывания мо- кроты, слизь раздражает ре- цепторы, и он кашляет. Если это легкое покашливание без каких-либо приступов и оно уменьшается в течение недели вместе с другими симптомами болезни, то лечить его не нуж- но. Еслиже кашель носит спа- стический, приступообразный характер, если он проявляется в какой-то конкретный период — например, когда ребенок спит или если кашель не про- дуктивный, то есть ребенок кашляет уже, предположим, пять дней, и у него нет влаж- ного оттенка, не слышно, что мокрота продвигается, тогда нужно обратиться к специали- сту именно с этой проблемой. Врач порекомендует препарат, который облегчит кашель, или назначит дополнительное обследование. Панику — под контроль — Есть какие-то способы уберечь ребенка от проник- новения вирусов в периоды эпидемийнастоящего гриппа? —Это всем известная оксо- линовая мазь, которая давно уже используется. Сейчас есть современные барьерные пре- параты, которые не дают виру- сам и бактериям проникнуть в организмчерез слизистуюноса — назоваль и превалин-кидс. Они создают микропленку на слизистой, как бы обво- лакивают ее и препятствуют проникновению агентов. Они самоочищающиеся, через че- тыре часа выводятся со слизи- стой. Можно ребенку в сезон заболеваний перед походом в детский сад брызнуть в нос. Они действительно помогают. — Наталья Георгиевна, дайте несколько ваших лич- ных рекомендаций родите- лям, которые собираются водить детей в детский сад, но волнуются за их здоровье. —Настроитьсянужнонато, что детский сад действительно необходим в качестве соци- альной адаптации ребенка — чтобы в дальнейшем ему было проще и в школе, и в жизни. Коллектив учит многому. Хо- рошо, если есть возможность дать ребенку адаптироваться в детском саду, приводить его не на полный день, а на не- сколько часов. Если у ребенка появилась заложенность носа, легкое покашливание и они не критические — необязательно сразу же оставлять его дома. Нос нужнопромывать, следить за тем, какчувствует себя ребе- нок, и продолжать водить его в детскийсад.Потомучто«выси- живание» дома из-за каждого чиха в общем-то бесполезно: ребенок вернется в сад, а там кто-то уже с «новым» насмор- ком — и он снова заболеет. А родители будут расстраивать- ся: «Как же так, мыже только отболели!» Родители должны научиться справляться с пани- кой—спокойноивнимательно следить за состояниемздоровья своих детей-дошкольников. ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА (ИА «СТОЛИЦА») Закаляйся, если хочешь быть здоров...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz