Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
№ 49/25177/ 17 МАРТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ Конечно, любые проверки «кошмарят» бизнес. И не удивительно, что большинство людей против них. Но как быть, если сам бизнес «кошмарит» своих клиентов, предлагая некачественные продукты, одежду, мебель, услуги Сбой системы Ответ на вопрос кажется вполне однозначным. После того, как здоровый образ жиз- ни стал госстратегией, а вла- сти, как местные, так и феде- ральные, ввелиограничениена торговлю алкоголем, качество винно-водочной продукции жестко контролируется. Впро- чем, контролировалось оно и раньше. Об этом вам скажет любой сотрудник Роспотреб- надзора. Вроде бы проверя- ются и интернет-объявления. Однако в Красноярске вся эта система надзора и контроля не сработала. Да и вряд ли бы она сработала в любом другом городе России. Подпольный алкогольный бизнес — это данность, с которой не в состо- яниисправитьсядаже силовые структуры.Иединственное, на что хватает контролеров, так это предупреждать: не хотите рисковать — не покупайте спиртные напитки в гаражах и не покупайтесь на заманчивые объявления в Интернете. Вот только продукты в га- ражах не продаются, и за молоком в Интернет мы тоже не ходим. Но ведь и к их каче- ству есть претензии. Недавно я спросил специалистов: по- чему? Мне объяснили, что виноваты недобросовестные производители. И уточнили: производители не местные. По словам липецких экспер- тов, доля продуктов местного производства, не соответство- вавших химическим и микро- биологическим стандартам, не превышала в прошлом году 0,1-0,3 процента. А вот ко- личество фальсификата, по- ступающего «из-за рубежа», то есть из сопредельных и от- даленных областей, о-го-го ка- кое.Популярноониобъяснили мне и что такое фальсификат. Как выяснилось, это про- дукция, состав которой не соответствует нормативам. Например, яблочный или лю- бой другой сок, созданный не из яблок, а из воды, лимонной кислоты, сахара и аромати- заторов. Сыр, содержащий пальмовое масло, а также другие добавки и заменители, не предусмотренные рецепту- рой. Молоко, произведенное из порошка…Не знаю, видели ли его вы. Я—нет. На всех па- кетах, которые покупал, было написано «молоко». Может, натуральное, а мо- жет, и порошковое. Против последнего я тоже в общем- то ничего не имею. Оно без- вредно. Оно имеет право быть на прилавке. Однако я хочу знать, что покупаю. Хочу, чтобы производители предо- ставили всю информацию о Контрафакт на прилавке Кто защитит наше право на здоровое питание ВИКТОР КОНСТАНТИНОВ Эта трагедия к нашему региону не имеет, казалось бы, никакого отношения. Но она стала шоком для всей страны. В конце ноября прошлого года в Красноярске погибли 10 чело- век. Общее количество пострадавших измерялось несколькими десятками. Смерть, как выяснили эксперты, стала результатом отравления красноярцев некачественным алкоголем. Жертвами оказались не люмпены и не бомжи, а продви- нутые пользователи сети, предпочитающие делать покупки в интернет-магазинах. Почему? Что вообще мы покупаем в ма- газинах, бутиках, аптеках? Кто-нибудь и как-нибудь тестирует то, что мы пьем, едим, надеваем? своемпродукте. К сожалению, пока они часто «забывают» это делать или присваивают товару название, которого тот явно не достоин. Примеры? В 2015 году свыше 23 процентов исследованных проб масла не соответствовали требованиям ГОСТа. Правда, некоторые контролеры меня утешили, что ситуация улучшается. И даже привели цифры: если в 2014 году почти треть реали- зуемого сливочного масла (32 процента) была фальсифика- том, то в 2015-м требованиям ГОСТа не соответствовали только 23,3 процента проб. Прогресс? Вроде бы. Вот только покупателю от этого ничуть не легче. Выходит, что каждый пятый из нас, приоб- ретая масло, нарывается все- таки на некий другой продукт. Какой? Будем надеяться, что не разрушительный для здо- ровья. Хотя всякое случается. В редакционной почте масса писем, которые начинаются почти одинаково: «Пришла из гастронома с колбасой (или сы- ром), а там плесень толщиной в палец. Как быть?» Про плесень в колбасе Действительно, как? Это случалось, наверное, с каж- дым из нас. Большинство, не раздумывая, выкидывает та- кие продуты в мусорное ведро и забывает о них. Связываться с торговлей, производителями и иже с ними себе дороже. Немногие идут дальше. На- ходят некие «горячие линии». Звонят, требуют разобраться. Как реагируют госструкту- ры? В целом разбираются, если, разумеется, жалобщики действуют не анонимно, а на- зывают имя, фамилию, адрес. И четко формулируют свои претензии. Насколько они справедли- вы? В моем архиве есть справ- ка из местного управления Роспотребнадзора. Так вот, если ей верить, в прошломгоду до 60 процентов жалоб нашли подтверждение. Вобщей слож- ности было проведено свыше 3300 проверок. Что они дали? В 80 процентах отмечались санитарные нарушения или нарушения прав потребите- лей. Почти 50 процентов на- рушений были опасными для здоровья. Естественно, не обошлось и без жестких санк- ций. Достаточно сказать, что деятельность146предприятий была приостановлена. Впро- чем, надо отметить, что отстаи- вали свои права в судах и сами потребители. И небезуспеш- но. Большинство процессов, поддержанных управлением Роспотребнадзора, закончи- лось в пользу покупателей. С ответчиков взыскали около 1,3 миллиона рублей. Это в два с лишнимраза больше, чем годом раньше. Конечно, любые проверки «кошмарят» бизнес. И не уди- вительно, что большинство людей против них. Но как быть, если сам бизнес «кошма- рит» своих клиентов, предла- гаянекачественные продукты, одежду, мебель, услуги?Проч- но усвоив основные законы капитализма, он работает ис- ключительно на прибыль. А потому ничего удивительного в том, что предприятия, в дея- тельности которых уже были нарушения, станут предметом повышенного внимания. В упомянутой уже справке подчеркивается, что прежде всего будут проверяться орга- низации, работающие в сфере образования, здравоохране- ния, коммунальных, социаль- ных и персональных услуг. Но почему, собственно, не фастфуд или система быстро- го питания, которую мы, не задумываясь, импортировали из Соединенных Штатов? Да, она у нас вполне прижилась, создает дополнительные рабо- чие места, приносит прибыль владельцам. Это с одной сторо- ны, а с другой…Подавляющее большинство специалистов говорят: быстрое питание — не лучший американский стандарт. Как, кстати, и раз- ветвленная сеть японских су- ши-баров. Не случайно в свое время главный государствен- ный санитарный врач России Геннадий Онищенко весьма критически отозвался о них, заметив, что русским нужна не иноземная японская, а рус- ская национальная кухня. И, наверное, он прав. Ради экзо- тики и в суши сходить можно. А для регулярного питания, если вы поклонник рыбы, предпочтительнее, простите, свежий карп, выловленный в липецких прудах. И снова о ГМО Впрочем, не будем делать рекламу карпу. Поговорим о других продуктах, которые широко продаются в наших су- пермаркетах и которые вызы- вают не меньше споров. Речь, в частности, о ГМО. Консерва- тивные европейцы о продук- тах, содержащих генномоди- фицированные компоненты, не желают даже слышать, прогрессивные американцы, напротив, с удовольствием их потребляют и вроде бы живы. Может, не так страшен черт, как его малюют? Но это вопрос для хими- ков, медиков, генетиков. К согласию они пока так и не пришли. При этом, правда, все понимают, что генную инже- нерию отменить невозможно. Она будет развиваться. Более того, большинство людей за ее развитие. Как за развитие любой другой науки. Однако эти люди имеют право знать, содержит ли сервелат, ку- пленный в сетевом магазине, продукты с ГМО. Такой информации, как правило, нет. Лишь произ- водители соков и некоторых других продуктов гордо со- общают, что генномодифи- цированные организмы не используют. Хотя ГМО—про- блема лишь части российского общества. Многие относятся к таким продуктам довольно спокойно, поскольку пони- мают, что иначе прокормить население Земли просто не получится. А кроме того, зна- ют, что табу на использование генномодифицированных сои, бобов, кукурузы, да и всего остального у нас нет. Есть лишь нормативы содержания ГМО. Поэтому будем на них и ориентироваться. Для нас куда важнее вода. Долгое время она не составля- ла для Липецкой области ни малейшей проблемы. Регион относитсякчислууникальных территорий, использующих практически только подзем- ные источники водоснабже- ния. Да только есть они до сих пор не во всех селениях. Се- годня качественной питьевой водой обеспечено чуть более 90 процентов населения, точнее 91. Области есть к чему стре- миться. Но это один момент. Другой—поверхностные воды подпитывают воды подзем- ные. И это, к сожалению, далеко не всегда безопасно с микробиологической точ- ки зрения. Например, перед праздником Крещения было исследовано 30 проб воды из святых источников и мест для купания. Результаты, как правило, не соответствовали гигиеническим требованиям. Иэто уже не только пробле- маРоспотребнадзора, управле- ния экологии, вообще власти, но и всех нас. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ЦИФРА 23 свыше процентов исследованных в 2015 году проб масла не соответствовали требованиям ГОСТа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz