Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
В хр е с т ома тийном с о - ветском стихотворении «Смерть пионерки» де- вочка Валя металась в скарлатинном жару и отказыва- лась надеть крестик. А в послед- нюю минуту жизни поднимала руку в пионерском салюте. И крестик падал на пол. Впервом отечественномполно- метражноммультипликационном фильме на православный сюжет «Необыкновенное путешествие Серафимы» Валина ровесница де- лает прямо противоположный вы- бор: не красный галстук, а натель- ный крест. И когда детдомовская учительница Ольга Семеновна с внешностью и повадками лагер- ного надзирателя требует, чтобы героиня перед всеми, на линейке, под сенью знамен, на фоне портре- та товарища Сталина, крикнула «Бога нет!», Серафима молчит. Дело происходит, между прочим, в 1943 году. Война. Только вос- питанницы приюта о ней, считай, даже не вспоминают. В приюте идет своя война. На стороне Серафимы сам Серафим Саровский. По ночам она летает с ним в райских небесах среди розовых и белых облаков, а днем вступает в неравный поединок с педагогиней, отнявший у нее кре- стик, и черствыми, отравленными атеистическимядомподружками. Но ее покровитель Серафим наче- ку. Вот Симу решают за злостное попрание советских идеалов на- править в колонию. И тут явля- ется невесть откуда Симина мама. Встреча, объятья, благостно розо- веющий экран, хэппи-энд, аминь. Такой вот «нашответКерзону», то бишь Эдуарду Багрицкому, дали девяносто лет спустя режиссер Сергей Антонов и его команда. Как-то авторитетный культу- ролог и православный публицист Мария Чегодаева опечалилась. Вроде бы с «научным атеизмом» советских времен мы расстались. Но в повседневной жизни, науке, искусстве, политике о религии молчим, оперируя все теми же зловредными материалистиче- скими понятиями. Сомневаюсь, в силах ли обойтись без этих дья- вольских понятий наука. Может, воцерковленный физик способен уговорить «Высшую инстанцию» подправить кое-какие физические законы, чтобы, допустим, можно было сконструировать вечный двигатель и получить Нобелев- скую премию? Что касается по- литики и веры… По-моему, им не стоит слишком сближаться, сплетаться. Если, конечно, мы не хотим получить очередной ИГИЛ — причем не обязательно исламский. Иное дело гуманитарная сфера, жизнь души. Тут Мария Чегода- ева не совсем права. Чаемые ею перемены налицо. Думающему человеку, неважно — привер- женцу веры, скептику, атеисту, давно понятно: всё русское до- революционное искусство пребы- вало в мощном поле притяжения Православия. Мало того: и после Октября христианские мотивы, СМОТРИМ В ЯНВАРЕ Леонардо сражается за «Оскар» СЕРГЕЙ ИВАНОВ П рошлогодний триумфатор «Оскара», режиссер «Бёрдмэна» Алехандро Гон- салес Иньярриту вновь создал карти- ну, способную побороться за призы и кинопремии. Главный герой приключенческой драмы «Выживший» — охотник Хью Глас (его играет Леонардо ДиКаприо) серьезно ранен на неизведанных просторах американского Дикого Запада. ТоварищХьюпо отряду покорителей но- вых земель Джон Фицжеральд (Том Харди) пре- дательски оставляет его умирать в одиночестве. Теперь у Гласса осталось только одно оружие — его сила воли. Он готов бросить вызов первобытной природе, су- ровой зиме и враждебным племенам ин- дейцев, только чтобы выжить и отомстить Фицжераль- ду. Вестерн по одноименному роману Майкла Панке, основан- ном на реальной истории жизни колониста Хью Гласа, уже удостоился престижной награды американских кинокритиков «Золотой глобус» в номинациях «Лучшийфильм» (драма), «Лучшая мужская роль» (драма), «Лучший режиссер». Многие полагают, что эта роль должна наконец- то снять «оскаровское заклятье» с ДиКаприо. Во всяком случае, зрительские рейтинги фильма уверенно идут вверх. Еще один популярный кинорежиссер—Квен- тин Тарантино, дважды получавший «Оскары» за свои сценарии, выпустил в прокат свою новую работу — вестерн «Омерзительная восьмерка» . США после Гражданской войны. Легендарный охотник за головами Джон Рут по кличке Веша- тель конвоирует заключенную. По пути к ним прибивается еще один охотник. Снежная буря вынуждает всех троих искать укрытие в лавке на отшибе, где уже расположилась весьма пестрая компания: генерал, шериф, мексиканец, фран- цуз и ковбой… И один из них — не тот, за кого себя выдает. В картине снимались Курт Рассел, Сэмюэл Л. Джексон,Тим Рот. Музыку написал итальянский киноклассик Эннио Морриконе. Сильвестр Сталлоне вновь появится на экране в образе боксёра Роки в картине «Крид: Наследие Роки» . Как уже ясно из названия, в центре вни- мания окажется сынАполло Крида—первого се- рьезного соперника Рокки Бальбоа на ринге, впо- следствии ставшего лучшим другом героя. За эту картинуСильвестрСталлоне, являющийся также соавтором сценария, получил недавно «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Поставил ленту Райан Куглер, лауреат приза Каннского кинофестиваля за дра- му «Станция «Фрутвейл» сМайкломДжорданом. Комедии на этой неделе представлены лентой Джейсона Мура ( «Идеальный голос») «Сестры» . Две сестры решают устроить одну последнюю вечеринку в их семейном доме, прежде чем ро- дители продадут его.В главных ролях Эми По- лер («Дрянные девчонки», «Выбор судьбы») и Тина Фей («Безумное свидание», «Экзамен для двоих»). Известный кинокритик Роман Волобуев дебютировал в режиссуре триллером «Холод- ный фронт» . Давно разлюбившая друг друга пара — Саша (Светлана Устинова), девушка из богатой семьи, и ее бойфренд Илья (Александр Молочников)— проводят зимние каникулы в отрезанном от внешнего мира доме на берегу океана на севере Франции. В канун Нового года происходит два вроде бы не связанных между собой события: недалеко от дома героев прибой выбрасывает на берег тушу неизвестного науке животного, а тем же вечером Илья встречает в окрестностях Машу (Даша Чаруша) — русскую девушку, которая якобы случайно сошла с по- езда не на той станции и которой негде ночевать. С Машей явно что-то не так, но Илья и Саша, увлеченные выяснением отношений, сперва не замечают зловещих странностей в поведении незваной гостьи. Для семейной аудитории предназначенмульт- фильм «Элвин и бурундуки: Грандиозное бурун- дуключение» . Бурундуки пойдут на все, чтобы сохранить свою семью, даже на грандиозное бурундуключение по всей Америке! христианская этика проника- ли в литературу, на экран, на сцену, в живописные полот- на. Сегодня этоисследователи обнаруживают, например, в шолоховском «Тихом Доне». Вспомним, как внимала страна словам отца Питири- ма и отца Александра Меня с телеэкрана. Как смотрела фильм «Остров». Как инте- ресно, неназойливо и убеди- тельно приобщает публику к традициям Православия канал «Спас». Как читали и читают до- кументальную прозу отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Кстати, если утром седьмого января «Россия1» показала ту самую анимацию про детдомов- ку Серафиму Воскресенскую, то вечером накануне Рождества по «Культуре» прошел волнующий музыкальный спектакль как раз по книге Тихона Шевкунова. Истории из нее вдохновенно чита- ли блистательные актеры—Борис Плотников, Дмитрий Дюжев, Дмитрий Певцов. Фоном для рассказов о духов- ных подвигах праведников была точно выбранная классическая музыка. Жанровый и эмоцио- нальный диапазон спектакля — от высокого пафоса, когда мы слушали о таких удивительных людях, как Иоанн Крестьянкин, до невымышленных анекдотов. Вообразите: герой в обкомовском кресле командует, чтобы обита- тели монастыря голосовали за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» не у себя в оби- тели, а на избирательном участке. Инарывается. Монахи двинулись к избирательнымурнамчерез весь город торжественным крестным ходом. А перед тем, как опустить бюллетени, прямо на участке устроили молебен. Композиция честно, без умол- чаний, но и без перебора, не в лоб раскрывала драматические страницы истории, где речь идет о бессмысленном, дикомпреследо- вании верующих. Даже у далеких от религии людей не могло не сжаться сердце, когда им расска- зывали, как тот же Крестьянкин пожизненно молился за спасение души следователя, что переломал ему на допросе пальцы и упек ста- рика на восемь лет в лагерь. Такая сила духа и сила доброты трогали и поражали. Да не сочтите это кощунством, но приблизительно то же, скорее всего, испытывали американские или английские читатели романаНиколаяОстров- ского «Как закалялась сталь». Вполне благонадежные, законо- послушные буржуазные обывате- ли поневоле преклонялись перед стойкостью большевика Павла Корчагина. Всякая благородная вера удесятеряет возможности обычного человека. Цельность телеверсии «Несвя- тых святых», однако, несколько нарушалась назойливыми пауза- ми, выкроеннымидляисполнения популярных песнопений одного почтенногомонаха.Меланхоличе- ски-романсовые мелодии, прямо- линейные стихотворные тексты, пустьужпростятменяпоклонники сочинителя,—это какая-то около- религиознаяпопса. Онапривычнее на протестантско-сектантских со- браниях. У православных другая, мощная, одухотворенная музыка —Чеснокова, Бортнянского, Чай- ковского, Рахманинова. Так вот, такой же попсой мне представляется и «Неожиданное путешествие Серафимы» с ее сю- жетом, словно взятом напрокат из сентиментально-приключен- ческих книжек Лидии Чарской. Когда-то ими упивались, зачиты- вали до дыр, обливали слезами умиления наши прабабушки- гимназистки. Нынче струны, на которыхбренчалаЧарская, звучат совсем уж фальшиво. А графика фильма в свой черед тоже в зна- чительной мере заимствованная — из американских и японских компьютерных опусов, а то и ко- миксов. Но есть еще одна не порадо- вавшая меня особенность нового фильма. Предназначенная для детскойиподростковойаудитории история Серафимы вряд ли будет оценена молодой аудиторией в контексте времени. Откуда знать нынешниммальчишками девчон- кам, что в годы войны отношения между властью и церковью за- метно изменились? А кое-кто из них решит, что раз уж победу над фашистами такждут не дождутся не самые привлекательные пер- сонажи, то она им нужна, чтобы и впредь отнимать крестики у хороших девочек и отправлять их в колонию. Глядишь, иной из ребят хмуро задаст вопрос маме или папе: «Вы говорили, что были пионерами? А вам не стыдно за страдания бедной Серафимы?» Любопытно, прогнозировали ли подобный эффект устроители утреннего рождественского кино- сеанса на «России 1»? Безусловно, «Смерть пионер- ки» была нанизана на жесткий, неподатливый идеологический стержень. Но эти стихи все равно были настоящей, большой по- эзией. А ответ Сергея Антонова «лорду Керзону» к искусству имеет отдаленное касательство. Немыслимо вести речь о вещах сложных, серьезных, неодно- значных на языке попсового масс- культа. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Как наденешь крестик, береги его... Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 6/25134/ 14 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Немыслимо вести речь о вещах сложных , серьезных , неоднозначных на языке попсового масскульта ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz