Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

—А п о - а н г л и й с к и что-нибудь уме- ешь? — спросил Леонид Агутин. Шел очередной этап детского телеконкурса «Голос». То ли две- надцатилетняя, то ли десятилет- няя девочка прозрачно, красиво и правильно спела русскую песню. Зал аплодировал, наставники хвалили, в том числе и сам Агу- тин. Но ему почему-то надо было знать, способен ли ребенок ис- полнить что-либо из репертуара американских или британских поп-звезд. Похоже, для него это как проходной балл, подтвержда- ющий наличие таланта. Многие участники программы предусмотрительно сразу вы- училикакой-нибудь иностранный шлягер. И ни Агутин, ни Дима Билан, ни Пелагея не просили их потом спеть сверх программы на родном языке. Для них это не принципиально? Если ребенок может подражать, предположим, Бритни Спирс, то неважно, знает ли он хотя быуж«В лесу родилась елочка...». Зато замечательный мальчик с голосом не хуже, чем у легендар- ного нашего Жени Таланова или итальянца Робертино Лоретти, и романсом «Не слышно шуму го- родского...» был отсеян. Правда, наставники божились, что они в восторге и лишь по чистой слу- чайности не успели к нему по- вернуться. С тревожным недоумением обнаруживаю: большинство граж- дан моей страны, рожденных в девяностые, не слышали ни «Катюшу», ни «Землянку», ни «В лесу прифронтовом», ни «Я люблю тебя, жизнь». А это ведь не хоровой официоз для концер- тов в честь Дня милиции или окончания партийного съезда. Это настоящая музыка, настоящие стихи, настоящие, не ветшающие чувства. Великая культура совет- ской песни опустилась под воду, словно Атлантида. А может, ее специально затопили, как когда- то космическую станцию «Мир»? Спасибо еще на ТВ пока никак не обходятся без старого совет- ского кино. Вместе с ним, как бы в нагрузку, в новую Россию проникают, просачиваются ме- лодии Дунаевского, Хренникова, Соловьева-Седого, Бабаджаняна. И подростки наших дней еще наталкиваются на островки ис- чезнувшего архипелага — от фортепианных медитаций Тари- вердиева, на фоне которых пели Кобзон иПугачева, до ироничных зацепинских баллад о зайцах, что косят трын-траву на поляне, или незадачливых дикарях с острова Невезения. А есть еще, слава Богу, юбилеи композиторов и певцов. Недавно вот на час-другой вернулись в эфир тот же Арно Бабаджанян, Муслим Магомаев. Прошел вечер памяти Юрия Визбора. В публи- ке сидели преимущественно не очень молодые люди. Но с каким энтузиазмом подхватывали они строчки, с которыми прожили детство, юность, зрелые годы: «Милая моя, солнышко лесное, СМОТРИМ В МАРТЕ Как поднять миллион? СЕРГЕЙ ИВАНОВ С егодня на экраны выходит продолжение популярной у подростков фантастической ленты «Дивергент, глава 3: За стеной». Ее девиз: «Сломай границы своего мира». Глав- ные герои саги Трис иФор впервые покидают город и своих близких и оказываются в опасном мире за стеной, отделяющей Чикаго, где им открывается шокирующая правда. Они должны быстро разобрать- ся, кому можно доверять, так как битва, разгораю- щаяся за стенами города, угрожает всему человече- ству. Чтобы вы- жить, Трис при- д е т с я с д е ла т ь непростой выбор между мужеством, верностью, любовью и необходи- мостью идти на жертвы. Поставил картину известный режиссер Роберт Швентке («Жена путешественника во времени», «РЭД», «Иллюзия полета»). Отечественный кинематограф приготовил для подростков кино под провокационным названием «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» Клима Шипенко ( «Кто я?», «Любит не любит»). Это своего рода история жизненного успеха. Женя живет в ма- леньком провинциальном городке. Он просиживает за компьютером сутками, не отвлекаясь на еду и сон. ОднаждыЖенявыясняет: навиртуальнойреальности можнонеплохо заработать.Начав спорносайтов,юно- ша вскоре получает свои первые деньги. Это в корне меняет его жизнь: больше он не школьный изгой. Вчерашние недруги здороваются первыми, а самые красивые девочки ищут с ним встреч. Развивая свой бизнес,Женявитогеоказываетсяпередвыбором: при- нять законы коррумпированного мира и стать своим в далекой от идеала реальности или пойти наперекор могущественным структурам, поставив под удар себя и своих близких? В главных ролях Виктор Грудев, Дмитрий Калязин и супруга режиссера Соня Карпу- нина. Фильм поставлен по роману ДмитрияШахова. В неповторимой атмосфере изысканного Нью- Йорка 50-х годов юная Терез встречает Кэрол, ос- лепительную зрелую женщину, томящуюся в браке без любви. Мимолетный проблеск влечения перерас- тает во всепоглощающее чувство, которое навсегда изменит их жизни. Но как довериться любви, если твоя судьба зависит от предрассудков безжалостного времени? Таков сюжет мелодрамы «Кэрол» с Кейт Бланшетт и РуниМара. Режиссер ТоддХейнс («Бар- хатная золотая жила», «Меня там нет»). Популярный комик Саша БаронКоэн, испанская красавицаПенелопа Крус иАйлаФишер («Иллюзия обмана», «Холостячки») — в комедийном боевике «Братья из Гримсби» . Сверхсекретная операция, которуювыполняет образцовый спецагент, с треском провалена из-за неожиданно свалившегося на его го- лову неадекватного брата—оголтелого футбольного фаната и полного беспредельщика. Теперь герою предстоит спасти свою жизнь и вдобавок планету от нависшей над ней угрозы — практически невы- полнимая задача в тандеме с вновь приобретенным родственником. Поставил картину француз Луи Летерье («Иллюзия обмана», «Дэнни Цепной пес», «Перевозчик»). Интересно, что многим жителям английского Гримсби не понравилось, что их город изобразили замусоренным гетто, в которомпьяницы мочатся прямо на улицу из окон, а матери предлага- ют детям пиво. Триллеры на этой неделе представленыфильмом «Вирус» . Лента рассказывает о вспышке вируса, ко- торый уничтожает большую часть населения нашей планеты. Молодая женщина документирует жизнь ее семьи в карантине и пытается защитить свою за- раженную сестру. Еще одна отечественнаякартина в прокате —дра- ма «Вакантнажизньшеф-повара» дебютантаРустама Ильясова. Андрей и Лена — супружеская пара, они молодыи счастливы. КогдаЛена уезжает на несколь- ко дней, Андрей уходит в загул со своим лучшим другом. Переезжая из клуба в клуб, Андрей попадает в необычное место под названием «Фотоателье». Там ему предлагают принять участие в интригующей игре: побыть в роли другого человека, на несколько днейставшеф-поваромдорогогоресторана, укоторого есть все—богатыйдом, интереснаяработаикрасивая жена. ТеперьАндреюпредстоитмногое выяснить: кто такойшеф-повар, кем является он сам и кому можно доверятьвизменившемсямире.ВглавныхроляхПетр Федоров, Виктор Вержбицкий иВильма Кутавичюте известная по фильму «Восьмерка». где, в каких краях встре- тишься со мною»? Ана под- мостки поднялся огромный хорЦентра авторскойпесни «Журавлиная родина». Перед скромно стоящими у сценического задника уже слегка лысеющими мужчинами в несколько рядов, вольно, не по росту, выстроились дети. Их го- лоса звенели вдохновенно и радостно. Получается, им эти песни, эта мужественная и вместе с тем нежная романтика тоже нужны, небезразличны? Жаль, что не у всех их ровесни- ков есть «Журавлиная родина». А Родина под названием Россия с подачи попсовых властителей умов предпочитает петь по- английски. Что, господа, особенно любо- пытно, пусть и не до конца нами осознано. В советские времена представлялось, что Соловьев- Седой и Визбор, Френкель и Высоцкий, Колмановский и Окуджава разделены непроби- ваемой стеной. Однипропущены сквозь мелкое сито худсоветов, цензурных комитетов, высо- чайше одобрены и разрешены для любых сцен, стадионов и клубов вплоть до Кремлевского Дворца съездов. Другие пред- назначались для тесных кухонь вперемежку с вольными разго- ворами, анекдотами о Ленине, Хрущеве и Брежневе, для до- машних посиделок, поскольку не совпадали, спорили со всем одобренным, благонамеренным, идейно выдержанным. Но из нашего времени это видится несколько иначе. Я почему-то думаю, что сегодня Бродский, из которого жур- налист однажды прямо-таки выжимал предусмотренный заранее ответ, вопрошая, не считает ли поэт «советскую пес- ню» символом общепринятой фальшивой радости, уже не по- вторил бы те свои слова: «В из- вестной степени — да... Вообще — общества». По крайней мере, король русского рока, наверное, лучший из ныне живущих и по- ющих мастеров эстрады Алек- сандр Градский признает: его поколение, завороженное рит- мами «Битлз», ЭлвисомПресли, Синатрой, напрасно свысока, неприязненно относилось к творчеству так называемых признанных авторов, чьи песни заполняли радио- и телеэфир. Среди них было немало под- линного, неконъюнктурного, лишенного и намека на фальшь и заказуху. Разве пахмутовские «Геологи» и «Кожаные куртки, брошенные в угол» Городницко- го родственны, кровно не близ- ки? Разве «Ленька Королев» не был сверстником и фронтовым товарищем «Сережки с Малой Бронной и Витьки с Моховой»? Разве «Сыновья уходят в бой» полузапретного Высоцкого и «Журавли» не излучали в про- странства и души одну и ту же энергию памяти, патриотизма, боли и гордости? И не случайно классическая советская песня и классический бардовский репертуар канулина дно вместе, одновременно. Да- да, канули, несмотря на суетли- вые усилия иных реаниматоров, беспомощных спасателей. Им трудно выживать в крикливо- сентиментальномпотоке попсы, чьи персонажи убоги и безлики, а коллизии по большей части сводятся к стандартной дилем- ме: почему ты мне нравишься, а я тебе нет, почему ты меня хочешь, а я тебя не хочу? Даже самая камерная любовная лири- ка минувшей эпохи все равно, чуть ли не помимо воли авторов, вписывалась в атмосферу време- ни. Эхо реальности естественно отзывалось в ней. И отнюдь не всегда напрямую, когда, пред- положим, Катюша не только любила, но ипросила ветер пере- дать ее привет бойцу на дальнем пограничье. Содержательный диапазон песен исчезнувшей Атлантиды был несопоставим с тем, что поют и слушают сегодня. «Хотят ли русские войны», «Как моло- ды мы были», «Враги сожгли родную хату», оставаясь прон- зительной, часто исповедальной лирикой, не чурались граждан- ского, а то и философского из- мерения. Так что и Высоцкий, и Френкель в равной мере не- совместимы с шлягерами типа «Целуй меня везде, восемнад- цать мне уже», «Сперва обними, потом обмани» или жалкими опусами, именуемыми идиот- ским словосочетанием «русский шансон». Бродский в принципе был прав: музыка повседневности фальшива, если фальшью от- мечена сама повседневность, то есть жизнь людей. Другое дело, что советское общество было от- нюдь не столь уж одноцветным и элементарным. А вот когда миллионы упиваются пустотой гламурной эстрады, это наво- дит на грустные мысли. И по- неволе возникает ностальгия по музыке, которую предали, по отзвучавшей, даст Бог, всеже не навсегда, музыкальной Атлан- тиде. Ведь России ее не заменят ни сентиментальный или бру- тальный «русский шансон», ни самые модные импортные хиты. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Преданная музыка Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 44/25172/ 10 МАРТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 С тревожным недоумением обнаруживаю : большинство граждан моей страны , рожденных в девяностые , не слышали ни « Катюшу », ни « Землянку », ни « В лесу прифронтовом » ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz