Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ГЕОПОЛИТИКА № 44/25172/ 10 МАРТА 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 О пространстве и времени — Леонид Григорьевич, буквально вчера смотрел оче- редное телевизионное ток- шоу, и один из его участников предсказал, что уже летом страны Европы забудут про- длить санкции, введенные после украинского переворота против России, и мы снова за- живем тихо и счастливо. Вы с этим согласны? — Думать так — значит не иметь ни малейшего представ- ления о природе конфликта. Украина — лишь одно из зве- ньев в длинной цепи противо- речий, да и всей истории взаи- моотношенийРоссиииЗапада. И понять их, исходя из одной лишь политики, экономики, философии и даже военной стратегии, невозможно. За ответом нужно обращаться к науке более глобальной, си- стемной и комплексной — к геополитике. И в частности, к одномуиз его законов—закону фундаментальногодуализма. В нашемслучае он, ксожалению, необъединяет, аразделяетмир. Дуализм вообще свойствен природе: черное и белое, добро и зло, свет и тьма, частица и античастица. Так и в геопо- литике — наиболее заметны две крайние суперсущности. Одна из них ориентирована на добро, гармонию с природой, понимание человека челове- ком, народа народом. Но есть и другая сущность, целью которой всегда было миро- вое господство. А средством — освоение пространства. Правда, пространства сегодня вовсе не территориального, географического. И даже не интернет-пространства. Речь о более важном пространстве, ментальном, духовно-нрав- ственном. Именно за него идет самое жестокое сражение. —В исходе этого сражения либеральные политики ни- сколько не сомневаются. По их мнению, противостоять ев- роатлантическому сопернику, чей экономическийпотенциал в 20 раз превышает россий- ский, невозможно. А раз так, то не лучше ли сразу сдаться, задаются они риторическим, по их мнению, вопросом. Или у вас другая точка зрения? — Экономический потен- циал не тождествен потенци- алу геополитическому. Гер- мания в 1945 году уже имела возможность убедиться в этом. Тоже самое происходит и в Си- рии. Именно Россия, а отнюдь не многочисленная западная коалиция добилась реального перелома в борьбе с террори- стамиисламского государства. Впрочем, говоря о форми- ровании геополитического потенциала, хочу сказать не столько об этом, сколько о том, что Россия, взаимодействуя с другими народами, никогда не подавляла ни один из эт- носов. Напротив, она разви- валась вместе с ними, отдавая и впитывая навыки, знания, культуру. Суммировала и син- тезировала лучшее, что было у народов, и сформировала, в конце концов, уникальную русскую цивилизацию. Ее но- сителями были и остаются не только русские, украинцыили белорусы, но и угро-финны, татары, башкиры, чеченцы, калмыки. Если еще шире, то весь русский мир. Такой цивилизации не знала ни Европа, ни Амери- ка. Там колонизация всегда становилась актом агрессии, угнетения, погони за добычей. В России все складывалось совершенно иначе. Она стала единственной страной в мире, где господствующая религия —православная—пригласила на роль второй государствен- ной религии ислам. Высо- чайший Указ императрица Екатерина II подписала еще в 1788 году. Впрочем, не толь- ко реформы Екатерины или Петра, но и вся предшеству- ющая российская история способствовали становлению блестящей русской культуры, нашего особого культурно-ци- вилизационного кода. Особый путь России — Еще совсем недавно мы категорически отказывали себе в любой особости, считая, что Россия должна доволь- ствоваться общечеловечески- ми, то бишь европейскими ценностями. Что изменилось? — Все мировые цивилиза- ции уникальны. Особенность русской в том, чтомыв полном смысле слова — не Европа, но Две цивилизации Об истоках противостояния России и Запада ВИКТОР СТРАХОВ Попытки постсоветской России влиться в братскую семью американо-европейских народов успехом не увенчались. Друг Билл и друг Гельмут лучезарно улыбались другу Борису, энер- гично хлопали его по плечу, уверяли в самых добрых чувствах и честных намерениях, но от более тесных политических и эконо- мических контактов и хоть сколько-нибудь обязывающих отно- шений с недавней«империей зла» однозначно воздерживались. При этом, правда, ни друг Билл, ни сменивший егоДжордж, ни, наконец, Барак не забывали подкармливать бывших советских мальчишей-плохишей печеньем и интенсивно двигать передо- вые отряды НАТО к нашим границам. И вот итог. Американ- ские танки «Абрамс» в 200 километрах от Санкт-Петербурга, антироссийскийугарнаУкраине, вооруженное противостояние на Донбассе, враждебные Польша, Молдавия, Грузия… Кто и зачем взорвал мир на востоке Европы? Об этом размышляет крупнейший специалист в сфере геополитики, доктор исторических наук, генерал-полковник, в недавнем прошлом начальник Главного управления между- народного военного сотрудничества Министерства обороны РоссийскойФедерации, а ныне профессорМГИМОи президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. “ Россия, взаимодействуя с другими народами, никогда не подавляла ни один из этносов. Напротив, она развивалась вместе с ними, отдавая и впитывая навыки, знания, культуру. ...Сформировала уникальную русскую цивилизацию и еще вменьшей степениАзия. Мы — некий срединный мир, откликавшийся на веяния как с Востока, так и с Запада. Вспомним немецкого филосо- фа Вальтера Шубарта, писав- шего: «Англичанин смотрит на окружающий его мир как на собственное предприятие, француз — как на салон, не- мец — как на казарму, рус- ский смотрит на окружающий его мир как на божественный храм». А отсюда и главный принцип, высший нравствен- ный смысл или код, который он несет в этот мир,—совесть. На этой основе сформиро- вана наша духовная матрица — совесть, святость, справед- ливость. Она, если хотите, задана нам свыше. Скажу больше, совесть и святость мы транслируемвовне в виде спра- ведливости. Кстати, в одной из липецких телестудий меня спросили: «Зачем мы вошли в Сирию? Что мы там поте- ряли?» Да ничего не теряли, кроме справедливости. И это прекрасно понимал великий Шарль де Голль, французский генерал и президент, однажды глубоко и точно высказавший- ся в том смысле, что русский человек не может чувствовать себя счастливым, если где-то творится несправедливость. — Но ведь о демократии и других высших ценностях го- ворят и американцы, пытаясь вмешиваться в дела других странивосстанавливая«спра- ведливость» в Ливии, Египте, все в той же Сирии... — Справедливость по- американски обусловлена принципиально иным циви- лизационным кодом. Главное для западного общества не со- весть, а выгода, материальный интерес, которые, по меркам СШАилиЕвросоюза, оправды- вают любые экспансиюи наси- лие. Именно этим объясняется иная поведенческая модель, категорически отвергаемая нами. И потому мы вечные оппоненты Запада. О балансе сил —Многие российские эко- номисты убеждены, что оп- понировать Западу — значит обречь себя на отставание: научное, технологическое, инновационное. — В течение всех девяно- стых мы пытались следовать западным рецептам. И что из этого вышло? Между тем российская история знает при- меры, когда мощнейшим сти- мулом для цивилизационного рывка становились не чужие знанияиопыт, а высокаяидея. Одна из них: Москва — тре- тий Рим! В Средние века она кардинально изменила вектор развитияРоссии.Много позже были петровские преобразова- ния. Еще пару столетий спустя точно такой же взорвавшей культурное и экономическое развитие страны идеей стала Октябрьская революция, объ- явившая своейцельюсоздание коммунистического общества. — Однако коммунизм мы так и не построили. — Коммунизм не построи- ли. Но всего за 20 лет создали великую культуру, науку, высокую конструкторскую школу, разработали новей- шие технологии и технику. Наше население стало не про- сто грамотным, а технически грамотным, способным стать к станку, кульману, сесть за рычаги танков и штурвалы самолетов. Мы, повторяю, вы- стояли в жесточайшей войне, а спустя каких-нибудь 15 лет первыми в мире отправили человека в космос. Кто еще был способен на это? Но даже если оставить в покое космос и ядерную энергетику, где мы тоже были первыми, главным, что дал миру СССР, стала стабильность. Существование двух сверхдержав обеспечи- вало баланс сил на планете, гасило многие потенциальные региональные конфликты. Приемы против лома — Хотите сказать, что се- годня мир стал менее безо- пасным? — К сожалению. После Второймировой войны сложи- лась классическая структура мирового пространства: два равносильных центра, две геополитические системы с противоположными смыс- лами жизни. Одна из них имела целью построение на планете глобального общества социальной справедливости, равноправия народов, дру- гая — господство Запада над всеми остальными странами. После того как СССР был раз- рушен, доминирующим пока стал западный код, который не обещает планете ничего хорошего. И это, кстати, признает большинство серьезных ис- следователей. Известный ан- глийский философ и историк Арнольд Тойнби, например, подчеркивает: «Агрессия яв- ляется формой общения За- пада с внешним миром... В историидипломатиизападных держав, увлеченных западной демократией, легко проступа- ет список безумств инесчастий человечества». Однако признания интел- лектуалов не останавливают западных политиков. Они не готовы мириться ни с силь- ным Китаем, ни с сильной Россией. Об этом США заяви- ли в Стратегии национальной безопасности еще в 1992 году: «Нашей главной целью явля- ется предотвращение возник- новения нового соперника, будь то на территории быв- шего Советского Союза или в другом месте, который пред- ставлял бы собой угрозу, сопо- ставимуюс той, которуюпред- ставлял Советский Союз». Ну а в новой Стратегии, принятой в феврале 2015 года, Конгресс США лишь подтвердил, что ради мирового господства Америка не остановится ни перед чем: «Она (стратегия) направлена на инициативное продвижение наших инте- ресов и ценностей с позиции силы... Не существует замены американскому лидерству... Мы будем лидировать с по- зиции силы. США будут при- менять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке...» Комментарии, как говорится, излишни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz