Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Согревая всех теплом сердец В Липецке прошел VI межрегиональный фольклорный фестиваль «Рождественские встречи» ЕВГЕНИЯ ИОНОВА За шесть лет своего существования «Рож- дественские встречи» выросли в одно из брен- довых событий в сфе- ре культуры региона. В этом году участниками фестиваля стали испол- нители аутентичного фольклора из Липецкой иВоронежской областей. Расширить географию «Встреч», к сожалению, помешала погода. Прав- да, лебедянскому трио «Лебёдушка» обильный снегопад и низкая тем- пература не стали пре- пятствием — пусть с не- большим опозданием, как говорится, на пере- кладных, но артисты до Липецка добрались. По традиции «Рожде- ственские встречи» начина- ются с молитвы и исполне- ния духовных песнопений. Участники славят Христа, Его рождение. И это всегда один из самых трепетных моментов концерта, минуты духовного единения зрите- лей и артистов. — В Липецкой области, как и во всей православ- ной России, существовали и сегодня еще кое-где бы- туют народные, корневые обычаи встречи Рождества Христова, — рассказала основатель и вдохновитель фестиваля, заслуженный работник культуры РФ, ру- ководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристаллина Иващенко. — Время после Рождества и до Крещения в народе называ- ется Святками, в эти дни ра- ботать нашим предкам было нельзя, а вот веселиться, праздновать —пожалуйста. Мы в рождественскую ночь отправились в добринское село Талицкий Чамлык, чтобы поучаствовать в еще живом обычае «греть умер- шим родственникампятки». Въехав в село, мы увидели, что перед каждым домом горят костры: именно таким образом местные жители согревают своих ушедших в иной мир родных и лю- бимых людей. И надеются, что весь оставшийся год их умершие родственники бу- дут согревать и охранять их с того света молитвой. И мне бы хотелось, чтобы и наш фестиваль согрел всех, кто пришел к нам в гости. Самымюнымучастником нынешнего фестиваля стал третьеклассник липецкой гимназии № 64 Дима Че- ботарёв, делающий первые шаги в освоении елецкой рояльной гармони. А наи- более возрастными — ба- бушки из сводного ансамбля чаплыгинских сёл Дёмкино и Колыбельское. — К сожалению, на нас может и прерваться тра- диция, — посетовала са- мая молодая из дёмкинских исполнительниц Любовь Петровна Ходырева. — На- шему ансамблю уже более полувека. Авот после нас нет никого, молодежь в селе не торопится перенимать наши знания, наши песни, даже костюмы будет некому оста- вить, а они у нас старинные. Я родилась в Буховом, а вот мама — из Москвы, в Дём- кино вышла замуж, причем мужа нагадала себе именно на Святки. — К сожалению, в сё- лах традиция ка- тастрофически умирает, — бьет тревогу профес- сор, заведующая кафедрой этно- м у з ык о л о г и и В о р о н еж с к о й г о с удар с т в ен - ной академии искусств, руко- водитель фоль- клорного кол- лектива «Воля» Галина Сысоева. — Многое уже утеряно безвоз- вратно. Город- ские коллекти- вы — это только временные носителирусской традиции. И тем радостнее, что именно в городах, в ме- гаполисах молодежь сегодня интересуется фольклором, старается сохранить все то, что нам осталось от предков. Илипецкийфестиваль—это лучший пример для подра- жания, на котором можно и нужно воспитывать наше подрастающее поколение. — Мы надеемся, что «Рождественские встречи» будут еще долго радовать нас, — сказал директор ОЦКНТК Александр Чуно- сов. — Ведь таким образом мы вовлекаем в область рус- ской аутентичной культуры все больше людей. А ведь только человек, знающий свою культуру, сможет по- нять и оценить другую. № 6/25134/ 14 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ТРАДИЦИИ 9 “ У людей должны быть некие определяющие поведение ценности, нравственный стержень. Если их нет, то расплата неизбежна. Эта проблема невероятно актуальна сегодня где дух Господень, говорится в Библии. Но нигилисты счи- тали иначе. Феноменом эпохи шестидесятых-семидесятых годов XIX века стало значи- тельное распространение в среде просвещенной моло- дежи проповеди «свободной любви», фиктивных браков. Современные историки оха- рактеризовали это явление как «сексуальную револю- цию», которую мы не замети- ли. Когда юноши и девушки узнавали о семейной жизни Герцена и Огарёва, Людми- лы Шелгуновой и близкого друга Чернышевского поэта Михайлова, других кумиров интеллигенции, то это для них служило примером, не- кой моделью современных отношений. Для прогрессив- ной молодежи утверждение неограниченной свободы, отрицание всех ценностей, в том числе религиозных, в конечном итоге и привело к крайним формам террора в семидесятых как методу борьбы против государства и его руководителей. Первая любовь Писарева — двоюродная сестра Раиса Коренева — вышла замуж за другого. С троюродной сестрой Писарева, известной писательницей и перевод- чицей Марко Вовчок, урож- денной Марией Вилинской, еще одной нашей землячкой, родившейся в селе Екатери- нинское Елецкого уезда, у критика тоже были странные, запутанные отношения.Писа- рев писал в письме матери: «Я считаю, чтоженщина должна абсолютно свободно распола- гать своей душой и телом, и она вольна действовать так, как считает нужным». Но одно дело быть теоретически сторонником свободных отно- шений, идругое дело, когда на практике ситуация касается лично тебя. У избранницы Писарева была непростая лич- ная жизнь — муж, ребенок, близкие друзья… Никакой определенности в отношениях с Писаревым не было и быть не могло. Среди образованных дам тогда были очень распро- странены идеиЖорж Санд — я свободна в своих чувствах, и раз полюбила другого, то значит, я должна быть с ним. Видимо, эмоциональному Писареву было очень тяжело смириться с этим. Пережить это бывает очень болезненно. Летом 1868 года он при- ехал на Рижское взморье с Ви- линскойи ее сыном. Купаясь в море в районе курорта Дубул- ты, 4 июля Писарев утонул. Современники высказывали предположение, что Писарев утопился в расцвете сил, не дожив до 28 лет, из-за несчаст- нойлюбви. Полицейского рас- следования обстоятельств его гибелине было, доказательств самоубийства — тоже. Одно- значно утверждать ничего невозможно. — Какое место мог бы за- нятьПисарев в русском обще- ственном движении, если бы не его ранняя гибель? — Если исходить из его заявлений о необходимости низвержения Романовых, поднять на борьбу народ, раз- жечь из искры недовольства действительностью револю- ционное пламя, то он должен былприветствоватькрайности революционной борьбы и же- стокий террор, начавшийся в семидесятые. Но если бы возобладалапросветительская составляющая взглядовПиса- рева, то, возможно, он занял быинуюпозицию. Бакунисты требовалинемедленного бунта и анархического переустрой- ства общества. Сторонники Петра Лаврова говорили о необходимости образования собственной личности, затем подготовки тех, кому строить новое общество, и лишь потом возможен революционный переворот. Сложно сказать, кого бы поддержал Писарев. Хотя весьма символично то, что ВладимирИльич Ульянов очень любил читать статьи критика, взял его книги с со- бой в ссылку в Шушенское. Онибылитогдапочтировесни- ками, их объединял молодеж- ныйрадикализм, психология, энергичный стиль. Советская историография рассматривала Писарева как революционного демократа и социалиста, пусть и ошибаю- щегося. Относились с уваже- нием — наш человек. КогдаядумаюобидеяхПи- сарева, всегда вспоминаю, что в октябре 1840 года родился еще один Дмитрий — терро- ристКаракозов. 4 апреля 1866 года он стрелял в императо- ра. Когда его схватили, он произнес знаменитую фразу: «Дурачьё! Ведь я для вас же, а вы не понимаете!». Думаю, эти слова могли бы потом повторить многие представи- тели русской интеллигенции. Наталья Петровна Грот, из- вестная публицистка и пи- сательница, старшая сестра Петра Петровича Семенова- Тян-Шанского, писала, что литература, публицистика и педагогия 60-70-х годов несут страшную ответственность за растление русского юноше- ства, ослабление в обществе веры и семейных уз, разруше- ние человеческих судеб…Как знать, может быть, она права? Иэти словаиоПисареве тоже? У людей должны быть не- кие определяющие поведение ценности, нравственный стер- жень. Еслиихнет, то расплата неизбежна. Эта проблема не- вероятно актуальна сегодня. Многие лишены идеалов, ценности зыбки и неопреде- ленны, религиозная мораль не оказывает достойного вли- яния на умы, у многих ушли представления о справедли- вости и достоинстве… Трудно молодежи определиться в современном мире, выделить ценности, ради которых стоит жить… Да и когда это было легко человеку, вступающему вжизнь? Арадикальные идеи Дмитрия Ивановича Писаре- ва... Их очень хорошо харак- теризуют гениальные строки Федора Тютчева «Нам не дано предполагать, как наше слово отзовется…» ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz