Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
№36/25164/25 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 №36/25164/25 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКИЕ ТАЙНЫ Невидимые лабиринты Легенды и загадки подземного города СЕРГЕИ МАЛЮКОВ У каждого города есть свои древние тайны и наш областной центр не исключение. Издавна истории о подземельях Липецка овеяны самыми невероятными слухами и легендами. Больше всего преданий связано с подземными ходами, которые якобы ведут от Древне- Успенской церкви в сторону улицы Дворянской-Лени- на и Христорождественского собора. Святое место Древне-Успенская цер ковь, стоящая у святого источ ника наулице Салтыкова-Ще дрина (раньше это место на зывали слобода Монастырка) —старейший храм Липецка. Точная дата его постройки не известна, но уже в источниках 1730 года храм упоминается, хотя, скорее всего, его возвели в конце XVII века. Придел храма был освящен в 1701 году. На источнике, согласно преданию, людям явилась чудотворная икона Божией Матери, обладающая силой исцеления. На целебном ис точнике у подножия Желез ной горы, по легенде, побывал сам царь Петр Первый, дер жавший путь в Азов. Говорят, восновании клад ки Успенки находятся остат ки фундамента гораздо более древней церковной построй ки. Неудивительно, что с та ким намоленным местом ещё в старину связывали немало удивительных историй. Уже в первом издании книги об истории Липецкого курорта профессора Пфеллера 1804 года говорилось о пещерах Железной горы и монашеских кельях рядом с церковью, по которым монахи якобы даже водили экскурсии. Представитель Липецкого историко-изыскательского общества Дмитрий Васюков писал, что наиболее древние липецкие подземелья могут принадлежать к Поройской пустыни, основанной в XII- XIII веках. Князь Андрей Боголюбский перенес столицу княжества из Киева во Вла димир. Часть последовавших за ним монахов Киево-Пе черской лавры остановилась у подножия Железной горы, основав новую обитель. По об разу и подобию келий Киево- Печерской лавры монахи вы рыли себе жилища в Желез ной горе, построили первую церковь. По легенде, основа тель Поройского монастыря священномученик Егорий Праведный оставил после себя в чреве горы глубокий тайник со священными манускрипта ми, чтобы обезопасить их от набегов кочевников Дикого поля. Тайник якобы охраня ли глубокие ямы-ловушки с острыми кольями на дне. Опасения старца оказались ненапрасными, церковь не сколько раз сжигалась ордын цами, восстанавливалась и снова разорялась. Бозможно, монастырский тайник до сих пор хранит святые реликвии. Правда, другие липецкие краеведы, например, предсе датель Липецкого областно го краеведческого общества Александр Клоков к этой те ории относится крайне скеп тически. Где Бладимир, а где Железная гора? Как бы там ни было, обитель упразднили в ходе секуляризационной реформы 1764 года. Только спустя два с половиной века, в 2003 году, здесь открылся Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный мо настырь. Басюков считал, что су ществовала и ещё одна рас положенная в недрах Боро- нежской горки (нынешний участок улицы Советской до Центрального рынка) система подземных коммуникаций, связывавшая несохранив- шиеся ныне самый древний в городе Бознесенский собор XVII века на современной Теа тральной площади, Троицкий собор (сейчас на этом месте находится стадион «Метал лург»), Покровскую церковь в районе современной улицы Фрунзе и взорванную в 1969 году церковь Успения Пресвя той Богородицы, стоявшую там, где сейчас находится ТЦ «Победа». Тоннели могли иметь общий выход в Камен ный лог —на берег Линовки. Удивительные находки Эти городские легенды возникли не на пустом месте. Б 1910 году в ходе ремонта Древне-Успенской церкви рабочие обнаружили под земный ход, который пред положительно тянулся вдоль Дворянской улицы в сторону Христорождественского собо ра. Но толком обследовать его не удалось, поскольку ход был обрушен и завален землёй. В 1952 году в подземный ход на улице Ленина, про ходивший между современ ным зданием Епархиального управления и отелем «Метал лург», спускался липецкий краевед Николай Васильевич Марков. По его словам, кир пичные своды и выложенные белым камнем стены находи лись на глубине порядка двух с половиной метров, однако дальше продвинуться краевед побоялся.Говорили,что в ше стидесятые в ходе земельных работ на улице Ленина непо далёку от бывшего здания ме таллургического техникума образовался провал в отделан ный известняком подземный ход, ведущий в сторону Евдо- киевской церкви. Во время первой реставра ции церкви, в начале восьми десятых, рабочие-бульдозе ристы в поисках подземелий якобы обнаружили древнее захоронение в склепе из крас ного кирпича, которое тут же разграбили. Впрочем, никаких документальных подтверждений этого факта не существует. Некоторые краеведы считают, что эта история произошла в середине пятидесятых годов в склепе под Никольским приделом собора, никак не связанном с подземельями. Не получается пока до копаться до тайн липецких подземелий и современным липецким исследователям. Ни одного входа под землю на сегодняшний день не со хранилось. — Реставрируя в девяно стых годах Древне-Успенскую церковь, я постарался про верить известные легенды, —рассказывает председатель Липецкого областного кра еведческого общества Алек сандр Клоков. — Проводя дренажные работы вокруг придела святого Николая Чудотворца, к сожалению, ничего найти не удалось, од нако территория вокруг храма полностью не исследовалась, и, возможно, там сохрани лись следы старых подземных ходов. Заброшенные бомбоубежища Добавили легенд и подзем ные постройки XX века. Не сколько лет назад в ходе стро ительных работ во дворе дома № 7 по улице Ленина были обнаружены два бетонных резервуара глубиной порядка пяти метров и диаметром око ло десяти. Предполагается, что во времена Советского Со юза здесь находилось секрет ное бомбоубежище для руко водства, резервуары обеспечи вали запасы воды. Существует версия, что во время Беликой 80 ЛЕТ ГИБДД Отечественной войны убе жище связывали подземные коммуникации с несколькими административными здани ями в центре города и Хри- сторождественским собором. Говорят, центральный вход был настолько широким, что в него могла свободно заехать автомашина. Может быть, при его постройке использовались и прорытые ранее ходы. Есть воспоминания очевидцев, ко- IАлександр Клоков уверен: подземные ходы под старой церковью существуют. IНедра Липецка хранят множество тайн и загадок. торые, будучи детьми, играли в его лабиринтах. Заброшенные, засыпан ные землей бетонные бомбо убежища есть и в Левобере жье . Есть версия, что длинные тоннели идут от комбинато- управления НЛМК, ДК строи телей и площади Франценюка к площади Мира и реке Бо- ронеж. Существует тоннель и в 19-м микрорайоне. Ком муникации пытались иссле довать липецкие диггеры. Некоторые экспедиции закан чивались для их участников трагически. Так, в 2009 году, выполняя задания популяр ной игры-квеста «Епсоип1ег», двое липецких парней из команды «Городские сталке ры» не смогли выбраться из тоннеля на улице Московской и умерли от удушья. Пещеры и провалы Богатейший пласт город ских легенд связан с пещера ми ипровалами. Б начале вось мидесятых у современного ДомаМастера ( исторического дома аптекаря Бяжлинского) внезапно на несколько метров осел грунт, над краем обрыва образовалась яма диаметром три метра. Коммунальным службам пришлось срочно засыпать провал песком. Боз можно, это осело бомбоубе жище под склоном горы.По слухам, существовал тоннель, связывающий построенный в 1910 году дом аптекаря с воз веденным в 1836 году домом Губина ( сейчас в нём област ной художественный музей) через дорогу. Но конкретных фактов, свидетельствовавших об этом, так и не обнаружено. Не так давно ушла вниз земля неподалёку от Преоб раженской церкви в районе кольцевой развязки у Цен трального рынка. Раньше в Железной горе находились горные выработки, постав лявшие руду для петровских железоделательных заводов, все её недра были изрыты, так возникли полости и про валы в грунте. Считается, что именно поэтому рядом с площадью Победы не стали строить многоэтажные дома. Длинные строительные сваи неожиданно стали провали ваться в пустоту, грунт мог бы не выдержать. Карстовые пещеры в про шлом веке нашли на склоне неподалёку от современной Театральной площади, когда в начале шестидесятых там закладывали фундамент ака демического театра. Говорят, из-за этого здание пришлось перенести гораздо выше, чем планировалось изначально. А полость вроде бы забетониро вали. Бпрочем, впоследствии провалы возникали и при строительстве домов наулице Борошилова. Есть загадочные подзе мелья и на месте древнего городища в районе Каменного лога по обеим берегам реки Линовка. Большая карсто вая пещера расположена на правом берегу лога у моста. Говорят, в войну один из её выходов приспособили под бомбоубежище. Старожилы ещё помнят, что в послево енное время вплоть до пяти десятых в пещеры залезали играть дети, в них собирались бездомные и криминальные элементы. От греха подальше власти наглухо засыпали вхо ды. Некоторые пещеры были разрушены при строительстве гаражей. Сейчас в них уже не войти. Не осталось даже фото- Сейчас делается ставка на развитие внутреннего туризма. В этом плане тема старинных подземелий и поиска сокровищ в них очень привлекательна и выигрышна графий. Периодически кар стовые провалы возникают в окрестностях лога в районе улиц 8 Марта, Горького и Ци олковского. Их засыпают, но асфальт оседает снова и снова. Простые разгадки Александр Клоков счита ет, что многие подземные ком муникации в центре Липецка имеют вполне утилитарное происхождение. Порой за под земные ходы древности при нимали инженерные сооруже ния более позднего периода. Бо времена расцвета Липец кого курорта строго запре щалось сливать в городе не чистоты, чтобы не испортить полезные свойства целебных источников с минеральной водой. Для отвода грунтовых вод из домов на Дворянской строились специальные дре нажные каналы, остатки ко торых порой и принимают за монастырские подземелья. По кирпичам, крепившим свод водоотводов, его постройку можно датировать серединой XIX века. Б районе современ ной площади Революции в восьмидесятые годы позапро шлого века производивший геологические изыскания профессор Мушкетов нашел жилу. Позднее сделали под земную галерею, в которой собиралась минеральная вода и шла к курортному бювету. Усвятого источника в логу есть сооружение, похожее на подземный ход. Но это всего лишь каптаж первого город ского водопровода длиной не больше десяти метров. Пустоты в земле в райо не стадиона «Металлург» и улицы Барашева, возможно, являются подвалами бывших торговых павильонов город ской Новобазарной площади. Подвалы могли остаться и на месте Старобазарной—совре менной площади Революции. Там неподалёку стоял сгорев ший впоследствии путевой дворец Петра I. Туристический аспект Б наши дни, гуляя по цен тру Липецка, непросто об наружить свидетельства его подземных тайн. Однако они существуют. — Я уверен, что система старинных подземных ком муникаций в Липецке суще ствует, —считает Александр Клоков, — она ждёт своих исследователей. Территория вокруг Древне-Успенской церкви ещё хранит немало загадок. Требуются серьезные изыскания, чтобы отыскать ответы на все вопросы. Сейчас делается ставка на развитие внутреннего ту ризма. Б этом плане тема ста ринных подземелий и поиска сокровищ в них очень при влекательна и выигрышна. У людей от таких историй сразу загораются глаза, хочется всё увидеть, потрогать, узнать больше об историческом про шлом города. Многие рас крученные туристические бренды, тот же город Мыш кин, возникли практически на пустом месте. А у нас есть богатейший и историко-кра еведческий материал. Нель зя упускать возможность, способную привлечь в город многих туристов. Можно организовать увлекательные экскурсии на эту тему, кото рые станут поводом для де тального знакомства с област ным центром и его историей, помогут раскрыть туристиче ский потенциал Липецка на российском уровне . Что ж, хочется надеяться, что еще удастся рассказать о подземном Липецке немало интересного. Комсомольский призыв Павел Аксенов — автоинспектор из Раненбурга... ГЕННАДИИ ЯКОВЛЕВ Жил в Раненбурге, нынешнем Чаплыгине, человек, которого по праву считают первым дорожным автоинспектором не только этого района, но и близлежащих, Данковского и Лебедянского. Механик Колыбельской МТС Павел Аксенов в середине тридцатых годов прошлого века не мог предположить, что у него впереди нелегкая служба сотрудника органов внутренних дел. После школы сельский паренек Павел Аксенов вы брал для себя учебу в школе ФЗУ по автомобильному профилю. Автотехника, осо бенно на селе, ценилась в те годы очень высоко, и людей, знавших ее, можно было пересчитать по пальцам. Павел вполне был доволен своим выбором, но... Однажды, в 1936 году, как впоследствии вспоми нал Павел Георгиевич, его срочно вызвали в райком комсомола. А там, находя щемуся на хорошем счету комсомольцу, предложили работу в милиции, в недавно образованной Государствен ной автомобильной инспек ции . ИАксенов дал согласие. Так, уже в следующем году двадцатилетний парень по полнил ряды всесоюзной Госавтоинспекции. Назначили его автоин спектором на территории аж... тринадцати районов Рязанской области. Из го родов в его ведение попали Данков, Лебедянь и Ранен- бург. Разброс огромный, из конца в конец свыше 170 километров. И приходи лось автоинспектору коле сить по сельским дорогам на лошади, а где и пешком передвигаться, ведь такого понятия, как «служебный транспорт» тогда просто не существовало. Машин в колхозах в те годы было мало, пример но несколько десятков на район, но все автомобили необходимо было тщательно осмотреть, выявить техни ческие неисправности и до ложить о проверке в Рязань. Однажды приезжает Павел Аксенов с очеред ным отчетом к начальству в областной центр, а ему говорят: «Молодец, Аксенов! Хозяйство большое, но ты вовремя и хорошо с делом справляешься!» И наградили путевкой вСочи, в санаторий НКБД «Бочаров ручей». Для молодого человека это был настоящий праздник... Б 1939 году война с Фин ляндией прервала работу инспектора ГАИ. Его при звали в Красную армию, в погранвойска. Но в 1941 году он оказался в стрелковой части на Украине, в районе Белой Церкви. Там коман дование узнало, что ранее боецАксенов служил в ГАИ, и его назначили водителем автомобиля, перевозившего сотрудников военного трибу нала корпуса. Беликая Отечественная для Павла Аксенова на чалась с бомбежки Львова. Когда утром 22 июня как обычно военные водители получали оружие, в небе услышали непривычный прерывистый гул, немецкие «юнкерсы» пикировали на город... Всю войну Павел Георги евич провел за рулем автомо биля — в механизирован ных частях. Победу довелось встречать в австрийской сто лице Вене. После демобили зации вернулся в родной Ра- ненбург, думал продолжать службу в Госавтоинспекции, но ранение заставило сде лать иной выбор. Пошел на «гражданку», стал коман диром автомобильной роты, так в послевоенное время называли руководителей автомобильных хозяйств. Это дело потребовало новых знаний, и Павел Аксе нов поступает вСаратовский дорожный институт на спе циальность «автомобильный транспорт». Успешно за щитив диплом, становится инженером-механиком. Вся жизнь этого чело века была связана с авто транспортом, с дорогами, он любил технику, ценил свою профессию. И в начале тру дового пути, и в дальнейшем делал все от него зависящее, чтобы техника не подводила, дороги находились в удов летворительном состоянии. На пенсию Павел Геор гиевич ушел с должности заведующего дорожным отделом Чаплыгинского райисполкома. Земляки помнят и ценят нелегкий труд первого раненбургского автоинспектора. Анонс в следующем номере рассказ о Раисе Стульни- ковой, для которой юи- довское движение стало смыслом всей жизни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz