Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

№36/25164/25 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 №36/25164/25 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКИЕ ТАЙНЫ Невидимые лабиринты Легенды и загадки подземного города СЕРГЕИ МАЛЮКОВ У каждого города есть свои древние тайны и наш областной центр не исключение. Издавна истории о подземельях Липецка овеяны самыми невероятными слухами и легендами. Больше всего преданий связано с подземными ходами, которые якобы ведут от Древне- Успенской церкви в сторону улицы Дворянской-Лени- на и Христорождественского собора. Святое место Древне-Успенская цер­ ковь, стоящая у святого источ­ ника наулице Салтыкова-Ще­ дрина (раньше это место на­ зывали слобода Монастырка) —старейший храм Липецка. Точная дата его постройки не­ известна, но уже в источниках 1730 года храм упоминается, хотя, скорее всего, его возвели в конце XVII века. Придел храма был освящен в 1701 году. На источнике, согласно преданию, людям явилась чудотворная икона Божией Матери, обладающая силой исцеления. На целебном ис­ точнике у подножия Желез­ ной горы, по легенде, побывал сам царь Петр Первый, дер­ жавший путь в Азов. Говорят, восновании клад­ ки Успенки находятся остат­ ки фундамента гораздо более древней церковной построй­ ки. Неудивительно, что с та­ ким намоленным местом ещё в старину связывали немало удивительных историй. Уже в первом издании книги об истории Липецкого курорта профессора Пфеллера 1804 года говорилось о пещерах Железной горы и монашеских кельях рядом с церковью, по которым монахи якобы даже водили экскурсии. Представитель Липецкого историко-изыскательского общества Дмитрий Васюков писал, что наиболее древние липецкие подземелья могут принадлежать к Поройской пустыни, основанной в XII- XIII веках. Князь Андрей Боголюбский перенес столицу княжества из Киева во Вла­ димир. Часть последовавших за ним монахов Киево-Пе­ черской лавры остановилась у подножия Железной горы, основав новую обитель. По об­ разу и подобию келий Киево- Печерской лавры монахи вы­ рыли себе жилища в Желез­ ной горе, построили первую церковь. По легенде, основа­ тель Поройского монастыря священномученик Егорий Праведный оставил после себя в чреве горы глубокий тайник со священными манускрипта­ ми, чтобы обезопасить их от набегов кочевников Дикого поля. Тайник якобы охраня­ ли глубокие ямы-ловушки с острыми кольями на дне. Опасения старца оказались ненапрасными, церковь не­ сколько раз сжигалась ордын­ цами, восстанавливалась и снова разорялась. Бозможно, монастырский тайник до сих пор хранит святые реликвии. Правда, другие липецкие краеведы, например, предсе­ датель Липецкого областно­ го краеведческого общества Александр Клоков к этой те­ ории относится крайне скеп­ тически. Где Бладимир, а где Железная гора? Как бы там ни было, обитель упразднили в ходе секуляризационной реформы 1764 года. Только спустя два с половиной века, в 2003 году, здесь открылся Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный мо­ настырь. Басюков считал, что су­ ществовала и ещё одна рас­ положенная в недрах Боро- нежской горки (нынешний участок улицы Советской до Центрального рынка) система подземных коммуникаций, связывавшая несохранив- шиеся ныне самый древний в городе Бознесенский собор XVII века на современной Теа­ тральной площади, Троицкий собор (сейчас на этом месте находится стадион «Метал­ лург»), Покровскую церковь в районе современной улицы Фрунзе и взорванную в 1969 году церковь Успения Пресвя­ той Богородицы, стоявшую там, где сейчас находится ТЦ «Победа». Тоннели могли иметь общий выход в Камен­ ный лог —на берег Линовки. Удивительные находки Эти городские легенды возникли не на пустом месте. Б 1910 году в ходе ремонта Древне-Успенской церкви рабочие обнаружили под­ земный ход, который пред­ положительно тянулся вдоль Дворянской улицы в сторону Христорождественского собо­ ра. Но толком обследовать его не удалось, поскольку ход был обрушен и завален землёй. В 1952 году в подземный ход на улице Ленина, про­ ходивший между современ­ ным зданием Епархиального управления и отелем «Метал­ лург», спускался липецкий краевед Николай Васильевич Марков. По его словам, кир­ пичные своды и выложенные белым камнем стены находи­ лись на глубине порядка двух с половиной метров, однако дальше продвинуться краевед побоялся.Говорили,что в ше­ стидесятые в ходе земельных работ на улице Ленина непо­ далёку от бывшего здания ме­ таллургического техникума образовался провал в отделан­ ный известняком подземный ход, ведущий в сторону Евдо- киевской церкви. Во время первой реставра­ ции церкви, в начале восьми­ десятых, рабочие-бульдозе­ ристы в поисках подземелий якобы обнаружили древнее захоронение в склепе из крас­ ного кирпича, которое тут же разграбили. Впрочем, никаких документальных подтверждений этого факта не существует. Некоторые краеведы считают, что эта история произошла в середине пятидесятых годов в склепе под Никольским приделом собора, никак не связанном с подземельями. Не получается пока до­ копаться до тайн липецких подземелий и современным липецким исследователям. Ни одного входа под землю на сегодняшний день не со­ хранилось. — Реставрируя в девяно­ стых годах Древне-Успенскую церковь, я постарался про­ верить известные легенды, —рассказывает председатель Липецкого областного кра­ еведческого общества Алек­ сандр Клоков. — Проводя дренажные работы вокруг придела святого Николая Чудотворца, к сожалению, ничего найти не удалось, од­ нако территория вокруг храма полностью не исследовалась, и, возможно, там сохрани­ лись следы старых подземных ходов. Заброшенные бомбоубежища Добавили легенд и подзем­ ные постройки XX века. Не­ сколько лет назад в ходе стро­ ительных работ во дворе дома № 7 по улице Ленина были обнаружены два бетонных резервуара глубиной порядка пяти метров и диаметром око­ ло десяти. Предполагается, что во времена Советского Со­ юза здесь находилось секрет­ ное бомбоубежище для руко­ водства, резервуары обеспечи­ вали запасы воды. Существует версия, что во время Беликой 80 ЛЕТ ГИБДД Отечественной войны убе­ жище связывали подземные коммуникации с несколькими административными здани­ ями в центре города и Хри- сторождественским собором. Говорят, центральный вход был настолько широким, что в него могла свободно заехать автомашина. Может быть, при его постройке использовались и прорытые ранее ходы. Есть воспоминания очевидцев, ко- IАлександр Клоков уверен: подземные ходы под старой церковью существуют. IНедра Липецка хранят множество тайн и загадок. торые, будучи детьми, играли в его лабиринтах. Заброшенные, засыпан­ ные землей бетонные бомбо­ убежища есть и в Левобере­ жье . Есть версия, что длинные тоннели идут от комбинато- управления НЛМК, ДК строи­ телей и площади Франценюка к площади Мира и реке Бо- ронеж. Существует тоннель и в 19-м микрорайоне. Ком­ муникации пытались иссле­ довать липецкие диггеры. Некоторые экспедиции закан­ чивались для их участников трагически. Так, в 2009 году, выполняя задания популяр­ ной игры-квеста «Епсоип1ег», двое липецких парней из команды «Городские сталке­ ры» не смогли выбраться из тоннеля на улице Московской и умерли от удушья. Пещеры и провалы Богатейший пласт город­ ских легенд связан с пещера­ ми ипровалами. Б начале вось­ мидесятых у современного ДомаМастера ( исторического дома аптекаря Бяжлинского) внезапно на несколько метров осел грунт, над краем обрыва образовалась яма диаметром три метра. Коммунальным службам пришлось срочно засыпать провал песком. Боз­ можно, это осело бомбоубе­ жище под склоном горы.По слухам, существовал тоннель, связывающий построенный в 1910 году дом аптекаря с воз­ веденным в 1836 году домом Губина ( сейчас в нём област­ ной художественный музей) через дорогу. Но конкретных фактов, свидетельствовавших об этом, так и не обнаружено. Не так давно ушла вниз земля неподалёку от Преоб­ раженской церкви в районе кольцевой развязки у Цен­ трального рынка. Раньше в Железной горе находились горные выработки, постав­ лявшие руду для петровских железоделательных заводов, все её недра были изрыты, так возникли полости и про­ валы в грунте. Считается, что именно поэтому рядом с площадью Победы не стали строить многоэтажные дома. Длинные строительные сваи неожиданно стали провали­ ваться в пустоту, грунт мог бы не выдержать. Карстовые пещеры в про­ шлом веке нашли на склоне неподалёку от современной Театральной площади, когда в начале шестидесятых там закладывали фундамент ака­ демического театра. Говорят, из-за этого здание пришлось перенести гораздо выше, чем планировалось изначально. А полость вроде бы забетониро­ вали. Бпрочем, впоследствии провалы возникали и при строительстве домов наулице Борошилова. Есть загадочные подзе­ мелья и на месте древнего городища в районе Каменного лога по обеим берегам реки Линовка. Большая карсто­ вая пещера расположена на правом берегу лога у моста. Говорят, в войну один из её выходов приспособили под бомбоубежище. Старожилы ещё помнят, что в послево­ енное время вплоть до пяти­ десятых в пещеры залезали играть дети, в них собирались бездомные и криминальные элементы. От греха подальше власти наглухо засыпали вхо­ ды. Некоторые пещеры были разрушены при строительстве гаражей. Сейчас в них уже не войти. Не осталось даже фото- Сейчас делается ставка на развитие внутреннего туризма. В этом плане тема старинных подземелий и поиска сокровищ в них очень привлекательна и выигрышна графий. Периодически кар­ стовые провалы возникают в окрестностях лога в районе улиц 8 Марта, Горького и Ци­ олковского. Их засыпают, но асфальт оседает снова и снова. Простые разгадки Александр Клоков счита­ ет, что многие подземные ком­ муникации в центре Липецка имеют вполне утилитарное происхождение. Порой за под­ земные ходы древности при­ нимали инженерные сооруже­ ния более позднего периода. Бо времена расцвета Липец­ кого курорта строго запре­ щалось сливать в городе не­ чистоты, чтобы не испортить полезные свойства целебных источников с минеральной водой. Для отвода грунтовых вод из домов на Дворянской строились специальные дре­ нажные каналы, остатки ко­ торых порой и принимают за монастырские подземелья. По кирпичам, крепившим свод водоотводов, его постройку можно датировать серединой XIX века. Б районе современ­ ной площади Революции в восьмидесятые годы позапро­ шлого века производивший геологические изыскания профессор Мушкетов нашел жилу. Позднее сделали под­ земную галерею, в которой собиралась минеральная вода и шла к курортному бювету. Усвятого источника в логу есть сооружение, похожее на подземный ход. Но это всего лишь каптаж первого город­ ского водопровода длиной не больше десяти метров. Пустоты в земле в райо­ не стадиона «Металлург» и улицы Барашева, возможно, являются подвалами бывших торговых павильонов город­ ской Новобазарной площади. Подвалы могли остаться и на месте Старобазарной—совре­ менной площади Революции. Там неподалёку стоял сгорев­ ший впоследствии путевой дворец Петра I. Туристический аспект Б наши дни, гуляя по цен­ тру Липецка, непросто об­ наружить свидетельства его подземных тайн. Однако они существуют. — Я уверен, что система старинных подземных ком­ муникаций в Липецке суще­ ствует, —считает Александр Клоков, — она ждёт своих исследователей. Территория вокруг Древне-Успенской церкви ещё хранит немало загадок. Требуются серьезные изыскания, чтобы отыскать ответы на все вопросы. Сейчас делается ставка на развитие внутреннего ту­ ризма. Б этом плане тема ста­ ринных подземелий и поиска сокровищ в них очень при­ влекательна и выигрышна. У людей от таких историй сразу загораются глаза, хочется всё увидеть, потрогать, узнать больше об историческом про­ шлом города. Многие рас­ крученные туристические бренды, тот же город Мыш­ кин, возникли практически на пустом месте. А у нас есть богатейший и историко-кра­ еведческий материал. Нель­ зя упускать возможность, способную привлечь в город многих туристов. Можно организовать увлекательные экскурсии на эту тему, кото­ рые станут поводом для де­ тального знакомства с област­ ным центром и его историей, помогут раскрыть туристиче­ ский потенциал Липецка на российском уровне . Что ж, хочется надеяться, что еще удастся рассказать о подземном Липецке немало интересного. Комсомольский призыв Павел Аксенов — автоинспектор из Раненбурга... ГЕННАДИИ ЯКОВЛЕВ Жил в Раненбурге, нынешнем Чаплыгине, человек, которого по праву считают первым дорожным автоинспектором не только этого района, но и близлежащих, Данковского и Лебедянского. Механик Колыбельской МТС Павел Аксенов в середине тридцатых годов прошлого века не мог предположить, что у него впереди нелегкая служба сотрудника органов внутренних дел. После школы сельский паренек Павел Аксенов вы­ брал для себя учебу в школе ФЗУ по автомобильному профилю. Автотехника, осо­ бенно на селе, ценилась в те годы очень высоко, и людей, знавших ее, можно было пересчитать по пальцам. Павел вполне был доволен своим выбором, но... Однажды, в 1936 году, как впоследствии вспоми­ нал Павел Георгиевич, его срочно вызвали в райком комсомола. А там, находя­ щемуся на хорошем счету комсомольцу, предложили работу в милиции, в недавно образованной Государствен­ ной автомобильной инспек­ ции . ИАксенов дал согласие. Так, уже в следующем году двадцатилетний парень по­ полнил ряды всесоюзной Госавтоинспекции. Назначили его автоин­ спектором на территории аж... тринадцати районов Рязанской области. Из го­ родов в его ведение попали Данков, Лебедянь и Ранен- бург. Разброс огромный, из конца в конец свыше 170 километров. И приходи­ лось автоинспектору коле­ сить по сельским дорогам на лошади, а где и пешком передвигаться, ведь такого понятия, как «служебный транспорт» тогда просто не существовало. Машин в колхозах в те годы было мало, пример­ но несколько десятков на район, но все автомобили необходимо было тщательно осмотреть, выявить техни­ ческие неисправности и до­ ложить о проверке в Рязань. Однажды приезжает Павел Аксенов с очеред­ ным отчетом к начальству в областной центр, а ему говорят: «Молодец, Аксенов! Хозяйство большое, но ты вовремя и хорошо с делом справляешься!» И наградили путевкой вСочи, в санаторий НКБД «Бочаров ручей». Для молодого человека это был настоящий праздник... Б 1939 году война с Фин­ ляндией прервала работу инспектора ГАИ. Его при­ звали в Красную армию, в погранвойска. Но в 1941 году он оказался в стрелковой части на Украине, в районе Белой Церкви. Там коман­ дование узнало, что ранее боецАксенов служил в ГАИ, и его назначили водителем автомобиля, перевозившего сотрудников военного трибу­ нала корпуса. Беликая Отечественная для Павла Аксенова на­ чалась с бомбежки Львова. Когда утром 22 июня как обычно военные водители получали оружие, в небе услышали непривычный прерывистый гул, немецкие «юнкерсы» пикировали на город... Всю войну Павел Георги­ евич провел за рулем автомо­ биля — в механизирован­ ных частях. Победу довелось встречать в австрийской сто­ лице Вене. После демобили­ зации вернулся в родной Ра- ненбург, думал продолжать службу в Госавтоинспекции, но ранение заставило сде­ лать иной выбор. Пошел на «гражданку», стал коман­ диром автомобильной роты, так в послевоенное время называли руководителей автомобильных хозяйств. Это дело потребовало новых знаний, и Павел Аксе­ нов поступает вСаратовский дорожный институт на спе­ циальность «автомобильный транспорт». Успешно за­ щитив диплом, становится инженером-механиком. Вся жизнь этого чело­ века была связана с авто­ транспортом, с дорогами, он любил технику, ценил свою профессию. И в начале тру­ дового пути, и в дальнейшем делал все от него зависящее, чтобы техника не подводила, дороги находились в удов­ летворительном состоянии. На пенсию Павел Геор­ гиевич ушел с должности заведующего дорожным отделом Чаплыгинского райисполкома. Земляки помнят и ценят нелегкий труд первого раненбургского автоинспектора. Анонс в следующем номере рассказ о Раисе Стульни- ковой, для которой юи- довское движение стало смыслом всей жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz