Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Что душе угодно Можно ли осознать дисгармонию внутри себя № 32/25160/ 18 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 10 “ Сегодня культом становится идеальное тело, идеальная внешность, при этом полностью утрачивается связь с собственной душой, собственным духом ЕЛЕНА БРЕДИС Наш постоянный кон- сультант и собеседник психолог, психоаналитик Екатерина Антонова не- давно вернулась из Санкт- Петербурга, где выступала с докладом на Междуна- родной Юнгианской кон- ференции. Естественно, что при очередной нашей встрече мне захотелось узнать, о чем же шла речь на этом форуме. — На конференции было очень много интересных до- кладов, но я бы хотела сейчас больше сосредоточиться на духе современности, на пси- хологическом состоянии на- шего общества и проблемах, связанных с этим состоянием. От того, как мы решим эти проблемы, зависит и то, как общество будет развиваться. —В чемже, на ваш взгляд, главная проблема? — В том, как сегодня про- ходит процесс взросления. Этот внутренний рост, это са- моразвитиеКарлЮнг называл индивидуацией. Собственно, этой теме и был посвящен мой доклад. Процесс взросления — Так что же необходимо, чтобы взросление проходило нормально? — У человека должна со- храняться связь между душой и рациональным началом, ощущением сегодняшней ре- альности. Сейчас очень часто происходит разрыв между этими двумя «инстанциями», и человек остается исключи- тельно во внешнем мире, со- вершенно забывая о том, что происходит у него внутри, не обращая на это никакого вни- мания. В результате он теряет духовный полюс своейжизни. Вот вам конкретный пример: я в Интернете ввожу в поис- ковике «быть счастливым», «быть успешным». Какие же картинки он мне выдает? «Навороченный» автомобиль, шикарный дом и все в таком духе. То есть понятие счастья полностью переместилось в сферу материального, как и выражение «что душе угодно». Сегодня культом становится идеальное тело, идеальная внешность, при этом полно- стью утрачивается связь с соб- ственной душой, собственным духом. — Чем же это чревато? — Тем, что сегодня ко мне приводят уже подростков, ко- торые говорят, что им скучно жить, что они не видят ника- кого смысла в своей жизни. Потому что материальные ценности составить смысла жизни не могут, в какой-то момент наступает внутреннее опустошение. «Идеальный по- требитель» — это неизбежно несчастный человек. Почему? Да потому что счастливым может быть только гармонич- ный, целостныйчеловек. Атут на лицо расщепление, вытес- нение своей душевной жизни в «подполье». —А как это проявляется у взрослых людей? — Ко мне как-то обрати- лась молодая женщина с за- просом: с недавнего времени ее голову одолевают различ- ные мысли, они мешают ей, не дают покоя. Это вопросы о смысле жизни, о том, что она собой представляет и кем является. Они очень мешают ей, так как не дают жить спо- койно и легко, как онажила до этого. На момент обращения ко мне она была в разводе, и у нее был маленький ребенок двух лет. Она долго рассуж- дала о том, что она бессмыс- ленно проживает свое время рядом с ребенком и тратит его впустую. Например, когда ребенок ложится спать, она вынуждена оставаться с ним и не может куда-то сходить, с кем-то встретиться. Вы пред- ставляете, какая душевная па- тология?! В тридцать один год ее, взрослого человека, пугают мысли о собственном пред- назначении, в ней абсолютно не развиты материнские чув- ства — ребенок для нее обуза, помеха беззаботной жизни. Наполненная, внутренне зре- лая женщина может часами смотреть на спящего ребенка и никогда не сочтет это время потраченным впустую. — Но это ведь пример того самого инфантилизма, о ко- тором мы с вами не раз гово- рили… — Да, увы. Я бы могла предположить такие его перво- причины.Мыведь с вами гово- рим о поколении, родившемся в конце восьмидесятых — на- чале девяностых. Вспомните это время. У родителей про- изошел колоссальный слом ценностных ориентиров. Все, что было для них важным, — образование, служение делу, ощущение собственной значи- мости для страны, — все было девальвировано, выброшено на помойку. Люди с высшим образованием были вынуж- дены взять клетчатые сумки и стать «челноками», торгу- ющими на вещевом рынке. Да, этот способ помог выжить очень многим нашим сооте- чественникам. Но ведь такой образ жизни сопровождался постоянным страхом: за соб- ственную жизнь, поскольку все эти поездки были далеко не безопасными, за завтраш- ний день, который всегда был в тумане, за будущее детей. И дети не могли не впитать стра- ха своих родителей. Отсюда на бессознательном уровне рож- дается установка: взрослым быть страшно, лучше оста- ваться маленьким ребенком, который ни за что не отвечает, но получает «в клювик» все, что только захочет. Страхи и успехи — Но ведь может быть и проще: родители были оза- бочены добыванием денег на пропитание, а на детей у них банально не хватало ни вре- мени, ни сил… — Конечно, этот чисто бы- товой фактор тоже был и тоже сыграл свою негативную роль. Дети, обделенныелюбовьюите- пломсвоихродителей,немогли не испытывать страха перед окружающим миром, потому что в них не развилось чувство базовой безопасности. Его им мама с папой не дали. Как ви- дите,мысвамиопятьпришлик страхупередвзрослойжизнью. — По идее из таких детей должны вырасти абсолютно не приспособленные к взрос- лой жизни люди… — А вот тут по-разному складывается. Да, такое взрос- лое чадо может спокойно си- деть на шее у родителей и не думать, что ему уже за трид- цать перевалило. А другой, напротив, станет прилагать все усилия, чтобы добиться максимального личного успе- ха, лишь бы не оказаться в положении своих родителей и не испытывать того страха. Но делать он будет это исклю- чительно для себя! Даже став успешным и благополучным, это «взрослое дитя» будет из- бегать ответственности за дру- гих. Мы с вами уже говорили о том, чемотличается брак от со- жительства. Да, эта синенькая печать играет огромную роль, поскольку налагает на супру- гов ответственность. А разве вы мало знаете молодых удач- ливых бизнесменов, которые предпочитают просто менять партнерш, дабыне обременять себя семейными узами? А мо- лоденькие девушки, которые ищут себе в мужья богатых «папиков»… Это все то же желание остаться маленькой девочкой, все капризыкоторой заботливый и состоятельный «отец» будет выполнять. Это подсознательное желание из- бавиться от страха за завтраш- нийдень. Другая сторонамеда- ли— бизнес-леди, готовые по- жертвовать и семьей, и детьми ради собственной карьеры и личного процветания. —Неужели их тоже можно назвать инфантильными? — Конечно! Они ведь так и не повзрослели, не преврати- лись в женщин, для которых естественная потребность — создать семьюииметь детей. И карьера, и профессиональный рост — это прекрасно, но не отменяет потребности любить и быть любимой, не отменяет счастья материнства. В любви нельзя только брать, в ней надо отдавать, надо чувство- вать свою ответственность за близких, подстраиватьсяна их душевную волну. А они на это зачастую просто не способны. Две стороны медали —Правильно ли я поняла, что инфантилизм и эгоцен- тризм — это две стороны од- ной медали? — Да, именно так. Это два проявления одной и тойже бо- лезни: отсутствия связимежду рациональным и душевным началом. Точнее даже сказать — душевная недоразвитость. — Чем это опасно для об- щества? — Представьте, что в об- ществе каждый решает: «Я буду жить только для себя, я буду делать так, как лично мне удобно и выгодно». Что станет с таким обществом и сохранится ли оно вообще? А сегоднявсеСМИ, всярыночная мораль настраивают людей именно на это. Что мы имеем, как говорится, «на выходе»? Жизненныйитог большинства современныхлюдей—пустота. Проявляется она по-разному: от пьянства до «зависания» в Интернете. Причем пустота — делонынченетольконередкое, а практически массовое. И это совершенно не случайно и уж темболеенеудивительно.Ощу- щение, что жизнь прошла не зря, рождается из осознания, что ты участвовал в каком-то большом деле, внес в него свой вклад. Ты был сопричастен тому, что гораздо больше и ценнее самого тебя. Но в силу того, что по современным воз- зрениям человек — центр и вершина всего иничего выше и ценнее его нет, получается, что и великого дела сегодня нет и быть не может. Нынче человек может достигнуть социальных вершинипри этомчувствовать себя мелким, ненужным, не- укорененным. —Когда-тобратьяСтругац- кие писали, что человеку мож- но дать все современные мате- риальные блага, апотребности у него останутся прежними: есть, пить и размножаться… —Мывозвращаемся с вами к тому, с чего начали: к вы- теснению души, духа в некое «подполье». Вкакомвиде, ког- да и куда выплеснется это вы- тесненное—никому не извест- но. Это могут быть вспышки агрессии, массовые беспоряд- ки, депрессия и суицидальные настроения. Человек не может безнаказанно отказаться от важнейшей части самого себя, предать в себе то, что как раз и делает его человеком. —Тогда где же выход? Как вернуться к гармонии между жизнью духовной и матери- альной? —Если быямогла ответить на этот вопрос, то, наверное, получила бы Нобелевскую премию. Не буду лукавить, на конференции прямых ответов тоже не прозвучало. Но мы будем возвращаться к своему человеческому облику, если станемискать эти ответы, если осознаем дисгармониювнутри себя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz