Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ДАЛЕКОЕ — БЛИЗКОЕ № 32/25160/ 18 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 И. НЕВЕРОВ Инна Чурикова удивила: она была совсем не похожа на своих простодушных, прямо- линейных, иногда грубоватых в своей открытости и откро- венности героинь. Пламенная героиня Ничего от красноармей- ской сестры милосердия Тани Теткиной из взорвавшего оте- чественный кинематограф первого панфиловского филь- ма «В огне брода нет». Таких картин о Гражданской войне у нас до того не появлялось. Разве что «Сорок первый» ГригорияЧухрая, гдепротиво- стояние «красной» и «белой» России лишалось расхожих штампов, где враг советской власти представал не зверем, не шаржированным злодеем, а тонким, благородным ин- теллигентом. И возникавшая между ним и красноармейкой Марюткой любовное чувство, неодолимое и обреченное, ло- мало всю логику революцион- ной непримиримости. Челове- ческое и человечное пробивало броню ожесточения, оказыва- лось сильнее идеологической несовместимости. В ленте «В огне брода нет» по-своему, но тоже менялся привычный ракурс в рассказе о людях, втянутых в воронку войны, вынужденных идти сквозь полыхающие пожары, которые никому не миновать, от которых никому не спа- стись. И чуриковская Таня Теткина добровольно, с не- поколебимой верой сгорала в них дотла, считая подлостью бежать, уцелеть, выжить. Мало походила актриса и на Пашу Строганову в «Нача- ле»—фильме, которыйленин- градцыпривезли на очередной фестиваль вЛипецк, не помню уж какой по счету, то ли вто- рой, то ли третий. Фабричная девчонка, увлеченнаятеатром, размахивающая метлой Бабы Яги в какой-то самодеятель- ной клубной постановке. Нео- жиданно ее приметилкто-тоиз вторых режиссеров и пригла- сил попробоваться на роль… Жанныд , Арк. Иона подошла, эта простецкая, неуклюжая девица с доверчивой улыбкой во все тридцать два зуба. Быть может, подсказкой для сцена- риста Евгения Габриловича и режиссера Глеба Панфилова были стихи Михаила Светло- «ЛГ» в четверг» продолжает публикацию воспоми- наний о фестивалях киностудии «Ленфильм», которые проходили вЛипецке в 60-70 годах прошлого столетия. Как правило, в ленфильмовских днях проходил показ самых нашумевших отечественных кинолент, а со зрителями встречались известные актеры, режиссеры, операторы. В предыдущем номере газета рассказала о фильме «Человек-амфибия». Сегодня— встреча с соз- дателями не менее популярного некогда российского кинофильма. Место премьеры — Липецк! Как «Ленфильм» приезжал к нам в гости Инна Чурикова в фильме «Начало». «Начало» без продолжения ва, когда поэт ставил в один ряд и Жанну д , Арк, и скром- ную советскую рабфаковку? Звезды и « звездность » Но, так или иначе, после этих двух фильмов, этих двух в чем-то близких ролей и ха- рактеров Инна Чурикова на пресс-конференции, устро- енной, если не ошибаюсь, прямо в гостиничном холле, выглядела чуть ли не абсо- лютной противоположностью и Тани, и Паши. Бросались в глаза ее беззащитность, ин- теллигентность, я бы еще до- бавил — нервность. Как будто бы ну с чего бы ей дергаться? Талантливая, превознесенная до небес сразу после премьеры «В огне брода нет» актриса в окружении провинциальных журналистов — зачем трево- житься, зачем нервно ломать тонкие пальцы беспокойных рук? Нынче-то гастролерысиме- нем, удостаивающие перифе- рию своим посещением, ведут себя как хозяева положения. В райдерных листах не стес- няются указывать, на каких именно иномарках (об от- ечественном автопроме, есте- ственно, и речи нет) им угодно курсировать полкилометра из отеля до филармонии и об- ратно, какого сорта чай или кофе они будут пить. Причем малейшая промашка, пустя- ковое отклонение от их требо- ваний провоцируют вспышку гнева, которуюпринимающая сторона полдня гасит лестью, униженными извинениями и обещаниями беспощадно по- карать виновников. Сравнительно недавно у нас давал концерт поста- ревший, заматеревший поп- исполнитель, в прошлом — протеже Аллы Борисовны Пугачевой. Известность его на спаде, но с тем большим высо- комерием он держался перед этой провинциальной толпой. Посулив журналистке нашей газеты хотя бы десятиминут- ное интервью после концерта, он потом наотрез отказал ей. Мало того, передал через по- средника, что, во-первых, утомлен, а во-вторых, не за- интересован в публикации в какой-то там периферийной газетенке. Любопытно, чего ради ему понадобилось до- бавлять про «газетенку»? Это тоже способ самоутвердиться помимо сцены, продемонстри- ровать и себе, и другим, до чего он крутой, не чета всяким про- чим конкурентам, устраиваю- щим«чес» по городами весям? Кстати, пару лет назад в Липецке в антрепризном спек- такле играла и Чурикова. Обычно даже участие хороших актеров, мягко выражаясь, не гарантирует достойного уров- ня подобных гастрольных вы- лазок. Но Чурикова потрясла тех, кому повезло попасть в тот вечер в театр. Она играла так, как будто в зале собрались самые искушенные критики со всего света. У зрителей перехватывало дыхание от ее страсти, искренности и силы переживания. То есть за пол- века она не растратила ничего, чем владела в молодости, не превратилась в циничного га- старбайтера, который, халту- ря, стрижет в глубинке бабло. Невоплощенный замысел Но я о пресс-конференции в конце далеких шестидеся- тых. Я тогда уже работал в молодежной газете. Со мной на встречу с актрисой пришел мой товарищ, тоже журна- лист, любитель розыгрышей, или, как теперь сказали бы, «приколов». Послушав ба- нальные вопросы коллег, он решил поразвлечься, а заодно и выпендриться. И с важным видом бдительного идеолога строго поинтересовался: а с какой стати ваша Паша Стро- ганова, советская девушка, снимается в картине о фран- цуженке? Разве мало наших героинь, которых онамогла бы сыграть, — Надежду Дурову, Зою Космодемьянскую, Улья- ну Громову? По-моему, Чурикова вну- тренне вздрогнула. Сейчас, за- дним числом, я предполагаю, что и Панфилову, и ей уже доводилось слышать что-то подобное от киноначальников, на худсоветах, от ленфиль- мовских партнадзирателей. И она, волнуясь, сбиваясь, начала объяснять, что Жанна д , Арк—это исключительная, легендарная фигура, она уже столетия как переросла грани- цынациональнойистории. Это символ женского мужества, верности, долга для всего че- ловечества. Ну что-то в таком роде. Ни мой товарищ, ни я, естественно, в тот момент не догадывались, что Панфилов и Чурикова вынашивают за- мысел большого фильма о Жанне. Что Панфилов уже работает над сценарием, ко- торый спустя несколько лет будет даже опубликован. По силе и талантливости эта дра- матургия, на мой взгляд, не слабее знаменитой пьесы о Жанне д , Арк Бернарда Шоу или романа Марка Твена. А если вспомнить, насколько великолепны были «фран- цузские», исторические фраг- менты в «Начале» и как в них раскрылась Инна Чурикова, в отечественномкинонаверняка должна была быпоявиться вы- дающаяся картина, куда ярче и глубже большинствамодных ныне импортных байопиков. Но то, что газетчик предъ- явил актрисе в шутку, «в верхах» заботило всерьез. И так же, как Тарковскому не дали осуществить немало вы- страданных замыслов, как Шукшин не сделал не остав- лявшего его в покое «Степана Разина», Панфилов не полу- чил «добро» на свою «Жан- ну»… У «Начала» не было продолжения. И все-таки, думая об Инне Чуриковой, я вижу ее прежде всего в облике Жанны. Корот- каямужская стрижка, черный мужской костюм, строгое, сосредоточенное лицо — и лишь в глазах мелькают тре- вожное предчувствие, страх, ожидание боли. Сомневаюсь, что и тогда, и теперь, полвека спустя, не только у нас, но и за рубежом кто-либо из лучших актрис способен сыграть эту загадочную и непреклонную и в своей преданности стране, и в страдании девушку, как это удалось Чуриковой. А если еще иметь в виду стол- кновение, сшибку кадров, где актриса разительно меняется, превращаясь из героини суро- вой далекой эпохи в наивную фабричную девчонку, то мы становимся свидетелями чуда, преображения, чуда редкого, неповторимого дарования. О ней привычно говорили: она некрасива. Так и есть. Но Чурикова и в молодости была, и сегодня остается более чем красивой: она прекрасна. И с нею не дано сравниться ни од- нойиз возникающих в гламур- ных сериалах красавиц, при появлении которых не сразу успеваешь сообразить: это уже фильм или пока еще реклам- ный ролик, когда очередная смазливаямодель расхвалива- ет пластиковые карты банка, станок для бритья ног либо крем от морщин и прыщей? Макияжа в избытке, ресницы длиннее сосновых игл, но ни намека на индивидуальность, самобытность, неординар- ность. Ничего, что хотя бы от- даленно напоминало то, чем в избытке одарена судьбойИнна Чурикова. Да и фильм «Начало» сам по себе удивительный. Он и сегодня смотрится на одном дыхании, как когда-то на пре- мьере в Липецке во время фе- стиваля студии «Ленфильм». Окончание в следующем номере. О ней привычно говорили: она некрасива. Так и есть. Но Чурикова и в молодости была, и сегодня остается более чем красивой: она прекрасна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz