Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 27/25155/ 11 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Игры разума Зачем в научной библиотеке показывают фокусы и пускают мыльные пузыри СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Проходите, присажи- вайтесь. Можете вот сюда», — приветливым жестом корреспондента «Липецкой газеты» приглашают «при- землиться» на стул, сиденье которого… сплошь утыкано гвоздями. Гвозди довольно острые, колют пальцы, когда их трогаешь. Ничего себе, как «гостеприимно» встречают посетителей в Липецкой об- ластной универсальной на- учной библиотеке! Но через секунду выясня- ется: сидеть на гвоздях удобно не только йогам или Рахмето- ву, герою подзабытого нын- че романа Чернышевского с актуальным, тем не менее, названием «Что делать?», но и любому человеку. А «аку- пунктурное» воздействие на организм сразу заставляет вспомнить уроки физики, что-то там про равномерное распределение давления. — Рассказать просто и наглядно о сложных вещах — это и было целью создания музея «Игры разума», — го- ворит заведующая отделом развития инноваций и связей с общественностью библиоте- ки Дина Кюнбергер. Включить мозги Логотип интерактивного музея — стилизованное изо- бражение лампы накалива- ния, только вместо стеклян- ной колбы — два полушария мозга. Очень удачный символ: озарение здесь не раз находит на посетителей. Те, кто по- старше, вспоминают школь- ные знания, расцвеченные яркими впечатлениями от представленных экспонатов. А самых младших тут и вовсе ждут настоящие открытия: как построить прочный мост без единого гвоздя, дать «за- кипеть» холодной воде?Куда, наконец, исчезают шарики в ящике фокусника? На эти и множество других вопро- сов можно получить ответы в музее. —Я сама гуманитарий. Но в прошлом году в библиотеке читались лекции по астроно- мии, и это меня очень вдохно- вило.Потомбыла библионочь, посвященная космосу, затем я посмотрела фильм «Интер- стеллар»… Подумала: как же мымало знаем о естественных науках, как редко мы связы- ваемшкольную теорию с тем, что окружает нас в жизни. Так и возникла идея этого проекта, очень подходящего именно для нашей, научной, библиотеки, — рассказывает о своем озарении Дина. Не сказать, чтобы она ста- ла абсолютным первопроход- цем: подобные музеи, выстав- ки есть и в России, и в других странах. Но в Липецке ничего подобного не было вплоть до конца октября прошлого года, когда «Игры разума» открылись. Воплотить уни- кальный для нашей области проект помогла победа в кон- курсе грантов «Новая роль библиотек в образовании», проводимом Фондом Михаи- ла Прохорова. Почти милли- он рублей позволил закупить экспонаты в Волгограде, где уже действует подобный му- зей, а также запланировать цикл лекций по естествен- ным наукам и экскурсии на предприятия. Ведь фокусы показывают в библиотеке не просто развлечения ради, а познания для. Например, ги- гантский мыльный пузырь, внутри которого свободно помещается даже взрослый человек, иллюстрирует силу поверхностного натяжения. От шарика к самолету — Вот обычный шарик. Если я его отпущу, он просто упадет на пол. Но если его выпустить над восходящей струей воздуха, то он будет парить в ней. И более того, вытолкнуть его оттуда доста- точно проблематично. Дина ведет экскурсию по музею для очередной группы посетителей. Кстати, только за первый месяц его работы их набралось 1300 человек. Сейчас она демонстрирует, как проявляет себя на деле уравнение Бернулли, и объ- ясняет: шарик парит, потому что давление в потоке воздуха ниже, чем вне его пределов. Воздушные «стенки» как бы подпирают шарик, не давая ему упасть или выскочить из потока. — Где мы можем увидеть действие уравненияБернулли в обычнойжизни? Например, в аэропорту. Разница в давле- нии воздуха снизу и сверху крыла позволяет самолетам преодолеть силу притяжения земли и удерживает тяжелую машину в воздухе,—отмечает экскурсовод и переводит по- сетителей к другому объекту. После экскурсии все экспо- наты оказываются в распоря- жении гостей. Небольшой зал наполняетсяшумоми смехом. Большинство сегодняшних посетителей—детимладшего и среднего школьного возрас- та. Сергей Серебряков, напри- мер, учится в седьмом классе школы № 9. В физике он уже чувствует себя знатоком и чаще всех давал правильные ответы на каверзные вопросы во время экскурсии. Поэто- му оглядывает экспозицию снисходительно, но считает ее полезной: детям, говорит он, будет интересно. Однако его слова наглядно опровер- гают другие гости музея. Вот липчанка Екатерина Ефимова рада, по всей видимости, не меньше своей дочки-четверо- классницы возможности еще раз удивиться привычным, казалось бы, вещам. — Наука как раз и начи- нается с удивления,—улыба- ясь, замечаетДинаКюнбергер и делится своими наблюде- ниями: — Взрослые часто стесняютсяудивляться.Азря! Ведь это так здорово признать- ся себе, что в мире есть что-то новое для тебя и ты хочешь это узнать! За ее спиной в это время один такой стеснительный папа как раз украдкой пы- тался поднять из ячейки тя- желый металлический конус, более плоский, чем его вы- тянутые вверх соседи. У него это, как и следовало ожидать, не получилось: физику не обманешь. Роботы и люди Некоторые экспонаты библиотечного музея выгля- дят чересчур буднично. Ну чему могут научить, к при- меру, ботинок сошнуровкой и плоскогубцы? Однако с помо- щью этих нехитрых предме- тов каждыйможет почувство- вать себя… роботом. Завязать шнурки бантиком, работая не пальцами, а плоскогубца- ми-манипуляторами, весьма непросто. —Акаково инженеру про- думать подобную последо- вательность действий для машины? — замечает Дина, легко и непринужденно за- вязывая бантик«инновацион- ным» способом.—Между тем сегодня роботы применяются во многих отраслях, сферах жизни, где требуется фили- гранная точность. «Игры разума» знакомят посетителей и с настоящими роботами. Они, конечно, не очень сложные: один умеет находить черные линии и ездить по ним, другой — за- хватывать предметы «клеш- нями» и играть имперский марш из «Звездных войн». Рядом с этими малышами мерно жужжит 3D-принтер: распечатывает елочку. Ана- толийЯшкин—супругДины, ее единомышленник и по- мощник—объясняет: ничего такого уж сложного в работе принтера нет. Надо только — и далее следует довольно про- странный рассказ, наглядно показывающий, что понятие о простоте и сложности у всех разное. Но наблюдать за рождением елочки из пласти- ковой нити очень интересно. — Экскурсии по музею проводим я и моя коллега Лина Токарева. Тщательно к этому готовились, изучали разную литературу. Но если мне зададут вопрос, на кото- рыйя не смогу ответить, то, не стесняясь, признаюсь в этоми приглашу заглянуть в книгу, ведь мы в научной библиотеке находимся, — рассказывает Дина. — А лекции проводят приглашенные люди. Найти тех, кто смог бы не просто по- знакомить слушателей с тео- рией, но сделал бы это ярко, зрелищно, увлекательно, не- просто. К счастью, пока нам это удается. Лекцию по гео- графиичитал, например,Дми- трийКлимов, доцент кафедры географииЛипецкого педуни- верситета; по робототехнике — Денис Коробейников, ру- ководитель творческого объ- единения «Робототехника» Центра развития творчества детей и юношества. Еще мы сотрудничаем с Виктором Смагиным — он астроном по призванию и химик по про- фессии. Пока с преподавате- лями нам везет. И важно, что им самим хочется заниматься этим проектом. Лекции, как бы странно для кого-то это ни звучало, собирают очень много слуша- телей. Еще бы, ведь тамдемон- стрируют действительно увле- кательные опыты: допустим, как получить электричество из лимонов. Дина, улыбаясь, рассказывает, как искала на рынке вместе с мужем специ- альные, оцинкованные гвозди для этого эксперимента. Все это, конечно, занимательно, но зачем ей лишние хлопоты? — Я иначе не могу. Если даже нет работы, всегда что- нибудь придумаю,—отвечает она. В новом году Дина пла- нирует воплотить еще много замыслов. И если вы собира- етесь разделить ее планы, по- сетив музей «Игры разума», то звоните в библиотеку по телефону 72-61-09. А пока подготовьтесь к посещению. Нет, денег не нужно — все со- вершенно бесплатно. Лучше попробуйте, например, нари- совать что-нибудь на листке бумаги, глядя только на его отражение в зеркале. Почему это тяжело сделать, что обще- го между воздушной пушкой и дельфинами и какой нрав- ственный смысл заключен в арочном мосте, узнаете на экскурсии. Рассказать просто и наглядно о сложных вещах — это и было целью создания музея «Игры разума»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz