Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ “ В первую очередь людям не хватает веры и благоразумного осмысления того, что каждый миг своей жизни мы проживаем пред очами безгранично любящего нас Бога № 27/25155/ 11 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Не ошибись, выбирая пути Митрополит Липецкий и Задонский Никон о Православии и неоязычестве ВАЛЕНТИНА ШВАЙДАК, АЛЕКСАНДР ХАУСТОВ. РусскаяПравославнаяЦерковьвминувшемгодуторжествен- но отметила 1000-летие со дня преставления святого равноапо- стольного князя Владимира, Крестителя Руси, выбор которого лег в основу формирования уникального духовно-культурного фундамента России. Однако сегодня в обществе, наш регион не исключение, начинают приобретать определенную популяр- ность неоязыческие движения (новые или реконструированные ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики). В связи с этиммы обратились к Высокопреосвящен- нейшемуНикону, митрополитуЛипецкому иЗадонскому, главе Липецкой митрополии с вопросами по затронутой теме. Про псевдоистины — Владыка, идеологи неоязычества заявляют, что Православие не является отеческой верой и поэтому мы должны вернуться к по- читанию языческих богов, которым до Крещения Руси поклонялись славянские пле- мена. — Их аргументы ложные. Язычество — это плод глубо- чайшего заблуждения и паде- ния человечества, на долгие годы утратившего связь со своим Творцом. Если главное свидетельство «истинности» своей веры оппоненты нахо- дят в сроке ее «глубочайшей древности», тогда не хотят ли они сказать, что «начало всех начал» было положено славянскими племенами?Или все-такинашипредки-славяне унаследовали чей-то ошибоч- ный курс? — Но сегодня многие, не укрепленные еще в вере люди, начинают колебаться под натиском неоязычников на Православие. — Мне думается, что на- вязываемые нам псевдоистин- ные «доказательства» могут иметь вес только в глазах тех людей, которые не понимают духовной сути своего земного существования. Поэтому вся- кому благоразумному челове- ку подобает разобраться как в корнях верыХристовой, так и в корнях язычества. Если же говорить о «пер- венстве» и «древности», то справедливо было бы обра- титься к истокам и задумать- ся: кому поклонялись наши прародители — Адам и Ева? Пребывая в райских обителях своего Творца и Бога, они имели возможность живого общения с Ним и были при- званы стремиться к Его Совер- шенству. Но их отступление от Бога и грехопадение раз- рушило гармониюБожествен- ного устроения мира, ум их потомков помрачился. Попав в диавольский плен греха и порока, человечество потеряло свою свободу. И, несмотря на то, что до пришествия Христа на землю Господь указывал людям праведный путь через Своих пророков, массовое за- блуждение и отступничество продолжало усугубляться. Совсем немногие из потомков, опираясь на ветхозаветные учения, чаяли пришествия в мир Мессии, Который спас бы человека от вечной погибели. —Апочему столь плачевно обернулась судьба иудейского народа, как мы знаем из Вет- хого Завета? Ведь они следо- вали пророку Моисею? —Вероятно, их следование было формальным, а сердца оставались далеки от Бога, ев- реи не искали ни исполнения Конечноже, легче катиться с горы, чем восходить на нее. Людямне хочется себя понуж- дать: проще «плыть по тече- нию», не сопротивляясь своим греховным наклонностям и пристрастиям. И если сегодня мы склоняемся к некоему со- блазнительному пути — это значит, что нам безразличны Истина, спасение души, Лю- бовь Божия, нравственные ценности, ибо язычество дале- ко от морали. А где нет морали там нет Любви, Истины: там жизнь — пустота. Поэтому нам никак нельзя забывать о трагическом опыте наших прародителей и «наступать на те же грабли». И прежде чем делать выбор, нужно четко понимать, что мывыбираем— спасение или погибель. Не сотвори кумира — Получается, суть веры христианина — вернуться к сотворившему его Богу? —Да. И в том беда язычни- ков, что поклонение ложным кумирам уводит их от Отца и Бога на «страну далече», как в евангельскойпритче о блудном сыне, если кто читал Новый Завет. Осознав свое бедствен- ное положение, блудный сын все же вернулся в отчий дом, испросил прощение и обрел благорасположение родителя. Конечно же, Господь же- лает спасения каждой душе. «Покайтесьиверуйте вЕванге- лие»—такимбылпервыйпри- зыв, с которым явившийся на землю Спаситель обратился к языческомумиру. Имилостью Божией многие народы приш- ли к вере во Христа. А в их числе и наши предки-славяне, которые, последовав примеру равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, приняли Святое Крещение. — Владыка, можно ли считать, что, приняв Святое Крещение, мы обретаем утра- ченную прародителями связь с Богом и автоматически ста- новимся Его чадами? — Подавая нам благодать Святаго Духа в Таинстве Кре- щения, Господь выводит нас из плена диавольского: отрекаясь от сатаны и служения ему, мы сочетаем себя Христу и рожда- емся для Царствия Небесного. Но туда еще нужно дойти! В течение земнойжизни человек призван вернуть сыновство Богу, исполняяЕго заповеди, к чему нас и ведут евангельские основы веры Православной. Во время Таинства Крещения человек обретает связующую его с Богом Благодать — тот «мостик», которыйможет при- вести его в Обители Небесного Отца. Но истиннымправослав- нымчеловекстановитсятолько тогда, когда начинает напол- нятьвсе своимыслиипоступки смысломХристовойИстины.А до тех пор, пока мы не устано- вимсвоихличныхподобающих отношений с Богом, не увидим в Нем цели и смысла своего существования,—мыостаемся подобными язычникам. Поэтому нам нужно быть крайне бдительными, чтобы в своем, порой легкомыслен- ном, отношении к жизни не пренебречь Любовью Божией. Давайте стремиться жить так, чтобыимяБожие впервуюоче- редьпрославлялосьчерезнаши мысли, чувства и поступки. ВолиЕго, ни утраченной связи сНим. Тому подтверждение— золотой телец, которого, упо- добившись язычникам, они со- творили себе для поклонения сразу же, как только всего на несколько дней потеряли из виду пророка Моисея. Очень тяжелым было по- мрачение целых народов—по- томков Адама, которые, пре- дав забвению память о своем Творце, начали поклоняться явлениям природы, стихиям, животным и другим идолам. Не исключением в толпе от- ступников стали и славянские племена. Поэтому нам нужно понимать, что поклонение языческим богам — это опять же глубочайшее падение че- ловека, потеря Божествен- ного подобия. Каждая душа, будучи творением Господним, всегда подсознательно ищет своего Творца. Без Негожизнь разумного существа не может быть полноценной. Поэтому, как мы знаем из библейской Давайте задумаемся: какая высокая честь дарована нам Свыше! Ведь человек призван стать сыном Божиим в своем полном уподоблении Христу и единении с Ним в Царствии Небесном. —Чегоже тогда не хватает человеку для решимости из- брать путь в Царство Отца и следовать путем Христовым? Ведь мы видим, что сегодня часть людей вновь готовы уклониться в язычество. —В первую очередь людям не хватает веры и благоразу- много осмысления того, что каждый миг своей жизни мы проживаем пред очами безгранично любящего нас Бога, Который желает нашего возвращения в Его Небесное Отечество. Но Он никогда не нарушит свободу человека. Потому что Путь Христов не знает принуждений, этот путь должен стать личным осмыс- ленным выбором каждого из нас. Прародители сделали не- правильный жизнеопределя- ющий выбор, но не знали, что потеряют Бога и попадут в плен искусившего их диавола. Мотив этой ошибки был по- добен нашему сегодняшнему малодушию. Слишком силь- ным испытанием для Адама и Евы стало диавольское оболь- щение: без духовного труда, путем простого вкушения запретного плода приобрести немыслимые способности. Но… вместо этого они поте- ряли Царство Отца. Также и сегодня по своей греховности человек пытается достичь же- лаемого результата не путем смиренного, покаянного труда и примирения с Богом, а путем упования на магическую силу неких формальных обрядов. истории, и излилась милость Божия на погибающее чело- вечество, ради его искупления родился и отдал Себя на распя- тие Христос-Спаситель. Суть Его Завета — в обновлении ветхого Адама в Духе Исти- ны, в возвращении человека к своему Творцу, к Тому, Кто искупил нас из власти диавола Кровью Сына Своего, дал нам, падшим, возможность вновь сделаться Его детьми. Поэтому в основе пути и веры православного христи- анина — Слово Божие и За- вет Христов, в котором нам указан путь выхода из тьмы языческой, путь исправления ошибок прародителей и вос- соединения с сотворившим нас Богом. Цена легкого пути —Неоязычники использу- ют и другой аргумент: апелли- руя к гордости человеческой, они утверждают, что язычни- ки — «братья богам», а хри- стиане — лишь рабы Божии… — По своей греховной не- мощи человек прельщается легкимипутямии«победами». Но какова их цена? Имеем ли мы право пред судьбами чело- вечества забывать опыт наших прародителей? Не подобным ли образом диавол прельстил Адама и Еву, уверив их, что, вкусив запретный плод, они станут как боги? И какую «по- беду», послушав искусителя, обрели прародители и их по- томки? Были бессмертные — стали смертными, были здра- вые — стали больными, были счастливы—сталинесчастны- ми.Поэтомуесличеловекотпа- дает от своего Творца иБога, то он не «брат богам», а пленник плоти, мира и дьявола. Мы, христиане, называем себя рабами Божиими, потому что сказано: кто кому служит, тот тому и раб — или мы рабы Божии, или рабы греха. Тре- тьего не дано. Да иСамГосподь тех, кто верен Ему, именует совсем иначе: «Я уже не на- зываю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца» (Ин 15:15). А в Господней молитве «Отче наш» Спаситель учит нас об- ращаться к Богу как к Отцу. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz