Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

В кадре и за кадром Год литературы, как говорится, передал эстафету Году кино. Давайте признаемся: мы более-менее легко вспомним писателей-земляков или тех литераторов, кто жил и творил в нашем крае. Да, Бунин, Пришвин, Замя- тин, Тихон Чурилин, Левитов, Терпигоров, Эртель и еще многие, оставив- шие глубокий след в отечественной словесности. А вот касательно вклада липчан в «важнейшее из всех искусств», скорее всего, большинство из нас и сказать ничего не сможет. К примеру, лишь завзятым фанатам кино придет на память имя Рениты Григорьевой. Безусловно, фильмы ее знакомы не только киноманам. Допу- стим, талантливая работа «Праздники детства», которая удостоилась ни больше ни меньше Государственной премии СССР. Это экранизация прозы Василия Шукшина, проникновенное повествование о военном детстве мальчишки с Алтая. Кто-то из поклонников не развлекательного, а умного, серьезного кинематографа наверняка видел и такие картины режиссера, как «Утро нашего города», «Сердце друга». Но при этом не догадывался, что создательница их — ельчанка. Ельцу она обязана своим духовным станов- лением и как художник, и как человек. Не случайно Ренита Андреевна в 1976 году возглавила Елецкое международное землячество. Разумеется, о елецких корнях крупного советского композитора Тихона Хренникова мы информированы лучше. Но согласитесь: когда на телекана- лах повторяют картины с его музыкой — от «Свинарки и пастуха» до «Гу- сарской баллады», часто ли зрители нашего региона отдают себе отчет в том, что автор популярных до сих пор песен «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», «Что так сердце, что так сердце растревожено» или колыбельной Светланы и лихих гусарских куплетов с рефреном «Давным-давно, давным-давно, дав- ным-давно», — наш человек? И уж точно не слыша- ли, к скольким же лентам Хренников написал великолепную музыку. Между тем, представьте себе, к тридцати! Кстати, и Тихон Николаевич, и Ренита Андреевна никогда не забывали о своей малой родине, не раз приезжали сюда. Композитор организовывал в обла- сти Дни музыки, режиссер устраивала премьеры своих фильмов. Но это люди за кадром. Их неизменно заслоняли и заслоняют актеры — любимцы публики. Леониду Кулагину в кино заслуженно повезло. Он прекрасно сыграл Лаврецкого, может быть, в лучшем фильме Михалкова-Кончаловского «Дворянское гнездо» по Тургеневу, снимался в картине «Осень» и еще ряде примечательных лент. Но лишь старожилы Липецка, к тому же из небольшой, но памятливой когорты театра- лов, в курсе: в молодости Леонид Кулагин играл на липецкой сцене, здесь он делал важные шаги к вершинам актерского мастерства. Не кажется ли вам, почтенные читатели, что уже эти три примера убеждают: будет совсем не лишним на старте Года кино пусть хотя бы коротко рассказать о липчанах, которые в разные годы успешно работали, а кто-то работает и сегодня, в кинематографе? Или для каких популярных фильмов города и весей нашего региона стали съемочной площадкой? Наконец о том, что у нас в области есть и свои киностудии, в том числе детские, где создаются интересные работы, удостоен- ные наград многих престижных фестивалей? Итак, кто не знал, да узнает, кто позабыл, да вспомнит: наши люди немало сделали, немало преуспели и в кадре, и за кадром. 4 № 1-2/25129-25130/1 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Год кино Режиссерские Липецк и Елец неоднократно попадали В главных ролях Про Асю - хромоножку и бабушку будущего пролетарского писателя И. Неверов — Ты понимаешь, что ты пишешь о русском народе? Это же издевательство! Далеко не каждая актриса решится сказать такое режиссеру, получив приглашение на главную роль. Ия Саввина решилась. А режиссер-то был не кто-нибудь, а сам Андрон Михалков-Кончаловский. Когда-то Саввина снялась в его легендарном, запре- щенном в советские вре- мена фильме «История Аси-хромоножки». И вот спустя четверть века, вер- нувшись из Голливуда, он намерен был ставить его продолжение. Прочитав сценарий, Саввина поняла: это холодная, чернушная сатира на людей, кровное родство с которыми она пронесла через всюжизнь. И не захотела участвовать в проекте, лишенном по- нимания и сострадания не только к русской деревне, ноивообще кРоссии. Кста- ти, когда картина «Куроч- ка Ряба» вышла на экраны (роль, предназначавшуюся Саввиной, исполнила дру- гая актриса), стало очевид- но: в своей оценке она не ошиблась. Даже либераль- ные критики признали: славы Михалкову-Конча- ловскому этот опус не при- бавил. Скорее —наоборот. История с «Курочкой Рябой» невольно под- талкивает сравнить нрав- ственную позицию, твор- ческий и человеческий выбор Ии Сергеевны Сав- виной с тем, как сплошь и рядом ведут себя актеры нового поколения. Они соглашаются играть без разбору в чем угодно — и в бездарных сериалах, и в рекламных роликах, и в лентах, пропитанных неприязнью к «этой стра- не», к этому народу, его прошлому и настоящему. Саввина так не могла, не умела, не хотела суще- ствовать ни на сцене, ни на большом, ни на «голубом экране». Быть может, ли- стая сценарий «Курочки Рябы», она думала о лю- дях, среди которых росла, о жителях села Боринское под Липецком, откуда уе- хала поступать на факуль- тет журналистики. Ей, однако, предстояла иная судьба — не журна- листская, а актерская. Сыграв в 1960 году в экра- низации чеховской «Дамы с собачкой», она наутро после премьеры воисти- ну проснулась знамени- той. Душевная чистота, любовь, обреченность ее Анны Сергеевны потряс- ли зрителей. И не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Картина за- мечательного режиссера Иосифа Хейфица удостои- лась Специального приза на фестивале в Каннах. Потом Саввина бли- стательно играла на под- мостках театра имениМос- совета и МХАТа, много снималась, в том числе в полюбившихся зрите- лям лентах «Каждый день доктора Калинниковой», «Романс о влюбленных» и, конечноже, в рязановском «Гараже». Вероятно, большин- ство читателей полагает, что она единственная из крупных киноактеров, чья жизнь связана с липецкой землей. Однако это не так. Еще до Великой Отече- ственной войны каждый мальчишка зналвлицо Ни- колаяБоголюбова. Онбыл, как принято выражаться в наше время, знаковой фи- гуройотечественногокино. РолькоммунистаШахова в фильме «Великий гражда- нин» (считалось, что про- образом героя был Сергей Киров), несмотря на все социально-политические перемены, остается образ- цомактерскогомастерства. А ведь Боголюбов сыграл еще в десятках талантли- выхфильмов, в томчисле в «Окраине», «Крестьянах», «Ленинев1918году», «Она защищает Родину», «Осво- бождении». Вряд ликто-то из посмотревших роман- тический, героический фильм «Семеро смелых» забудет Боголюбова — на- чальника полярной экс- педиции. Он остается в памяти на всю жизнь как и песня из того же фильма «Штурмовать далеко море посылает нас страна»... Так что стоит запом- нить: Боголюбов — наш земляк, родомиз селаИва- новское под Раненбургом. И, пожалуй, не худо бы увековечить память о нем для начала хотя бы в на- звании улицы областного центра. Он достоин этого. А вот другая выдаю- щаяся русская актриса Варвара Массалитинова появилась на свет в Ельце. Росла она, правда, вда- ли от наших мест. Тем не менее Массалитинова все равно входит в ряд за- мечательных уроженцев древнего города. Вершин- ное ее достижение — без преувеличения гениально сыгранная в экранизаци- ях горьковских повестей «Детство» и «В людях» ба- бушка АкулинаИвановна. Режиссер Марк Донской, считающийся одним из лучших мастеров за всю историю мирового кино, сделал снайперскийвыбор. Бабушка Массалитиновой до сих пор трогает душу. «Правда выше жалости», — писал внук ее героини Максим Горький. Но для самой АкулиныИвановны жалость, доброта превыше всего — и правды, и денег, и собственных страданий. Она воплощает, если угод- но, идеал русскойженской добротыисамоотверженно- сти. ИСталинскаяпремия, которую Массалитинова получила за свою работу в «Детстве», присуждена ей не по идеологическим критериям, не за верность канонам соцреализма, а за редкий талант, за то, что актриса продолжила ве- ликую традицию человеч- ности русского искусства. Дедушка Фильмо Ольга Шкатова Не секрет, что даже самые преданные театральной сцене актеры не упускают случая попробовать себя в кино. Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге это сделать куда проще, чем в провинции. Это доказывают на своем примере некогда известные липецкие актеры, заслуженные артисты РФЮрий Ильин и Андрей Новиков, в начале 2000-х перебравшиеся в столицу. Один трудится сегодня в Малом театре, другой — в Театре Российской армии. Оба вполне успешно совме- щают сцену со съемочной площадкой. Свой человек в «Интернах» У Юрия Ильина более 40 ролей в кино. Он снялся в таких сериалах, как «На углу у Патриарших», «Ра- нетки», «Закрытая шко- ла», «Голоса», «Интерны», «Ликвидация». Наиболее заметнойегоработойвкино сталаролькапитана«Лету- чего»вфильме«Солнечный удар», снятомНикитойМи- халковым в 2014 году. У Андрея Новикова с десяток ролей и все тоже в сериалах. Среди них зна- менитая «Молодёжка» и «Москва. Три вокзала». Из множества экранных ра- бот актера стоит отметить капитана Шинкарева в фильме «Жизнь и судьба», снятого Сергеем Урсуля- ком по сценарию Василия Гроссмана в 2012 году. Сегодня актерские от- делы киностудий рабо- тают в особом режиме, и недостатка в кадрах нет. Но столичные режиссеры все чаще проводят съемки на периферии с участием драматических актеров провинциальных театров. С одной стороны, они зна- чительно удешевляют сто- имость своих фильмов. С другой, открывают новые имена, а главное, дают возможность талантливым людямрасширитьграницы своей профессии. О «Русских бабах», и не только В 2003 году, например, московский режиссер Сер- гей Полянский совместно с тамбовской киноком- панией «Студия «Центр ТВ» снял фильм «Русские бабы» по сценарию Вячес- лава Рогожкина. Про ект на зыв ал с я «Кино без Москвы», хотя в нем и приняла участие известная киноактриса, народная артистка РФ Ра- иса Рязанова. Вместе с коллегами из драмати- ческих театров Вороне- жа, Рязани и Тамбова в «Русских бабах» снялись и артистыЛипецкого драма- тического театра Светлана Агеева и народный артист РФ Виталий Пономарев. К слову, первой работой Сергей Малюков Конечно, липецкий край не может соперничать со столицами или Крымом по частоте появления на киноэкране. Однако и нам есть чем гордиться — отече- ственные кинематографисты не раз выбирали терри- торию области в качестве съёмочной площадки. В советское время наш кинематограф сделал немало для продвижения бренда «Липецк — город металлур- гов». В конце семидесятых в областном центре снима- лись сразу две производственные драмы. Кинометаллурги с нашей пропиской Артур Войтецкий, ре- жиссер популярной карти- ны«ВолныЧерногоморя», выбралЛипецк для съёмок своего фильма «Сегодня и завтра» по мотивамромана Владимира Попова «И это называется будни». Тема ленты — весьма острая и актуальная даже по ны- нешним меркам. Перед главным героем фильма, директоромметаллургиче- ского комбината Кадыше- вым (его сыгралОлег Бори- сов), стоит нелёгкий нрав- ственный выбор. Пойти наперекор начальству ради улучшения экологической обстановкиилирадикарье- ры, зарплаты и комфорта, заглушить укорысовестии дать молчаливое согласие на превращение города в зону экологического бед- ствия?Часть сценкартины с участиемВалентина Гаф- та, Эммануила Виторгана, Зинаиды Шарко снимали в Липецке. В кадре можно увидетьцехаНоволипецко- гометаллургического заво- да, Театральную площадь, железнодорожный вокзал, Матырское водохранили- ще,жилые кварталыНово- липецка. Втомже 1979 году вЛи- пецке проходили съемки ещё одного фильма «Ста- рые долги» по повести Ио- сифа Герасимова. И вновь в центре картины история о директоре крупного ме- таллургического завода. Как рассказывал режиссер фильма Илья Гурин, при- ехать наНЛМЗ ему посове- товаливМинистерстве чер- ной металлургии: «Если хотите снимать фильм на фоне передовой техники наиболее оснащенного со- временного металлургиче- ского предприятия — по- езжайте в Липецк». Правда, акценты в кар- тине больше смещеныв сто- рону личного, и на экране можноувидетьнетолькоза- вод, но и городские улицы. Герой Игоря Горбачева — Андрей Петрович Кочнев, вернувшись с войны, стал инженером-металлургом. Увлеченный работой, он сразу же принял активное участие в управлении за- водом и вскоре стал дирек- тором. При монтаже обо- рудования для реализации своей давней идеи у Кочне- ва случился инфаркт. Это обстоятельство заставило женубольноговызватьдвух женщин, которые много значили в его жизни. В фильме снялись Валентина Беляева иМайяБулгакова. В конце восьмидесятых режиссёры Юрий и Рени- та Григорьевы снимали в Ельце эпизоды фильма «Мальчики» по мотивам романаФедораДостоевско- го «Братья Карамазовы», удостоившегося приза «Зо- лотой Витязь». Фурор на «Кинотавре» Следующего визита киногруппы липчанам пришлось ждать больше тридцатилет. В2003-мВсе- волод Шиловский снимал эпизоды в гастролировав- шем в городе цирке-ша- пито Никулина для своей картины о любви гимнаста и журналистки «Не все кошки серы» с Марией Шукшиной. А примерно в это же время в Ельце шли съемки криминального сериала «Темнаялошадка» Сергея Газарова. Весной 2004 года съе- мочная группа боевика «Личный номер» россий- ского режиссера Евгения Лаврентьева несколько днейработала на аэродроме Авиацентра. Снимались сцены захвата междуна- родными террористами воздушного судна и их обезвреживания. В этих эпизодах главными героя- мисталилипецкиевоенные летчики, пилотировавшие четверку боевых Су-27. В сентябре того же 2004 года режиссер Александр Велединский, работав- ший над популярными сериалами «Бригада» и «Закон» и выпустивший Идут съемки фильма «Поединок». Елец. 2014 г. Кадр из фильма «Детство». Фото Николая Черкасова полнометражный кино- дебют «Русское» по прозе Эдуарда Лимонова, начал снимать в области картину по сценарию «Какими мы не будем», написанному им вместе с Игорем По- рублёвым. Главный герой мистической драмы, по- лучившей название «Жи- вой», — бывший солдат- контрактник Кир (Андрей Чадов) возвращается инва- лидом с чеченской войны. По пути домой его сопро- вождают призраки погиб- ших в горах армейских друзей (МаксимЛагашкин и Владимир Епифанцев), пожертвовавшихрадинего своими жизнями. Часть сцен происходят в сером промышленном городе, часть в глубинке. Худож- ник-постановщиккартины липчанин Эдуард Галкин предложил Велединскому отправиться в экспедицию в Липецк и Елец. Сц е ны г о р о д с к о г о праздника снимали на Со- борной площади, эпизод с убийством шашкой кор- румпированного начфина —в гаражах на Соколе. На кладбище посёлка Трак- торостроителей, куда по сюжету Кир пришел про- ведатьмогилыоднополчан, братья Чадовы впервые оказались вместе в кадре. Младший, Алексей, играл священника, отца Сергия «Пересвета», для создания образа ему пришлось кле- ить бороду. Интересно, что незадолго до этого актёр закончил съемки в роли вампира Кости в «Ночном дозоре». По словам Чадо- ва, на роль священника он получил благословение у своего духовника вМоскве, а также у одного из липец- ких священников. В кино попала и моза- ика в подземном переходе у Нижнего парка — не- трезвый Кир здоровался с рукой на гербе. А в одном изкафенеподалекупроизо- шел казус. Возвращаясь со съёмок, Чадов и Епифан- цев захотели перекусить. Однако охрана кинозвезд в камуфляже не узнала и не пустила в заведение по причине несоответствия дресс-коду. После месяца работы в Липецкесъемочнаягруппа, жившая в одном из кор- пусов санатория «Парус», переехала в Елец, виды го- рода также вошли вфильм. «Живой» стал прорывом для Александра Веледин- ского — на фестивале «Ки- нотавр» фильм удостоился сразудвухнаград: спецпри- за гильдиижюрииприза за лучший сценарий. «Поединок» для Пореченкова Осенью 2012 года в Ельце Андрей Малюков снимал ряд сцен четырех- серийного фильма «По-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz