Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ № 250/25378/ 29 ДЕКАБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 И еще Интересуемся у экскурсовода: а традициивстре- чать Новый год в учреждении сохранились? Оказалось, да! Перед наступлениемНового года руководство тюрьмыобходит камеры, поздравляет их обитателей, а отдельным примерным камерам дарит хвойные веточки. Только вот традиция сидельцев готовить к встрече торты из печенья и сгущенного молока постепенно уходит в прошлое. Нет в том необходимости. Все разрешенное для праздничного стола есть в ларьке учреждения. И те, кто находится на тюремном режиме, могут по- тратить на покупки дошести тысяч рублей вмесяц. Так что история тюремных новогодних тортов вполне может попасть в музейное повествование экскурсовода-«полковника». Тайны тюремного замка АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ Кто- то на новогодние праздники наряжается в ко- стюмы Деда Мороза и Снегу- рочки и идет на детские утрен- ники, а вот Александр Мак- симович Голосной в эти дни облачается в китель полков- ника царской армии времен Николая II и идет встречать очередную группу родителей с детьми, чтобы повести ее в «Елецкий острог». В музей, что находится в стенах город- ской тюрьмы Ельца. Желтый дом против солнца Все экспонаты здесь пове- ствуют о ее истории. А у входа сюда под царским двуглавым орлом выгравированы цифры — 1870. Год открытия этого учреждения. Правда, в Ин- тернете гуляет фотография, где дата другая — 1830. Про- сто снимок тот устаревший. А точнуюдату этого учреждения АлександрМаксимович—хра- нитель музея — установил в архивах, и на сей счет имеется копия официального докумен- та, ставшего экспонатом. В нем засвидетельствовано, что трехэтажный тюремный замок был сдан 5 октября 1870 года, построен по проекту городово- го архитектора Померанцева И.И., смета на его сооружение составила 65 тысяч 653 рубля 93 копейки. Начало строи- тельства — 1853 год, в залог под бюджетный объект было взято имущество двух елецких купцов. Тюрьма рассчитана на 150 сидельцев и состояла из тюремного и арестантского отделений, камер для несовер- шеннолетних и женщин. …Итак, 1870 год. Год рож- денияУльянова-ЛенинаиИва- на Бунина. Нет, Ильич за свою революционную деятельность в елецкой тюрьме не сидел, а вот на гимназиста Ваню она произвела неизгладимо тягост- ное впечатление. В ней перед этапированием в Харьков про- сидел сутки арестованный за народовольчество брат Бунина Юлий. Все это найдет отраже- ние в бунинской «Жизни Ар- сеньева»: «Вот спокойно стоит против солнца, глядит через шоссе на монастырь своими решетчатыми окнами желтый острожный дом, такойжежут- кий, от всех особенный, как и тот, чтождет его вХарькове…» О с т р о жн ы й д о м п о - прежнему желтый, только ныне с фасада закрыт высокой кирпичной стеной, но шпиль колокольни Троицкого мо- настыря так же виден, как в позапрошлом веке. — А вы знаете, — говорит АлександрМаксимович,—что этот шпиль был на одной оси со шпилем тюремной церкви Тихона Задонского! Тот храм остался лишь на дореволюционной открытке тюремного замка. Был снесен в 18-м году. Ипримечательно, отмечает хранитель музея, что он был построен на средства елецкого купца Лаврова. Два этих здания — тюремное и монастырское — являлись своеобразными «воротами» въезда в Елец. Предновогодняя экскурсия в музей Елецкого острога « Конвоир — не разбойник » Но входим в саммузей, точ- нее, спускаемся по каменным порожкам в полуподвальное помещение под арочными кирпичными сводами. Кста- ти, здесь уже в наше недавнее времябылиреальные четырех- местные камеры с заключен- ными. Так что внешний анту- раж практически не изменил- ся. Встречает нас в полумраке пылающая огоньком печурка с большущим чугунком. Это, надо полагать, для «арестан- тов» готовится пища. Вдали у камер — фигуры «стражни- ков». И те и другие отражают реалии эпох. Звучит приглашение наше- го гида зайти в одну из камер — раннего периода истории тюрьмы. Все внутрипредельно достоверно, за исключением, пожалуй, батареи горячего отопления под решетчатым окном. Двое «сидельцев» без- мятежно спят на нарах, усте- ленных соломой. Третий — «провинившийся»—склонил голову на деревянные тиски со сжатыми в них ногами. Одна из рук тоже в тисках. А над арестантом на стене — канда- лы, цепи… Ножные кандалы, в которых отправляли на этап, заметим, весом в восемь кило! До 1887 года в российской системе наказаний еще при- менялись пытки. И еще два характерных экспоната: бочка с водой и напротив — другая бочка для отправления естественных надобностей, по-тюремному — параша. Но шли годы, а вместе с нимименяласьисправительная система.Ивотуже видимсреди музейных экспонатов «Памят- ку конвоиру 1890 года»: «Аре- стантов без нужды не обижай, конвоир — не разбойник». А рядом читаем высказывание Николая II об изменениях существующих условий содер- жания заключенных. И перед Новым годом как пройти мимо такого докумен- та, хранящегося в музее. О встрече в тюрьме года 1915-го. Повествует о том газета «Елец- кий вестник»: «В 12 часов ночи, накануне Нового года, в церкви местной тюрьмы и временного испра- вительного арестантского от- деления тюремным священни- ком о. МихаиломОкороковым совершен былпо случаюнасту- пления Нового года молебен, на коем присутствовали чины администрации и надзора с семьями и заключенные». ТюремныекартинкиНового года находим в дневнике рево- люционера, орловского жур- налиста Д.И. Свирского, год сидевшего в Елецком остроге: «Елочный праздник. Не- умолкаемый трезвон на мона- стырской колокольне да осо- бенная тишина на тюремном коридоре — вот и все, в чем сказывается здесь празднич- ное настроение. Один из моих соседей тянет горьковскую: «Мне и хочется на волю... эх! Цепь порвать я не могу!» Вождь — из бочки с капустой Тюремный музей в Ельце — единственный в Липецкой области. Открыт в 2011 году. Создавало его региональное управление исполнения на- казаний со всеми его подраз- делениями. Каждое исправи- тельное учреждение внесло посильный вклад. Икак тут не перефразировать поговорку: с миру по экспонату, вот и му- зей. Сейчас здесь экспонатов уже под тысячу. С первых дней музея его хранитель и собиратель исто- рии острога — библиотекарь отдела по воспитательной работе с осужденными Алек- сандр Голосной. Он же — председатель совета ветеранов учреждения, а в бытность — заместитель начальника тюрьмы. Естественно, экскур- сии он проводит не для всех желающих, учреждение-то строгорежимное. На визит сюда требуется специальное разрешение. Так что даже новогодние экскурсии, они для детей сотрудников этого учреждения, его ветеранов. И тем не менее музей этот часто посещаемый, и знают о нем уже во всей России. Бо- лее того, в прошлом году он занял третье место в номина- ции всероссийского конкурса «Лучшая постоянно действу- ющая экспозиция по истории уголовно-исполнительной системы среди учреждений, подчиненных территориаль- ным органам ФСИН России». Советскаяисторияпенитен- циарной системы отражена в «залах-камерах», на стендах которых повествуется обо всех ЛАГАХ бывшего СССР. Они здесь под присмотром Иосифа Виссарионовича, белоснежный бюст которого стоит напротив. Этот бюст с отбитым носом «этапировали» сюда из Усман- ской колонии, где он прежде использовался как… гнет для квашения капусты. Скуль- птуру отреставрировали, нос приделали, и теперь бюст за- нял достойное музейное место. Заходим в камеру времен культа личности. Тут нагляд- ный экспонат — с нехитрым скарбом мешки арестантов, оправляемых в ГУЛАГ. Или КАРЛАГ… — Тюрьма — она грехами пропитана, — говорит Алек- сандр Голосной. Это — о грехах 30-х годов. Здесь были замучены священ- нослужители елецких церк- вей, монахини Знаменского монастыря. Они похоронены рядом — на старом кладбище за монастырем. Но здесь же уголовники играли в карты на реквизированных властями иконах, с которых в тюрьме снимали киоты. Одна из них чудом сохранилась и была уже в наши дни возвращена в Вознесенский собор. За это его настоятель подарил музею раритетный старинный теле- фонный аппарат, который, впрочем, до сих пор исправно работает. Этот аппарат укра- шает сегодня другую экспо- зицию— кабинет начальника тюрьмы. Усердие всегда ценилось Сейчас основное тюремное производство — это варка хо- зяйственного мыла для испра- вительных учреждений Рос- сии.Делонужное.Ачтоделали в остроге раньше? И об этом рассказывают музейные мате- риалы — приводится реклама местной дореволюционной газеты. В ней сообщается, что уездная тюрьма принимает от населения заказы «по столяр- ному, сапожному, кузнечному и портновскому делу, изготов- ляет надмогильные решетки, соломенные и рогожные поло- вики, туфли плетеные и из ма- терии». Есть в экспозициях и документ начальника острога, предписывающий в целях уде- шевления тюремной одежды делатьдлясидельцевлапти.Их тоже можно увидеть в музее. А найденыонибылина чердаке и в подвале учреждения. В рамочке — список всех начальниковострогадореволю- ционного периода. Последним — по 17-й год — был губерн- скийсекретарьИокПетрМаце- евич. Рядом—награды, коими удостаивали сотрудников ис- правительного ведомства. Ме- даль времен Николая II — «За службу в тюремной страже» и медаль, учрежденная Алек- сандром III, — «За усердие». Она, между прочим, дожила до сегодняшнего дня. Среди ее обладателей и подполковник внутренней службы в отставке Александр Голосной. А в роли экскурсовода — он царский полковник и начальник старо- режимного острога. АлександрМаксимович по- казывает камеру совсемнедав- него прошлого и экспозициюк ней. В камере — занавески на окнах, чистые постели со взби- тыми подушками. Иматрацы, за свою форму прозванные арестантами гробиками. Та- ких сейчас уже нет. А в полу у стены — схрон, так называ- емое место для хранения за- прещенныхпредметов.Можно считать, последний схрон. По- тому что такое в современной тюрьме уже невозможно. ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz