Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
Школа для командиров Задача школы — подго- товка командных кадров для бурно развивавшихся Воен- но-воздушных сил страны. 15 декабря прошел первый вы- пуск. Это были 43 человека, овладевшие всеми тонкостями летного дела. Самолетный парк быстро менялся. В 1936 году в школе появился тогда самый совре- менный скоростной бомбарди- ровщик СБ. Первую машину посадил в Липецке будущий слушатель ВЛТШ В.С. Холь- зунов. Позднее ему доверят командование воздушной ар- мией. Постановлением ЦИК СССР за успешную деятель- ность школе было вручено Революционное Красное зна- мя. Сам Котов получил орден «Знак Почета». Но в судьбе таких незаурядных людей нередко случались резкие, трагические повороты. Только что награждали и чествовали, и вдруг недолгое время спустя в страшном 37-м Котова объ- явили врагом народа. А в 38-м расстреляли... С 1936-го главное направ- ление деятельности ВЛТШ — обучение командиров эска- дрилий. Нужда в них была немалая, ведь количество авиаполков росло. Вчерашние мальчишки, чаще всегодетииз рабочихикрестьянских семей, с редким упорством, можно сказать, одержимо овладевали мастерством авиаторов. Кстати, в 1940 году после Качинского училища в ВЛТШ поступилВасилийСталин. Ле- тал он хорошо, был храбрым, рисковым человеком. Но это рождало особые опасения у руководства школы. Ведь если что-то с ним случится, сколько человек может пойти под расстрел! Неудивительно, что сына вождя ограничива- ли в полетах. А он пожало- вался отцу. Да еще добавил, что самолетный парк школы устарел. Может, именно по- сле этого здесь и появился новейший пикирующий бом- бардировщик, созданный ге- неральным конструктором В. Петляковым. Начальниками школы в то время были сначала генерал Васильев, затем полковник Константин Андреевич Вер- шинин. Когда школа создава- лась, последний командовал эскадрильей. ...Война.На базе двухздеш- них эскадрилий (третьейи чет- вертой) развернули полки. К 1 июля они уже были на фронте. Пятую эскадрилью, в которой проходил обучение и Василий Сталин, преобразовали в 591-й истребительный авиаполк. Он должен был обеспечивать противовоздушную оборону Ельца, Липецка, Грязей. На дальних подступах к Москве Как липецкие летчики защищали столицу в 1941 году ДЕНЬ ПОБЕДЫ Из цикла «Былое» Первые месяцы войны были трагическими. В середине октября возникла угроза нанесения массированных бомбовых ударов по Липецку. ЛАУЦ эвакуируется в Сергиевский район Куйбышевской области. А на оставленных им аэродромах формируется 52-я дальнебомбар- дировочная авиадивизия. 93-й дальнебомбар- дировочный авиаполк базируется в Липецке, 51-й — в Грязях № 245/25373/ 22 ДЕКАБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 10 ВЛАДИМИР МЕРКУРЬЕВ За неделю до начала войны в Высшей летно-тактической школе (сокращенно ВЛТШ) состоялся очередной выпуск. А первых своих слушателей она приняла первого января 1934 года. Ее начальником тогда назначили Николая Яковлевича Котова. ВЛипецк он прибыл из Академии имениЖуковского, где руководил командным факультетом. Местные авиаполки А оставшиеся эскадрильи стали основой развернутого в Липецке Авиационного учеб- ного центра ВВС (ЛАУЦ). В Центре формировали новые маршевые авиаполки из са- молетов СБ и пикирующего бомбардировщика Пе-2. Уже был отдан приказ: летчиков, потерявших в боях свои само- леты, направлять в Липецк. И вскоре у Каменного лога раз- вернулся целый палаточный городок. Полеты продолжались от рассвета до заката. Четыре аэродрома располагались вЛи- пецке. Были также аэродромы в Грязях, Ельце, Лебедяни. Летние месяцы оказались для персонала Центра невероятно напряженными и сложными. Учились ребята быстро. Вариантов не было. За месяц готовили четыре полка и про- вожали на фронт. До октября 250 с лишним самолетов лип- чане отправили на фронт. А это немного-немало десять авиаполков! Между тем фронт катился к Липецку. Уже в июле Вер- шинин объявил осадное по- ложение, организовал ПВО. А в двадцатых числах сентября он получил телеграмму: надо немедленноприбыть вМоскву, в штаб ВВС. Такие вызовы, понятно, всегда нервируют. «Возьми, Константин, на всякий слу- чай», — сказала ему жена Валентина Александровна, подавая чемоданчик с сухари- ками и бельем. В Москву прилетели на Ли-2. Потом — сутки неиз- вестности. Инаконец зазвонил телефон. Командующий ВВС СССР сообщил: «Решением политбюро и Ставки Верхов- ного Главнокомандования вы назначеныкомандующимВВС Южного фронта». Первые месяцы войны были трагическими. В сере- дине октября возникла угроза нанесения массированных бомбовых ударов по Липецку. ЛАУЦ эвакуируется в Серги- евский район Куйбышевской области. А на оставленных им аэродромах формируется 52-я дальнебомбардировочная авиадивизия. 93-й дальне- бомбардировочный авиаполк базируется в Липецке, 51-й — в Грязях. Дан приказ ... Немецкие войска уже со- всем близко подошли к Мо- скве. Полку предстояло ис- пользовать все возможности, чтобыуничтожатьживуюсилу и технику врага: железнодо- рожные эшелоны, мосты, ав- томашины, танки, самолеты... Так былполученприказ: на перегоне Вязьма—Дорогобуш разбомбить мост, перекрыть железную дорогу, по которой интенсивно шли поезда с гер- манскойтехникойисолдатами к советской столице.Мост уси- ленно охранялся. Надо было сбросить бомбы с горизонталь- ного полета и с малой высоты. Наши асы решили применить мостовые бомбы с зацепами. Высота — не более 20 метров. Смоста такая бомба не упадет, не скатится в воду. Ведущий экипаж майора Алексея Аверьянова пулемет- ным огнем поражал зенитные расчеты — их расположение удалось сфотографировать са- молету-разведчику. Экипажи по очереди выходили на цель. Наших соколов от истребите- лей укрывала плотная облач- ность. Василий Митрошин точно выдерживал боевой курс, штурман Олейник сбра- сывал бомбы. И вот один из пролетов моста обрушился в реку. Сделали свое дело и дру- гие экипажи. Заодно вывели из строя и большой участок железнодорожного полотна. В другой раз экипажу Ми- трошина-Олейника было дано задание разбомбить технику и живую силу противника в селе восточнее Вязьмы. И эта задача была решена успешно. Маленькая справка. Василий Митрошин после войны со звездочкой Героя Советского Союза вернулся в Грязи... Октябрь, ноябрь. Дожди, туманы, низкая облачность. Немецкие, да и наши летчики сидят на аэродромах. Однако в составе 51-го и 93-го авиа- полков были люди, которые способны ле- тать в любых условиях по приборам. Р а д и у с действия пол- ка огромный. Бомбили мо- томехчасти, танки, войска противника в районе Кочер- гино, Старо- д о л ь н о е п о дороге Клин — Солнечно- горск. Александр Кузьмич Кув- шинов ори - ентировался в воздухе в самых небла- гоприятных метеоуслови- ях. Для него не существо- вало нелет - ной погоды. Штурман Е. Иванов мог в любой момент указать, где находится их самолет. В один день декабря они бомбили врага в Ростове и Вязьме. Высота облаков была не более 100 метров. В битве на подступах к Москве асы со- вершили 62 самолетовылета. Кувшинова представили к зва- нию Героя Советского Союза. На Варшаву ! 93-й дальнебомбардиро- вочный полк сел на аэродроме «Липецк-2» 10 октября 1941 года. Командование полком принял майор Иван Карпович Бровко, участник боев в Испа- нии и Китае. В полку осталось лишь три исправных ДБ-3. Пришлосьформировать его за- ново. ОпытныеСтепанХарчен- ко, Юрий Петелин, Констан- тин Григорьев, Иван Доценко помогали новичкам осваивать искусство боя в воздухе. И ребята бесстрашно громили захватчиков на подступах к Москве. Нередко при низкой облачности, ночью крушили немецкие аэродромы, мосты, замаскированные скопления танков, пехоты. Ине только на территории Советского Союза, захваченной неприятелем. 10 ноября добрались до же- лезнодорожного узла Варша- вы. Там скопилось множество эшелонов с танками, горючим, живой силой для отправки под Москву. Это задание лет- чики считали для себя особой честью. Хотя оно было очень опасным. Горючего для воз- вращения домой хватало в лучшем случае до линиифрон- та.Неисключалась вынужден- ная посадка на оккупирован- ной территории. Тем не менее все рвались в бой. Командир поручил выполнение боевой задачи экипажам старшего лейтенанта С. Харченко, у которого за плечами был опыт Халхингола, лейтенантам Ю. Петелину иИ. Гросулу. Вот что рассказывал мне о том по- лете Юрий Петелин. В сумерках 12 ноября три экипажа с полной заправкой топлива и с тонной бомб ото- рвались от летного поля «Ли- пецк-2» и взяли курс на запад. На линии фронта их обстре- ляли зенитки. Впереди был десятичасовой полет. Кабины не герметизированы, темпера- тура в них таже, что за бортом. Ана высоте семи тысячметров она ниже минус 30. Летели по приборам. При подходе к Варшаве погода не- сколько улучшилась. Налета немцы не ждали. И вот уже горят вагоны, рвутся боепри- пасы. Около сотни танков и артиллерийских установок так и не попадут под Москву. Для множества немецких сол- дат война окончилась. А теперь — путь восвояси, более тысячи километров. Внизуширокая лента Днепра. Двигатели начинают давать сбой — горючее на исходе, до своих не дотянуть. Ну что же. Главное — живыми в плен не попасть. Если придется сесть на оккупированной террито- рии, самолет надо взорвать. ...Раннее утро. К счастью, немцев в ближайшей деревне нет. В крайней избе летчиков радушно встретила хозяйка. Женщина дала гражданскую одежду, чтобы можно было смешаться с толпой беженцев. До заката прошагали ки- лометров тридцать. Вошли в большое село. У одного из домов припаркована «полу- торка». Из дома несутся песни подвыпивших полицаев. Ачто если угнать их автомобиль? И это план удался! Километров пятьдесят промчались без при- ключений. Но все равно около двадцати дней добирались до- мой пешком. Однако дошли. И остальные экипажи благо- получно вернулись. Так вдали от Москвы наши асы помогали ее отстоять.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz