Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

КЛУБ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ФОТО ЦЕНТРА «СЕМЬЯ» № 240/25368/ 15 ДЕКАБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Обучающие тренинги—неотъемлемая часть деятельности центра «СемьЯ». Принято считать, что главная проблема заключается в адаптации ребенка к новой семье. Но существует и другая, не менее важная, — адаптация семьи к ребенку “ ЕЛЕНА БРЕДИС Удивительно, но еще года полтора назад специалистыорга- нов опекиипопечительства сетовалина то, чтоприемные семьи предпочитают принимать детей не старше шести-семи лет, а уже сегодня люди без всякого страха забирают к себе подрост- ков, и ни от кого из приемных родителей я не слышала о каких- то невероятных трудностях или неразрешимых конфликтах. И этот факт, и то, что в нашей области не осталось детских домов, говорит, несомненно, о серьезной психологической подготовительной работе, которая проводится Липецким об- ластным центром «СемьЯ». Речь не только оШколе приемных родителей, которая работает на базе центра, но и о постоянном сопровождении таких семей. Казалось бы, когда все идет по накатанной дорожке, можно уже и почивать на лав- рах. Но настоящий профес- сионал никогда не позволит себе остановиться в развитии. Поэтому педагоги-психологи и социальные педагогицентра не только обучают будущих приемных мам и пап, но и по- стоянно учатся сами. Совсем недавно они прошли тренин- ги у психологов московского центра «ПРО-мама» Елены Бухман иИриныМасальской. О том, какие проблемы затра- гивались на этих тренингах, рассказали «Липецкой газе- те» московские специалисты и педагог-психолог центра «СемьЯ» Татьяна Давыдова. Взаимная адаптация Бухман: Речь в первую очередьшла о сопровождении приемных семей. У себя в центре мы эту работу строим несколько иначе и начинаем сопровождение прямо с того момента, как только родите- ли изъявили желание взять ребенка, а не после того, как они уже забрали его к себе в семью. Масальская: Принято счи- тать, что главная проблема заключается в адаптации ребенка к новой семье. Но существует и другая, не менее важная, — адаптация семьи к ребенку. И вот тут могут возникать очень серьезные вопросы. Бухман: Мы разбирали возможные критические си- туации, специфические и не- специфические: каквыходить из них и, что еще важнее, как в них не попадать. — Неужели подобные ситуации можно предусмо- треть заранее? Давыдова: Нужно обла- дать достаточными знания- ми, чтобы адекватно вести себя в такие моменты. Все родители знают о сложностях переходного возраста детей и морально к этому готовятся. Но далеко не все готовятся к кризису трех лет, когда ребе- нок начинает «отделяться» от мамы. Этот период связан и с упрямством, и с капризами. Так что же тут дает знание? Спокойствие и терпение: да, это нормально, и я умею вза- имодействовать с ребенком. А без такого знания многие мамы в истерику начинают впадать, не узнавая своего малыша. — А что вы имеете в виду, говоря об адаптации семьи к ребенку? Бухман: Приемная семья может на бессознательном уровне отвергать прошлое ребенка, пытаясь поскорее целиком и полностью сделать его «своим». Но это прошлое есть, и оно всегда останется с ребенком, даже если он искренне будет считать вас своими родителями. Масальская: Особенно это важно понимать, если у ребен- ка не закончены отношения с кровной семьей. Да, он мог там страдать, голодать, быть заброшенным, но при этом первое время все равно ста- нет скучать. И тут приемные родителимогут вести себя «по всем правилам лояльности», но внутренне вздрагивать при каждом звонке биологиче- ской мамы. И наивно думать, что ребенок это не почувству- ет. Представляете, как его душа будет разрываться на части? Ему и приемную маму не хочется огорчать, и к род- ной все еще тянет. Кровные мамы — Мне одна приемная мама рассказывала, как девочка-подросток долго скучала и даже плакала, вспоминая кровную мать. Итогдаприемные родители предложили проведать ее. Когда девочка увидела, что творится в ее родном доме, то она сразу попросила увез- ти ее назад. И после этого все слезыпрекратились, она легко влилась в новуюсемью. Кстати, две ее младшие се- стрички отказались ехать в гости к родной матери. Давыдова: Вот вам пример возрастных особенностей: ма- лышам запомнились только мучения, а у старшей девочки успела сформироваться эмо- циональная привязанность к матери. Наверное, в той ситуации приемная семья приняла единственно верное решение. — А еще одна женщина рассказала, как ее прием- ная дочь после назойливых звонков кровной матери попросила: «Пожалуйста, когда будетзвонитьтамоя, другая, мама, не зови меня к телефону». Масальская: А тут еще надо разобраться, почему ре- бенок так сказал. Возможно, он искренне хотел оборвать все контакты с прежней жиз- нью. Но возможно и другое: девочка чувствует, что при- емной маме приятно будет это слышать, потому так и говорит. Бухман: Но при этом ре- бенок может тайком звонить биологической матери, по- тому что привязанность со- хранилась. Больше всего он боится, что обе мамы будут ревновать друг к другу. Я спе- циально говорю об этом, по- тому что большинство таких детей пережило тяжелейшую эмоциональную травму, а для залечивания душевных ран требуется время и сверхчут- кое отношение. Давыдова: Чем больше приемные родители запреща- ют ребенку контактировать с биологической матерью, тем сильнее будет с его стороны волна протеста в виде как раз налаживания этихконтактов. — Я знаю, что у нас в области довольно редки случаи так называемого «вторичного сиротства», но все же они есть. Чем это можно объяснить? Давыдова: К слову, нам нередко удается, поработав с родителями и ребенком, Как избежать рисков Об адаптации приемного ребенка к новой семье нормализовать отношения и сохранить семью. На этом тре- нинге, в частности, обсужда- лись случаи, когда приемные родители возвращают ребенка в организацию. Причины бы- вают разные. Например, если ребенка берут в семью вскоре после потери своего, кровного. Берут слишком быстро, не от- горевав, не оплакав до конца эту потерю. Но потом начи- нают сравнивать кровного и приемного ребенка и обнару- живают, что сравнение это не в пользу нового члена семьи, а заполнить образовавшую- ся пустоту так и не удалось. Тогда они, к со- жалению, те- ряют к прием- ному ребенку всякий инте- рес. Или когда родственники берут под опе- ку детей, остав- шихся сирота- ми, и никак не мо г у т из роли «тети» и «дяди» пере- й т и в р о л ь « м а м ы » и «папы». Или бабушка офор- ми л а о п е к у над маленьким внуком, а лет через десять внук стал под- ростком, ба- бушка постаре- ла, и у нее уже просто нет сил справляться с ним. К счастью, таких ситуа- ций немного. — Психологи считают необходимым рассказать ребенку о его кровных роди- телях. Но зачем, если это был травматичный опыт? Зачемнапоминать о корнях, если эти корни, образно вы- ражаясь, «гнилые»? Масальская: Человек не должен чувствовать себя «под- вешенным в воздухе», без роду, без племени. Все дело в том, как именно рассказать ребенку об этом. Можно объ- яснить, что родители тогда находились в очень сложных обстоятельствах, с которыми не сумели справиться. Можно сказать, что они внутренне не были достаточно зрелы- ми, чтобы взять на себя от- ветственность за воспитание ребенка. Важно убедить его: «Ты вдвойне богат, потому что у тебя есть и мы, и они». Не бояться генов —А стоит ли приемным родителям бояться плохой наследственности, которая передается с генами? Бухман: Начнем с того, что генетически алкоголизм и наркомания не передаются. Это болезни, связанные с окру- жением, со средой, в которой живет человек. Другое дело, что чем дольше живет ребенок в таком окружении, тем боль- ше у него развиваются соза- висимые отношения. Речь не о пристрастии к алкоголю, а о других психологических про- блемах, которые вдальнейшем могут привести к злоупотре- блению спиртным. Например, если ребенок ощущает себя бесправной жертвой, живет в постоянном страхе. Так что задача приемных родителей — сформировать здоровые от- ношения, без созависимости. Опять же, будучи взрослыми, мы с вами знаем массу при- меров, когда дети алкоголи- ков в рот не берут спиртного, именно протестуя против об- раза жизни родителей. Если даже в подростковом возрасте ребенок начинает пробовать спиртное, ни в коем случае нельзя заявлять ему: «Ты что, хочешь стать алкоголиком, как твои родители?!» Он ниче- го не хочет, онпросто пытается таким образом почувствовать связь со своим родом. Если вы спокойно поговорите с ним и о его кровных родителях, и о его собственной судьбе, то все нормализуется, поверьте. — А какие могут возник- нуть проблемы у приемных родителей, которые берут в семью сразу несколько детей — братьев и сестер? Ведь по закону у нас запрещено раз- лучать их… Масальская: Как раз на тренинге мы много говорили о том, как важно приемным родителям заранее просчи- тывать все возможные риски, поскольку редко кто это дела- ет. Это должны подсказывать специалисты, работающие с ними. Порой сотрудники опеки уговаривают приемных родителей ради сохранения родственных связей взять троих детей, хотя те планиро- вали двух. Ипотомв приемной семье возникает проблема: девочки — лапочки, а стар- ший брат — неуправляемый хулиган. Но ведь ребенок пре- красно чувствует, что лично его брать не собирались. Так какого поведения от него надо ожидать, чему тут удивлять- ся? И в этом случае на помощь семье может прийти только подготовленный специалист, знающий, как действовать в подобных ситуациях. Семья— это единая система, в которой каждый играет свою важную роль. Иработать всегда надо со всей семьей, а не с отдельными ее членами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz