Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ЛЮДИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ № 236/25364/ 8 ДЕКАБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 Выставка одного дня В 1997 году в Ливнах жда- ли Никиту Струве, бессмен- ного редактора издательства «YMKA-Press».Длянебольшо- гоуездного города, гдекогда-то провел детские годы философ Сергей Булгаков, приезд бли- стательного представителя русской эмиграции обещал стать небывалым событием, а потому и готовились к нему с особым усердием. Местный краеведческий музей обза- велся даже копией картины Михаила Нестерова, запечат- левшейликиСергеяБулгакова и Павла Флоренского. Когда счет пошел уже на дни, вдруг кто-то вспомнил, что окрестные места когда-то славились кружевным про- мыслом, давно канувшим в Лету. Здешние краеведызнали и о том, что в Ливны недавно переехала к своему супругу Светлана Бондарчук. Ради семьи она покинула Елец, где трудилась художником по кружеву. Её ипопросилиофор- мить в музее полноценную экспозицию, посвященную старинному промыслу. На выполнение такого задания и несколькихмесяцев не хватит, но Светлана Бондарчук упра- вилась за несколько дней, под честное слово взяв кружевные изделияу знакомыхколлекци- онеров. Музейный зал также украсили лучшие её работы. Вопреки ожиданиям, ко- пия знаменитой картины не впечатлила долгожданного гостя. Не успев начаться, экс- курсия по краеведческому му- зею грозила подойти к концу. Но тут Никита Струве вошел в зал, посвященный русскому кружеву. Теплые воспомина- ния из далекого детства разом нахлынули на парижанина. Рассматривая рукотворные шедевры, он с интересом рас- спрашивалСветлануБондарчук о её художественных вкусах и предпочтениях. Чтобы хоть как-тозакруглитьбеседу, длив- шуюся уже около двух часов, представители мэрии заверили Никиту Струве, что народный промысел получит в Ливнах всемерную поддержку. В итоге по линии службы занятости художницевыделилисубсидию и на организацию собственной мастерской, и на обучение без- работных,пожелавшихосвоить техникукоклюшечногокруже- воплетения. Когда ливенская делегация вскоре собралась с ответнымвизитомвоФранцию, вновоиспеченнойфирме специ- ально дляНикитыСтруве зака- зали несколько работ. « Посоветуемся со Славой » 1998 год начинался для Светланы Бондарчук в не- скончаемых хлопотах. При- ходилось постоянно ездить в Москву в поиске заказов для своей мастерской. В огромном мегаполисе судьба свела её с художником-модельеромВик- торией Андрияновой, предло- жившей выставить в собствен- ном салоне понравившиеся ей нарядыиз ручного кружева. В этот магазин, пользовавший- ся широкой известностью у дипломатов, артистов и по- литиков, однажды заглянула Людмила Зыкина, которая в то время готовила серию юби- лейных концертов к своему 70-летию. Прославленная пе- вица, сразу же влюбившаяся в работыСветланыБондарчук, решила заказатьнесколькоко- стюмов для своих гастролей по стране. Кначалу зимынаряды были готовы, но им не хватало каких-то едвауловимыхштри- хов, делающих одежду произ- ведением высокого искусства. —А давай посоветуемся со Славой? — неожиданно пред- ложила Людмила Георгиевна. Её собеседница поначалу не поняла, что речь идет об из- вестном кутюрье Вячеславе Зайцеве. Дальше события раз- вивались стремительно. — Сейчас к тебе подъедет девочка с об- разцами, — говорила кому-то Людмила Геор- гиевна по телефону. — Посмотри, что можно с ними сделать. Не прошло и не- скольких минут, как личный автомобиль певицы уже мчался к проспекту Мира, где находится Московский дом моды. У входа по- сланницу Людмилы Зыкиной встретили по- мощники известного кутюрье. Едва успела она надеть свои работы на манекены, как в зал вошел сам мастер. Светлану Бондар- чук поразила его стремитель- ная походка и цепкий взгляд, схватывающий самую суть ве- щей. Внимательно рассмотрев образцы, Вячеслав Зайцев дал несколько ценных советов. Из всех тех нарядов, получивших благословение мастера, Люд- миле Зыкиной больше всего понравилось пальто ручного кружевоплетения, в котором она часто выступала на кон- цертах. Под музыку « Апреля » Разговор с ВячеславомЗай- цевым завершился на неожи- данной ноте. Он предложил изготовить дамские головные уборы, ориентируясь на моду 1920-х годов. Эскизыбудущих изделий у него уже были, но замысел мастера предстояло воплотить в кружеве, подо- брав узор, цветовые оттенки и продумав десятки деталей. На работу оставался лишь месяц, ведь по традиции показ новой коллекции вМосковском доме Кружевные мелодии Работами липецкого художника восхищались многие знаменитости СЕРГЕЙ КИБАЛЬНИЧЕНКО Однажды Вячеслава Зайцева попросили продать шесть кружевных костюмов за… 300 тысяч долларов. Но знаменитый российский модельер предпочел оставить у себя уникальную коллекцию, созданную по его эскизам преподавателем липец- кого педуниверситета Светланой Бондарчук. Удивительно, но липчане не так много знают об этом художнике по кружеву, чьи работыизвестныдалеко запределамиРоссии.Нынешняяпубли- кация в «Липецкой газете» призвана восполнить этот пробел. моды устраивают на старый Новый год. Но, несмотря ни на что, задание было выпол- нено блестяще. По эскизам заказчика кружевные изде- лия всегда изготавливаются в единственном экземпляре, но на этот раз Вячеслав Зайцев сделал исключение, разрешив сделать точные копии дамских шапочек для Ливенского кра- еведческого музея. Поверив в свои силы, Свет- лана Бондарчук решила уча- ствовать в конкурсе моделье- ров, который ежегодно про- водится Московским домом моды. Трудность была одна — на создание новой коллек- ции одежды требовались те же три вещи, что и на ведение войны: деньги, деньги и еще раз деньги. Выручил Вячеслав Зайцев, безвозмезднопредоста- вивший платья-футляры для кружевных костюмов. Не без его участия нашелся и покупа- тель, согласившийся авансом заплатить деньги за только еще создаваемую коллекцию. Не обошлось и без творче- ских мук. Труднее всего было решить, под какую музыку будет демонстрироваться кол- лекция. Светлану Бондарчук выручил её сын Михаил. Он предложил взять композицию «Апрель», исполняла кото- рую культовая британская рок-группа «Deep purple». Примечательна она резкими перепадами настроения, когда классическую оркестровую музыку сменяет тяжелый рок. Вслушиваясь в эти таинствен- ные звуки, художница вдруг ясно себе представила, какими должны быть её кружевные костюмы. И работа закипела, её венцом стало почетное тре- тье место, которое провинци- алка из города Ливны заняла, соперничая с выпускниками лаборатории моды Вячеслава Зайцева и известными столич- ными модельерами. Кризис на волне успеха Обычно модельеры неохот- но работают с кружевом. Одна- ко Вячеслав Зайцев нарушил эту традицию. Показ коллек- ции 2002 года он задумал за- вершить вечернимиженскими костюмами, выполненными в стиле модерн. В этом проекте Светлане Бондарчук отводи- лась роль художника, кото- рому предстояло воплотить в кружеве замысел мастера, по- добрать орнамент и цветовую гамму, а затем уже начертить сколки, по которым кружев- ницы выплетут фрагменты будущего костюма. — Работать с Вячеславом Зайцевым бесконечно инте- ресно,—вспоминает Светлана Бондарчук. — Если он увидит недостатки, то обязательно об этом скажет, но при этом всег- да посоветует, как их устра- нить. Если же одежда сделана безупречно, Вячеслав Михай- лович никогда не скупится на похвалу. Над этим проектом труди- лась целая команда професси- оналов, в числе которых были и художник по вышивке, и манекенщицы, и закройщики. А все кружевные части вы- плетались в Ливнах. В итоге зашесть месяца были созданы те знаменитые шесть костю- мов, за которые Вячеславу Зайцеву предлагали 300 тысяч долларов. Вот только безогово- рочный успех этой коллекции обернулся для Светланы Бон- дарчук серьезным творческим кризисом. Художница остро ощути- ла предел своих возможно- стей, сомневалась, что вряд ли когда-нибудь создаст что-то лучшее. Ко всему этому доба- вилось чувство смертельной усталости, ведь постоянно приходилось ездить изЛивен в Москву. Да еще в собственной мастерской Светлана Бондар- чук взвалила на себя непо- мерные обязанности, когда приходилось работать и за директора, и за художника, а порой и за кружевницу, не сумевшуюсправиться со слож- ным заданием. В итоге фирму решено было закрыть, самаже наша героиня более шести лет не работала с кружевом. Под знаменем университета Сегодня Светлана Бондар- чук успешно сотрудничает с фирмой «Елецкие кружева», которая за последние годы воплотила в жизнь многие её разработки. Но главной для неё в последние годы стала преподавательская работа в Липецком педуниверситете. Теми бесценными знаниями, полученными во время работы в Московском доме моды, она сегодня щедро делится со сво- ими липецкими студентами. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz