Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Глаза ребенка скажут всё В области всё больше детей - сирот обретают семью Ирина Смольянинова К тому, чтобы взять приемного ребенка на воспитание, приходят по-разному: кто-то долго лелеет мечту подарить свою любовь малышу из детского дома, а кому-то, как председателю областной Ассоциации замещающих родителей Наталье Авдиенко, достаточ- но один раз посмотреть в глаза ребенку, оставшемуся без родительской заботы и ласки. Сейчас в семье Натальи кроме своих троих растут четверо приемных ребятишек. И это далеко не предел: в Липецкой обла- сти есть семьи, где воспитываются пять, восемь и более приемных детей. РегиональнаяАссоциа- ция замещающих родите- лей, созданная в 2013 году на XVII слете приемных и опекунских семей, объ- единяет сегодня более двух тысяч опекунов, попечи- телей, приемных родите- лей. Под опекой сегодня находится 1721 ребенок, еще 889 воспитываются в приемных семьях. — В настоящее время в Липецкой области в орга- низациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, про- живают 377 ребятишек. Еще два года назад таких детей было около семисот. То, что многие дети нахо- дятновые семьи,—резуль- тат объединенных усилий всего общества: органов опеки, врачей, психоло- гов, педагогов, волонте- ров и самих замещающих родителей, — отметила начальник отдела опеки и попечительства областного управления образования и науки Ирина Головлева на совместном заседании с членами Ассоциации за- мещающих родителей Ли- пецкой области, которое состоялось в минувшую пятницу в областном цен- тре «СемьЯ». Как рассказала пред- седатель Ассоциации На- талья Авдиенко, клубы замещающих родителей сейчас есть почти в каждом районе. —Мы часто встречаем- ся, обсуждаем наболевшие вопросы, делимся опытом, выходим с инициативой к органам власти. И хочу отметить, что администра- ция области с большим пониманием относится к нашимпроблемами всегда идет нам навстречу. Так, в 2016 году у нас в регионе —одномизнемногихвРос- сии — введена новая мера поддержки — ежемесяч- наявыплата вразмере7620 рублей детям, у которых оба родителя неизвестны. В ближайших планах Ассоциации—подготовка к новогоднимпраздникам. Идет сбор средств на по- дарки детям. А 16 дека- бря в Липецком колледже транспорта и дорожного хозяйства состоится бла- готворительный концерт «География добра», в ко- тором выступят воспи- танники организаций для детей-сирот, а также дети, проживающие в замеща- ющих семьях, приемные родители, участники и по- бедители всероссийского конкурса «Ассамблея за- мещающих семей». — Мы хотим, чтобы Новый год стал для наших детей волшебной сказкой, чтобы Дед Мороз пришел к каждому ребенку, и все дети почувствовали себя нужными и любимыми, — сказала Наталья Авди- енко. Участники заседания говорили также об успе- ваемости детей в школе, их лечении и оздоровле- нии, обсуждали способы устранения конфликтных ситуаций между приемны- ми детьми и родителями. Конфликты, возникающие в семьях, в которых воспи- тываются дети-подростки, нередко становятся при- чиной так называемых вторичных отказов, когда приемныеродителивозвра- щают в госучреждениявзя- тых на воспитание детей. В этом году в области специалистам органов опеки и попечительства совместно с психологами Центровпомощисемьеиде- тям удалось предотвратить 26 таких случаев. Однако кроме психологической, педагогической и других формподдержкиприемной семьи в кризисной ситуа- циисегодняразрабатывает- сязаконобответственности приемных родителей за отказ от ребенка. Деятельность регио- нальнойАссоциации заме- щающих родителей высо- ко оценил и принимавший участие в работе форума заместитель главы адми- нистрации области Юрий Таран. —Важно,чтобынетоль- ко органы опеки и попечи- тельства, но и само обще- ство занималось проблема- ми приемных, опекунских семей. На уровне государ- ства выплачиваются посо- бия, естьльготы, приемные родители получают за свой труд вознаграждение. Но в то же время люди вос- хищаются на словах при- емными семьями, но сами не решаются взять ребенка на воспитание. Взаимодей- ствие приемных семейдруг с другом — это лучшая педагогическая школа, в результате такого общения многие проблемы решают- ся сами собой. Поэтому, безусловно, такая орга- низация сегодня нужна, и не только самим прием- ным родителям, но и всему обществу, — подчеркнул заместительглавырегиона. Участники заседания также отметили большую роль СМИв деле семейного устройства детей-сирот. Много благодарных слов прозвучало в адрес «Ли- пецкой газеты», которая регулярно публикует ма- териалы под рубриками «Клуб приемных родите- лей» и особенно «Найди меня, мама!», которая по- могла и помогает обрести родителей многим липец- ким детям. Хлеб и слово Журналисты и читатели « Липецкой газеты » вспоминают Николая Смольянинова Уходил крестьянин на войну. «У края пшеничного поля он остановился, надергал пышно- усый букет, вышелушил его жесткими, с крапинками металла ладонями и, пересы- пав табак в карман, спрятал кисет с тяжелыми зернами на самое дно мешка. Июльской духотой томилось поле, плыл над ним горячий хлебный запах, который шел со Степа- ном до самого военкомата, пока не растворился, не исчез в чаду лихорадочных казенных коридоров, в потной тесноте солдатских теплушек, а потом в запахах окопной гнили, гари и крови». Степан дожил, довоевал до Победы. И по пути в родную Ка- менку широким жестом сеятеля вернул земле зерна из кисета. А заканчивается эта простая история разговором фронтовика с сыном. Тот радуется: хлеб до- брый уродился, центнеров под тридцать. «Хлеб он всегда до- брый», — тихо отзывается Сте- пан. Рассказ так и называется: «Добрый хлеб». Уже по оглавлению книг Ни- колая Смольянинова нетрудно понять, кто главные герои его прозы, к какому писательскому стану принадлежал автор, перед кем преклонялся: «В апрель- ской роздыми», «Меж крутых бережков», «Полынь горькая», «Среди моренных холмов», «Уж мыдва поляжали...». Да, он был «деревенщиком», и учился у Ва- силия Белова, Евгения Носова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева. Он осознавал себя продолжателем этой мощной, очень русской ветви отечествен- ной литературы. В пору страстных перестро- ечных споров о судьбе России, о патриотизме, национализме, о народных корнях Николай Афа- насьевич однажды сказал: «Нет разницы, какназываетсямоялю- бовь к моему народу. Любовь не может быть кому-то враждебна, опасна. Я уважаю людей любой нации, но горд, что русский. А еще я горжусь, что родом из деревни. Деревенский мужик, хлебороб, Русь спасал веками». Он был человеком азартным, горячим, неуступчивым, если речь касалась того, чем он доро- жил, во что верил. И это угады- валось и в его повестях и расска- зах, открытым текстом звучало в публицистических статьях и очерках. Верности себе он учил молодых коллег, с которыми работал сначала в областнойком- сомольской газете «Ленинец», потом в нашей редакции и, на- конец, в созданном им «с нуля» еженедельнике «Липецкие из- вестия». Многие ныне опыт- ные журналисты считают себя учениками Смольянинова. Он охотно возился с начинающими не только когда был редактором «молодежки» или возглавил «Липецкие известия». Как от- ветственный секретарь «Ленин- ского знамени» (так в советское время именовалась «Липецкая газета») Смольянинов растолко- вывал вчерашним выпускникам журфака, в чем секрет профес- сионализма, что захватывает чи- тателя, держит его внимание от первой до последней строчки. А нередко, отчаявшись пробиться к равнодушному, ленивому или просто малоодаренному сочини- телю, переделывал, переписывал его казенный, корявый опус, наполнял текст собственными мыслями, оживлял присущим ему острым чувством слова, ин- тонации, ритма. Трудно сказать, как у Ни- колая Афанасьевича доставало сил на всех и все. Хлопотные, предельно насыщенные и, раз- умеется, ненормированные — часто с утра до поздней ночи — редакционные будни. А ночью он садился за рукопись нового рассказа. Энергия и работоспо- собность Смольянинова были поразительными. Он с юности жил в особом режиме, воистину горел на работе и в творчестве. И расплатился за свою неуем- ность и самоотдачу. Смерть на- стигла его несправедливо рано, оборвала на полуслове, не дала осуществить, быть может, самые заветные планы. Сегодня он бы должен был с близкими, друзьями, ученика- ми, товарищами по журналист- скому и писательскому цеху праздновать восьмидесятилет- ний юбилей. Но судьба распо- рядилась иначе. Мы, кто знал и ценил Николая Афанасьевича, отмечаем эту дату без него. Наследие Смольянинова — частьисторииикультурыродного края. На полках стоят написан- ныеимкниги.Последняя,кстати, издана уже когда его не стало. В солидном томе — лучшие произ- ведения прозаика, и уже публи- ковавшиеся ранее, и те, над ко- торыми он еще работал. Выходит по-прежнему газета «Липецкие известия», храня заложенные Смольяниновым традиции. А та- кое, согласитесь, оставить людям дано далеко не каждому. Коллектив «Липецкой газеты», Союз журналистов Липецкой области. 3 № 235/25363/7 ДЕКАБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото Павла Острякова Слово обозревателю Внутренний цензор для гения Елена Бредис В ежегодном Послании Феде- ральному Собранию Прези- дент России Владимир Путин выступил против акций, срывающих проведение выставок и спектаклей, напом- нив, что цензура запрещена законом. Однако одновремен- но он призвал культурное сообщество самим выработать определенные критерии допустимого. К тому, ктоикак станет вырабатывать этикритерии, мы вернемся чуть позже. А сейчас вспомним, что еще до выступления президента заговорили о за- конодательной инициативе, кристаллизирующейся в комитете по культуре Государственной Думы с подачи его председателя Станислава Говорухина. В Уголовном кодексе предлагается обогатить статью «Вандализм», вписав в неё «осквернение, порчу и уничтожение» про- изведений, — за подобное можно будет поплатиться штрафом от 100 тысяч до 1 миллиона рублей и даже лишением свободы на срок до двух лет. Вы можете вспомнить случаи за последние десятиле- тия, когда кто-либо осквернил, испортил или уничтожил шедевры Третьяковки или Эрмитажа? Выходит, не об этомнаследии печется знаменитый режиссер. Аволнуют его спонтанные выступления гражданпротив эпатажных и шокирующих выставок типа тех, что проходили в га- лерее Марата Гельмана. В миломфильме «О чем говорят мужчины» есть эпи- зод, где герой рассуждает о современном искусстве примерно так: если посреди выставочного зала на- сыпана груда мусора, огороженная ленточкой, а рядом стоит надпись «Груда мусора», то как в томже музее надо воспринимать дверь с надписью «Туалет не работает»? Какпроизведениеискусстваиликак сломанный санузел? И если ты все-таки воспользуешься этим туалетом, то не осквернишь ли современный шедевр? Смех смехом, но унитазыв залахмузеев современного искусства уже появлялись. Это теперь модным словом «инсталляция» называется. А вокруг с глубокомыслен- ным видом ходят люди, рассуждая, что же автор хотел сказать нового этим унитазом и как это он так концеп- туальненько его тут поставил. И почему-то никому не приходит в голову, что надо не только унитаз защищать от разбушевавшихся «вандалов», но и самимузеи от уни- тазов. Защищать хороший вкус и внутреннюю культуру человека от потребности новоявленных «гениев» в самовыражении. Аргу- мент типа «не ходите, не смотрите, не слушайте» не очень-то убедителен. Если вспомнить не столь уж далекую историю те- атрального искусства, то зритель тогда имел полное право забросать гнилыми помидорами фальшивя- щего оперного певца или не справляющегося со сво- ей ролью драматического актера. И заметьте, речь шла всего лишь о профес- сиональном уровне, а не о посягательстве на нрав- ственные устои общества. Р ешить задачу, по- ставленную прези- дентом, непросто. Можно ли однозначно го- ворить о глубокой вну- тренней культуре тех, кто пытается закрывать вы- ставки и срывать спектак- ли? Наверное, не всегда. Активисты движения «Се- мья. Любовь. Отечество» сорвали в Омске гастроли питерского театра рок- оперы с постановкой «Иисус Христос — суперзвезда». Имчто, спасибо за это сказать? Гениальное произведение ЛлойдаУэббера считалоськлассикой еще в советские вре- мена. Увидеть в немпосягательство на веруможет только самый зашоренный ортодокс, умеющий на все вопросы отвечать лишь цитатамииз Евангелия ине способныйпо- чувствовать в спектакле подлинно христианский дух. В тоже времякакможномолчать, когда на сценах ведущих театров страны главным местом действия становится кровать, когда уродуются, извращаются произведения классики?Неужели народ не имеет права защищать себя от содержимого унитазов?Или, облитый с ног до головы, он должен еще и штрафы платить? Говоря о «выработке критериев допустимого» прези- дент наверняка имел в виду «внутреннего цензора», ко- торый должен быть в голове каждого деятеля искусства. Однако откуда бы ему взяться? После отмены цензуры большинство «творцов» посчитали себя «свободными от», а не «свободными для», но много ли шедевров они нам с того момента подарили? Зато скандалов—хватает. Когда возникают судебные иски к организаторам прово- кационных выставок, то защита, как правило, строится на том, что экспозиция представляет собой явление куль- туры, а художник имеет право на собственное видение. Искусство неподсудно. Эстетический спор о хорошем или плохом вкусе не должен переноситься в правовую плоскость. Но тогда что остается, кроме акций протеста? Этим внутренним цензором могла бы стать совесть, ведь отмена цензуры не отменяет чувства ответственности. Однако с этим нынче тоже проблема. Т езис Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей», очень удобен, поскольку позволяет оправ- дать все что угодно. Ода индивидуализму привела к тому, что нынче каждый рвется в «творцы», дабы продемонстрировать свою уникальность. А сделать это можно, лишь «отчудив» нечто столь новенькое, чего до тебя еще не было. Но поскольку создать что-то подлин- ное не удается по причине отсутствия искры Божией, то гораздо проще уродовать уже кем-то созданное или же просто эпатировать публику. Такнеужели все это должно попадать на подмостки сцены или в выставочные залы? Советы регламентировать эти процессы при помощи законодательной базы вряд ли состоятельны. Под какой закон подведешь спектакль Константина Богомолова «Идеальныймуж»на великойсценеМХТ?Даиктопосме- ет судиться с легендарнымхудрукомОлегомТабаковым? Но что-то надо делать с этимразгулом самовыражения. И для начала осознать, что все это стало возможно лишь по- сле того, какмыпризнали равенство всех существующих идеологий. И если государство хочет защитить не только наше физическое существование, но и души, и умы, то оно обязано иметь своюидеологию. Только с ее помощью можно сохранить традиционную культуру. Ода индивидуализму привела к тому, что нынче каждый рвется в «творцы», дабы продемонстрировать свою уникальность. А сделать это можно, лишь «отчудив» нечто столь новенькое, чего до тебя еще не было. Но поскольку создать что-то подлинное не удается по причине отсутствия искры Божией, то гораздо проще уродовать уже кем-то созданное или же просто эпатировать публику ” Учить любви к Родине Почти 500 лет трудового стажа учительской династии Ольга Шкатова — В нашей педагогической династии пятнадцать человек, а общий стаж работы составляет почти 500 лет, — рассказал учитель географии и биологии сред- ней школы села Тербуны Роман Шашков, получивший в этом году почетное звание «Заслуженный работник образования Липецкой области». — Когда родители учительствуют, у тебя практически нет выбора, поэто- му мы с братом Владимиром, преподающим физкуль- туру, представляем уже четвертое поколение учителей в нашем роду. К родным пенатам Братья приняли учи- тельскую эстафету от сво- их родителей. Отличник физической культуры и спорта РФ Вячеслав Бори- сович Шашков трениру- ет теннисистов в местном Центре внешкольной рабо- ты с детьми и подростками. А ветеран педагогического труда Галина Николаевна Шашкова до недавнего времени преподавала био- логию в той же школе, где уже более 20 лет работает их старший сын. Роман Вячеславович, продолжая семейные тра- диции, дважды становил- ся лауреатом областной премии имени Г. Горской, побеждал в конкурсе «Луч- шие учителя России» в рамках приоритетного на- ционального проекта «Об- разование», был финали- стом областного конкурса «Учитель года-2006». — Я практически не расставался с родной шко- лой во время учебы в вузе, — вспоминает педагог. — Здесь проходил практику, а когда вернулся в качестве учителя, часть своих часов мне отдала мама. За двад- цать с лишним лет работы ни разу не пожалел о выбо- ре. Любовь к детям, их ис- кренность, непосредствен- ность — вот что лежит в основе учительского труда. Так уж вышло, что Ро- ман Вячеславович, подхва- тив инициативу родителей, преподает тот же предмет, что и мама, а после уроков, как отец, ведет занятия в спортивном клубе «Ат- лант», созданном шестнад- цать лет назад. Помимо тренировок в секциях по гиревому спорту, атлетиче- ской гимнастике ифитнесу Роман Шашков проводит туристические походы и экспедиции, а на канику- лах организует досуг детей на спортивных площадках села. Нередко его воспи- танники вместе с учителем помогают по хозяйству ветеранам и одиноким по- жилым односельчанам. — Мы проводим тре- нировки в подвальном по- мещении, которое когда-то отремонтировали и обору- довали вместе с ребятами, —рассказывает педагог.— В планах руководства на- шей школы строительство новых помещений, где, мы надеемся, найдется место и для тренажерного зала. Думаю, там по вечерам смогут заниматься и взрос- лые. Сегодня все желаю- щие приходят на занятия в школьный спортивный зал три раза в неделю. Туристы и экологи Еще одно детище Шаш- кова—экологическийклуб «Олым», существующий более двадцати лет. За последние три года в его работе приняли участие почти 300 школьников. В ежегодных экологических походах и комплексных научно-исследовательских экспедициях вместе сРома- номВячеславовичемребята исследуют природу родного края, проводят акции по охране редких растений и животных.Палатки, спаль- ные мешки, специальные коврики, пару байдарок приобреладляребятшкола. Своеобразным итогом этой работы стало откры- тие в школе экологиче- ского музея Тербунского района, где увлеченные географией и биологией гиды проводят экскурсии для школьников младших классов и гостей. А для своих коллег Ро- ман Вячеславович, воз- главляющий методиче- ское объединение учителей географии Тербунского района, разработал серию мастер-классов на местно- сти, в том числе и с исполь- зованиемGPRS-приемника для точного определения географических коорди- нат, относительной и абсо- лютной высот. По мнению Романа Шашкова, предметы, ко- торые он преподает, ин- тересны по определению. Плохих оценок по ним быть не может. А если ре- бенок отвлекается и не вос- принимает урок, значит, учитель выбрал неправиль- ную тактику. — Наша школа хорошо оснащена. Мы используем на уроках множество со- временных приборов, от портативных цифровых микроскопов до перенос- ной лаборатории, с которой можно смело отправляться в путешествие, исследовать живую природу. Все это вызывает неподдельный интерес у ребят,—утверж- дает педагог, благодаря ко- торому год от года в школе растет число выпускников, выбирающих для сдачи географию и биологию. Эстафета продолжается Для многих из них ув- лечение естественными дисциплинами стало опре- деляющимпри выборе про- фессии. Одни поступили в медицинские вузы, другие —в сельскохозяйственные, а третьи, стремясь быть по- хожими на своего настав- ника, в педагогические, как учитель географии и заместитель директора по учебно-воспитатель- ной работе средней школы села Марьино-Николаевка СветланаКраснёнкова, воз- главляющая Ассоциацию молодых педагогов Липец- кой области. Сегодня на продолже- ние семейной династии нацелен средний сын Ро- мана Вячеславовича, вось- миклассник Егор. У него перед глазами пример не только папы, но и мамы, Елены Николаевны, пре- подающей историюи обще- ствознание. Егор уже явля- ется победителем муници- пального этапа олимпиады по экологии, предметного чемпионата по биологии регионального и всерос- сийского уровней, а также XV Всероссийского кон- курса исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». —Самое главное—всем сердцем любить детей и своюработу,—убежденРо- ман Шашков. — С детства я наблюдал, как увлечены ею мои родители: писали планыпоночам, готовились к открытым урокам, а по- том получали благодарные отзывы от коллег, детей и родителей. Это дорогого стоит. Мы работаем не на оценки, а на воспитание души ребенка. Важно, что- бы наши ученики росли порядочными, честными людьми и настоящими па- триотами и своей малой родины, и большой страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz