Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ЕЛЕНА БРЕДИС Да, только так, по аналогии с названием американского фильма можно определить случаи издевательств над живот- ными, которые потрясли всю Россию. Увы, речь не только о живодерках из Хабаровска, но и о липецких подростках, «игравших» живым котенком, как мячом. Это не укладывает- ся не только в душе, но и в голове. Как, как надо воспитывать ребенка, чтобыон вырос таким чудовищем?! Что надо сломать, изуродовать в его душе, чтобы она в итоге оказалась созданной по дьявольскому образу и подобию? Стоп, давайте разбираться спокойно, без эмоций. Надеюсь, нам в этом поможет психолог, психоаналитик Екатерина Антонова. — Лично для меня это очень болезненная тема. Это типичныйсадо-комплекс, при- чем направленный на тех, кто не может тебе ответить, кто абсолютно беспомощен перед тобой. Жестокое отношение к животным свидетельствует о тяжелой психологической па- тологии у людей. Ведь тради- ционно домашние животные зависят от нас, мы недаром привыкли называть их «бра- тьями меньшими», это уже веками складывалось. А тут происходит какой-то страш- ный слом в психике, перечер- кивающий всякую ценность чужойжизни. Здесь уже разго- вор не о моральных качествах человека, а о психопатических изменениях личности. Инстинкты — под контроль — Неужели дело, опять- таки, в воспитании? — Что такое воспитание? Это, в том числе, постановка многих наших инстинктов под контроль. Вообще человек по природе своей существо весьма агрессивное. Даже новорож- денный ребенок может про- являть агрессию. Наверняка многие мамочки помнят, как во время кормления младенец прикусывает грудь ипристаль- но смотрит в глаза. Это не что иное как проверка возможных границ агрессии. Младенец ищет для себя эти границы, а мама ему их устанавливает. И когда малыш рвет книжки, это тоже агрессия. Но ребенок агрессивен не социально, а ин- стинктивно. И когда родители выставляютжесткиерамкидля проявления этой агрессии, как раз и происходит воспитание не только внешнее, но и вну- треннее.Книжкинельзярвать, потому что они красивые и ин- тересные, котенка нельзя оби- жать, потому что ему больно. — Но если человек от при- родыагрессивен, то чтоже ему с этим делать? — Именно воспитание и культура показывают челове- ку пути сублимации, то есть преобразования этой агрес- сии. Ребенка, который любит драться, просто необходимо отдать в секцию борьбы—там он будет выплескивать свою агрессию, но в рамкахжестких правил, жесткой дисципли- ны. Культурный человек сам найдет способы такого преоб- разования. Скажем, он придет к тому, что после конфликта с начальником ему просто необходима вечерняя пробеж- ка. В наших же случаях беда как раз в полном отсутствии культуры. Это отсутствие по- зволяет людям проявлять свои агрессивные инстинкты в чистом виде. Чужая боль — Я все пытаюсь понять: это желание причинить боль или это непонимание чужой боли? — А тут все вместе: и же- лание, и непонимание, и не- знание каких-то правовых моментов. Как ни странно, но воспитание изначально ос- новывается на праве. На том же праве родителя поставить ребенка в угол. Ведь вы сна- чала наказываете ребенка за какой-то проступок, и уже по- томонпонимает, чтотакделать нельзя. А у нас наказание за жестокое отношение к живот- ным более чем лояльное, да еще и правоохранители зани- маться этим не хотят. Но ведь эти мальчишки — будущие мужьяи отцы, девушки станут матерями. Самое ужасное, что такое отношение к животным — это проекция отношения к людям. Пока они просто не решаются проделывать то же самое слюдьми.Нокогда такой подросток вырастет и станет отцом, для него собственный ребенокбудеттемжекотенком. — Как в анекдоте: девочка на мелкие клочки рвет игру- шечного мишку. Дядя спра- шивает: «Девочка, ты так не любишь зверушек?»—«Да яи людей-тонеочень».Нокудаже улетучивается сострадание? — Чтобы сострадать, надо сначала самому понять, что та- кое страдание.Еслитыникогда Невыносимая жестокость В чем причины неоправданной человеческой агрессии ПСИХОЛОГИЯ 21 Будем беречь друг друга и братьев наших меньших. № 226/25354/ 24 НОЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 10 “ Пора уже изменить и действующее уголовное право, прописав в нем серьезную ответственность за жестокое обращение с животными уже большеповторятьне будет. А как иначе он поймет, что вам больно? Именно взрослые должныпроводить параллели: у котеночка лапка болит так же, как у тебя ножка, когда ты упал. Тогда выстраиваются и ассоциативные, и душевные связи с другимиживыми суще- ствами. Аеслимама на прогул- ке с брезгливостью пинком от- брасывает бродячего котенка, то как ее сын будет относиться кживотным, когда подрастет? Банально, но если одна мама про грязную плешивую собаку говорит: «Бедненькая, боль- ная…», а другая—«Фу, какая гадость!», то у них вырастут дети с противоположными ду- шевными качествами. — Но ведь может быть и другой вариант: ребенок ис- пытал и боль, и унижение, а потом просто отыгрался на беззащитном животном. —Да, такое возможно, если в той ситуации боли и униже- ния справедливость так и не восторжествовала. Если рядом не было взрослого человека, который поддержал, посочув- ствовал, помог. Тогда ребенок всюсвоюзлость иярость выме- стит на более слабом. Поэтому я не соглашусь, что родители должны быть исключительно заодно в вопросах воспитания. Есливывидите, что вашсупруг несправедлив к ребенку, вы должны поддержать ребенка и поговорить с мужем. Лучше, конечно, порознь. А еще агрес- сивный ребенок может выра- сти у агрессивных родителей, которые понимают: в социуме ходить в лоток. Эти лотки сто- яли у нас по всей квартире, но она упорно устраивалась ря- дом. Десять лет мы постоянно за ней убирали и мыли, но так и не смогли выбросить. Нам страшно было подумать, как онабудет голодатьизамерзать. —Асегоднялюди, выезжая летомнадачи, сознательнопод- бирают кошек и собак. Одни должнымышейловить, другие — охранять. А по окончании сезона бедныхприкормленных животных бросают на садовом участке, не задумываясь, что с ними станет в морозную зиму, где они найдут пропитание. И если у таких бабушки с дедуш- кой летом гостили маленькие внуки, то можете себе пред- ставить, какой жизненный пример они получили. — Я понимаю, это баналь- но, но ведь на степень агрес- сивности не может не влиять количество насилия на ТВ и в играх… — Конечно. Нервная систе- манеможетвсякийразреагиро- вать одинаково остро. Впервые увиденные кровь и раны могут повергнуть вшок, но с каждым разом вы будете воспринимать это все спокойнее. А если это боевикиликомпьютернаяигра, то присутствует мысль, что все это не по-настоящему. И эта мысль тоже будет сглаживать остроту реакций. Постепенно граньмеждунастоящейкровью и краской просто сотрется. Да, эти рассуждения банальны, но не банальны случаи зверских избиений одноклассников, из- девательств над учителями, массовой «расправы» над са- мым слабым. Я убеждена, что на сцены насилия давно пора наложить табу. — Меня не оставляет еще одна мысль: слишком многое у современныхподростков ста- ло характеризоваться таким нейтральнымсловомкак«при- кольно». Прикольно — это не хорошо и не плохо, не смешно и не грустно. Прикольно за- снять и выложить в Интернет сцену изнасилования, или как девочки избивают однокласс- ницу, иликак травят пожилую учительницу… Тут вообще от- сутствуют всякие эмоции. — Я полностью согласна. Доступность удовольствий приводит к тому, что требу- ется постоянно повышать их «градус», добавлять адрена- лин. И сегодня полностью обеспеченные дети богатень- ких родителей соревнуются, кто сумеет больше украсть в супермаркете. И никому из них не приходит мысль, что за недостачу вычтут из малень- кой зарплаты у кассира или охранника. Опять же, доступ- ность удовольствий приводит к обеднению эмоций: вместо радости — адреналин, вместо грусти—скука, вместо востор- га—кайф. Да, «прикольно»— это уже как бы вне эмоций, это слово стало универсальным. Его можно использовать и для смешных фотографий живот- ных, и для сцен насилия над ними, и для юмористической репризы, и для старушки, упавшей в сугроб и беспомощ- но копошащейся в снегу. —Но ведь это страшно… — Конечно, страшно. Ду- шевная, эмоциональная де- градация не может не ужа- сать. Я не побоюсь назвать это душевным вырождением. Но ведь любое вырождение — это патология, это регресс, это скатывание книзшему уровню существования. Есть выраже- ние «обезьяна с гранатой», а скоро у нас будет «обезьяна с айфоном». Впрочем, обе- зьяны умеют и сострадать, и чувствовать боль друг друга. Я уже говорила, что воспитание изначально регламентируется правом. Пора уже изменить и действующее уголовное право, прописав в нем серьезную ответственность за жестокое обращение с животными. Я не сомневаюсь: если бы живо- деркиизХабаровска илинаши подростки, искалечившие котенка, получили быпо пять- шесть лет реального лишения свободы, то подобные случаи просто бы прекратились. не испытывал душевной боли, как ты поймешь чужие пере- живания? Если ты не знаешь, что такое физическая боль, то как ты можешь сострадать другому живому существу? Опять пример с младенцами. Распространенный случай: вы держите ребенка на руках, а он сильно тянет вас за волосы и, опять же, смотрит на вашу реакцию. И самой лучшей бу- дет реакция адекватная: взять и тоже потянуть его за волосы. Поверьте, малыш с первого раза запомнит, каково это, и это проявлять нельзя, там дей- ствует закон, а по отношению к бессловесному ребенку — можно. Помяните, потом он отыграется, в том числе и на старых немощных родителях. Пример взрослых — Да, все начинается со взрослых, которые сами не способны чувствовать боль другого живого существа. У нас десять летжила кошка, ко- торую мы подобрали на улице и которая так и не приучилась ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz