Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Ступень к вершинам мастерства X Окончание. Начало на 1-й стр. Не уступая взрослым Напомним, что это по иници- ативе главы региона Олега Ко- ролёва в начале года Липецкая область вступила в международ- ное некоммерческое движение «WorldSkills». Сегодня оно объ- единяет 80 субъектов РФ, про- ведено более 150 соревнований. В Липецкой области проходит первый открытый чемпионат, в котором принимают участие не только студенты, молодые рабо- чие, но и школьники. — Среди соревнующих- ся наши юные техники, кон- структоры, программисты от 10 до 17 лет, — рассказывает главный эксперт соревнований «JuniorSkills» направления «Мобильная робототехника» Маргарита Якубова. — У нас уже есть победы на всероссий- ских олимпиадах. Дети сегодня настолько хорошо соображают, пишут программы и конструи- руют, что ничуть не уступают взрослым. По словам начальника реги- онального управления образо- вания и науки Сергея Косарева, в подготовку чемпионата было вложено 2,4 миллиона рублей. При этом, несмотря на жесткие международные требования, не пришлось докупать новое обо- рудование, потому что система профессионального образования в целом имеет хорошую матери- ально-техническую базу. Одной из основных задач чемпионата является профори- ентационная работа. В советское время она была хорошо отлаже- на. Тогда примерно 60 процентов школьников после окончания восьми классов поступали вПТУ и техникумыдля того, чтобыуже через три года работать на пред- приятиях страны. Сегодня в ссузах области можно получить 115 профессий и специальностей. Ежегодно 40 процентов одиннадцатикласс- ников поступают в техникумы и колледжи. И престиж рабочих профессий растет. Работа на результат В состязаниях принимают участие 150 молодых специали- стов самых разных профилей по 13 компетенциям. Например, в портфолио четверокурсницы Липецкого техникума сервиса и дизайна Татьяны Григорьевой уже есть дипломы призера об- ластного этапа олимпиады по технологии средишкольников и конкурса профмастерства среди швейников. — Я пошла учиться на это направление вопреки всем дово- дамучителей, которые говорили, что хороший аттестат—путевка в вуз. Меня вдохновил пример мамы, которая с удовольствием шьет для себя. В техникуме я получила столько знаний и умений, что не вижу смысла по- ступать в вуз. Готова развиваться самостоятельно, чтобы стать на- стоящим мастером своего дела, — признается девушка. Для однокурсницы Татья- ны Дианы Дунаевой участие в чемпионате — первое серьезное испытание. Учиться в Липецк девушка приехала из Казахста- на, где, по ее мнению, у нее было меньше перспектив. СаминаСтупникова иМарина Крюкова осваивают в томже тех- никумепрофессиюпарикмахера, о которой мечтали с детства. Обе хотели бы работать в хорошем салоне, поэтому решили прове- рить свой уровень подготовки, соревнуясь с сильнейшими. Вместе с нашими ребятами в областном чемпионате при- нимает участие молодежь из Тульской, Владимирской, Бел- городской областей иКраснодар- ского края. Гости, приехавшие за опытом, конечно, идут вне конкурса. —Надо не просто заниматься профессиональной подготовкой, а работать на конечный резуль- тат, — убежден Сергей Косарев. — Если половина выпускников трудоустраиваются в первый год и удерживаются на рабочем месте, это хорошо. В Липецкой области получают работу при- мерно 80 процентов молодых специалистов. Участие в чемпио- натах«WorldSkills»увеличивает шансы быть востребованным и хорошо оплачиваемым работ- ником. Когда обижается виолончель Борис Андрианов сыграл в Липецке на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна Сергей Малюков Заслуженный артист России Борис Андрианов совсем непохож на стереотипный образ исполнителя классики, этакого «ботаника» в очках, в строгом, застёгнутом на все пуговицы костюме. На глав- ном фото своего официального сайта музыкант в бушлате держит потёртый чехол виолончели, украшенный наклейкой московского «Спартака». Не боится он и музыкальных экспериментов. За день до своего выступления в Липецке с академической программой он импровизировал на сцене «Джазовой провинции» вместе с интернациональной командой джазменов и русским народным хором. — Этот вариант сайта еще сравнительно скромный, —улы- бается Борис в гримерке перед концертом,—раньше было пояр- че. Формула успеха — это в пер- вую очередь талант, безупречная игра, но сегодня еще важнаипри- влекательнаяобертка—внешний вид, умение общаться, пода- вать себя. Качество исполнения должно оставаться незыблемым, а все, что вокруг, можно модер- низировать. Музыкант сегодня, в сущности, такой же продукт, как iPad, таковы правила жиз- ни, согласны вы с этим или нет. Звукозаписывающие компании прекраснопонимают, чтобыстрее купят не тот диск, на обложке которого сидитмрачныйжирный тип в очках с немытыми волоса- ми, а пластинку с более красиво упакованным исполнителем. Нужно следить за своей формой. В концертном зале имени Тихона Хренникова «Унион» по приглашениюЛипецкой област- нойфилармонии в рамках проек- та «Поколение звезд», который реализуется при поддержке Министерства культурыРоссии, Борис Андрианов и пианист Фи- липп Копачевский, победители многих престижных междуна- родныхконкурсов, выступавшие с лучшими оркестрами мира, представили программу из про- изведений классических компо- зиторов-романтиков. В концерте прозвучали сочи- нения Шумана, Шопена, Грига, Вагнера, Чайковского, Пьяццол- лы. Публика устроила звездному дуэту овацию. На бис были сы- граны вариации Никколо Пага- нини на тему из оперы Россини «Моисей». — Я хочу, чтобы как можно больше слушателей, в первую очередь молодых, открыли для себя классику, — подчеркнул автор и художественный руко- водитель «Поколения звезд» Борис Андрианов. — Я им по- настоящему завидую, ведь это огромный, прекрасный мир. Со своими товарищами, заме- чательными музыкантами, мы путешествуем по стране, играя концерты в провинции. В этом году у нас десять городов — от КалининградадоНовороссийска. ВРоссии, увы, поканет традиции приобщения к классике. В Аме- рике в любоммаленьком городке в FM-диапазоне есть как мини- мум две радиостанции, переда- ющие классическую музыку. У нас только в Москве есть радио «Орфей» — и все. Поэтому надо ездить, гастролировать, показы- вать все самое интересное. Игра- ем свои любимые произведения, красивую, романтичнуюмузыку. С Филиппом Копачевским мы выступаем уже давно, он один из лучшихпианистов своегопоколе- ния.Исполнительскоеискусство, талант и магия артиста опреде- ляют всё, гениальную музыку нужно слушать в хорошем ис- полнении. Тогда это производит эффект даже на неискушенного в академической музыке зрителя. В Липецк Борис Андриа- нов привез свой уникальный инструмент — виолончель ра- боты Доменико Монтаньяна из Государственной коллекции уникальных музыкальных ин- струментов. У этого инструмента интересная история: на нем в свое время играл великий князь Михаил, роднойбратимператора Александра I. — Вот видите, тут государ- ственная метка осталась, серп и молот, — показывает нам свою виолончель музыкант. — Ин- струмент застрахованна прилич- ную сумму, если кто-то захочет украсть, то вряд ли он сможет потом его продать. Я играю на нем уже одиннадцать лет, и с каждым годом мы все больше понимаем друг друга. Такой кра- соты звука, как у итальянских инструментов первой половины XVIII века, не смог достигнуть больше никто ни в то время, ни сейчас. Инструменты должны звучать, это же живой орга- низм. Хочется, чтобы публика услышалаиоценила это.Правда, если я плохо играю, виолончель, бывает, обижается и перестает звучать... 3 № 221/25349/16 НОЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото Николая Черкасова Слово обозревателю Полиграф для… диссертанта Виктор Страхов В Липецке прошла междуна- родная научно-практическая конференция, темой которой стал плагиат и способы борьбы с ним. Проблема для областно- го центра, может быть, и не самая актуальная. Все-таки город больше известен как промышленный центр. Однако и недооценивать ее, полагает профессор Валерий Кузовлев, в недавнем прошлом ректор Елецкого госуниверситета, нельзя. Она уже давно влияет на качество образования и знаний выпускников вузов и, как следствие, качество управленческих решений. П оследнее оставляет желать много лучшего. За два с лишнимдесятка лет, прошедших со временпере- стройки, страна получила огромное количество менеджеров, бухгалтеров, экономистов, юристов, но так и не обрела специалистов, способных вдохнуть жизнь в производство. Иэто несмотряна то, что количество вузов, призванных готовить профессионалов, лишь увеличи- лось, что появились студенты, готовые это образование оплачивать и, казалось бы, априори заинтересованные в приобретении качественного продукта. Но, увы. Как признался профессор Европейского института права Justo, доктор юридических наукЮрий Голик, сейчас даже аспирантыне хотят и не готовы само- стоятельно грызть гранит науки. Их цель — не столько образование, сколько диплом, ученая степень, которая пусть и не имеет того значения и веса, что в советские времена, но все-таки существенно упрощает восхождение по карьерной лестнице. Понятно, что сформировалась подобная система ценностей отнюдь не сегодня. И десять, и двадцать, и тридцать лет назад липовые курсовые, дипломы, дис- сертации и ставшие результатом трудов неправедных всевозможные научные регалии тоже никто не отменял. Не однажды города и веси расплачивались за это, по- скольку наиболее значительные, сложные, ответствен- ные и, как следствие, коммерчески выгодные проекты доставались людям, чья квалификация как раз и под- тверждалась квазистепе- нямии званиями. Ну а чего они стоили, выяснялось только постфактум, как это случилось в Москве, когда рухнул мгновенно ставший печально знаме- нитым«Трансвааль-парк». Под обломками внезап- но обрушившейся кровли крупного спортивно-раз- влекательного комплекса тогда погибли 28 человек, а еще почти 200 были трав- мированы. Имя человека, кажется, доктора наук, проектировавшего крышу модного аква-парка, стало синонимом преступного непрофессионализма. Н ынешнее образова- ние — для кого-то шаг к созиданию, а для кого-то к благопо- лучному трудоустройству. А оно мало зависит от спо- собностей и знаний. Оно — производное добрых от- ношений, связей, умения понравиться и устроиться. Ив этой системе координат способность беззастенчиво «слямзить» курсовую в Интернете не порок, а до- блесть. Списанный диплом — тоже не самый большой грех, что, кстати, подтверждают невероятно расплодив- шиеся сегодня рекрутеры рабсилы. Экономика, если не вся, то наиболее успешная, продвинутая ее часть, выстроенная в точном соответ- ствии с формулой «купи-продай», ничего другого про- сто не требует. А отсюда и соответствующее — вполне рыночное — отношение к дипломам и диссертациям. За исключением преподавателей вузов они мало кому нужны. Но, как говорят французы, noblesse oblige — положение обязывает, и университетскими дипло- мами, кандидатскими и докторскими диссертациями обзавелись все, кому не лень, — новые «эффектив- ные» собственники (да и чем им еще удостоверить собственную эффективность), банкиры, чиновники. С итуация в конце концов стала настолько кри- тической, что липовые дипломы и диссертации оказались в центре внимания не только научной, но и всей прочей общественности. Вынуждены были от- реагировать и власти, издавшие в прошлом году приказ номер 636 «Об утверждении Порядка проведения госу- дарственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования…» Но еще раньше и еще дальше пошли самиученые, придумавшие в середине нулевых интернет-проект «Антиплагиат». Кстати, на встрече в Липецке побывал основатель одноименной компании Юрий Чехович, который и подтвердил, что Интернет давно стал популярным источником многих дипломных работ и диссертаций. При этом, по его словам, их новые «авторы» часто не утруждают себя даже чтением «своих» сочинений. А зачем? Модный сегодня метод написания научных ра- бот, получивший название «копипаст», требует личных усилий разве что при оформлении титульного листа. Иначе общество так и не поймет, кому оно обязано столь тяжким трудом. Правда, в обозримом будущем труд этот может ока- заться неблагодарным. Как утверждают некоторые участники конференции, в кулуарах вынашиваются планы проверки всех научных работ системами «Анти- плагиата», а кроме того, дипломы и диссертации, воз- можно, появятся в Интернете. Впрочем, для состоятельных соискателей степеней очередные драконовские меры вряд ли станут препят- ствием. Они прекрасно знают, что создание дипломов и диссертаций для многих неглупых людей стало бизне- сом, и те не позволят себе нахально копировать чужие изыскания. А раз так, то не лучше ли сразу же под- вергать проверке не диссертации, а диссертантов? На полиграфе. Есть такой приборчик. «Детектором лжи» называется. Интернет давно стал популярным источником многих дипломных работ и диссертаций. При этом их новые «авторы» часто не утруждают себя даже чтением «своих» сочинений. Модный сегодня метод написания научных работ, получивший название «копипаст», требует личных усилий разве что при оформлении титульного листа. Иначе общество так и не поймет, кому оно обязано столь тяжким трудом ” Дружба не знает границ Школьники из села Долгоруково общаются со сверстниками из разных стран Ольга Шкатова — В этом году мы участвуем в программе межкультур- ного обмена со школой Рукмини Дэви Паблик индий- ской столицы Дели. Делегация из Индии посетила наш лицей в мае. Ответный визит состоится уже в ноябре, — рассказывает учитель английского языка долгору- ковского лицея Ирина Трефилова, возглавляющая липецкую делегацию. — В Индию отправятся старше- классники из Долгоруково и 44-го липецкого лицея. В группу войдет и наша выпускница, а ныне студентка ВГУ, будущий филолог, Александра Федорова. В школе Саша изучала немецкий, но ради предстоящей поездки пошла на курсы английского. На протяжении восьми лет кафедра учителей ино- странных языков лицея вместе с учениками принима- ет участие в международных интернет-проектах на английском языке. За это время в них было задейство- вано более 400 учащихся. От Австралии до США Одним из первых стал проект «Обмен открытка- ми», в который долгору- ковцев пригласила канад- ская учительница Кэтрин Гингрич. — В нем приняли уча- стие школьники из восем- надцати стран, — продол- жает разговор Ирина Гри- горьевна. — По условиям на открытках размещалась информация о культурных особенностях страны, о школе, о любимых заня- тиях. Телекоммуникацион- ные международные про- екты связывают Долгору- ково с Индией, Японией, Турцией, Великобрита- нией, США, Канадой и Австралией. Например, по предложению учителя историииндийского города Дургапур лицеисты вы- полняли проекты на исто- рические темы. Один из них былпосвященВеликой Октябрьской революции, другой — династии Рома- новых. Индийские ребята рассказали сверстникам о Монгольской империи. Благодаря современ- ным технологиям крепкая дружба завязалась у ли- цеистов из Долгоруково с ребятами из Бёрчфилд- ской многонациональной начальной школы города Бирмингем (Англия). Не- сколько лет назад обме- няться опытом с коллегами сюда приезжала учитель- ница Дебора Литтли. На языке мира Вот уже шесть лет с коллегой из Долгоруково сотрудничает учитель ан- глийского языка Высшей школы японского города ИвакуниАтсукоАкаматсу. — Надо сказать, что главной во всех наших про- ектах с Японией является тема мира, — рассказы- вает Ирина Трефилова. — Японские дети написали удивительные сочинения о мире и даже небольшие художественные произве- дения, которые никого не оставили равнодушными. Наши дети нарисовали иллюстрации к ним, на- писали отзывы. Так по- лучилось, что в проекте приняли участие лицеисты из многих классов старше- го и среднего звена. Дети читали и рассматривали присланные буклеты о тра- гедии в Хиросиме. Наша дружба настолько укрепилась за эти годы, что в прошлом году японцы выразили желание про- водить уроки общения по скайпу. В первом таком за- нятии вместе с лицеистами принял участие и детский фольклорный коллектив «Перезвоны» под руко- водством Ирины Привал. Японские школьники с нескрываемым интересом посмотрели музыкальную композицию «Встреча го- стей хлебом-солью», игру Центрального Черноземья «Тетёра шла», слушали песни и потешки. В свою очередь они исполнили гимн своей школы. Во вре- мя общения дети рассказа- ли друг другу о себе, люби- мых занятиях, сравнили изучаемые предметы. Вскоре японцы присла- ли очень красивую песню собственного сочинения. Мы рады тому, что грани- цы нашей международ- ной работы расширяются благодаря техническим возможностям, и у нас по- являются новые друзья. Наши сказки на английском Проект «Сказки наро- дов мира», организован- ный индийской школой Видалая в городе Ченнай, объединил школьников Индии, Германии, США, Канады и России. — Мы с третьеклассни- ками решили сделать пла- стилиновые мультфильмы «Репка»и«Тримедведя»,— объясняетИринаГригорьев- на.—Вылепилифигуркиге- роев, сделалисценки,много фотографировали. Для того чтобы наши сказки поняли дети из разных стран, мы озвучили их на английском языке. Страны-партнёры прислали восхищённые от- зывы, и это укрепило же- лание продолжать работу. Сегоднявнашейколлекции шестьпластилиновыхмуль- тфильмов. Последний, « Волк и лиса», стал лучшим в одной из номинаций на всероссийском фестивале «Весенняя капель-2016». Участвовать в между- народных проектах очень интересно,—итожит педа- гог. — Общаясь с зарубеж- ными школьниками, мы понимаем, что, несмотряна цвет кожи, волос, различие наших культур, мы—один большой народ Земли, меч- тающий о мире и счастье для всех. Ирина Трефилова (справа в первом ряду) со своими учениками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz