Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ПСИХОЛОГИЯ 21 № 21/25149/ 4 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Аварийный клапан —Екатерина Андреевна, у меня тут возникают ассоциа- ции с японским опытом, когда в специально отведенном по- мещении ставили «чучело» начальника, чтобы подчинен- ные могли вымещать на кукле свою злость или свои обиды. Предполагалось, что это по- могает человеку спустить пар и спокойно жить дальше. Мо- жет, и подобные игры выпол- няют роль такого «аварийного клапана»? — Я не считаю «отыгры- вание эмоций» в таком виде позитивным и полезным про- цессом. Что оно может дать? Лишь повторение все той же самой подавленной агрессии, которое позже переходит в зависимость. Другое дело, когда эти эмоции выводятся на уровень осознания, когда человек начинает анализиро- вать причинно-следственные связи. Что изменится, если вы, разозлившись на началь- ника, придете домой и наорете на детей? Ваши отношения с начальником станут лучше? Так же и с этой игрой: вече- ром сорвал злость, утром все по новой. —А что в данном конкрет- ном примере может стать осознанием? — Ну, можно прояснить для самого себя, что заставля- ет вас оставаться на этой рабо- те: большая зарплата, карьер- ный рост, любимое дело. Когда выосознаете реальные плюсы, тогда можно относиться к орущему начальнику как к неизбежному злу, как к ложке дегтя в бочке меда. Более того, при наличии такоймотивации выможете вообще не обращать вниманияна крики в вашу сто- рону. Или же вы обнаружите, что сами себе не можете ничем объяснить, что заставляет вас терпеть начальника-хама. Что это не более чем привычка, страх любых перемен, неспо- собность противостоять любой власти. — Наверняка, корни та- кой проблемы надо искать в детстве? — Да, если у мальчика была деспотичная авторитар- ная мама, которой он при- вык подчиняться, то он будет таким же безропотным с на- чальником. Как только он слышит орущего начальника, он мгновенно становится тем запуганным ребенком. Так какой смысл измываться над виртуальным боссом? Лучше Игры в палачей Еще раз о роли компьютерных игр в современной жизни ЕЛЕНА БРЕДИС Есть темы, к которым неизбежно прихо- дится возвращаться, настолько они остают- ся актуальными. Хорошо помню, что цикл интервью с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой мы как раз и начали с разговора об игровой зависимости, где речь шла о компьютерных играх. Потом опять при- шлось всерьез коснуться этой проблемы после страшного случая, когда ученик московской школы, прилежный отличник пришел в класс и расстрелял учителя географии и нескольких ребят. Свое свободное время мальчик прово- дил за играми онлайн. А недавно вездесущая реклама предложила в Интернете игры с та- кими названиями: «Убейте своего учителя», где предлагается найти в кабинете десять предметов, которыми можно это сделать. Или «Прибей кота — устрой несчастный случай», «Избиение суперзвезд — пытки над извест- ными людьми», «Ударить босса — накажи начальника», «Самоубийство Стикмена» с такой «милой» аннотацией: «Вариантов са- моубийства большое количество, выбирайте любой и смотрите, как это будет реализовы- ватьсяна экране. Весьма необычные варианты суицида вы увидите в этой версии мини-игры онлайн. Не дайте человечку спокойно умереть, сделайте это по-своему». Увы, очереднойповод поговорить о роли компьютерных игр в жизни современного человека. разобраться в себе и понять, почему он орет именно на меня? Что мне мешает спо- койно сказать ему, чтобы он не смел разговаривать в таком тоне? Какие страхи во мне всплывают? В конце концов, если не получается самому справиться, можно обратиться к специалисту. К сожалению, такие люди очень часто в своей семье сами становятся деспо- тами и тиранами. — Ну, так нам с вами ска- жут: чем отыгрываться на жене и детях, пусть лучше в игре морду обидчику бьет… —Яне считаю, что это луч- ше, потому что в такой ситуа- ции человек не меняется сам, не меняет своих отношений с людьми. Человек в данном случае со своими эмоциями не разбирается. Опять же, представьте, что есть мальчик с повышенным уровнем агрес- сии. Что даст ему такая игра? Только развитие агрессивного начала. Так почему не отдать его в секцию борьбы, где есть строгие правила, железная дисциплина, воспитательная работа?Пусть эта черта его ха- рактера служит достижению спортивных результатов, по- вышению социального стату- са. Наивноже думать, что если ваш ребенок в компьютерной игре измывается над живот- ными, то в реальной жизни он станет их защитником. Вместо наркотика ? — Значит, такие негатив- ные эмоции в непосредствен- ном виде вообще не надо вы- плескивать? — Человека невозможно загнать в поставленные раз и навсегда рамки. Я могу пред- ставить себе мамочку троих детей, младший из которых не дает спать по ночам, средний опять подрался во дворе, а старшего выгоняют из инсти- тута. Такая мамочка может не выдержать, пойти ночью на кухнюи разбить пару тарелок. После чего, успокоившись, вернуться к обычной жизни. И это будет нормально. Но вот если она каждую ночь бьет посуду, то пора обращаться к врачу. Внутренне зрелый человек может любопытства ради сыграть один раз в такую игру, после чего ему просто станет скучно и противно. Главная беда, что эти игры не дают никакого развития, они все оставляют на своих местах. А в итоге мы имеем своего рода наркомана. При- чем, как при любой зависи- мости, ему будет требоваться все большая и большая доза. И не исключено, что в какой- то момент чисто виртуальной игры станет мало. Есть и дру- гой нюанс: если просто ото- брать у человека такие игры, у него вообще может «крышу снести», потому что отобрали то, что приносило облегчение, отобрали наркотик. — Понятно, что если бить посуду каждый день, то сер- визов не напасешься. Ком- пьютерные игры—непродук- тивно и даже опасно. Но ведь все мы достаточно регулярно испытываем негативные эмо- ции. Так чтоже с ними делать? — Их надо не отыгрывать, а творчески реализовывать. Иными словами—сублимиро- вать. У кого-то это получается интуитивно, спонтанно.Кпри- меру, женщина вдруг обнару- живает, что ее раздражение само собой проходит, если она начинает вязать. Благодаря этому вся ее семья ходит в шикарных вязаных вещах. А мужчина понимает, что злость на босса проще всего снять, повозившись с сыном или за- нявшись собиранием моделей самолетов. Кому-то надо пота- скать гантели, кому-то срочно освоить новый кулинарный рецепт. Может, на первый взгляд моисоветыкажутсябанальны- ми, но поверьте, это помогает. Аглавное, помните: в какой-то момент игрынеизбежно станет мало. Потому что реального отыгрыша агрессии с началь- никомнет, есть ее виртуальная подмена. А сама агрессия про- должает в человеке накапли- ваться, требуя все большего выхода. —Выговорили, чтомногие из этихпроблемзакладывают- ся в детстве. Можно что-то по- советовать нашимчитателям? — Да, я всегда говорю, что у детей в семье должно быть пространство для злости. Речь не идет о хамстве или вседозво- ленности, ребенку надо давать право высказывать родителям свое недовольство, свои пре- тензии. Их надо обсуждать, объяснять и доказывать ему, если он не прав. Но он должен уметь проговорить старшему по статусу все то, что его не устраивает. И если мальчик умеет это делать со своими родителями, он не станет па- совать и перед начальством, не будет нуждаться в реализации своих негативных эмоций с помощью компьютерных игр. Опять же, я всегда повторяю, что и мама имеет право злить- ся на ребенка, и ребенок имеет право злиться на маму. Важно лишь, в каких формах прояв- ляется эта злость. Пытка над кумиром — А что вы скажете об игре, в которой предлагают поиздеватьсянад суперзвезда- ми?Кчему такие развлечения могут привести? — Ну, тут людям откро- венно предлагают реализовать свою зависть при помощи эле- ментарного щелканья мыш- кой. Можно забыть о том, что известность приходит к тем, кто наделен талантом, кто много вкалывает. Можно забыть о собственной посред- ственности, лени, нежелании бороться и добиваться. Точнее даже не забыть, а выместить собственную несостоятель- ность в виртуальных издева- тельствах и пытках над все- общими кумирами. Заметьте, зависть для кого-то может стать и стимулом к личност- ному росту: я завидуючьим-то успехам, значит, буду больше учиться, больше работать. А там, глядишь, откроются свои собственные горизонты, и первоначальный объект за- висти просто забудется. Но в подобных играх дается совер- шенно деструктивный, просто страшный вариант. Тут за- висть, которая уже перешла в самую отвратительную форму —жестокую агрессию. — Но объясните мне, по- чему подобная продукция по- является в Интернете? —В мире всегда будет про- тиводействие эроса и танатоса, любви и смерти. Любовь—на- чало созидательное, смерть — разрушительное. И всегда будут находиться люди, для которых разрушение и само- разрушение — самый простой и предпочтительный выход. Ну а раз подобная категория людей есть, то найдутся и те, кто цинично захочет подза- работать на такой деструкции. Увы, печальное подтвержде- ние того, что спрос рождает предложение. — А нет ли тут и обратной зависимости, когда столь губи- тельное предложение начина- ет, в своюочередь, провоциро- вать патологический спрос? —Конечно, работает и это. Потому что танатос может быть привлекателен не ме- нее, чем эрос. Особенно для неокрепшей психики. Все мы знаем, что в пубертатный период у подростков особен- но обостренное отношение к смерти. У них и эмоции все обостренные, и реакции по- рой неадекватные: девочка отвернулась — все, жизнь смысл потеряла. А тут им ус- лужливо игру компьютерную предлагают со всевозможными способами самоубийства. И вроде бы все это так весело и совсем не страшно. Как отреа- гирует подросток? Мы с вами предсказать не можем. Но уж точно не можем отмести и тра- гический сценарий развития событий. Что тут скажешь? К сожалению, люди, озабочен- ные только деньгами, никакой ответственности не признают. Боюсь, призывать их к этому бесполезно. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz