Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ДУШЕВНО № 217/25345/ 10 НОЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Она приходит на звонницу в любую погоду: и когда сырость осенняя, и ветры холодные, и морозы Их ударамиипроизводится звук. Но прежде чем звонить, по правилам Типикона (бого- служебного устава) мы чита- ем 50-й псалом и «Верую», а еще специальную молитву «Благовествуй, земле, радость велию...». Помолившись, Га- лина звонит в благовестник — самый большой колокол. «Бом!» — сначала острожно говорит колокол, а потом все мощнее и веселее: «Бом, бом, бом!» Он не только оповещает верующих о начале богослуже- ния, но и настраивает к нему. Звон, собственно, уже и есть богослужение. После окончания литур- гии мы поупражнялись на колокольне. Галина показала, какими красивыми и разными могут быть звоныимелодиина их сравнительно новой краса- вице-звоннице. Как сладостно их было слушать! Неслучайно русский православный чело- век соединил с колокольным звоном все свои торжествен- ные и печальные события. Он служит выражением радости, грусти, торжества. Как стано- вятся звонарями, почему так важно, чтобыу каждого храма был голос, какими бывают звоны, журналисты «Липец- кой газеты» узнали, побывав в храме поселка Дачный. Голоса кампанов В молитве на освящение колокола мы читаем: «Да ус- лышавше вернии раби Божии глас звука сего кампана в бла- гочестии и вере укрепятся». Эти слова как нельзя точно отражают сакральный смысл колокольного звона — призы- вать и укреплять в молитвен- ном подвиге верующих. По- этому колокольный звон для наших благочестивых предков был не только неотъемлемой частью богослужения, но и его важнейшей составляющей. Историки утверждают, что колокола пришли на Русь вме- сте с крестителемРуси святым равноапостольным князем Владимиром, который вывез из Херсонеса Таврического «сосуды звенящие», то есть колокола. Колокола были в храмах Киева, Новгорода, Полоцка, Смоленска и в дру- гих городах Древней Руси. В Липецкой и Задонской митро- полии у большинства храмов есть звонницы. В 2006 году на месте ны- нешнего храмового комплек- са стоял железнодорожный вагон, а рядом — импровизи- рованная звонница. Первые звонари Юрий Кузнецов и Александра Соболева, обу- чавшиеся этому искусству в Христорождественскомхраме, ударяли в газовый баллон и большие гильзы от снарядов. —Современный храм труд- но представить без звонницы, — говорит настоятель храма Святой Живоначальной Тро- ицыигумен Стефан (Киселев). —Семь лет назад триста тысяч рублей на колокола пожертво- вал полковник запаса Юрий Елин. По своему личному опы- ту могу сказать, что жертво- вать на колокола—дело очень достойное. Господь тут же отвечает великой милостью. В 2003 году, когда я служил иродиакономв храмеПараске- вы Пятницы села Болховское Задонского района, мне захо- телось оставить память о себе. Получив гонорар от продажи своей книги, я спросил совета владыки, какое благое дело лучше совершить. Он мне по- советовал купить колокол. Я так и сделал. Когда я слышал его, у меня наворачивались слезы радости, потому что голос колокола — это живое православие, это голос самого Бога, обращенный к тебе. Вскоре была явлена и бла- годарность от Бога. Отцу Сте- фану дали приход в поселке Дачный, где он за короткий срок построил прекрасный храмовый комплекс. Когда возвели звонницу, колокола для нее заказали в известной воронежской фирме «Вера». Кампаны отливали из ко- локольной бронзы (80 про- центов меди и 20 процентов олова), языки колоколов—из низкоуглеродистой стали с использованием традицион- ной технологии отливки, при которой дляформовкиисполь- зуются глина, песок и квасное сусло. Сделали на совесть. На каждом из семи колоколов — изображения Богородицы, святых, а на самом большом — благовестнике — надпись: «Свят, свят, свят Господь Са- ваоф». В 2009-м митрополит Липецкий и ЗадонскийНикон освятил доставленные из Во- ронежа кампаны, после чего их подняли краном на храмо- вую звонницу и подвесили на специально установленные дубовые балки. Благословенный звонарь В храме целая команда звонарей: трое мужчин — Василий Иванчуков, Руслан Рощупкин, НиколайСтрыгин, которые следят за состоянием колоколов и звонницы (смазы- вают языки, меняют веревки), и две женщины. Кроме Га- лины Кобзевой, есть звонарь на отпевание — 70-летняя Любовь Горбатых. Она груст- ным тихим звоном провожает душу. Звонят вроде бывсе оди- Колокольный звон Кто дарит нам благовестную радость НИНА ВОСТРИКОВА Медленно всходит холодное осеннее солнце, от которого бле- стят кресты и купола храма Святой Живоначальной Троицы. Около восьми часов вместе со звонарем Галиной Кобзевой по крутой лестнице мы поднимаемся на звонницу — открытую площадку с решетчатым ограждением, продуваемую со всех сторон. Это примерно высота пятиэтажного дома. Ихолодно, и высоко, и немножко боязно в первый раз взять в руки плотные веревки, ведущие к языкам, — ударной части, которые подве- шиваются внутри колокола свободно качающимися. наковыми звонами, а звучание у всех разное получается. И сами звонари по характеру звона различают, кто сегодня благовествует. Когда построили храм в поселке, Галина Кобзева, ра- ботающая оператором «Техно- логического центра обработки информации и поездных до- кументов» железнодорожной станции Казинка, в выходные дни сталапосещать богослуже- ния. Как-то раз она поднялась на Пасху на звонницу, когда там «день открытых дверей» и разрешается звонить всем же- лающим, и это священнодей- ствие произвело на нее очень сильное впечатление. — Мне всегда хотелось не только ходить в храм, но и участвовать в жизни прихода, — рассказывает Галина. — И батюшка как будто угадал мое желание, благословил звонить. Исполняю свое от- ветственное послушание на протяжении шести лет. Она приходит на звонницу в любую погоду: и когда сы- рость осенняя, и ветры холод- ные, иморозы. Икажется там, наверху, еще холоднее, и ветер пробирает до косточек. Но Га- лина будто этого не чувствует. Она молится и звонит. — Сначала было очень страшно, — вспоминает свой первый опыт женщина-зво- нарь. — А что страшного? — спрашиваю. — Как что? Божее дело плохо совершить, плохо от- звонить длялюдей,—отвечает она. — На первых порах даже на исповеди каялась в том, что неважно получалось. Но батюшка укреплял меня ду- ховно, подбадривал. Училасьи упрофессиональныхзвонарей, окончивших школу, и по спе- циальной книге. Долго разби- ралась с тремя зазвонниками, у которых, на мой слух, самое красивое звучание. Трезвон — наиболее сложный и яркий колокольный звон. Вы только послушайте, как красиво. В числе самых распростра- ненных ошибок—нарушение ритмической основы. Благо- вестник в звоне должен от- бивать целые доли. Нельзя нарушать равномерность его ударов. Если звонарь пере- держивает язык — звон коло- кола заглушается. Тонкостей много. Как рассказала Галина Кобзева, по церковному уста- ву благовест разделяется на праздничный, воскресный, будничный трех степе- ней торжественности и постный. Благовест ко всенощной полагается звонить сначала в боль- шой колокол медленно и долго, а затем во все ко- локола. В великие празд- ники звон ко всенощной полагается более торже- ственный — в большие колокола — и продол- жительный. Благовест по воскресным дням, в великие праздники и на Пасху — один и тот же. При встрече архиерея также по-особому бьют в благовестник. Большой благовестник может зву- чать не только самосто- ятельно, но и в составе других звонов. Личный опыт Звонить действитель- но очень сложно. Веревки между пальцами распре- деляются определенным образом, и с непривычки все время путаются, а еще при этом руку нуж- но поворачивать вниз- вверх. Чтобы звон полу- чился «красным», дей- ствительно красивым, нужно учесть некоторые особенности. Не нуж- но стараться бить во все семь колоколов сразу. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги колоколов низкого звучания. Для начала лучше задать им простой ритм, ударяя то в один, то в другой. Для извлечения звуков достаточно лишь несильных ударов. Правой рукой можно охватить более высоко звучащие колокола. Определившись с ритмом зво- на левой рукой, можно на него «накладывать» звон правой рукой. Лучше сначала по- падать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой. Причем иногда можно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время лучше перестать волноваться и при- слушиваться к мелодии, ко- торая получается. Наверняка вы почувствуете, что можно изменить, чтобы мелодия ста- ла более благозвучной. Когда я хорошо освоилась с нескольки- ми колоколами, добавила еще. После звона чувствуешь себя великолепно, душа ликует и радуется, как будто колокола внутри тебя настраивают не- видимый камертон. На колокольне Троицкого храма звонари эксперименти- руют. Недавно Василий Иван- чуков менял местоположение колоколов для удобства управ- ления ими, и они зазвучали по-другому. Кстати, мелодия вверху иная — более яркая и глубокая, чем внизу. Звонари, неравнодушно относящиеся к своему послушанию, постоян- но учатся новым звонам, но- вым манерам их исполнения. —Колокольный звон—это такое искусство, в котором можно совершенствоваться всю жизнь, — говорит Галина Кобзева. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz