Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

хотел и мог сыграть он сам. По-моему, достоинство и честь (вот слово, что нынче звучит так редко, а у Зель- дина возникает то и дело) были для него синонимами верности. «По нынешним меркам, — признавался он, — я скучный тип. Кон- серватор и ретроград. Верен старым друзьям и идеа- лам, гробамимогилам. Для меня существуют святые понятия, хоть ты тресни: Россия, родина, армия, Великая Отечественная война». И тут мне на память приходят сравнительно недавние факты об актерах другого поколения. Вот известныйисполнитель, в равной мере преуспевшийивмелодрама- тических сериалах, и в детекти- вах, и в экранизации Чехова, и в артхаузных лентах, объявляет о решении покинуть страну и посе- литьсявКанаде.Досталаегонаша нестабильная, нецивилизованная Россия. Однако он не зарекается наезжать сюда дляработывкино. Нет ведь гарантии, что он будет нарасхват в Голливуде или на студиях той же Канады. Вот другой, тоже популярный артист. Он осуществил проект, возмутивший ветерановВеликой Отечественной: снялся в карти- не о том, как группа советских солдат под командованиемблаго- родного офицераплечомкплечу с эсэсовцами обороняет от пьяных, диких соотечественников немец- киймонастырский приют для де- вочек. Воднойиз газет заподозри- ли, что исполнителя не случайно вдохновил этот сюжет. Он, видите ли, не прочь перебазироваться в Германию. И готовит почву для успешногопродолжениякарьеры в другой стране. Столетний Дон Кихот Зельдин на такое ни за что бы не пошел. У него не то что за рубежом не было приличных апартаментов — он и в Москве-то до- вольствовался скромной «двушкой». Но не соби- рался менять не только неуютную Россию на ком- фортныйЗапад, ноитеатр, где прослужил около се- мидесяти лет, на какой-то болеемодный, более совре- менный. Даром что недо- статка в соблазнительных приглашениях не было. Он гордился, что большую часть своейфантастически долгой жизни выходил на подмостки именно Театра Советской, а теперь Рос- сийской армии. Ему было важно, что его искусство, пусть опосредованно, свя- зано с армией, защитойОт- ечества.Иценилне только своютриумфальнуюрольв прославленном спектакле «Учи- тель танцев», но и, на чей-то взгляд, не самые громкие работы в советских пьесах, в которых надевал то генеральский мундир, то солдатскуюгимнастерку. Этои есть, господа, верность — театру, зрителям, себе. А в конечном сче- те —Родине. В кино и на телевидении Зель- дин играл не слишком часто. «Я никогда не стремился сниматься только ради того, чтобы сни- маться. Пожалуй, для актерской профессии я недостаточно често- любив. Но в кино у меня было несколько очень дорогих мне встреч». Конечно, речь, в первую очередь, о пырьевских картинах «Свинарка ипастух» и «Сказание о земле сибирской». А также о чеховском «Дяде Ване». В этой экранизацииактерпоразительно, отрешившись от всяческихштам- пов и хрестоматийных упрощен- ныхтрактовок,сыгралпрофессора Серебрякова. Этот холодный эго- ист оказывается у него человеком по-своему несчастным, пусть сам он того не осознает. Да что тамговорить о больших ролях! Если на ТВ повторяют ко- медию «Классик» из жизни про- фессиональных бильярдистов, я как маленького праздника жду финала со старымрыцаремкияпо прозвищу Вася Резаный. Рассла- бленныйстарец.Дрожащиеруки. Блуждающий взгляд. Неверная походка. И вдруг тонкие пальцы хищно сжимают кий. Глаза ста- новятся острыми и молодыми. Снайперский удар —шар в лузе! Вася Резаный раскланивается, и к нему тут же возвращаются и Паркинсон,истарческаянемощь. Эпизод без единого слова. Но это крохотный шедевр. Его нужно показывать студентамактерских факультетов во всем мире. Странно: казалось бы, когда человек перешагнул вековой юбилей, известие о том, что его не стало, вряд ли может считаться неожиданным. Но смерть Влади- мира Зельдина на минувшей не- деле больно ударила в сердце. И почему-то подумалось: а как же мы все, какже русская культура без него? Как там написал поэт Давид Самойлов? Вот и все. Смежили очи гении. А когда погасли небеса, Словновопустевшемпомещении, Стали слышны наши голоса. Тянем, тянем слово залежалое. Говорим и пусто, и темно. Как нас чествуют и как нас жалуют. Нету их — и все разрешено. СМОТРИМ В НОЯБРЕ Время комедий СЕРГЕЙ ИВАНОВ «Лицензия на мокруху. Лицензия на бытовуху»— так живет семейная пара агентов в комедии «Шпионы по соседству» Грега Моттолы («Пол: Секретный материальчик», «SuperПерцы»). Супруги из пригорода оказываются втянутыми в международный шпионский заговор, когда обнаруживают, что их, казалось бы, идеальные новые соседи являются правительственными агентами. В главных ролях: Зак Галифианакис, Айла Фишер, Джон Хэмм, Галь Гадот. «Вырастешь—поймешь!», говорят взрослые герою другой комедии недели «Хороший мальчик» . Обычная, казалось бы, неделя из жизни ничем не примечательного школьника Коли Смирнова превращается в череду невероятных происшествий: Коля влюбляется в учительницу английского, кто-то поджигает школьную пристройку с новыми компьютерами, а папа Коли заявляет семье о необходимости отказа от ночного сна, из-за чего никому в доме не удается выспаться и собраться с мыслями. Вдобавок в самого Колю влюбляется дочка директора, старшеклассница Ксюша, решившая, что это именно он поджёг школу. Остаётся всего несколько дней до субботнего праздника школы, где должны встретиться все действующие лица этого водоворота событий, и теперь хорошему мальчику Коле необходимо успеть разобраться со своей личной жизнью, расследовать поджог и наладить взаимоотношения с родителями. В главных ролях: Семён Трескунов, Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Александр Паль, Анастасия Богатырева, Татьяна Догилева, Ирина Пегова. Известная французская актриса, дважды номинированная на «Оскар», Жюли Дельпи уверенно чувствует себя и в режиссёрском кресле. Сегодня премьера её новой комедии «Маменькин сынок» . Помимо Дельпи, сыгравшей одну из главных ролей, в фильме участвуют известный комик Дэни Бун, а также Венсан Лакост и Карин Вьяр. Фильм рассказывает о трудоголичке из мира моды Виолетте, которая неожиданно влюбляется в компьютерщикаЖана-Рене. Однако 19-летний сын Виолетты, Лоло, не в восторге от их отношений. Лоло решает во что бы то ни стало избавиться от возлюбленного своей матери… «Бременские разбойники» — анимационная комедия Алексея Лукьянчикова, которую озвучили Наталья Подольская, Александр Иванов, Игорь Тарадайкин. Среди высохших рек и выжженных лесов раскинулось Королевство, где не поют птицы, не доются коровы, а люди живут в постоянном страхе и нищете. А все потому, что 18 лет назад в результате дворцового переворота к власти пришли хитрые и жадные Министры. Неповиновение новым законам жестоко карается, и никто не осмеливается перечить Королевской охране. Никто, кроме благородного разбойника Трубин Гуда, который грабит Министров и раздаёт награбленное бедным. А помогают ему в этом его верные друзья: кот Зигмунд, пес Баскервиль, петух Петруччо и ослица Гретхен. В то время как жители Королевства слагают о нём легенды, а Министры готовы отдать за его голову любую награду, сам Трубин Гуд мечтает лишь о том, чтобы вернуть Королевство к прежнему процветанию. И ещё одна премьера недели— «народная комедия про это» Дмитрия Астрахана («Все будет хорошо», «Ты у меня одна») « Любовь без правил» . В городе Зареченске жены часто отказывали мужьям. Когда же проблема накрыла и мэра города, Сергей Николаевич не стал терпеть и начал действовать. С родственником жены, местным олигархом, они решают перепрофилировать построенный на противоположном берегу реки санаторий в «Оздоровительный центр». Для чего бизнесмен приглашает из столицы специально обученный «медицинский персонал». И вот уже на другую сторону реки пришвартовывается катер с симпатичными, молодыми и очень профессиональными «медсестрами» и «санитарками». Вооружившись биноклями, зареченские жены придирчиво рассматривают конкуренток. А что же мужья? Надев парадные костюмы и галстуки, они садятся в лодки и через несколько минут оказываются на другом берегу среди молодых, красивых, покладистых и совсем не стервозных девушек. Другие правила или, наоборот, любовь без правил? В главных ролях Виктор Васильев, Анна Горшкова, Анна Назарова, Олег Васильков, Ирина Погодина. «Г лядянанего, я начинал верить, что хорошими артистами становятся только хоро- шие люди». Знаете, кто это ска- зал и о ком? Владимир Зельдин о Евгении Леонове. Владимиру Михайловичу хотелось, чтобы Божий дар и доброта, честность, человечность были всегда в не- разрывной связке. Наверное, вспоминая о кол- леге, он не отдавал себе отчет, что, по-своему, по-зельдински, передал знаменитое пушкинское: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». И не думал о вечном споре, так ли уж верна эта мысль. Разве большие спо- собности без всякого конфликта весьма нередко не уживаются ну пусть не со злодейством, так с элементарной непорядочностью, мелочностью, эгоизмом, душев- ной глухотой? Да, собственно, и самВладимир Зельдин наверняка видел это. Однако его глаза, ум, сердце были так устроены, что они воспринимали и запоминали лишь лучшее и в партнерах, и в людях вообще. Слова Зельдина о Леонове в полной мере относятся и к нему самому. Когда актера спрашива- ли про секрет его долголетия, он отвечал, что ни при каких обсто- ятельствах никому не завидовал, никого не оттолкнул, стремясь занять чужое место, получить роль поглавнее. Может, это еще больше заслуживает строкивКни- ге рекордов Гиннесса, чем то, что Зельдинпрожилстослишнимлет, да к тому же чуть ли не до самого конца продолжал играть. Добро- желательство и дружелюбие, мягко говоря, не слишком харак- терная черта для мира искусства. Но Зельдин это Зельдин. На трехстах шестидесяти страницах его воспоминаний, очень точно названных «Моя профессия: Дон Кихот», вы не найдете ни одного худого отзыва ни о ком, с кем сводила мастера судьба. Чаще всего в книге встречается слово «талантливый». Аеще—тонкий, остроумный, очаровательный, обаятельный, удивительный и т.д. Автор мемуаров кидается за- щищать всех. Начиная с блестя- щего, ножесткого дожестокости, способного оскорбить и унизить кого угодно режиссераИванаПы- рьева и заканчивая легендарно капризными и эгоцентричными собратьями по актерскому цеху. Ну, с Пырьевым все ясно. Благодаря ему изменилась судьба актера. Режиссер неожиданно снял Зельдина в роли горца, предпочтя его лучшим грузин- ским исполнителям. И «лицо кавказской национальности» по имени Мусаиб в кинокомедии «Свинарка и пастух» принесло артисту всесоюзную — точнее, всемирную — славу. Но Зель- дин не жалеет восторженных эпитетов для описания успеха и тех, кто играл в спектаклях, где ФОТО ИА «СТОЛИЦА» ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Реквием по Дон Кихоту Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 217/25345/ 10 НОЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 21 Ушел последний Дон Кихот . И опасность цинизма , попсовой дешевки и пошлости сразу усилилась . Теперь от них куда труднее защищаться и спасаться “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz