Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

К огда-то в ток-шоу «Тем временем» писатель Александр Архангель- ский со своими высоко- учеными гостями решал пусть не вечные, но глобальные вопросы. Что дает культуре свобода и нуж- на ли она вообще? Как возникло всевластие гламура? Достойно ли внимания актуальное искусство? С некоторых пор, однако, ве- дущий программы скромнее стал в желаньях, как будто про вечное все уже понял или, по крайней мере, переговорил. Теперь он то и дело сворачивает на какие-то боковые тропинки, обращается к суховатой, узкой, специальной тематике. Недавно обсуждал в компании профессоров появление наряду с письменной и устной ре- чью интернетного языка. Этому языку слова почти не нужны. В блогах нет надобности напрягать- ся, чтобы выразить свои чувства. Поставил скобочку влево — и уже просигналил: «Я улыбаюсь». Скобочка вправо: «Я огорчаюсь». Кривая скобочка: «Я недоуме- ваю». Всё это вместо мыслей и переживаний, окрашенных ин- дивидуальными, личностными интонациями. У «третьего язы- ка» обнаружились сторонники и защитники. Одна продвинутая учительница, приглашенная в студию, гордо похвалилась, что на уроках она его даже изучает с деть- ми. Бедные дети.Хотел быя знать, владеют ли они при этом осталь- ными, «устаревшими», языкамии понимают ли без подсказки смай- ликов и прочих значков тексты Пушкина и Ахматовой. А через неделю в «Тем време- нем» затеяли беседу о научно-по- пулярной журналистике. Вот, подумал я, еще одна примета, что и передача, и ее автор оконча- тельно выдохлись. И был-таки не прав. Я слушал молодых энтузиа- стов, которые, кто в блогах, кто в журнальных статьях, кто на ТВ, пытаются растолковать нам, не- веждам, что творится в науке. И мне захотелось разобраться, поче- му они так убеждены в насущной необходимости своей миссии. Кое-что весьма кстати припом- нилось. Например, фраза некогда известного в Советском Союзе английского романиста Чарлза Сноу. Он занимался физикой, а между научными открытиями сочинял беллетристику: «Гума- нитариижалуются на невежество естествоиспытателей, но не могут ответить, в чем состоит второй закон термодинамики». А ведь и правда: кто решил, кто доказал, будто читатели «Дон Кихота», «Братьев Карамазовых» и «Улис- са», не имеющие представление о квантовых частицах или меха- низмах генетики, умнее, тоньше, глубже тех, кто предпочел Сер- вантесу математика Пуанкаре, а Джойсу — Бора и Резерфорда? А вдруг проникновение в загадки Вселенной, макро- и микромира развивает и укрепляет дух не меньше, а больше классического романа, театрального спектакля и «Черного квадрата» Малевича? И еще раз, уж простите, сошлюсь СМОТРИМ В ФЕВРАЛЕ Наперекор стихии СЕРГЕЙ ИВАНОВ Г рандиозная природнаякатастрофавцентресю- жета исторической драмы «И грянул шторм». Фильм Крэйга Гиллеспи («Ларс и настоящая девушка», «Рука на миллион») основан на ре- альных событиях, произошедших в 1952 году, когда сотрудникибереговойохранывсамыйразгаршторма, используя деревянные моторные лодки, пытались спасти экипаж двух нефтяных танкеров. И с п о л н и т е - ли главных ро- лей Крис Пайн и Эрик Бана вместе снялись в фильме «Звёздный путь». Бана и Бен Фостер сыграли «морских котиков» в филь- ме «Уцелевший» (2013) , а Кайл Галлнер исполнил рольморскогопехотинцавфильме«Снайпер» (2014).Так что с физической подготовкой у актерского состава кар- тины полный порядок. Интересно, что лодка CG 36500, спущеннаянаводусудномбереговойохраныдляспасения экипажатанкера«Пендлтон», досихпорподдерживается в идеальном состоянии в Рок Харборе, Орлеане, штате Массачусетс. Съемкифильмапроходилив техжеместах, где случилась эта драматичная история. «Страх всегда находит свою жертву» — под таким девизом выходит новый триллер «Затмение» именитого чилийско-испанского режиссёра, обладателя «Оскара» за картину «Море внутри» Алехандро Аменабара. В ходе расследования дела Анджелы Грей детектив Брюс Кин- нер вынужден обратиться к психологу для выявления ее нелучших воспоминаний. Сеанс регрессивного гипноза открываетужасающиефакты—поночамс согласияотца наддевушкойпроводились сатанинскиеритуалы.Желая защитить девушку от преследования зловещего тайного общества, детектив оказывается втянут в пугающий мир оккультизма. То, что емупротивостоит, находитсяза гра- ньюпониманияиспособноброситьвызовегоубеждениям и вере. В главных ролях «звезда» «Гарри Поттера» Эмма Уотсон, атакжеИтанХоукиДэвидТьюлис.Кстати,Эмма Уотсон иДэвид Тьюлис уже снимались вместе вфильмах о Гарри Поттере. Любопытно, что первый день съёмок картины совпал с днём рождения Эммы Уотсон, которая написала в «Твиттере», что съёмки в этом фильме стали для неё лучшим подарком. Триллер—любимейшийжанрАменабара, достаточно вспомнить пугающую атмосферу ленты «Другие», и хо- четсяверить, что режиссерское чутьё не изменитмастеру и в этот раз. ЕщёодназвездафильмовдляподростковСиршаРонан («Гостья», «Какятеперьлюблю») уже успелапоработать с УэсомАндерсоном в картине Отель «Гранд Будапешт», а на этой неделе в российский прокат выходит драма «Бруклин» с её участием, номинированная сразу на три «Оскара» за«лучшийфильм», «лучшуюженскуюроль» (Сирша Ронан) и «лучший адаптированный сценарий». Забавно, но этой номинации могло и не случиться. Изна- чально на главную роль была выбрана Руни Мара, но в итоге она отказалась. Позже ее заменила Сирша Ронан. Драма Джона Краули («Мальчик А», «Настоящий детектив») рассказывает историю Эллис Лэйси, которая неохотно покидает свою родную ирландскую деревню и отправляется на поиски работы в Америку. В итоге она поселяется в Бруклине, постепенно излечивается от ностальгии и начинает наслаждаться своей свободой. Ко всемупрочемуЭллисвлюбляется, нотрагическиеновости с родины заставляют ее вернуться в Ирландию, где она встречает другого мужчину и в результате вынуждена делать нелегкий выбор. Французский мэтрЖан Рено в главной роли в боеви- ке «Антиганг» . Бывалый коп Бюрен не любит правила. Чтобыдержатьподжесткимконтролемпреступныймир, его боевая группа предпочитает использовать методы, выходящие за рамки закона. С приходом нового босса Ленуара им приходится немного поумерить пыл и дей- ствовать подпольно. Попытка остановить ограбление банка оборачивается кровавой бойней и ожесточенной перестрелкой прямо на улицах Парижа, за что Бюрена отстраняют от службы. Осознав, что налет был лишь началом гораздо большей преступной операции, коп решает действовать. Отечественный кинематограф представлен комедией дебютанткиТатьяныКапитан «30свиданий» поддевизом «Парней много не бывает». На что только не пойдешь, чтобы обрести счастье?! Невезучая Даша верит в найден- ный в Интернете способ — в течение месяца сходить на 30 свиданий, а затем мужчина твоей мечты сам найдет тебя. Только остаться бы живой после встреч с самыми безумными кавалерами и попробовать разглядеть среди них того самого. В фильме снялись Наталия Медведева, Никита Панфилов, ГарикХарламов, Никита Джигурда, Ольга Тумайкина. на Сноу. Его итог звучит печально, если не безна- дежно: между гуманита- риями и естественниками разница гораздо заметнее, чем между… мужчиной и женщиной. Но, слава Богу, его пессимизм разделяют не все. И многие верят, как те же ребята, дискутиро- вавшие у Архангельского: надо не смиряться с этим и не жалеть усилий для пре- одоления рокового барьера. В пору моей юности с книж- ных прилавков далекие от физики люди буквально смели брошюру «Теория относитель- ности для миллионов». Да и сейчас куда быстрее романов и сборников стихов расходятся сочинения типа «Пятьдесят главных идей в физике (химии, биологии, математике — нуж- ное подчеркнуть)». И не зря, наверное, выдающийся ученый Хокинг, прикованный к ин- валидному креслу, отрываясь от научных трудов, пишет для абсолютно неподготовленной аудитории популярные статьи и книжки. Смиряю гордыню и призна- юсь: я честно старался, но так до конца и не одолел, не постиг «Теорию относительности для миллионов». Но усердие мое не назовешь тщетным. Я на девяносто процентов не понял, но, вообразите, на все сто пере- жил мудрость мироустройства, законов, что, по Данте, движут Солнце и Светила. Однажды знакомый фило- лог произнес неожиданную сентенцию: люди никогда не договорятся, что есть красота. Но думать об этом надо всегда, чтобы не обнищать душевно, не расчеловечиться. Может, даже робкое, неосуществимое жела- ние на полшажка приблизиться к великим научным истинам и открытиям тоже необходимы именно для этого? Так что, вероятно, не та- кую уж узкую, второстепенную дискуссию затеяли на канале «Культура» в программе «Тем временем». Правда, я в почти часовом разговоре не услышал ничего о роли телевидения в про- свещении соотечественников не только о событиях в Сирии или курсе доллара, евро и рубля. Мне не объяснили, отчего боль- шинство познавательных пере- дач мы покупаем за рубежом. Та же «Культура» показывает цикл «Через кроличью нору с Морганом Фрименом». Добро- желательный, располагающий и к себе, и к своему предмету чернокожий актер ведет зрите- лей по запутанным лабиринтам современного знания. Я не берусь предположить, кому из наших нынешних теле- звезд по плечу сделать это также мягко и обаятельно. Вминувшие времена рядом с Фрименом, а то и выше него, можно было поста- вить СергеяКапицу. Но Капицы уже нет на свете. Почему-то при- казало долго жить интеллекту- альное ночное шоу Александра Гордона. А он сам, похоже, теперь с большим энтузиазмом снимается в детективных се- риалах. На память из тех, кто не изменил просветительскому призванию, приходит профессор Аннушкин. Его проект «Живое слово» — по-моему, настоящий прорыв. Он рассуждает о точках, запятых и тире, о стиле устной речи, а на самом деле — о вели- чии родного языка, в конечном счете — о богатстве русской души. Но он, разумеется, не физик, а лирик. Физиков, обла- дающих подобным даром, на ТВ редко приметишь. Зато гуманитарии, наравне с политологами, с телеэкрана практическине сходят.Особенно филологи и историки. Первые занятно и не без пользы для зрителей играют в бисер, вторые даженеиграют, аразвлекаютсяс историей. Буквально только что в «Самых шокирующих гипоте- зах» на REN народ ошеломили предположением, что Алексей Николаевич Косыгин — это оставшийся в живых (кстати, со всемисвоимиродственниками)… царевичАлексей. Чеми обуслов- лена была его стремительная ка- рьера при Сталине, его неуязви- мость в эпоху репрессий и особо уважительное отношение кнему британскогокоролевскогосемей- ства — как-никак свой человек, родственничек, голубая кровь. Для фэнтези это, наверное, отменный сюжет. К истории же Россиионникакогокасательства не имеет. Мы в нашей истории и без того запутались. Нам о про- шлом России навешали столько лапшина уши, что стряхивать ее придется еще полстолетия! Что и побуждает вниматель- нее вслушаться славным ребя- там-журналистам у Александра Архангельского. Может, им-то и суждено отделить зерна от плевел?Может, срединихи оты- щутся наследники Капицы и российские, русские Фримены? ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО Без шока и сенсаций Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом № 21/25149/ 4 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ Люди никогда не договорятся , что есть красота . Но думать об этом надо всегда , чтобы не обнищать душевно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz