Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА У человека всегда есть выбор : остаться дичком или привиться к культуре Наша задача — научить ребенка слышать голос собственной совести , голос своего призвания , предназначения “ “ ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ Вера в слово Как уйти от двойных стандартов в понимании родного языка № 217/25345/ 10 НОЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 ЕЛЕНА БРЕДИС Знаем ли мы язык, на котором говорим, понимаем ли его? Вопрос, казалось бы, абсурдный. Но это только на первый взгляд. На самом же деле мы уже давно оторвались от под- линного значения слов, от их глубинного и истинного смысла. Фактически, мы оторвались от собственных корней. Недавно вЛипецке прошли ХII Свято-Тихоновские чте- ния, которые давно уже стали международным форумом. Чтения традиционно прово- дятсяЛипецкимгосударствен- ным педагогическим универ- ситетом совместно с Липецкой митрополией при финансовой поддержке управления вну- тренней политики Липецкой области. Однимиз гостей этого форума был лингвист, кан- дидат педагогических наук, руководитель Православно- педагогического общества им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Василий Семенцов. Точнее сказать, Ва- силий Васильевич занимается психолингвистикой, наукой, изучающей взаимодействие языка, мышления и сознания. — Василий Васильевич, почему сегодня даже хорошо образованные люди, выступая на телевидении, допускают чудовищные ляпы? Недавно один доктор исторических наук сказал: «Мы даже пред- ставить не могли о том…» Раньше такое было просто недопустимо… — Беда в том, что сегодня в школе само понятие «язык» рассматривают исключитель- но как средство коммуни- кации. Глубинные смыслы, образы, заложенные в нашем языке, ускользают от пони- мания учащихся. Боюсь, что и учителя их вполне не осоз- нают. Давайте сразу возьмем ваш пример. Почему этот об- разованный господин с глаго- лом «представить» использует предлог «о том»? Потому что он не вдумывается, что именно означает приставка «пред», он не видит корней, не видит об- разов. Я ведь не могу ставить перед вами статуэтку или бу- кет цветов «о чем-то» или «о ком-то». Падеж определяется не грамматическими прави- лами, прописанными в учеб- никах, а языковым чутьем, образным мышлением и виде- нием образа. Этот несчастный высокообразованный человек на самом деле ничего себе «не представляет». В своей речи он мыслит, как сейчас гово- рят, левополушарно, то есть абстрактно, не видя образов. Дух истины — Так что же такое язык? — Прежде всего, язык — это не совокупность знаков, поддающихся человеческой воле и инженерии. В слове есть дух истины. То, что в русском языке двойственное число исчезло и было заменено множественным, является ре- зультатомне его естественного развития, а деградации. Если говорить о живом великорус- ском языке наших предков — древних славян, населявших СвятуюРусь, то он не имел ни- чего общего с формалистским подходом и культом внеш- них форм. Нас сейчас вообще больше волнует внешнее. Мы следим за тем, как себя ведем, и не думаем о том, куда. —Ачто меняется в челове- ке, если он начинает понимать те образы, которые стоят за словами? — Меняется сам человек! Если он понимает, что под формальным приветствием «здравствуйте» имеется в виду глагол повелительного накло- нения «Здрав буде!», то начнет вкладывать в это приветствие и особый смысл, и особую душевную энергетику. А если он к тому же будет знать, что в слове «здрав» «з» — это приставка, означающая со- причастность, со-единение, а «драв» — это древо жиз- ни, то перед ним возникнет еще более глубинный смысл приветствия: пожелание со- единиться, со-привиться древу жизни. Вы понимаете, на- сколько о-смысленным станет поведение человека, его суще- ствование? Мы сегодня утра- тили эти смыслы, а значит, утратили огромный спектр чувств, изъяли его из челове- ческих отношений, обеднив их. А древнему русичу не надо было быть филологом. Когда он говорил «спасибо», то есть «Спаси, Боже!», он искренне просил Господа спасти своего благодетеля. —Но, наверное, такой про- цесс постепенной формализа- ции языка был неизбежен… — …да, как неизбежен Страшный Суд, как неиз- бежно нарастание энтропии. Но это же не значит, что мы с вами должны сложить руки и не пытаться спастись. Я был счастлив, когда услышал предложение Владимира Вла- димировича Путина вернуть в школыизучение старославян- ского языка, поскольку это бы вернуло смысл в наше образо- вание. Кстати, как часто мы задумываемся о том, что слово «образование» произошло от слова «образ»? То-то же. Дикарь в культурной среде — К сожалению, сегодня часто можно наблюдать, что на уроках дети говорят впол- не правильно, а за стенами школы мгновенно переходят на сленг, хорошо еще, если без мата. Это что, такие двойные стандарты, такое двуличие с юных лет? — Это не двуличие, это, да простят меня детки, поведе- ние дикаря, воспитанного в достаточно культурной среде, но оставшегося дикарем. Этим детям не прививали культуру, а придавали внешне благооб- разный вид. Но по сути они остались непривитым дичком. Вообще прививание растений — это огромный труд. А не- привитая, да еще и засохшая лоза не даст богатого урожая. Привитие истинной духовной культуры — культуры слова, а потом уже культуры речи — требует гораздо больших усилий, чем формальное на- таскивание дикаря на орфо- графию и орфоэпию. У меня была знакомая, психолог, которая очень гордилась тем, что научила свою собаку го- ворить «мама». А мне было очень жаль эту собачку, кото- рую долго мучили с какой-то совершенно бессмысленной целью. Ведь для собаки эти звуки ничего не означают. И попугая можно научить чи- тать стихи Пушкина, но при этом он останется попугаем. «От полноты сердца глаголют уста». Если мы не заботимся о том, чем наполняем наше сердце, то и имеем такой ре- зультат. — Но этих детей можно понять: они боятся оказаться «белойвороной» в своей среде. — У человека всегда есть выбор: остаться дичком или привиться к культуре. Ведь Господь хочет человека спа- сти, важно другое — хочет ли сам человек спастись. Есть ли рядом с ним те, кто помогут ему в этом. Поэтому наша задача — научить ребенка слышать голос собственной совести, голос своего при- звания, предназначения. Да, такой путь нередко связан со страданиями. Но ведь слова «страдание» и «страда» — однокоренные. Страдал ли крестьянин во время страды? Безусловно! Это же был ка- торжный труд. Но если бы он отказался от этих страданий, то в результате остался бы без урожая, его поле заросло бы сорняками. Именно поэтому нельзя превращать образова- тельный процесс в какую-то «легкотню» и «развлекалов- ку». Да, дети должны потру- диться, должны претерпеть, чтобы получить эту прививку духа и культуры. А мы всё не устаем твердить, что дети в школе перегружены. Вопрос: чем перегружены? Ведь сегод- ня в школьных программах масса мусора, который можно инужно убрать.Преподавание церковно-славянского языка в школе — это огромный труд для учителя. Но ведь слова «труд» и «страдание» тоже однокоренные, тут просто чередование гласных. Вот и получается, что не бывает ис- тинного труда без страданий. Но это единственный путь к очищению, к совершенство- ванию. Божественный закон — Где же взять таких учи- телей, если иммного лет втол- ковывали, что они всего лишь оказывают образовательные услуги? —Ясогласен с вами.Недав- но было чествование лучшего учителя года—молодого и на- верняка талантливого и трудо- любивого человека. Президент Путин спросил его, будет ли он преподавать древнерусский язык в школе. На что тот со вздохом ответил: «Это очень трудно». Понимаете, он не от- ветил на вопрос президента: «Буду!». Вот и получается, что начинать надо с самих себя. Какмыможем убеждать детей трудиться, если сами к этому не готовы? Но это не причина опускать руки. Если в каждой школе будет хотя быпо одному учителю, готовомувкладывать сердце в духовный рост уче- ников, то к нему потянутся и дети, и другие учителя. —Увы, но сегодня не толь- ко дети, но и многие учителя не понимают, в чем глубин- ный смысл образования, если учесть, что это слово возникло от слова «образ». — Вот это слово «не пони- мают» я сегодня многократно слышал во время встреч с учи- телями и преподавателями. И тогда я попросил их убрать приставку в слове «понимать», что онимгновенно сделали. Но слова «нимать» не существует, и я попросил найти нужную приставку. Витогемыпришли к словам «внимать» и «внима- ние». Сделайте так, чтобыдети стали вам внимать, завладейте их вниманием. Это — первый этап.Апонимание самопридет немного позже. Готовить ребят надо не по программе Болон- ской системы, а по Божествен- ному закону. И такой процесс идет намного эффективнее, потому что во всем находить смыслы куда интереснее, чем тупо и механически зубрить. Объясните ребенку, что «ус- воить тему» означает сделать ее своей, понятной и близкой, и он будет иначе относиться к заданию. И если мы это поймем и примем, то процесс обучения превратится в про- цесс познания мира от самых его смысловых корней. — Но смогут ли они после этого сдать тесты ЕГЭ? — Смогут, и без такой муштровки и зубрежки, как сейчас. Ведь они понимают глубинный смысл текстов, они приучены мыслить, так что им стоит запомнить какие-то термины? Поверьте, я говорю ответственно, поскольку был директором православной гимназии, преподавал в ней, преподаю в вузе. Выпускни- кам гимназии практически не надо было готовиться к ЕГЭ. У нас в первом выпуске было пятнадцать человек, так вот у пятерых были золотые медали и еще несколько серебряных. Ну да, ЕГЭ нужно государ- ству, так что отдайте кесарю кесарево. Но сначала отдайте Богу Богово.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz