Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ № 214/25342/ 3 НОЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 “ Тело надо лечить посохом , а сердце — крестом ! НИНА ВОСТРИКОВА Нашземляк, православныйписательЮрийВоробьевский— один из наиболее авторитетных на сегодняшний день исследо- вателей «мировой закулисы». Недавно автор книг «Потаенная Россия», «Бедлам», «Пятый ангел вострубил», «Шаг змеи», «Стук в Золотые врата», «Черный снег на беломполе» и других побывал в Липецке и встретился со своими читателями. Он рассказал о своих многочисленных поездках на Афон, других паломнических путешествиях, давших толчок для создания новых книг и документальных фильмов. В рамках недавно завер- шившейся в Липецке право- славной выставки-ярмарки также состоялась презентация новой книги писателя «Царь- Змееборец». «Драконы, населяющие предания имифывсех народов мира, инфернальные репти- лии, о которых говоритВетхий Завет, сталив нашиднине про- сто любимейшими персонажа- ми масс-культуры, — пишет в книге Юрий Воробьевский. — Вполне осязаемых, био- логических тварей ищут на- учные экспедиции. И говорят, что порой их встречают даже на Афоне. Встать на их пути может только испытанный змееборец — самодержавное Русское царство». Вот какими мыслями поделился писатель. Невидимый град Казалось бы, ну какой по- таенной может быть Россия в наше время?! Вот я сейчас с вамибеседую, а уменявкарма- не сотовый телефон. Спутники злобы поднебесной, летающие вокругнашегоземногошарика, все могут передать в Интернет. Через компьютеры, через до- кументы, на которых мы сами подписываемся на обработку своих персональных данных. Но в старинных преданиях много говоритсяопотаенности. Самое знаменитое из них — о градеКитеже, гдеяпобывалле- том.Многие до сихпордумают, что это нечто умозрительное, но место вполне привязанное к географии, к топонимике. С Малым Китежем и Городцом связано явлениеФеодоровской иконы Божией Матери. Мы совершили переезд к неболь- шому круглому живописному озеру Светлояр. Позднее пре- дание говорит о том, что этот чудесныйградс благочестивым населением в канун Батыева нашествия ушел под воду. И в это время был слышен ко- локольный звон. И вроде бы лодка зацепилась за что-то. Оказалось, что это крест, под- нявшийся со дна. А люди смо- трят на это озеро с восторгом. В раннемжепреданиинесколько иная трактовкаистории. Когда Батый подходил к тем местам, нашелся предатель, который провел его через лес. Как толь- ко несметная рать вышла на берега озера, град, стоявший на трех холмах, которые вид- ны и сейчас, стал невидимым. Поэтому опытные паломники идут на эти холмы, где уже в наше времяпостроенацерковь. А на других двух холмах мы видимостатки землянок. ВXX веке много подвижников под- визались там, и, быть может, пытались докопаться до того сокровенного града, который то ли ушел под воду, то ли просто стал невидим. Лично у меня было ощущение этого незримого присутствия.Потом мои друзья и другие паломни- Потаенная Россия Писатель Юрий Воробьевский об истории и современности ки, совершенно не склонные к экзальтации, увидели на фотографиях, сделанных в этом месте, среди землянок и холмов елку, а из-под нее пла- мя, поднимающееся к небу. Хотя, конечно, никакого огня не было. Кто-то из писателей, посетивших Китеж в начале XX века, писал, что встретил старушку, молящуюся перед березой. Иконы на дереве не было. Ее спросили, кому она молится, уж не дереву ли? Она ответила: «Тыне видишь, здесь вход в Царствие Божие...». Пространственные карманы Многовековой интерес к истории о Китеж-граде связан, конечно же, с желанием рус- ского сердца разгадать загадку, почему город не дался врагу. В XVIII веке одной благочести- вой семье пришла весточка от невесть куда пропавшего сына. Он писал о том, что находится в Китеж-граде, который вроде бы и рядом, и невидим. Это и есть камертон для звучания избранной мной темы потаен- ности, — говорит Юрий Во- робьевский. — При всем ком- пьютерном натиске и при том, что всемывроде быпросвечены насквозь, возникает ощущение того, что ты в этом месте не раз бывал. Или вдруг появляются какие-то новые подробности, или, наоборот, ты не видишь того, что видел раньше. На Афоне ты попадаешь в какой- то пространственный карман. Мне приходилось беседовать с афонскими насельниками, ездить по знакомымдорогам. И вдруг где-то на горе появилась черепичная оранжевая крыша. Сколько раз бывал тут, но ни разу ее не видел. Едем в обрат- ную сторону — крыши нет. В столице Святой горы — Кареи (Карье) один монах выводит меня на открытое живописное место и, показывая на кусты и заросли, говорит: «Видите вон те постройки, а иногда там проходит монах. Мы думаем, ведь это наши соседи. Нет ни пропасти, ни ограды, но ни сле- ва, ни справа — нет тропинки. Непонятно, как туда пройти». Вот такие удивительные про- странственные карманы. Итог- да я подумал: а какой покров у этих людей и этих мест, почему мыихневидим?Этознаменитое сообществоафонскихстарцев, о которых я пишу, также сокры- то от человеческой глупости и любопытства. Иногда говорят: вот сейчас познакомимся с уди- вительным старцем. И сразу начинаешьлихорадочнодумать, очемжеегоспросить.Испраши- ваешьодноитоже:«Отец, скоро будет война?». А некоторые интересуютсяконцомсвета.Не- ужели, еслиГосподьпослалтебе старца или духовно опытного человека,утебянетповодаиума спросить о своемсердце, о своем личном конце света? Обет папы Краля На Афоне часто бывает сокрыто такое явление, как юродство. Хочу рассказать о старце, которого я зналмногие годы, ныне приснопамятном отце Стефане, папе Крале (Ко- роле), как его звали. Это был человек, который умирал, но которого Матерь Божия вер- нула с того света. После этого события его, как видевшего другой мир, даже Афон стал тяготить. Ему хотелось уйти туда, где он ненадолго уже оказался. И если уж в тягость Афон, то уж, конечно, и па- ломники, идущие со своими вопросами. Вернувшись из не- бытия, старец папа Краль стал юродствовать. Вфильме, кото- рый я снял обАфоне, есть один эпизод, где папаКраль тонким голосом запевает: «Ты, това- рищ мой, не попомни зла!» И многих смущало, что онможет засвистеть птичкой или спеть песенку. Некоторые же маску мрачной сосредоточенности, напяленной на лицо, считают признаком особенного благо- честия. Те, кто не чувствовал Афона, молча проходилимимо старика в рваном подряснике, считая его умалишенным.Ну а папе Крале только того и надо было. По афонскому обычаю могилу себе он уже вырыл, крест поставил. Мы с ним сфотографировались на краю этой могилы. И однажды он лег в нее и собрался умирать. Подошли отцы и говорят: «Ну хорошо, отец такой-то заби- рает твою келью, храм, а отец такой-то — огород!». Надо сказать, до самой старости папа Краль был человеком не только духовно, но и физиче- ски могучим. На каменистую почву на цепях он заволакивал мешки с землей, цемент для стройкикельи, бревна. Как это у него получалось, непонятно. Кто-то из братьев пытался помочь, но он отказался, го- воря, что ему совершенно не тяжело. Натаскав земли, он создал красивый цветник не в пример соседям, выращи- вающим овощи. Он охотно фотографировался на фонекрасной герани, вы- ходя в полном облачении архимандрита, с наград- ным крестом. А рядом на груди пластинка с та- блетками аспирина. Так юродивый шутил над теми, кто думал, что с по- мощью лекарств можно вылечиться. Он говорил: «Тело надо лечить по- сохом, а сердце — кре- стом!» В момент фото- графирования на стар- ца садилось множество мелких цветных птичек. Отец Стефан подкарм- ливал их сухой лапшой, которой питался сам. Но это отступление от темы. Вы же помните, что старец лежит в могиле и собрался умирать. Отец, которому пообещали цветник, вдруг говорит: «Да, папа Краль, я вырываю твои цветы и сажаю на их месте помидоры!» После таких слов возмущенный старец восстал из могилы. Вымоленный омофор Юродство было для старца покровом. Но по большому счету покров — омофор Пре- святой Богородицы — это то, что делает невидимым людей, какое-то место, сохраняя от зла. Однажды, будучи на Афо- не, я увидел, что может про- изойти, если покров Матери Божией отымается от земли. Это было как раз на праздник в 2000 году. Мы отправлялись в переход по горным местам Афона, уплывали из Русского Пантелеймонова монастыря. И вдруг на пристани увидели странных людей в длинном об- лачении, вкрасныхшапочках. Это были католические кар- диналы, прибывшие в составе делегации. Не было благо- словения впускать их в храм, но потом они вошли даже в алтарь. И тут такое началось! Сказать, что я видел трехсу- точную нескончаемую грозу, как с неба стеной падает вода, как это было во времена по- топа — это ничего не сказать. Смыло строения, укрепления, были и человеческие жерт- вы. Дороги были иссечены каньонами, многометровыми оврагами. В тот момент, ког- да все это происходило, мы вспомнили писание Нила ми- роточивого о том, как Господь отымает покров от Афона. И все это сбылось. СтарцыАфона берутся за края этого покрова, тянут на себя, пытаются вер- нуть его обратно, молитвенно обращаютсякМатериБожией, чтобы она их помиловала. И омофорвозвращаетсянаАфон. Хронологически это явление связано с посещением Свя- той горы католиками. А мы, грешные и убогие, живем под этим покровом, потому что любовь Владычицы к нам без- раздельна. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz