Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Первый госавтоинспектор Начальник ГАИ Липецка ездил на велосипеде ФОТО ИЗ АРХИВА ОБЛАСТНОГО УГИБДД № 21/25149/ 4 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 80 ЛЕТ ГИБДД Службу в ГАИ Петр Логовиков нес честно, нарушителей наказывал, но в то же время помогал людям АНОНС В следующемномере—рассказ о первом руководителе областного отделаГосавто- инспекции Константине Лукьянове. В наступившем году исполняется 80 лет со времени создания Госавтоин- спекции в нашей стране. Служба была образована 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государствен- ной автомобильной инспекции Глав- ного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стали борьба с аварий- ностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт. На протяжении всей своей истории Госавтоинспекция остается надежным стражемдорог, способствует предотвра- щению аварий, снижению травматиз- ма, борется с проявлениямикриминала и помогает попавшим в беду участни- кам дорожного движения. «Липецкая газета» начинает публикацию серии материалов, рассказывающих о людях, чей профессионализм способствовал становлениюи развитиюэтойполицей- ской службы на липецкой земле. —А какие жанры сегодня в моде? —Последние семь—десять лет нет основополагающего направления в литературе. Тот же постмодернизм и дру- гие течения, вышедшие из андеграунда в начале де- вяностых, пошли на спад. Карнавал Владимира Соро- кина закончился. А когда я начинал печататься в 1997 году, отношение к реализму было очень негативное — что это вы повторяете советское прошлое? А сейчас жанр вер- нулся в обновленной форме. Без бумажки писатель… тунеядец — Насколько объективны современные литературные премии? Зачастую они пре- вращаютсяв междусобойчик, писатель одного круга не по- лучит премию другого… —Премии нужны, но резо- нансных из них не так много. При полуживом состоянии современной литературы они являются ориентирами для читателей. Финалисты более- менее показательны, хотя немало хорошей литературы остаётся за бортом. Сейчас нет большой войны между раз- ными направлениями. Когда в девяностых я одновременно печатался в «Знамени» и «На- шемсовременнике», и с тойи с другой стороны мне говорили «что ты делаешь?» и очень сильно друг друга ругали. Сегодня таких эмоций уже не возникает. Не знаю, сможет ли Проханов получить «Бу- кера» или «Большую книгу», но соединение различных ли- тературных лагерей происхо- дит. И это правильно, должно быть общее литературное про- странство, а уже внутри него можно враждовать, как это было в советское время. Была идея создать новое писатель- ское сообщество, но её пока отложили. Сейчас у писателя вообще нет определённого со- циального статуса, словно он занимается какой-то полупод- польной деятельностью. Он должен где-то работать, ина- че будет выглядеть в глазах общественности тунеядцем. Когда я уволился из газеты и сталоформлять загранпаспорт и визы, то столкнулся с этим в полной мере. А где ваша трудовая книжка? А что, вы нигде не работаете? Смотрят на корочку Союза писателей и говорят, что это не документ. —Ачто думаете о присуж- дении «нобелевки» Светлане Алексиевич? — Алексиевич — спорный выбор. По форме её книги по- строены как высказывания людей. Некоторые книги, на- пример «Время секондхэнд», составлены очень тенденци- озно. Дан голос людям одного направления, а люди другого направления показаны про- стыми, даже туповатыми. Я понимаю тех, кто негодует, что ей дали Нобелевскую пре- мию. С другой стороны, «но- белевка» всегда отличалась таким подходом, ориентиро- ваться с её помощью в лите- ратуре пустое занятие. Пре- красно, что еёполучил«Тихий Дон» Шолохова, это отчасти оправдывает существование премии. Его новую экраниза- цию, кстати, всё не решаюсь посмотреть. Пока жива Бы- стрицкая, переснимать «Ти- хий Дон» — кощунство. Дети и чтение — Кого из любимых авто- роввыбыпосоветоваливклю- чить вшкольнуюпрограмму? — Не знаю, что можно порекомендовать из творче- ства современников, всё-таки должна быть дистанция. Обя- зательно нужно детей знако- мить с рассказамиЮрияКаза- кова, поэзией Евтушенко, Ку- няева. Учитель долженчитать вслух: у меня дочка прони- калась чем-то именно тогда, когда ей читала учительница. Прибегает из школы — папа, у нас есть Платонов? Я дал ей двухтомник, и она читала его месяца три. — С чего лучше начать, чтобы привить потребность к чтению детям? —Если бы я знал…Из-под палки читать не заставишь. Может быть, помогут аудио- книги. Раньше было всего две телепрограммы, радиоточка. Но постоянношли спектакли, литературныечтения…Вмоей семье интеллигентов в первом поколении была традиция читать вслух. Отец, сестра, я, мама читали по кругу. Когда в 12-13 лет я перешел от полудетской литературы —Жюля Верна, Стивенсона к более взрослому чтению, отец прочел нам вслух «Деньги для Марии» Распутина. Я снова стал искать что-то серьезное, настоящее в книгах. Не могу сказать, что мои дети сидят и читают. Старшая в основном читает в Интернете, младшая читает книги, но не запойно. Жажды чтения нет. Но и у меня были периоды, когда я не читал. Драма русского мира — Как вы работаете над книгами, кто является их первым читателем? — Книги я пишу от руки. На компьютере строчить скучновато. Потом, когда перепечатываешь с бумаги, текст меняется процентов на 40-50,происходит дополни- тельная работа над словом. Первый читатель — это ре- дактор, в редких случаях жена. Бывает, критикуют, в журналах довольно часто от- казывают, если я верю в эту вещь, то несу тогда в другой. Редакторы и должны кри- тиковать, чем жестче, тем лучше. Нужен вкус, такт и острый глаз, замечающий фальшивые ноты. В лите- ратурных журналах такие редакторы есть, в издатель- ствах меньше. Встречаться с читателями—полезная вещь, иногда нужно услышать, что они думают о тебе в лицо, но злоупотреблять этимне стоит. Автор должен говорить о себе своими книгами. — Над чем работаете сей- час? — Пишу большую вещь о русском мире на примере Тувы. Когда-то Кызыл был русским городом, назывался Белоцарск. Его основали в 1914 году, после вхождения края под протекторат России. Потом, в двадцатые годы, его переименовали, назвав ту- винским словом «красный», но по составу населения он оставался русским. Однако в начале девяностыхмногие его русские жители были вынуж- дены уехать кто куда. Хочу показать, какпроисходила эта ломающая судьбы миграция. Не знаю, что из этого получит- ся, надо ведь соблюдать опре- деленную корректность, да- вать не только правду жизни, но и художественную правду. Поэту работается неспешно. ГЕННАДИЙ ЯКОВЛЕВ В сороковые годы прошлого столетия жители Липецка считали Петра Ивановича Логовикова начальником городской Госав- тоинспекции. Но правильно его должность называлась — старший государственный инспектор межрайонной ГАИ. Ошибались липчане по форме, но не по сути. Тогда, восемьдесят лет назад, когда служ- ба ГАИ только-только была образована, в маленьком заштатном Липецке появился сотрудник, который занимался всеми во- просами, связанными с законностью экс- плуатации автотранспорта. В ведении Ло- говикова было порядка одиннадцати тысяч автомобилей. Он занимался их техосмотром, приемом экзаменов по вождению и выдачей водительских удостоверений, оформлением дорожно-транспортных происшествий. Ну как такого человека называть? Конечно, начальником! Частенько инспектор посещал городские автохозяйства, беседовал с их руководите- лями и простыми водителями, разъяснял, объяснял, советовал, проводил, как сейчас принято говорить, профилактические беседы. Но вот что интересно. Служебного авто- транспорта до войны у Петра Логовикова не было, до места дорожных аварий приходи- лось ему добираться пешком либо на велоси- педе. В лучшем случае вызывал машину из автохозяйства. Почему Петр Иванович выбрал для себя такую нелегкую, беспокойную профессию? Пожалуй, правильно будет сказать—так рас- порядилась судьба. РодилсяЛоговиков в1910 году в селе Большие Алабухи Воронежской области. В начале тридцатых годов закончил Борисоглебский автодорожный техникум. Потом была служба в Крас- нойАрмии, в саперном бата- льоне стрелкового корпуса в городе Пскове. Когда красноармеец де- мобилизовался, вернулся в родные края, тут и сгодилась полученная в техникуме профессия. С 1934 по 1936 год Петр Логовиков работал госавтоинспектором облдор- транса по Россошанскому уезду Воронежской области. Так что в Липецк прибыл уже готовый специалист. А в годы войны Петр Иванович нес службу стар- шим госавтоинспектором ГАИ Управления милиции Воронежской об- ласти. Был награжден правительственными наградами: медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отече- ственной войне». После войны у инспектора Логовикова наконец-то появился служебный транспорт. — Сначала это был мотоцикл «Красный Октябрь», — вспоминал Петр Иванович, — потом мотоцикл «ПМЗ» (Подольский мото- циклетный завод). Мы его вшутку окрестили «попробуй меня завести». Но все-таки рабо- тать стало полегче, быстрее смог добираться до мест дорожных происшествий, решать неотложные вопросы. Был в служебной биографииПетраИвано- вича Логовикова эпизод, надолго запавший в его память. Онем он поведал в одномиз своих последних интервью. Однажды некий лихач резко затормозил у кинотеатра «Октябрь», распугав выхо- дившую после сеанса публику. Милиция задержала водителя, у которого при себе не оказалось прав на управление автомобилем. Его доставили к Логовикову. При разборе ситуациивыяснилось, чтоперединспектором находится сам сын вождя народов Василий Сталин. В то время он прохо- дил в Липецке стажировку на курсах при авиашколе. Как тут быть? Малейшая оплош- ность была чревата крупны- ми неприятностями не только для Логовикова, но и для его руководителей. Не растерялся Петр Ива- нович, принял единственно правильное в создавшихся условиях решение. После быстрой проверки выдал Ва- силию Сталину временный талон на управление автомо- билем. Службу в ГАИ Петр Ло- говиков нес честно, наруши- телей наказывал, но в то же время помогал людям. И хотя сейчас его уже нет в живых, память о первом липецком инспекторе ГАИ сохраняется. Он многому обучал своих мо- лодых коллег: как правильно составлять протоколы, вести беседы с водителями, но, пожалуй, главное—своимличнымпримером показывал, как должен работать сотрудник Госавтоинспекции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz