Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ Централизованнаябиблиотечная системаЛипецкаподвела итоги Года литературы. Циклмероприятий завершила встреча с известным российским писателем, лауреатом национальной литературной премии «Большая книга» Романом Сенчиным. Автор романов «Нубук», «Ёлтышевы», «Информация», сбор- ников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло»идругихнеоднократно входилвшорт-листыпрестижных литературных премий — «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер». Престижной премией «Большая книга» 2015 года отмечена последняя крупная работа Сенчина — роман «Зона затопления». Популярный автор ответил на многочисленные вопросычитателей на встрече вЦентральной городской библиотеке имени С.А. Есенина. ФОТО СЕРГЕЯ МАЛЮКОВА № 21/25149/ 4 ФЕВРАЛЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ Роман Сенчин : «Книги я пишу от руки» Известный писатель о себе, о творчестве и литературе Автограф липецким почитателям таланта писателя. Без светлого финала — Я хорошо знаком с си- туацией, сложившейся в зоне строительства Богучанской ГЭС, — рассказал писатель, — долго собирал материалы, много ездил по Красноярско- му краю и Хакасии, неодно- кратно общался с жителями затопленных сибирских дере- вень, переселённых в города. Огромное водохранилище затопило пахотные земли, чернозём, леса. Процесс пере- селения жителей затоплен- ных деревень сопровождался большими человеческими драмами. Люди, вырванные из своей привычной среды, просто не понимают, как им жить дальше. Им выделили небольшие квартиры исходя из санитарных норм, не дали земли, что делать дальше — абсолютно не понятно. Начи- нать писать было боязно, на эту тему Валентин Распутин написал свою великую вещь «Прощание с Матёрой». Я не согласен с мнением критики, что «Зона затопления» — это римейк повести Распутина. Сама жизнь дала повод вер- нуться к этой теме, показать, что происходит сегодня. Я укрепился в этой мысли, про- чтя главы из новой книги Михаила Тарковского, писа- теля из Красноярского края, о людях из затопленной зоны. Наши оценки происходящего совпали. В Сибири эта тема вновь злободневна. Я поста- рался честно описать всё, что было. Сцена, в которой на кладбище, куда перенесли останки людей, из затоплен- ных деревень хлынула вода —документальная. Это стало последним толчком к написа- нию книги. И для меня очень важно то, что люди, знакомые с ситуацией, говорят, что кни- га правдива. — Роман Валерьевич, что васподвиглонаписать«Ёлты- шевых», жестокую историю о семье, гибнущей под гнётом тяжелых жизненных обстоя- тельств в сибирской глубин- ке? Беспросветный финал книги не оставляет надежд на будущее… — У моей семьи тоже есть свой трудный опыт переселе- ния из родных мест. В 1993 году мы переехали из столи- цы республики Тувы Кызыла в деревню.Хотелив город, но с деньгами было неважно, квар- тиру продали очень дёшево. Родители до сих живут там. Так что, к сожалению, многие сюжеты и прототипы героев романа взяты из жизни. Сам бы не стал придумывать та- кую историю. Одна из семей переселенцев практически так же погибла, как в книге. Правда, произошло это не за три года, а за семь. Я бы и хотел написать светлый финал, да действительность не позволяет. Одна надежда, что, может быть, у мальчика получится жить лучше. Рок как форма самовыражения — Как вы пришли в ли- тературу, кто был вашим учителем? — Писать мечтал с дет- ства. Сначала хотел продол- жать приключения героев Майн Рида, Стивенсона, по- том пошли сюжеты из жизни знакомых. Один раз отправил рассказ на радио в «Пионер- скую зорьку», там его сильно переделали. Даже крупный для меня по тем временам гонорарменя не утешил, боль- ше я им ничего не посылал. В Литературный институт поступил уже в достаточно зрелом возрасте, после армии. Мне очень повезло, что я по- пал в нём на семинар к Алек- сандру Рекемчуку, я ходил на разные, чтобы было с чем сравнить. Он даёт серьезный настрой студентам — если вы поступили, то пишите что-то стоящее, а не прохаживайтесь с глубокомысленным видом в коридорах. Не случайно у него много пишущих выпуск- ников, сейчас это редкость, люди идут в редакторы, на ТВ, куда угодно, только не в писатели… И пишут так, что замечают и читают. Мне доро- го его мнение. Иногда мы экс- периментируем, обсуждаем моё творчество со студентами. —В юности пробовали за- ниматься поэзией? —Каждый должен пройти через сочинение стихов, я не исключение. Я участвовал в рок-группе, писал много текстов и пел. «Гаражная ме- лодика» — была в начале де- вяностых такая панк-группа молодых ребят в Сибири. Потом в Москве участвовал в группе «Плохая примета». Занятие рок-музыкой для меня до сихпор очень важный период в жизни. Об этом моя книга «Лёд под ногами» — о музыкантах, которые искали что-то большое, а вынуждены заниматься в жизни совсем не тем. Для нашего поколе- ния рок-музыка — это одна из главных форм творчества и самовыражения. Через это прошли Садулаев, Елизаров, Прилепин внезапно очень громко запел и стал звездой, и это замечательно. — Что чувствовали, когда пришелпервыйписательский успех? — Больше эмоций у меня было, когда вышла первая подборка рассказов вжурнале «Знамя». Было чувство, что я добился чего-то. Книгу вы- пустить сейчас не проблема, а вот попасть на страницы «толстого» литературного журнала намного сложнее — критерии выше. Реализм вернулся — Обязательно ли автору жить в столице, поближе к критикам и литературным журналам, чтобы обрести из- вестность? — Пожить в Москве писа- телю необходимо, для этого Горький и придумал Литера- турный институт. Мне при- шлось остаться в столице, поскольку в девяностые было совсем сложно с работой. А сегодня тот же Прилепин, Денис Гуцко, да много кто ещё, живут в провинции, при этом не покидая зону большой литературы. Москва выхолащивает людей. Уменя возникают мысли подождать, когда подрастёт младшая дочка, и вернуться на родину. Большинство моих вещей по- являются, когда я живу у ро- дителей или езжу по России. — Кого из ваших коллег стоит читать, чтобыполучить представление о современном литературном процессе? —Из старшего поколения — Борис Екимов. Его «Осень в затоне» стала настоящим событием. Ему под восемьде- сят, а как точно он описал все сложные, запутанныенюансы современной жизни. Из отно- сительно молодых — Сергей Шаргунов, Захар Прилепин. Я по-разному отношусь к ним и их вещам. Ровность для пи- сателя — это смерть, должны быть подъёмы и спады. Есть Денис Гуцко, Андрей Руба- нов, Дмитрий Новиков, Илья Кочергин, Анна Козлова, Ирина Мамаева, Алиса Гани- ева (советую её книгу «Жених и невеста», финалист «Рус- ского Букера»), рекомендую также мощный дебют Антона Секисова «Кровь и почва» — это скандальная, но хоро- шо написанная книга. Они интересны и с художествен- ной точки зрения, и своим отражением жизни. Сейчас выходит огромное количество разной литературы— от фэн- тези до жесткого реализма, есть из чего выбирать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz