Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Возвращаясь к классике традиций « Липецкие театральные встречи » подвели итоги девятидневного марафона Сергей Малюков «Весь мир — театр, а люди в нем актёры»— эту знаменитую фразу почти пятьсот лет назад вложил в уста героя своей пьесы Уильям Шекспир. В том, что хрестоматийные строки с годами становят- ся лишь точнее и сильнее, убедительно доказал XXXII международный фестиваль «Липецкие театральные встречи». В этом году обширная программа девятидневно- го театрального форума была полностью посвяще- на зарубежной классике. На суд публики и ав- торитетного экспертного совета своиработыпредста- вили труппы из Тюмени, Донецка, Владимира, Ми- чуринска, Сергиева Поса- да, Тамбова, Рязани, Орла и Москвы. Фестивальная программа блистала гром- кими именами от столпов драматургии Шекспира, Мольера, Шоу до класси- ков века XX Алехандро Касона и Жеральда Сибле- райса. Многообразными были и театральные фор- мы, традиционная драма сменялась экстравагантны- ми модернистскими экспе- риментами, а философская комедия — детской сказ- кой в стихах. «С каждым годом фе- стиваль приумножает свои традиции, выполняя важ- ную миссию сохранения драгоценного наследия русской театральной шко- лы. Уверен, что в этом году программа, составленная из лучших произведений мировой драматургии, сделала его временем не- забываемых открытий и интересных встреч, по- могла упрочить дружбу и сотрудничество между городамиРоссииидругими странами», — подчеркнул в своей приветственной те- леграмме министр культу- ры Владимир Мединский. Владимирский акаде- мический областной театр драмы «замахнулся» на бессмертного «Гамлета» Уильяма Шекспира, и по- становка режиссера Петра Орловапопала точновцель, завоевав любовь публики и признаниежюри.Эксперты единодушно не скрывали своего восхищения. — «Гамлет» из Влади- мира совершенно выда- ющийся, трагический и одновременно очень эстет- ский спектакль,—считает участник экспертного сове- та фестиваля, московский театровед и театральный критик Лана Гарон. — По уровню его можно сравни- вать с высшими достиже- ниями русского театра XX века, работами Товстоно- гова, Любимова, Эфроса, Ефремова. Он удивителен по атмосфере, ты букваль- но ощущаешь этот лед, хо- лод, туман, окружающий героев. — Сколько было вида- но-перевидано сцениче- ских интерпретаций пьесы Шекспира, но хороший стиль и хороший вкус — большая редкость в наше время, —убеждена предсе- датель экспертного совета, театроведидраматургНина Мазур (ФРГ, Ганновер). — Мы увидели современный спектакль с замечательной сценографией, цельное, оригинальное и мощное высказывание. Ощущение подлинности жизни, чело- веческих страстей, вечной ценности слов классика не покидало на протяжении всего действия. Это миро- вой театр высочайшего уровня. Вообще уровень всех фестивальных работ очень сильный, было из чего выбирать, а организа- ция просто замечательная. «Липецкие театральные встречи» стали событием и явлением в театраль- ном мире не только Рос- сии, но и Европы в целом. — Впервые за много лет поставили «Гамлета», впервые отправились с ним в Липецк, и тут такая удача, — не скрывала ра- дости, принимая гран-при «Липецких театральных встреч», координатор фе- стивальных и гастрольных проектов театра из Влади- мира Ольга Гунина. Не менее престижный приз за «Лучшую режис- суру» спектакля «Ветер в тополях» Жеральда Сиблейраса Тюменского большого драматического театра получил лауреат Го- сударственной премии РФ Александр Баргман. Уча- ствовавшие в нем артисты — Сергей Осинцев, Алек- сандр Тихонов и Сергей Скобелев — удостоились наградывноминации«Луч- ший актерский ансамбль». Пронзительная исто- рия, балансирующая на грани буффонады и тра- гедии, о трех стариках, оказавшихся в доме пре- старелых для ветеранов войны, не оставила никого равнодушным. Герои, не желаястареть, вспоминают юность, вечно ссорятся, мирятся, мечтают вырвать- сяна волюиз своего послед- него приюта… —Я мечтал найтимате- риал, который раскрыл бы весь огромный потенциал тюменских артистов, — рассказалАлександр Барг- ман. — «Ветер в тополях» подошел идеально. При всей своейкажущейся про- стоте и юморе это глубокая и грустная пьеса. Темывза- имоотношений со време- нем, сопротивления старо- сти, стремления, несмотря ни на что, сохранить в себе искру любви—всегда были мне интересны. Приз за «Лучшую муж- скую роль» получил за- служенный артист России Валерий Лагоша за ис- полнении роли Миколы Задорожного в спектакле Орловского государствен- ного театра для детей и молодёжи «Свободное про- странство» «Украденное счастье» Ивана Франко, режиссер-постановщик ЛинасМариюс Зайкаускас. — Прекрасная работа, очень органичная роль, — считает участник экс- пертного совета, народ- ный артист РоссииМихаил Янко.—Получил огромное удовольствие от спектакля. Ивана Франко сейчас ста- вят оченьредко, а зря, инте- реснейший автор. Не стоит забывать наследие класси- ков, как раньше говорили, «братских республик». Премию в номинации «За чистое звучание гума- нистической темы» полу- чил Сергиево-Посадский драматический театр-сту- дия «Театральный ков- чег» за спектакль «Дзынь» Натали Фильон, режис- сер-постановщик Наталья Шумилкина. «За пласти- ческоерешение спектакля» был отмечен закрывавший фестивальную программу «Портрет Дориана Грея» ОскараУайльдамосковско- го «Театра наЮго-Западе», режиссер-постановщик за- служенный артист России Олег Леушин. Донецкий г о судар - ственный академический музыкально-драматиче- ский театр дебютировал на фестивале спектаклем «Тартюф» Жана-Батиста Мольера и сразу же сни- скал успех. Работу заслу- женного деятеля искусств Василия Маслия отметили премией «За артистизм и комедийную стихию спек- такля», а главное «Призом зрительских симпатий» по итогам специального голо- сования. В числе зритель- ских фаворитов оказались также спектакли театров из Тюмени и Москвы. Публикаижюривысоко оценили и спектакль глав- ного режиссера Липецкого государственного академи- ческого театра имени Льва ТолстогоСергеяБобровско- го «Оркестр Титаник» по пьесе Христо Бойчева. — Спектакль просто замечательный, легкий, смешной и в то же время глубоко философский, — говоритЛанаГарон.—Пье- са интересная, музыка пре- красная. Ваштеатрпродол- жает радовать и удивлять. — Русский театр идет своим особым путем, — отметила, поводя итоги фестиваля, Нина Мазур. — На Западе сейчас де- лается ставка на визуаль- ную сторону спектаклей и технические эффекты. В России же всегда была важнее идея спектакля, его суть. Эксперименты и опыты современных мо- лодых режиссеров только подтверждают это правило. Публика хочет увидеть историю, над котороймож- но размышлять. Я сделаю все возмож- ное, чтобы в следующем году усилить междуна- родную составляющую фе- стиваля. Нет сомнения, что сегодняшний мировой театр способен показать зрителю интереснейшие вещи, которые лягут на душу липецкой публике. Думаю, всем будет инте- ресно увидеть, что ставят сейчас на сценах Европы и Латинской Америки. При всем разнообразии и глубине российского театра хочется новых красок, эмо- ций, впечатлений. Поста- раюсь, не меняя основное направление фестивальной программы, вкрапить в неё немножечко спектаклей из далеких стран с иной тра- дицией, но хорошо понят- ныхнам,—заключила она. Тогда, в Будапеште... О венгерской трагедии шестидесятилетней давности вспоминает наш земляк Владимир Алехин Он не участвовал в Великой Отечественной войне. Но у него все равно есть право называть себя ветераном боевых дей- ствий. Сегодня семидесятидевя- тилетний Виктор Пожи- даев живет в родном Хлевном, на той же самой тихой улице Юбилейной, где вырос, куда вернулся, отслужив в армии. Когда он надел солдатскую гимнастерку и был направлен в Южную группу войск, то, разуме- ется, не мог знать, в каких событиях ему придется участвовать. ...Венгрия. Утро 24 ок- тября 1956 года. Виктор с товарищами не сомне- вались: с беспорядками в Будапеште покончено. В «Последних известиях» по радио диктор уверенно говорил, чтопопытка анти- социалистическогомятежа провалилась. Через пару часовбойцыподразделения связи, в котором служил Виктор, череззабаррикади- рованные улицыне без тру- да пробились к блок-посту. Но им все равно казалось, что вооруженное противо- стояние смятежникамипо- зади. Беспрестанный гро- хот и вой снарядов и мин затих, на тротуарах вновь появились прохожие. Специалистам, отвечав- шим за связь советского руководства с венгерской столицей, надо было зано- во установить телеграфные столбы, заменить порван- ные провода. Их спокой- ную работу обеспечивал взвод охраны. Пожидаев по штатному расписанию выполнял одновременно обязанности водителя и стрелка. Поместив грузо- вик в укрытие, он занял свое место в оцеплении. Ремонтные хлопоты уже подходили к концу, когда к блок-посту подка- тил автомобиль. Из кузова вывалились вооруженные люди в куртках и пиджа- ках, опоясанных солдат- скими ремнями. Небри- тые, краснолицые от хо- лодного ветра. Некоторое время они подозрительно наблюдали за советскими солдатами, потом что-то властно стали требовать. Виктор догадался: нацио- нальные гвардейцыприка- зывали им убираться. Свя- зисты особо не возражали, поскольку работу они уже заканчивали. —Яразглядывал«гвар- дейцев» вблизи, — вспо- минает Виктор Николае- вич. — В глазах, жестах, выкриках чувствовалась непрекрытая злость. Они готовы были убивать. И не только нас, но и своих со- отечественников, которые не соглашались с их наме- рениями и поддерживали существующую власть. Те десять-одиннадцать дней в конце октября—на- чале ноября 1956-го Вик- тор Николаевич запом- нил во всех подробностях. Тогда погибли семнадцать из двадцати пяти бойцов управления связи, выпол- няясвойдолг.Одиннадцать — у Пожидаева на глазах. ... Связисты возвраща- лись с боевого задания. Дул сильный ветер, нави- сали тяжелые тучи. Дунай поднялся из-за сильных дождей. Машина Пожида- ева вместе с еще одним гру- зовиком попала в окруже- ние мятежников. Улюдей, толпившихся возле под- ковообразной многоэтаж- ки, было огнестрельное и холодное оружие. У ног — бутылки с зажигательной смесью. Один из мятеж- ников схватил бутылку и бросил в кузов передней машины.Вспышка.Языки пламени. До Пожидаева донеслись крики раненых. Рядомснимвкабине си- делмайор.Похоже, именно по нему и открыли огонь контрреволюционеры. Ав- томатные очереди пронзи- ли кабину. Майор получил ранение в грудь. Ранен был и водитель — в ногу. По- жидаеву, однако, повезло: пуля не задела кость. — Бог весть чем бы все закончилось, если бы не подъехал наш танк, —рас- сказывает Виктор Никола- евич.—Нанемнас, истека- ющих кровью, и доставили в госпиталь. Майор там остался, яжепосле тогокак мне оказали врачебную по- мощь, попросил танкистов отвезти меня в часть. В тот раз и погибли те одиннадцать товарищей Пожидаева. С 25 октября началась настоящая трагедия. Бои шли почти на всех маги- стралях, ведущих к Буда- пешту. Столицу объявили на осадном положении. В городе ввели комендант- ский час. Так холодная война превратилась, пусть на недолгое время, в «го- рячую». И слушая сегодня разноречивые вести об украинском майдане, о так называемой АТО, ког- да обстреливают мирных граждан в Донецке и Лу- ганске, о кровопролитии в Сирии, Виктор Пожидаев поневоле сравнивает их с тем, что он видел, пере- жил тогда, 60 лет назад, в Будапеште... Необходимое послесловие В советское время венгерское восстание у нас называли реакционным путчем. Сейчас риторика изменилась, путч, с подачи Запада, да и самих венгров, переименован в народную революцию. Невозможно в газетной публикации, основанной на воспоминаниях ветерана-земляка, оценить политические аспекты случившегося той осенью шестьдесят лет назад. Можно как угодно сурово рассуждать об активном участии советской стороны в подавлении выступления борцов с тоталитарным режимом, сторонников демократии. Не надо, однако, изображать последних романтичными и благородными рыцарями сво- боды. Свидетельства Виктора Пожидаева справедливы. Эти «рыцари» на редкость жестоко расправлялись с другими венграми, беспощадно лили кровь соотечественников-коммунистов. И трудно сказать, не ока- залась бы венгерская трагедия еще страшнее без вмешательства СССР. Во всяком случае, историки не зря отмечают, что демократическая революция все больше походила, выражаясь пушкинскими словами, на бунт бессмысленный и беспощадный. Авот отрывокиз книгиамериканскогоисследователяУильямаБлума «Убийство демократии. Операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны». Он дает представление о том, кто подталкивал к кровопроли- тию, возможно, вполне искренних патриотов и демократов в Восточной Европе, и в частности в Венгрии. «СоединенныеШтаты стремились создать проблемы и нанести вред. Они поддерживали оппозиционные группы в Румынии, организовали подпольную радиостанцию в Болгарии, разбрасывали с воздуха над Венгрией, Чехословакией и Польшей пропагандистские материалы (за один день 11 августа 1951 года с помощью 11 тысяч воздушных шаров было сброшено 13 миллионов листовок), занимались заброской людей (в Венгрии приземлились четыре американских летчика, которые, скорее всего, были оперативными сотрудниками разведки). ...Сотни венгров, румын, поляков и представителей других стран Восточной Европы проходили подготовку у специалистов ЦРУ по раз- ведывательно-диверсионной деятельности на одном из секретных объ- ектов в Западной Германии. Когда в октябре 1956 года началось восстание в Венгрии, эти люди, как утверждает ЦРУ, не использовались, поскольку не были готовы. Но ЦРУ засылало своих агентов в Будапешт для налаживания связей с повстанцами и оказания помощи в организации восстания. В то же время радио «Свободная Европа» убеждало венгров продолжать сопро- тивление, предлагая тактические советы и обещая, что американская помощь уже в пути». 3 № 207/25335/22 ОКТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Фото Николая Черкасова Все дети наши Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Фото автора Даниил К. Маль- чику исполнилось де- сять лет. Ребенок ведет здоровый образ жиз- ни, в свободное от уче- бы время занимается борьбой, шахматами, плаванием, играет с ребятами. Даниилочень общи- тельный, любит ходить в походы, рыбачить. Он надеется зарабо- тать деньгина свои соб- ственные удочки. Хочет научиться варить уху, причемна костре в котелке. Иугощать еюдорогих людей. Мальчик легко находит общий язык со взрослыми. Мечта Даниила — иметь большую дружную семью. Никита К. Брат Даниила, что на снимке вверху. Ему восемь лет. Он очень общительный, дру- желюбный ребенок. У Никиты много друзей. Ребята тянутся к сверстнику потому, что он инте- ресно рассказывает, оптимист и умеет находить выход из про- блемной ситуации. Никита участвует в сорев- нованиях по вольной борьбе, занимается плаванием. Всегда активный и любознательный, хорошо усваивает школьную программу. Любит животных, мечтает завести собаку. — Добрую и верную, — говорит Никита, — чтобы другом была и на людей не лаяла. Только на врагов, которые границу пересекать станут или вздумают устра- ивать теракты... Никита мечтаетжить вместе с братом, мамой и папой. РомаШ. Ребенокучится вше- стом классе, хорошо усваивает школьную программу. Он очень активен и подвижен, самосто- ятелен. У мальчика много дру- зей. Он всегда старается помочь сверстникам. И радуется, если другому человеку стало легче. Рома любит заниматься спортом: ходит в секцию вольной борьбы, учится плавать в бассейне, а в свободное времяиграет вфутбол. Как и многие дети его возрас- та, он — не паинька, не ангел. Но подход к нему можно найти. Заинтересовать, похвалить, доверив дело, аккуратнопро- контролировать. И он станет любящим, хорошим сыном в доброй, большой, ответственной семье. Единственным у родителей Рома быть не хочет. — Такие дети эгоистами часто вырастают. А я хочу стать настоящим человеком— сильным, честным. Тем, который заботится о семье и преданРодине,—сказал он. Нет сомнения, что сегодняшний мировой театр способен показать зрителю интереснейшие вещи, которые лягут на душу липецкой публике. Думаю, всем будет интересно увидеть, что ставят сейчас на сценах Европы и Латинской Америки. При всей разнообразии и глубине российского театра хочется новых красок, эмоций, впечатлений ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz