Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА № 205/25333/ 20 ОКТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 Картотека хранит огромный объем информации. На тысячи вопросов Как можно получить справочную информацию в современном городе ОЛЬГА ЖУРАВЛЕВА Мы уже постепенно стали забывать те времена, когда не было сотовой связи и сети Интернет. Тогда нужную информа- циювсе получали, сняв трубку городского стационарного теле- фона или даже телефона-автомата и набрав заветный номер «09». А для того чтобы найти «девушку без адреса», во многих крупных городах работали киоски «Горсправка», в которых можно было узнать расписание транспорта, режим работы организаций, адреса родственников и знакомых. Немало воды утекло с тех пор, в наши дни на помощь специалистам пришли новые технологии. Но даже сейчас без справочных служб порой не обойтись. Корреспонденты «Липецкой газеты» выясняли, какими способами сегодня можно получить справочную ин- формацию в нашем регионе. Жди меня История адресно-справоч- ной службы в России насчи- тывает уже более двухсот лет. Первые адресно-справочные конторы были открыты при городской полиции в Москве и Санкт-Петербурге. В со- ветское время после введе- ния института прописки у адресно-справочной службы появилось особое значение. Тогда были созданы адресные бюро и адресные столы. Их правопреемниками в постсо- ветское время стали отделы адресно-справочной работы в структуре федеральной ми- грационной службы. Отдел адресно-справоч- ной работы УМВД России по Липецкой области является единственным местом в на- шем регионе, где ищут людей по запросу. В этом году в связи с упразднением федеральной миграционной службы он опять вернулся в структуру полиции, как это было рань- ше.Поискродных, однокласс- ников, друзей и знакомых на- чинается с приема заявления, в которомнеобходимо указать полные данные о человеке, то есть фамилию, имя, отчество и дату рождения, а также обязательно указать причину розыска и оставить свои ко- ординаты. — Найдя человека, мы отправляем ему уведомление о том, кто его ищет и с какой целью. И если разыскивае- мый согласен на контакт, то мы просим его связаться с инициатором розыска,—рас- сказывает начальник отдела адресно-справочной работы областного УМВД Наталья Бабина. В распоряжении сотруд- ников отдела огромная кар- тотека, в которой хранится вся информация о жителях, зарегистрированных на тер- риторииобласти. База данных насчитывает почти три мил- лиона сведений. Картотека продублирована в электрон- ном виде. Все официально задокументированные из- менения в жизни людей по- ступают в базу автоматически из территориальных органов, например в случае получения или замены человеком па- спорта, регистрации по месту жительства. По словам Натальи Ба- биной, современным людям порой бывает нетрудно найти человека через социальные сети. Тем не менее представи- тели старшего поколения все еще обращаются в адресно- справочнуюслужбу. Часто ра- зыскиваютшкольных товари- щей. Бывало, что обращались и ветераны, искавшие своих однополчан. Какое-то время назад сотрудники отдела не- редко выполняли запросыдля передачи «Жди меня». После развала Советского Союза было очень много беженцев, отголоски этих событий ощу- щаются до сих пор, бывшие жители советских республик ищут друг друга. Самые впе- чатлительные потом присы- лают письма с благодарностью о том, что помогли найти до- рогого человека. После смерти человека информация о нем хранится еще десять лет. А в случае за- мены фамилии данные о пре- дыдущей не уничтожаются в течение 25 лет. С помощью адресно-спра- вочного отдела людей разы- скивают государственные структуры: судебные при- ставы, налоговые службы, органы социальной защиты и коммерческие организации. Как рассказала Наталья Бабина, за этот год в их отдел поступило 428 обращений. Запросыприходят ииз других регионов, а также ближнего зарубежья. Помимо обычных писем отдел принимает элек- тронные. Кроме того, люди приходят лично, есть также возможность заполнить за- явление на портале госуслуг. В адресно-справочной службе трудятся 12 человек. Режим работы круглосуточ- ный, поскольку услуги ока- зываются и правоохранитель- ным органам. Сотрудницы отдела всегда готовы помочь заявителям. Но десять лет на- зад был принят закон «О пер- сональных данных», который ограничил их полномочия. Теперь предоставить сведения о человеке без его согласия не- возможно. — Люди не всегда это по- нимают. Порой они думают, что мы обязаны предоставить информацию на блюдечке с голубой каемочкой. Иногда, узнав о наших правилах, просто отказываются писать заявление, разворачиваются и уходят. Бывают и сложные жизненные ситуации. Одна женщина как-то разыскива- ла сына. Убеждала нас, что они с ним просто поругались, поэтому он не даст согласие, просила все равно выдать о нем информацию. Но, к со- жалению, мы не имеем на это права, — говорит Наталья Бабина. Алло, вас слушают До принятия закона о персональных данных можно было найти чело- века по фамилии и име- ни, позвонив в службу «09». Сейчас это уже не- возможно. Да и службы «09» не существует. Вна- шем регионе ее заменил бесплатный номер «118» компании «Ростелеком». Решила проверить на себе, как работает справка. Мне ответил автоответчик: «Вас при- ветствует справочная служба «09» компании «Ростелеком», а далее музыка, после которой должен был последовать ответ оператора, но, увы, я его так и не дождалась, музыкальная пауза длилась бесконечно. Хотя согласно инструкци- ям на сайте «Ростелекома», по бесплатному справочному номеру информацию можно получить круглосуточно. По фамилии и адресу вполне реально узнать номера теле- фонов абонентов компании, давших разрешение на внесе- ние своих данных в систему информационно-справочного обслуживания. Это касается и юридических лиц. Здесь же возможно получить информа- цию о телефонах экстренных оперативных служб и соци- ально значимых объектов. Но на практике по- лучается иначе. Что? Где? Почем? В последнее время большое распростране- ние и развитие получили спра- вочные базы в сети Интернет, как правило, имеющие и но- мер телефона. Например, бес- платный спра- вочный центр « Ч т о ? Г д е ? Почем?» в Ли- пецке. Он был создан в 2008 году. В смену пять операто- ров обслужива- ют более двух тысяч звонков. Справочная предоставляет информацию по товарам и ус- лугам, предприятиям и орга- низациям областного центра. Таким образом она оказывает информационную поддержку бизнесу. В базе данных три тысячи организаций и более 60 тысяч товаров. Фирмы размещают информацию на платной основе, стоимость за- висит от сферы деятельности организаций. Но не только бизнесу ока- зывает поддержку эта спра- вочная служба. Здесь можно безвозмездно узнать номера телефонов муниципальных организаций и социальных учреждений. — Вот только ЖЭКи за- претили выдавать свои коор- динаты, мы всех адресуем в департаментЖКХ,—говорит менеджер ТатьянаАртюхина. А справочной службе «32 04 04» от социального направ- ления пришлось вовсе отка- заться. Эта частная компания работает с 2003 года. Пона- чалу 60 процентов звонков составляли запросы инфор- мации из социальной сферы. — Мы едва успевали при- нимать на работу операторов. Сейчас приходится оптимизи- ровать расходы, поэтому мы предоставляем информацию по товарам и услугам только тех организаций, которые заключили с нами договоры. Всех остальных приходится переориентировать на бес- платный номер «Ростеле- кома» «118», дозвониться на который непросто. При определенной поддержке со стороны властей мы могли бы вернуться к этой практике. А пока часто приходится от- казывать пожилым людям, которыеиз другихисточников информацию получить не мо- гут, — говорит руководитель службы Галина Тарасова. В базе данных этой спра- вочной около пяти тысяч компаний. Шесть операторов обслуживают порядка двух тысяч звонков в день. Ин- формацию можно получить в будние дни с 8.30 до 19.00, а также на сайте этой справоч- ной службы. В поисках нужной инфор- мации помогает и городская интернет-справочная «Наша справка». Операторы отве- чают на любые вопросы бес- платно, круглосуточно и без выходных в режиме онлайн. Вопросы задают самые раз- ные, порой нелепые. Напри- мер, где купить игрушечного тролля. Часто спрашивают, как записаться к врачу, где оформить документы, какая больница дежурит и куда звонить, если произошла ава- рия в коммунальной сфере. Операторы выдают более 50 справочных информаций в сутки. Справочные службы от- крываются и при различных учреждениях. Так, при ОГУП «Липецкфармация» действу- ет справочная, которая предо- ставляет информацию на- селению, фармацевтическим и медицинским работникам. Обратившись к ним, можно узнать о наличии препара- тов в аптеках, показаниях к применению, дозировках, противопоказаниях, ценах и действующих скидках, режи- ме работыаптекпредприятия. Ав некоторых городахРоссии существуют справочные рус- ского языка, справочные для родителей и будущих мам, для туристов. Судя по количеству об- ращений, справочный сервис востребован и возможностей для дальнейшего развития у него немало. Работа адресно- справочной службы областной полиции по-прежнему востребована.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz