Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ДАЛЕКОЕ — БЛИЗКОЕ № 200/25328/ 13 ОКТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 Самолет уходит в зенит Тридцать лет назад погиб замечательный ас Липецкого авиацентра Петр Шелыганов ВЛАДИМИР МЕРКУРЬЕВ, г. Липецк —Будемсобиратьавтомат, Владимир Александрович? — спросил ученик учителя. После уроков он уже сбегал домой, бросил там портфель, что-то перекусил. И вот он опять в школе, нетерпеливый и азартный девятиклассник. Родом из детства Ну куда тут денешься! Ко- нечно, будем. Только хочу уточнить для читателей: речь, конечно, шла не о боевом ав- томате, а об устройстве для сортировки шариков для под- шипников. И еще два уточ- нения: ученика звали Петр Шелыганов, а учителембыля, выпускник пединститута, от- служивший в армииинедавно впервые переступившийпорог класса вкачествепреподавате- ля физики. По-моему, мы с Петром совпали в главном: и ему, и мне хотелось жить интересно. Поэтому, когда я организовал физико-техническийкружок, Шелыганов тут же в него за- писался. У паренька были отменная голова и золотые руки.Кстати, нашавтоматдля подшипников демонстриро- вался на городской выставке технического творчества. Да, Петя был человеком увлеченным. В начале лета я предложил ребятам отпра- виться в турпоход. Понятно, мойПетр откликнулсячуть ли не первым. Галичья гора, пре- красные берега Дона, старин- ный Задонск, собор с мощами Тихона Задонского, Графский заповедник... Все это подро- сток воспринимал как дар, все запоминал, впитывал... А через год для лучших учениковшкола организовала поездку в Крым. Шелыганов ее, безусловно, заслужил. Но... Он удивил и друзей, и педагогов, когда отказался от путешествия на море, а от- правился в Грязи — в лагерь клуба юных летчиков. Мы еще не догадывались, о чем он втайне мечтал. В лагере этот способный, надежный парень был назначен командиром мальчишеской «эскадрильи». Под началом у него оказались двадцать семь сверстников... Продолжатель династии Пожалуй, я зря написал, чтоПетя втайне мечтал о небе. Да каким еще мог видеть свое будущее сын отважного лет- чика Василия Петровича Ше- лыганова? И Петр, и двое его братьев, естественно, хотели летать, как отец. Шелыганов-старший за три года до войны по комсо- мольской путевке был при- нят в авиационное училище. Закончил его с отличием. Против немцев воевал на бом- бардировщике. Надо было — бомбил объекты врага, надо было—доставлялпартизанам оружие, боеприпасы, продук- ты, вывозил раненых. В октя- бре 1943-го, получив задание разбомбить фашистский аэро- дром, Василий Шелыганов попал в зону зенитного огня. Его поврежденный самолет кое-как дотянул до лесного массива и сел, ломая ветви деревьев. Шесть дней про- бирался летчик по болотам к своим. Еды не было. Он пре- вратилсяв«живойскелет».Но ему повезло: он таки вышел к партизанам. А дальше старший лей- тенант Шелыганов до весны сорок четвертого командовал отрядом 4-й Ленинградской партизанской бригады. Вмар- те она соединилась с частями Красной Армии. Шелыганов продолжил свою войну в небе. Демобилизовалсяпо здоровью спустя тринадцать лет после победы. Работал в Липецком аэропорту. Наверное, сыновья боевого летчика немало знали о фрон- товой юности отца. Как знали и о том, что он не был первым из Шелыгановых, чьей судь- бой стала авиация. Для Васи- лия Петровича примером был старший брат инженер-майор Матвей Шелыганов, один из лучших советских асов. Матвей Шелыганов был штурманом в звене Николая Каманина. Он участвовал в поиске лагеря высадившихся на льдину челюскинцев. Не- сколько строк из воспомина- ний Героя Советского Союза Каманина: «В задней кабине моего салона сидел штурман Шелыганов. Десятки и сотни раз он доказывал свое штур- манское искусство. Штурман могвидетьчерез густуюпелену облаков. Самые темные ночи не притупляли его зрения. В любых условиях, в любое вре- мяШелыганов знал, надкакой точкой земной поверхности находится самолет». Шелыганов отыскал в бес- крайнемЛедовитомокеане без всяких ориентиров, только с помощью компаса, потерпев- ших крушение исследовате- лей и команду ледокола. А из Хабаровска через всю Сибирь на базу Майна-Пыльгин про- рвался со своим звеном наш земляк Михаил Водопьянов. Но лагерь он не нашел. И все тот же штурман Шелыганов вывел Водопьянова к месту катастрофыледокола.Матвей Шелыганов был награжден орденом Ленина. А потом — война. Победу Матвей Петрович встретил в звании генерал-майора. Так что стоит ли удивлять- ся, что Петя предпочел лагерь юных летчиков ласковымвол- нам Черного моря? А потом, прекрасно сдав экзамены, на отлично закончил Харьков- ское высшее военное авиаци- онное училище... Профессионал Иначалась нелегкая служ- ба. Он был направлен в Север- нуюгруппу войск вПольше. А через шесть лет уже капитан Шелыганов переведен в иссле- довательский полк в Липецк. В ту пору слово «карьера» было не в чести. Петр не ка- рьеру делал, а занимался тем, что считал самым важным для себя на свете. А звания, должности получал, ничуть не заботясь об этом. Не скрою: когда он приходил ко мне в гости, я гордился моим уче- ником. Петр осваивает новую тех- нику, помогает переучиваться тем, кто прибывает вЛипецк с разныхаэродромовСоветского Союза. Есть его лепта и в раз- работке методических посо- бий по боевому применению МиГ-29. Сам он летал на нем блистательно. Из служебной характеристикиШелыганова: «На протяжении всех десяти лет службы летчиком-иссле- дователем Шелыганов Петр Васильевич много сил, про- фессионального мастерства и знаний отдавал исследова- тельской летной работе. Его критические замечания и предложения при исследова- ниях боевого применения но- вых самолетов-истребителей отличались четкой обоснован- ностью, знанием аэродинами- ки, тактики, авиатехники. Майор Шелыганов неодно- кратно участвовал в летных экспериментах, подмечая что-то новое, особенности в по- ведении самолета на исследу- емых режимах. Он тщательно готовилсяккаждому полетно- му заданию. В короткий срок майор Шелыганов освоил но- вый сложнейший самолет-ис- требитель МиГ-29, принимал активное участие в разработке методики выполнения слож- ного высшего пилотажа и боевого применения. Один из лучшихметодистов, опытный инструктор, он умело обучал и воспитывал летный состав строевых частей ВВС». Все складывалось хоро- шо. У Петра уже была семья: жена, дочь... Но настал день, который не смогут забыть те, кто знал и любил Петра Ше- лыганова. 1986 год, 3 октября. Осень. Желтые клены, солнце. Ше- лыгановывернулись после от- пуска. Петру уже не терпелось вновь сесть за штурвал своего истребителя. В Авиацентре предстояли показательные полеты перед слушателями Академии гене- рального штаба. Шелыганов, правда, в тот день не должен был лететь. МиГ-29 поручено было представлять его товари- щу. Тот прибыл на аэродром в шесть утра. Решил слетать на разведку погоды. И почув- ствовал недомогание. Когда до начала полетов оставалось меньше часа, Шелыганов по- лучил приказ занять место в кабине. Бегом в раздевалку, потом — к самолету. Запу- стил двигатели, залил в баки четыре тонны топлива — все должно быть по-настоящему, а не показухой с облегченной машиной... Последний полет Целая череда обстоя- тельств, однако, в тот раз была против него: сильный боковой ветер, спешка в организации полета. Аеще—конструктив- ный недостаток осваиваемой модели, в чем, увы, пришлось убедиться позже. Задача Ше- лыганова — взлететь и на ми- нимальной высоте выполнить «петлю Нестерова». Взлет. Самолет под боль- шим углом атаки стремится к верхней точке. Боковой ветер сносит его от взлетной поло- сы. Разворот и — нарушение управляемости. Высота верх- ней точки «петли» маловата для завершения полета. Но и в горизонтальном полете с ви- ражом самолет неуправляем. Петр принимает решение совершитьпосадкуна траекто- риипетли. Какбудто бы унего это вот-вот могло получиться. Но машина зацепила за га- зоотбойную стенку в начале взлетной полосы. Падение. Взрыв. Тогдапогиблонесколь- ко человек, находившихся у взлетной полосы, их накрыло бушующим огнем. Ну а Петр Шелыганов ценой своей жиз- ни помог вскрыть тот самый конструктивный недостаток, который проявлялся на вира- жеприсильномбоковомветре. После катастрофы просчет устранили. МиГ-29 летает без аварий. * * * Это случилось ровно тридцать лет назад. Память о замеча- тельном летчике живет в сердцах многих людей: однополчан, учеников, близких и родных. О Шелыгановых помнят в новго- родском городке Первомайске, откуда родом отец и дядя Петра Васильевича. Там есть улица имени Шелыгановых. А в музее липецкой школы № 19 собраны материалы о ее незаурядном выпускнике. Когда я стою возле стенда, посвященного жизни моегоученика,мнетрудносдержатьслезы.Ияповторяюпросебя бесхитростные стихотворные строчкиолетчиках-испытателях: Взлетают в зенит самолеты, Вспоров форсажем тишину. Иждут возвращенье пилотов Их жены, как будто в войну... И Петр, и двое его братьев, естественно, хотели летать, как отец Василий Петрович Шелыганов. Матвей Петрович Шелыганов. Петр Васильевич Шелыганов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz