Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

ДУШЕВНО № 200/25328/ 13 ОКТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 8 НИНА ВОСТРИКОВА Раньше Оптина пустынь была в словах и моих мечтах. Я даже не знала, в какой об- ласти находится Введенский мужскоймонастырьикактуда добираться. Нохотелапопасть туда всей душей. В течение года, зарегистри- ровавшись на сайте Оптиной, я получала SMS-сообщения с поучениями старцев. Было такое чувство, что послания сходили прямо с небес. Не доверяя памяти гаджетов, я бережнопереписываламудрые мысли в тетрадь. Часто исти- ны, подкрепленные временем, совпадали с моими жизнен- ными ситуациями. Впадаешь в уныние, а тут тебе рецепт, как бороться с ним. Накатила лень, апреподобныйАмвросий Оптинский в свойственной ему стихотворной форме говорит тебе: «Нужно жить нелице- мерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно» . И берешься за дела потихоньку- полегоньку. А когда взгруст- нется, другие слова того же святого приходят на память: «Начинать надо с благодаре- ния за все. Начало радости — быть довольным своим поло- жением» . И становится как-то легче переживать трудности. Сколько раз жизнь подтверж- дала эту непреложнуюистину. И вот я в Оптиной. Перед глазами величественные собо- ры, монастырские лавки, тра- пезная для монахов и палом- ников, гостиницы, корпуса келий, два завода, мельница, конный и скотный дворы и знаменитая белая оптинская ограда. С Творцом наедине Конечно, лучше такую по- ездку совершать по Божиему благословению. Все сложилось буквально в один день. До Воронежа доехала на своей машине, а оттуда до Калуги автобусом. От Калужского автовокзала в Козельск, где расположен монастырь, ходят быстрые маршрутки. Ехать минут 15. Сразу скажу о глав- ном: в Оптину лучше ехать одной, а не в составе паломни- ческо-туристической группы. Появится больше времени для того, чтобы почувствовать дух обители. Выне будете привяза- ныкпрограмме передвижения и сможете посещать весь круг суточного богослужения или, по крайней мере, сколько вам будет по силам. За неделю проживания я только раз про- пустила всенощную и литур- гию. Ведь мы, мирские люди, не привыкли ежедневно по 5-6 часов молиться. Трижды посещала полунощницу—это немноголюдное таинственное богослужение, как будто со- кровенный разговор с Богом и Богородицей. Чтобы попасть на самую раннюю монастыр- скую службу, нужно про- снуться 4.30. В шестом часу, в предрассветном полумраке, начинается чтение утренних правил, прочитывается 17-я кафизма из Псалтири, а затем Тихий свет Оптиной пустыни Пребывание в монастыре меняет человека На богомолье в Оптину люди шли всегда. Здесь все было проникнуто благодатным врачующим светом полунощница плавно перете- кает в раннюю утреннюю ли- тургию. После ранней и позд- ней литургии служат панихи- ды. Вчасовне во имя убиенных в 1993 году на Пасху братьев Оптинойпустынинепрестанно молятся о их упокоении. Люди обращаются к новомученикам как к живым, просят помощи себе, сродникам. В 13 часов возле усыпальницы с мощами преподобного Амвросия Оп- тинского насельники и палом- ники собираются на молебен с акафистом святому. В14 часов в храмеПреображенияГоспод- ня, где находятся мощи испо- ведника Рафаила, начинается водосвятный молебен, кото- рый можно заказывать всем святым.Потомлюдинабирают воду. В 15 часов народ стека- ется во Владимирский храм, где начинается молебен свя- тым Оптинским старцам. Ну а после его окончания, через четверть часа, — всенощная. День бежит — не замечаешь. Вечерние службы в Опти- ной особенные. Они проходят в полумраке. Теплятся лишь лампадки и свечи. Паника- дило возжигают только в дни больших праздников. Из трех- четырех точек придела молит- вы поочередно читают чтецы. И ты слышишь каждое слово. По обе стороны алтарных врат два клироса. Поют монахи очень красиво. Это величе- ственное и в то же время свет- лое пение. Дни моего пребыва- ния благодатно совпали с дву- мя праздниками—Сретением Владимирской иконыБожией Матери (8 сентября), престоль- ным праздником, поскольку там есть Владимирский храм, и с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентя- бря). Кстати, Владимирский храм—усыпальница, бережно хранящая семь мощей препо- добных Оптинских старцев. Впечатления от праздни- ков были потрясающими. На всенощной 40 раз услышала на греческом «Кирие элей- сон», и меня это поразило. Я не понимала, на земле поют монахи или на небе. Когда звучит песнь Пресвятой Бого- родицы, то тихо начинает бить колокол. И душа откликается на этот тихий звон, который потом звучит во всем твоем существе. Это протяжная чи- стая нота надолго отзывается в душе легкой печалью. В это время тычувствуешь, как вол- на поднимает тебя над миром житейскиминебо отверзается, и нет никого рядом: только Создатель и ты. Наверное, у каждого, по- сетившего Оптину пустынь, появляется ощущение, что именно здесь Господь ждет от тебя глубокого искреннего покаяния. Душа раскрывается и жаждет очищения. Испове- доваться в монастыре можно неторопливо и обстоятельно и вечером, и утром. На исповедь выходят много монахов. И ты слышишь то главное, которое можешь не услышать нигде. Попросившись на послуша- ния, я по благословению посе- лилась в коттедже в сосновом бору. Место необыкновенно красивое и тихое, меньше ки- лометра ходьбыот монастыря. В свободное время я гуляла по лесу, ходила к источнику Пафнутия Боровского, где вода необыкновенного чистого вкуса. Хотелось так уставать от служб и послушаний, чтобы в голове не оставалось ника- ких лишних мыслей. Так и случилось. На несколько дней напрочь отрешилась от земной суеты и житейских забот. Тонкая грань миров Как обычный человек мо- жет ощущать присутствие Духа Божиего? Я ходила по монастырской земле осторож- но, с благоговением, боясь ненароком примять траву на многочисленных могилах (их здесь так много у храмов), и плакала слезами радости и очищения. Мне казалась, что вся внутренняя грязь и накипь, копившаяся десяти- летиями, смывается этими слезами. С какой-то жадно- стью я прочитывала и запо- минала информацию о тех, кто умер, совершив благие дела для этого святого места, или просто сподобился мило- сти Божией закончить здесь свои дни. «Монах Андрей въ миру генералъ-маiоръАндрей Андреевичъ Петровский, за- служенный ветеранъ Русской армiи. 1786-23 янв. — 1867 г. 36 лет онъ верно служилъ Отечеству при двухъ царяхъ. Участник 85-ти сраженiй. Особенно отличился в 1812 году при Бородино, въ 1813 году при Лейпцигъ, в 1831 году въ польскуюкампанию». Ия поневоле представляю это- го мужественного человека, умершего за 100 лет до моего рождения, и размышляю о том, почему Андрей Андре- евич принял монашество. Устал от сражений и тягот военнойжизни, захотелось уе- динения? Как бы там ни было, прах его покоится между Вве- денским и Казанским храмом Оптиной. А вот еще одна надпись на надгробии, полно расска- зывающая о главной сути христианской жизни и глав- ном устремлении верующего человека: «На семъ месте покоится тело iеромонаха Герофея, в схимъ Iакова. Скон- чался в 1876 г. Мая 22 д. Пополудни въ 10 часу под праздник Сошествия Св. Духа на 55 году отъ рождения. По- ступилъ в Оптину Пустынь въ 1843 г. Из дворян Смолен- ской губ.Рославльского уезда по имени Iаков Козьмичъ Саковичъ. Пострижен въ монашество 1856 г. Дек. 2-го, рукоположен во Iеромонаха 1874 г. Сент. 9-го Принял схiму 1876 г. апреля 26 Дня и 22 Мая почил о Господе тихо и в совершенной памяти до последней минуты. Перед смертью сподобился прича- стия» . Здесь же и скромная могилка сестры преподобного Амвросия Оптинского — схи- монахини Параскевы, родом из Тамбовской губернии, села Большая Липовица, скончав- шейся в 1899 году на 72-м году от рождения. О матушке сказано, что она проводила днижизни в девстве сначала в миру, а в последнее время—в монастыре. Обходя могилы людей праведных — насель- ников Оптиной, ты как будто поднимаешься по лестнице в Царство Божие. Посещению могил и чте- нию надгробных надписей я посвятила много времени, по- ражаясь, сколь емко и точно можно рассказать о главном в земной жизни умершего и охарактеризовать его как личность. Мощи под спудом, тяжелые гробницы... Но ты чувствуешь живой свет и по- лучаешь ответы на все свои вопросы. И еще одно откры- тие: мир иной и этот, залитый солнцем сентября, находятся совсем рядом, разделяемые тонкой гранью. Душа боголюбца На богомолье в Оптину люди шли всегда. Здесь все было проникнуто благодат- ным врачующим светом. И не обманывалась душа боголюб- ца и видела своими очами тех, кого жаждала увидеть. Вот впечатления об Оптиной Н.В. Гоголя: «Нигде я не ви- далтакихмонахов. Скаждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспраши- вал, кто у них как живет: их лица сказывали сами все. Сами служки поразили свет- лой ласковостью ангелов, лучезарной простотой об- хожденья; самые работники в монастыре, самые крестья- не и жители окрестностей. За несколько верст, подъез- жая к обители, уже слышишь ее благоухание; все стано- вится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше» (Письмо А.П. Толсто- му, 10 июля 1850 г.). Об Оптине можно писать бесконечно, потому что что-то особенное происходит с тобой в этом прекрасном уголке земли. Сердце навсегда при- кипает к нему. Привязыва- ется не просто к прекрасным удивительным храмам, не- обыкновенным, интересным людям, населяющим мона- стырь, а к тому свету, теплу и чистоте, который здесь про- стирается. Мне было трудно возвращаться в мир, где не творят молитвы перед едой, сквернословят на улицах и забывают о главном— любви и терпении друг к другу. Я не могу передать это словами: но из Оптиной я вернулась другой. ФОТО НИНЫ ВОСТРИКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz