Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

БЫЛОЕ № 195/25323/ 6 ОКТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 ЛЕТОПИСЬ Как учили быть крестьянином Конь-Колодезские университеты ВИКТОР ЕЛИСЕЕВ, член областного краеведческого общества, член Союза журнали- стов РФ, лауреат областной премии имени И.А. Бунина На рубеже XIX—XX веков модернизация аграрного про- изводства побудила всерьез заняться сельскохозяйственным образованием. Развитие его только начиналось. Но уже тогда в Российской империи хорошо было известноКонь-Колодезное низшее сельскохозяйственное училище, ставшее одним из ве- дущих учебных заведений в стране. Школа открылась 1 октя- бря 1889 года по инициативе Воронежского губернского земства. До 1909 года она счи- талась низшей сельхозшколой 1-го разряда, затем была реор- ганизована в сельхозучилище. Школа имела «целью рас- пространение в народе позна- ний по сельскому хозяйству и необходимым для него ремес- лом, преимущественно путем практических занятий». Фи- нансирование было смешан- ным. Ежегодно отпускалось из казны по три тысячи рублей, земские средства и средства от земских сборов составляли ос- новную часть бюджета. Плюс значительные поступления от платыза обучение.Помогалии частные пожертвования. Учебное заведение владело 446,81 десятиныземли, из них 213,94 были заняты под паш- ню, 160 — под сенокос и луга, 49 — составляли неудобные земли, 4,37 — отводились под учебные участки, на осталь- ной площади располагались усадьба, парк, плодовый сад и питомники. В 1895 году имелись также 17 лошадей, 12 рабочих волов, 70 голов молочного скота, 40 овец, 59 свиней, 97 птиц и инвентарь для обработки почвы, посева и молотьбы урожая. В училище была хорошая библиотека, состоявшая из фундаментального и учени- ческого отделов. В 1910 году библиотека насчитывала 1552 тома общеобразовательной, естественно-исторической и специальной литературы. Учащиеся могли также поль- зоваться учебнымиизданиями и пособиями. В училище принимались только мальчики из всех со- словий в возрасте, как прави- ло, от 13 до 20 лет. В большин- стве это были крестьяне, дети земледельцев и служащих по сельскохозяйственной части. Особую роль играл наблю- дательный комитет. Под его руководством подбирались и готовились инженерно-педа- гогические кадры. Так, если в 1900 году из семи штат- ных преподавателей только трое имели среднее сельско- хозяйственное образование, а у двоих было общее среднее, то уже в 1912 году два пре- подавателя спецдисциплин пришли с дипломами о выс- шем образовании, да еще и с опытом работы управляющи- ми Смоленской и Марьинской сельхозшколами. Их имена— К.В. Козлов и И.А. Молчанов. Последний окончил Петров- скую сельскохозяйственную академию. Преподаватель общеобразовательных дис- циплин П.А.Соколов прошел обучение в Московскойшколе ваяния и зодчества. Об автори- тете училища свидетельствует конкурс: в разные годына одно место претендовало два-три человека. В школе, затем училище преподавались общеобразова- тельные и специальные пред- меты. Последний блок вклю- чал скотоводство, счетовод- ство, плодоводство, технику переработки, огородничество, важнейшие законы относи- тельно крестьянского дела. Большое значение при- давалось практике. Учени- ки выполняли полный цикл сельхозработ. Например, были «ученические ого- родики». Каждому воспитаннику для самостоятельной деятельности вы- делялось двадцать квадратных сажен земли. Он сам пла- нировал, что будет выращивать. Се- менами его обеспе- чивало училище. Весь урожайпосту- пал в полное распо- ряжение ученика- хозяина. Умение хозяйствовать оце- нивалось училищ- ной комиссией три раза в год: посев, уход, урожай. Форма воспи- танников включа- ла черные сапоги, тужурки серого сукна, полушубки, фуражки с зеле- ным околышем и овчинные шапки. Пища уче- ников была простой и сытной. На завтрак — чай, кулеш из пшена с салом, черный хлеб, на обед—щи или суп с мясом, каша пшеннаяили гречневая с салом. На полдник полагался чай с черным хлебом. Училище в Конь-Колодезе отвечало запросам того време- ни. С 1899 по 1917 год здесь подготовили пятьсот специ- алистов. Больше половины из них стали самостоятельными хозяевами, остальные служи- ли по сельскохозяйственной части. „ Ведущий рубрики Исаак Розенфельд НИКТО НЕ ЗАБЫТ В небе над Крымом Ас из села Кулешовка ВЛАДИМИР МЕРКУРЬЕВ Погода была нелетная, не- мецкие летчики не рисковали покидать свой аэродром. Тог- да Тимофей и получил при- каз — лететь на штурмовку наземных сил противника. 29 декабря сорок перво- го года. Ночь. Под нижней кромкой облаков он на своем истребителе «Чайка» вышел на немецкую автоколонну. Его бомбы упали точно в цель. Десяти фашистских автома- шин с грузом и солдатами как и не бывало. Но тем дело на кончилось. Тимофей сделал разворот и уже пулеметным огнем вывел из строя еще тридцать пять автомашин, рассеял до батальона пехоты. Двести семьдесят оккупантов нашли здесь, под чужим им крымским небом, вечный покой. Это один из эпизодов фрон- товой биографии нашего зем- ляка, уроженца Кулешовки Липецкого района Тимофея Ивлиева. Когда началась война, ему было двадцать два. После Борисоглебской авиашколы в начале декабря он оказался на Керченском фронте. Здесь под Новый год развернулась Керченско-Фе- одосийская десантная опера- ция. Перед нашими войсками стояла непростая задача — деблокировать Севастополь и освободить Крым. Советские бойцы суме- ли взять Керчь, ворвались в Феодосию, отбросили вра- га. Немцы вынуждены были остановить наступление на Севастополь и перебросить в помощь своей керченской группировке две дивизии. Преодолеть сопротивление гитлеровцев тогда нам не уда- лось, но в январе, феврале, марте на этом участке оказа- лись скованы значительные силынеприятеля.Керченский плацдарм наши удерживали. Тимофей сражался в со- ставе 347-го истребительного авиаполка. Его «Чайка» была маневренной машиной, хотя и уступала немецким в ско- рости. Однако молодой ас бил врагамастерскиибесстрашно. Главная забота летчиков- истребителей — оборона пор- тов, аэродромов, оборонитель- ныхрубежейи сопровождение на задание бомбардировщи- ков. Вот еще одна страница крымского противостояния. Шесть советских «ястреб- ков» летят в район прикры- тия. Онидолжныне позволить немцам бомбить освобож- денную нами территорию полуострова. К линии фронта приближаются фашистские бомбардировщики вместе с «Фоккевульфами». Тимофей бросается в бой. Он прикры- вающий. А в этот момент че- тыре самолета ударной груп- пы сбивают два «Юнкерса». Немцы сбрасывают бомбы как попало, на свои позиции, и торопливо уходят восвояси. В марте Тимофей полу- ч а е т но вый с амо л е т — «Як-7». На нем он защищал порт Камыш-Бурун. Лей- тенант не боялся атаковать врага в лоб. Молниеносность Ивлиева ошеломила ведущий «Хенкель», у которого заго- релся правый мотор. Немец полетел в сторону своего аэро- дрома. А наш летчик взял в прицел еще одну вражескую машину. И та, сбросив бомбы в море, повернула назад. Сто восемьдесят восемь боевых вылетов, 237 часов налета, несколько уничто- женных «Юнкерсов»—таков победный счет нашего земля- ка в небе над Крымом. Он ни разу не позволил гитлеровцам сбросить бомбы на объекты, которые ему приказано было прикрывать. В мае фашисты перешли в решительное наступление на Керченском полуострове. Их войска получили мощное подкрепление артиллерией и авиацией. Бои начались особо ожесточенные. В одномиз них ТимофейИвлиев, до того неиз- менно выходивший из любых поединков невредимым, отби- вая атаку за атакой, получил ранение в голову. Его самолет запылал. Но летчику хватило хлад- нокровия приземлиться, пусть и на вражеской террито- рии. В тотже день он добрался до своих. Теперь ему пред- стояло лечение. За участие в крымской эпопее Тимофей удостоился орденов Боевого Красного Знамени и Отече- ственной войны I степени. Впереди Ивлиева ждала Курская дуга. И здесь он про- явил себя настоящим героем, сбил пять фашистских само- летов. Но настал горький день, когда Ивлиев с задания не вернулся. Писари зафик- сировали: пропал без вести. Однако нет сомнений: летчик из Кулешовки выполнил свой долг до конца. Ученики сельскохозяйственной школы в Конь-Колодезе. В небе «Як-7».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz