Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ЛЮДИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ № 195/25323/ 6 ОКТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Ценности творца — Галина, вы по образо- ванию — учитель русского языка и литературы… — Причем уже в третьем поколении. Моя бабушка и мама тоже учительствовали. После института я пять лет вела вшколе русскийилитера- туру, а закончив аспирантуру, начала преподавать в универ- ситете. — Почему ваш выбор пал на культурологию? — Интерес к искусству, особенно изобразительному, у меня от мамы, которая всю жизнь собирала репродукции картин, покупала альбомы. С творчеством многих русских и зарубежных художников я была знакома с детства. Иког- да мне в университете предло- жили вести культурологию— сразу поняла: это мое. Но это не только история искусств, это все, что составляет бытие человека, любая сфера его жизни и деятельности. Куль- турология сводит воедино все разрозненные знания, давая целостную картину челове- ческого бытия. И когда при- общаешься к этой культурной сокровищнице человечества, начинаешь понимать, что есть ценности вечные, а есть пре- ходящие. Для меня такими вневременными, основопола- гающимиценностямиявляют- ся любовь, Бог, семья, свобода, творчество. Для меня именно тяга к творчеству — свидетельство божественного начала в чело- веке. Эта искра есть в каждом из нас. Я даже написала сти- хотворение на эту тему: Что человек? Кусочек красной глины, Который мнутневидимые руки, И, следуя за мыслью господина, Ведут его сквозь превращенья муки.. Но верю я: когда наступит срок, Покорный тайным замыслам творца, Приобретет бесформенный комок Прекрасное подобье образца. Разлука не вечна —Обычно стихи начинают писать в подростковом воз- расте, а вы взялись за перо только в 28 лет. Что послужи- ло толчком к поэтическому творчеству? — Как-то в день рождения мама написала мне четверо- стишье. Смысл его сводился к тому, что сейчас мы вместе, и радуемся каждой встрече, но неизбежен миг, когда при- дется расстаться навсегда. Дамское творчество И нижутся, как бусины, слова ИРИНА СМОЛЬЯНИНОВА С преподавателем культурологии Елецкого государствен- ного университета Галиной Шевцовой мы познакомились на фестивале «Липецкие воды», куда она привезла свои работы из бисера, а попутно давала всем желающим мастер-классы по их изготовлению. Впрочем, заинтересовали меня не только секреты бисероплетения. Как выяснилось, Галина — автор двух поэтических сборников. А еще заботливая дочь, жена и мама трехлетнего сына Саши. Меня эти строки потрясли до глубины души. Раньше я не задумывалась о смерти, о том, что наступит время, когда мамы со мной уже не будет. И захотелось написать ей ответ- ное послание—тоже в стихах. Я перерыла все поэтические сборники, но не нашла ничего, что могло передать охватив- шие меня чувства. И вот тогда я села и начала сочинять сама. В стихах я написала маме, что наша разлука не будет вечной, что мы обязательно встретим- ся ТАМ и снова будем вместе. Это были мои первые сти- хи, неровные, корявые, но именно с них все и началось. В тот период тяга к стихо- творчеству поддерживалась и обстоятельствами личной жизни. Результатом стала сначала маленькая книжка стихов, изданная приЕлецком университете, а в 2007 году на конкурсной основе в рамках областногопроектаподдержки региональных писателей вы- шел мой поэтический сборник «Вектор надежды». — О чем ваши стихи? — В основном это любов- ная лирика, чувства и пере- живания любящейженщины. И это не случайно: в основе моего миропонимания, от- ношения к миру лежат три краеугольных камня: любовь, свобода, творчество, причем любовь для меня — живое существо, которое, как и че- ловек, проходит различные жизненные циклы: рождение, становление, взросление, угасание. Потому и стихи про- низанынастроениями светлой грусти, мечтой о гармонии и пониманием несбыточности этой мечты. Есть немного философской лирики, лирики природы. Вообще, мое жиз- ненное и творческое кредо можно выразить такими по- этическими строчками: — Что значит жить? — Ошибкам и потерям вопреки Идти вперед, покуда хватит сил, Одолевая пропасти неверья, И где-то там, у самого преддверья, Оставить вследспешащим треть строки: Я жил... Бисерные мотивы —Акак пришло увлечение бисероплетением? — Тяга к рукоделию — тоже из детства. Бабушка моя была хорошей вышивальщи- цей, и я тоже, помню, посто- янно что-то вышивала, вязала, шила. Все делать своими рука- ми — это чисто крестьянская закваска. Дед мой, помимо того что землю пахал, умел и печи класть, и полушубки шить. Я тоже почти деревен- ская, если надо, могу и корову подоить, и травы накосить. А бисероплетением заинте- ресовалась случайно. Как-то на курсах повышения квали- фикации в Санкт-Петербурге зашла на выставку декоратив- ных изделийиз венецианского (муранского) стекла. Очень понравились бисерные бусы, но стоили они 6 тысяч рублей, таких денег, конечно, не было. Вот я и подумала: можно по- пробовать сделать такие же, только не из дорогого муран- ского стекла, а из бисера. Это было в 2012 году. А так как начало моего увлечения со- впало с декретным отпуском, то появилось и больше свобод- ного времени. Стала покупать книгипо истории бисероплете- ния, изучала интернет-сайты. —Как рождается замысел будущего изделия? — Как правило, идеи при- ходят спонтанно. Редко са- жусь работать, уже имея в голове готовый план. Быва- ет, что кто-то делает заказ к особому случаю или платью, или идет толчок от какого-то внешнего впечатления. Но чаще всего идеи подсказывает сам материал. Сажусь, рас- кладываю перед собой бисер, бусины, фурнитуру — и вот уже заработала фантазия, рождаются мотивы, узоры. Иногда по несколько раз все переделываю, потому что в процессе появляются новые идеи и сюжеты. Бывает, что конечный результат в корне отличается от первоначально- го замысла. —Названия работам даете уже после того, как работа готова или тоже в процессе? —Чаще всегоонирождают- ся по ассоциации. Например, колье в коричнево-красных и золотистых тонах называется «Африка». Оно действительно похоже на традиционные аф- риканские украшения. Вот это нарядное колье из узорчатых бусин медного цвета — «Мед- ное барокко». Есть другой его вариант — в бронзовых тонах и называется «Бронзовое ба- рокко». Есть комплект «Ноч- ные грезы», а вот это длинное ожерелье называется сотуар. Сотуар — это длинные, до та- лии бусы, которые были очень популярны в 20-х годах. Сей- час этот аксессуар с успехом возвращается вженскуюмоду. Мир женщины —Однакодлябольшинства это просто женское рукоделие в часы досуга... —А это и есть одно из важ- нейших свойств женщины — украшать быт, преобра- жать пространство вокруг себя, внося в повседневную жизнь гармонию и красоту. И сейчас, кстати, наблюдается огромный всплеск интереса к различным видам рукоделия. Дело в том, что с конца ХХ века набирала силу тенден- ция отхождения женщины от быта, от семьи, устремления к карьерному росту. Но это чистомужская сфера, она важ- на и органична для мужчины. Женщина самой природой ориентирована на обустрой- ство внутреннейжизни семьи. К сожалению, этот порядок, который складывался тыся- челетиями, сейчас нарушен. Отсюда множество психологи- ческих проблемкак умужчин, такиуженщин, ичто особенно опасно — эти проблемы нега- тивно сказываются на детях. — Действительно, совре- менные женщины словно постоянно соревнуются с муж- чинами во всех сферах дея- тельности... — Образ успешной биз- нес-вумен — это модель по- ведения, которая усиленно навязывается нам рекламой. И женщины, особенно моло- дые, включаются в эту гонку, идут против своей природы, разрываясь между семьей и работой, причем везде нужно быть первой. Но так не бывает, что-то обязательно теряется, и чаще страдает духовное про- странство семьи, та сфера, где женщина могла бы оставаться просто женщиной. И возрож- дение интереса к традиционно женским занятиям — будь то вязание, или популярное сейчас бисероплетение — это попытка вернуть себе это про- странство, ответ на давление извне, противовес мужской модели поведения. Эти за- нятия успокаивают, умиро- творяют, гармонизирует мир женщины, внося гармонию и в семейную жизнь. “ Одно из важнейших свойств женщины — украшать быт, преображать пространство вокруг себя, внося в повседневную жизнь гармонию и красоту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz