Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Такие непохожие уроки Потомственная учительница из Данковского района никогда не жалела о выборе профессии Ольга Шкатова Обсуждая тему прошедших летних каникул, четверо- классники бойко тянули руки, пытаясь прочесть сложное предложение, написанное на доске учителем, и повторить вслед за ним несколько фраз на англий- ском языке. Старательно выговаривая иностранные слова, ребята рассказывали, как гостили в деревнях под Данковом у бабушек и дедушек, купались в Дону и Вязовне, как хотели бы поехать в Англию, которую педагог показывал на школьном глобусе. — Каждый урок непо- вторим, хотя и идет по учебному плану. Я напол- няю занятие содержанием, ориентируясь на детей, учитывая, как они вос- принимают материал и насколько работоспособны в этот конкретный день, — рассказывает учитель ино- странного языка данков- ской школы № 1 Наталия Кручина, удостоенная в этом году почетного звания «Заслуженный работник образования Липецкой об- ласти». Она никогда не останав- ливается на достигнутом, постоянно чему-то учится. Это отмечают и коллеги, в этом признается и сама Наталия Николаевна, не упустившая случая закон- чить спецкурсы в Гете- институте и Университете Касселя (Германия) и по- лучить международный сертификат по методике «История развития техно- логий обучения иностран- ному языку». Стремление к совершен- ству и творческий настрой на работу помогли ей стать победителем областного конкурса «Учитель года- 1998», войти в число луч- ших учителей России в рамках приоритетного на- ционального проекта «Об- разование» и заслужить авторитет среди коллег. Более двадцати лет На- талия Николаевна воз- главляла районное ме- тодическое объединение учителей немецкого язы- ка. Но, когда назрела необ- ходимость, в совершенстве освоила и английский, который был в институте вторым. Сегодня ученики Ната- лииНиколаевныпоказыва- ют для родителей спектак- ли на английском языке. Сама она, владея адаптив- ной системой обучения и приемами активизации речемыслительной дея- тельности, щедро делится своим опытом с коллегами. Работая в условиях новых образовательных стандар- тов, в течение нескольких последних лет Наталия Кручина дала более десят- ка мастер-классов для слу- шателей областных курсов повышения квалифика- ции учителейиностранных языков. — Мои победы — это успех всей школы, — не скрывает она. — Не так давно наш коллектив был отмечен за внедрение ин- новаций в образователь- ный процесс. А в этом году школа стала победителем конкурса Международно- го форума «Инновации и развитие» в номинации «Активный участник ре- ализации приоритетных национальных проектов России». Без малого три десятка лет отдала Наталия Нико- лаевна Первой данковской школе, в которой когда-то работали ее мама, заслу- женный учитель России Нина Рассолова, откуда лишь недавно ушла на пенсию, посвятив почти полвека преподаванию, и ее любимая учительница биологии ГалинаЮдакова, где с удовольствием учи- лась сама. Она, четвертый ребенок в семье, окончив школу с золотой медалью, пошла по стопам родите- лей-педагогов Рассоловых, которых хорошо помнят и любят многие данковчане. Мама, Нина Александров- на, вела русский, лите- ратуру и немецкий язык. Папа, НиколайАндреевич, преподавал математику, физику, черчение, рисова- ние, работал директором общеобразовательнойшко- лы и завучем в вечерней. Были уНиколаяАндре- евича и задатки настояще- гоживописца.Может быть, они и стали бы определя- ющими в судьбе молодого человека, но годы, опален- ные войной, внесли в его жизнь свои коррективы, подарив встречу с Ниной Александровной, пережив- шей блокаду. Стремясь рассказать о своих роди- телях, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Наталия Николаев- на оформила фотоальбом и стала победителем сразу двух номинаций Всерос- сийского конкурса генеа- логических исследований «Моя родословная», объ- явленного Национальной родительской ассоциацией социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей. — Меня родители на- учили любить людей, про- щать их и не делать никому того, чего не пожелал бы себе самому. У меня от них и тяга к творчеству, и стремление передать уме- ние другим. Даже правило особое появилось: в тече- ние года я осваиваю что-то новое и потом, например в летнем школьном лагере, учу этому детей,—делится педагог секретами своего мастерства. — Вместе с детьми мы плетем в тех- нике «макраме», лепим из глины, рисуем, делаем кукол из травы. Человек — это развивающаяся си- стема. Я точно знаю, что не буду сидеть без интерес- ного дела. Зимой, надеюсь, появится время освоить валяние из шерсти. Последние десять лет НаталияНиколаевна ведет занятия еще и в воскресной школе при Покровском храме и ставит с детьми спектакли. А началось все в... девятом классе, когда имея за плечами музы- кальную школу, она стала актрисой Данковского на- родного театра. После деся- того класса собралась было на актерское отделение Во- ронежского государствен- ного института искусств, но опоздала на творческие туры. В итоге выбор пал на факультет иностранных языков Липецкого педин- ститута. Она всегда знала, что трудится на своем месте. Даже когда представился случай продвинуться по комсомольской линии и перейти на работу в рай- ком, школа не отпускала, и она вернулась снова к урокам и детям, которые всегда идут за неравнодуш- ным и заинтересованным учителем. Мама когда-то была против выбора дочери, го- ворила, что у учителя труд- ная доля. Теперь Наталия Николаевна и сама знает, как сложно под грузомучи- тельских забот оставаться внимательным к каждому ребенку, пришедшему в класс. Но ей удается день за днем учиться вместе с деть- ми и, главное, быть при- мером для своих учеников. Поэтому, сохраняя преем- ственность поколений, в родную школу с диплома- ми учителей возвращаются ее выпускницы. Когда уйдем со школьного двора Елена Бредис В принципе, нам можно было и не напоминать, что работать в школу учителем идут по призва- нию, а не за большими деньга- ми, которые крутятся преиму- щественно в бизнесе. Помню, как учительница русского языка и литературы из Добро- вского района так мне и сказа- ла: «Да нам если даже переста- нут зарплату платить, мы все равно будем ходить на работу и учить детей. Потому что без школы мы уже не можем». К то усомнится в ее словах, вспоминая девяностые с их бесконечными задолженностями по зарплате бюджетникам? Да, бывало, когда от отчаяния учителя устраивали забастовки, как это случилось в ян- варе девяносто седьмого, но… всего на четыре дня. Они не могли допустить, чтобы школа не работала месяц, не могли сорвать образовательный процесс, понимая, что расплачиваться за это потом будут дети. Да, кто-то, не выдержавнищетыипостоянного безденежья, взялв руки большие клетчатые сумки и стал ездить на знаменитый московский «черкизон». Кто-то потомдаже «раскрутил» свой небольшой бизнес. Но таких все-таки было мень- шинство. Большая же часть каким-то непостижимым образом умудрилась выстоять и не изменить ни себе, ни своему призванию. Каким должен быть настоящий учитель? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Я вспоми- наю учителей, преподавателей, с которыми столкнула меня жизнь, — они были очень разные. Были весьма сдержанные и даже суховатые, но при этом дававшие очень четкую и стройную систему знаний. Были те, чьи занятия превращались в «театр одного актера». Таким был наш преподаватель истории зарубежной музыки в Воронежской академии искусств. Мы были поголовно влюблены в него, хотя на первых порах наши работы по «музыкальным викторинам» он оценивал от «кола» с минусом до двойки с плюсом. Именно наше восхищение им заставляло нас часами просиживать в фонотеке и чи- татьмассу дополнительнойлитературы.Мызнали, чтона экзамене нампридется не отвечать по билету, а общаться с Юрием Николаевичем, причемобщение это из сфе- ры музыки запросто могло перейти в сферу живописи или театра. Инам так хоте- лось соответствовать уров- ню обожаемого педагога! Наверное, влюблен- ность учеников — это один из главных двигателей во всемпроцессе образования. Потому что к любимому учителю стыдно прийти с невыполненным заданием, стыдно мямлить что-то невразумительное в ответ на его вопросы. Потому что очень хочется чем-то удивить и порадовать его, очень хочется услышать похвалу в свойадрес.Иког- дамыуходимсошкольного двора, то уносим не только знания в голове, но и свет в душе, оставленный такими учителями. А вот теперь скажите мне: можно ли вос- хищатьсяпедагогом, который оказывает тебе «образовательные услуги»? Услуги — это уже нечто из рыночных отношений, где «любой каприз за ваши деньги». Приход рынка в образование нанес по по- следнему сокрушительный удар. Этоличномоемнение. Я не верю, что уровень выпускников коммерческих вузов в своей массе может дотягивать до уровня выпускников вузов государственных. Увы, но в наше время деньги решают все. Возглавившая Минобрнауки Ольга Васильева твердо заявила, что применительно к школе она запрещает ис- пользовать слово «услуги». Похоже, что за минувшие четверть века мы наконец-то впервые дождались на этом посту не просто некоего «специалиста», а ответственного человека, профессионала, искренне болеющего за судьбу российского образования, а не за модные «инновации», призванныеприблизитьнаск«цивилизованномуЗападу». Не сомневаюсь, что самым лучшим подарком ко Дню учителя стало решение Ольги Юрьевны значительно со- кратить «бюрократическую писанину» в школе. У учи- теля должно быть всего три документа, уверена министр: рабочаяпрограмма, классныйжурналидневникученика. Наконец-то мы услышали, что необходимо ограничить нагрузку учителей, но так, чтобы они не пострадали в за- работной плате. В последнее время все мы стали ощущать острое про- тиворечие между потребностью общества в воспитании поколения патриотов и навязываемой школе установ- кой на оказание тех самых образовательных услуг. Мы чувствовали, как с каждым годом из школы уходит сам дух педагогики, неразрывно связанный с воспитанием детей. Но ведь иначе и быть не могло. Как только в наше образование попытались внедрить «либеральные ценно- сти», так с воспитанием, понятное дело, было покончено. Как можно говорить о каком-то воздействии на ребенка, если изначально признавать его уже самостоятельной сложившейсяличностью, еслинеиметьникакихрычагов воздействия на него, если ставить его права выше прав родителей и педагога?! Слава Богу, Васильева заявила о необходимости вер- нуть в систему образования и сельские бригады, и работу на приусадебном школьном участке, и уборку школь- ных помещений, прекратив тем самым воспитывать «потребителей». Она назвала недопустимыми случаи, когда прокуратура занимается жалобами на учителей, которые заставили ребенка вытирать школьную доску. Еще больше вдохновляют ее слова о необходимости воз- рождать лучший опыт из традиций советской школы в воспитании подрастающего поколения. М не кажется, в этот раз свой профессиональный праздник педагоги будут отмечать с вновь по- явившейся надеждой на возвращение былого престижа своей благородноймиссии. Побольше вам влю- бленных в вас учеников, дорогие наши! И, улыбнитесь напоследок, пусть среди них не будет Вовочки из анек- дота, который, вернувшись первого сентября из первого класса, спросилродителей: «Выпочемуне предупредили, что эта фигня на одиннадцать лет?» Работать без ЧОПорности В вопросах обеспечения безопасности граждан не может быть мелочей Александр Хаустов В сумерках озираясь по улице спешил человек с телевизором в руках. Его поведение сотрудникам частного охранного предприятия показалось странным, патрулировавшим город в рамках взаимодействия с правоохранительными органами. Подозрительного прохожего остановили. Тот попытался сбежать, но не получилось. Выяснилось, что это — грабитель. Вора сдали в ближайшее отделение полиции. Молодцы охранники, но есть одно «но». Они патрулировали без сотрудников полиции, а значит, законны ли их действия? И вообще, каковы полномочия ЧОПов? Кто регулирует и направляет их деятельность? Это лишь часть вопросов, которые обсуждались на не- давнем заседании комиссии областной Общественной па- латы по вопросам обществен- ной безопасности и правопо- рядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, воз- главляет которую заведую- щая кафедрой Липецкого филиала Российской ака- демии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, доцент ТатьянаЩукина. Кразговору были приглашеныпредстави- тели регионального управле- ния административных орга- нов, МЧС, частных охранных предприятий. О том, какую роль ЧОПы призваны играть в сфере безопасности граждан, и шла речь. Не обошлось без дискуссий. Итак, на сегодняшний день в области зарегистриро- вано 175 частных охранных предприятий. Однако, как отмечалось на заседании, лишь треть из них работает строго в соответствии с за- конодательством. Другие же стараются «не светиться», набрав охранников из числа случайных людей, выплачи- вая им небольшие денежные довольствия, обслуживая один или два объекта. Но та- кая ситуация не устраивает солидные охранные фирмы. Потому что их конкуренты предлагают магазинам, шко- лам, другим организациям услуги, стоимость которых ниже среднерыночных, то есть демпингуют. А что скры- вается за этой дешевизной? Кто не помнит случаи в сетевых торговых точках крупных российских городов, когда охранники избивали покупателей, а вшколылегко проникали преступники? В солидные, дорожащие сво- ей маркой охранные фирмы набираются серьезные, под- готовленные кадры, такие охранники умеют работать цивилизованно. Главнаямысль, прозвучав- шая на заседании, заключает- ся в том, что всем охранным предприятиям надо объеди- няться и активнее принимать участие в вопросах обеспече- ния безопасности граждан. Часть фирм как раз из тех, что вызывают доверие, уже сотрудничают с областным управлением внутренних дел. Но необходим дополнитель- ный импульс, более широкий размах. На основе правовых актовнеплохо было бысоздать общественнуюструктуру, ска- жем, координационный совет для частных охранных пред- приятий, выработать соответ- ствующие документы для его успешной деятельности. Да, административные органы не вправе давать частникам указания, но ничто не запре- щает им взаимодействовать с объединяющим центром, консультировать, рекомен- довать. Словом, точки со- прикосновения найти всегда можно, не нарушая при этом законодательства. Лишь бы были желание и инициатива работать совместно на благо граждан. Именно такуюмысль озву- чила председательОбществен- ной палаты области Вален- тина Кисенко. Большинство участников заседания с ней согласились. В самом деле, ведь главное, чтобы частные охранные фирмы не находи- лись в стороне от общего дела, а вместе с правоохранитель- ными структурами стояли на страже безопасности граждан. Сила звонкого слова Юные чтецы декламировали стихи Сергея Есенина Надежда Белая Конкурс чтецов «Сила звонкого слова» ежегодно организуется и проводится Централизованной библиотечной системой города Липецка. Финальный его этап был приурочен к дню рождения поэта и по традиции прошел в городской библиотеке, носящей имя Сергея Есенина. Само по себе мероприятие, в котором участвует столько детей и молодых людей, читающих в наше прозаическое время стихи, вызы- вает отрадное впечатление. После отборочных туров, состоявшихся в конце сентября, посостязаться в выразительном чтении собрались 17 человек разного возраста. Рассчитан конкурс на участников от шести до 22 лет, проходит по трем возрастным группам.Но в этомгоду вфинале ока- зались лишьшкольники—от самых младших до старшеклассников. А всего было подано ни много ни мало 350 (!) заявок. Членам жюри — а это заслу- женные артисты России Светлана Лисовская и Виктор Зябкин, поэты Геннадий Рязанцев, Эмма Мень- шикова и Анатолий Шестопалов, а также руководитель Есенинской библиотеки Елена Белова — было от чего растеряться. С одной стороны, ребятам явно не хватало мастерства, работы с опытными педагогами-спе- циалистами в сфере декламации. Зато дети с лихвой компенсировали свои промахи сильными эмоциями, искренностью, видимым чувством любви и сопричастности к великой русской поэзии — и есенинскому слову в частности. Сложность для жюри и участни- ков конкурса состояла в том, что при всем своемжелании знать и чувство- вать написанное Есениным ребята не могут вжиться в те состояния поэта, когда он создавал «Черного человека» или «Пускай ты выпита другим». И педагогам, готовящим учеников к конкурсу, нужно учиты- вать эти обстоятельства, подбирая стихи, наиболее подходящие для возраста и характера юных декла- маторов. В младшей группе победителем стал замечательный парнишка из областной кадетской школы № 43 Артем Бондаренко, читавший «Ис- поведь хулигана» и пронявший весь зал еще и тем, что после награждения бодро и с чувством ответил «Служу России!». В средней возрастной группе лучшим стал Кирилл Ильин, не- подражаемо читавший «Сказку о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве». Среди стар- шеклассников первое место заняла Елизавета Кочеткова, исполнившая «Письмо деду». Всем финалистам были вручены почетные грамоты и томики стихов Сергея Есенина. А мастер-класс ре- бятам преподал артист Виктор Зяб- кин, так читавший свой есенинский цикл, что не расчувствоваться было невозможно... 3 № 194/25322/5 ОКТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Круг интересов Она всегда знала, что трудится на своем месте. Даже когда представился случай продвинуться по комсомольской линии и перейти на работу в райком, школа не отпускала, и она вернулась снова к урокам и детям, которые всегда идут за неравнодушным и заинтересованным учителем ” Фото Павла Острякова Слово обозревателю КСТАТИ В заключение заседания члены комиссии выработали рекомендации по созданию общественного координационного совета ЧОП ( название уточняется ), так что в ближайшие месяцы такая структура , скорее всего , появится в нашей области . Вне сомнений , это послужит на пользу гражданам . Влюбленность учеников — это один из главных двигателей во всем процессе образования. Потому что к любимому учителю стыдно прийти с невыполненным заданием, стыдно мямлить что-то невразумительное в ответ на его вопросы. Потому что очень хочется чем-то удивить и порадовать его, очень хочется услышать похвалу в свой адрес. И когда мы уходим со школьного двора, то уносим не только знания в голове, но и свет в душе, оставленный такими учителями ”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz