Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
была чистой, на ней можно было нарисовать что угодно. А вот открытка не очень яркая, вместо какого-либо ри- сунка только дата —1904 год. — Это так называемый «годовик», — поясняет за- меститель директора по науке Липецкого областного крае- ведческого музея Наталья Селезнева. —В данном случае открытка французская. Хотя такие вариантыбылипопуляр- ны и в других странах, в том числе и в России. Был период, когда на от- крытках печаталась рекла- ма. К примеру, информацию о своих швейных машинках любил размещать Зингер. А до 1906—1907 годов место для сообщений и поздравлений выделялось на лицевой сто- роне открытки, с обратной же стороны были только графы для адреса. МАРИНА КУДАЕВА Еще совсем недавно перед каждым праздни- ком в продаже появля- лось великое множество почтовых открыток. Их скупали пачками, чтобы затем отправить родствен- никам, друзьям и знако- мым. Увы, постепенно эта традиция стала исчезать, и теперь мы все чаще отде- лываемся СМС-ками или виртуальными поздрав- лениями. Но современные техноло- гии не идут ни в какое срав- нение с маленьким кусочком картона, хранящим добрые пожелания. И выставка рож- дественских открыток в Ли- пецком областном краеведче- ском музее — очередное тому подтверждение. Российские, немецкие, французские, американские и ряда других стран — из част- ной коллекции, они любовно собирались на протяжении нескольких десятилетий и яв- ляются отражением мировой и отечественной истории до- революционного и советского периодов. Из Англии — по всему свету Считается, чтопервуюрож- дественскую открытку создал английский художникДобсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, были изображены зим- ний пейзажи семейная сценка возле елки. Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, ее нарисовал художникКоролев- ской академии Джон Хорсли. Он хотел сделать приятное своему другу, который не мог придумать, как порадовать на Рождество любимуюбабушку. В Россию первые рожде- ственские открытки пришли из Англии в 90-х годах XIX века. Причем предприимчи- вые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке — ее потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому и продавали открытки по ру- блю, а то и дороже. Затем их стали печатать за границей, преимущественно в Германии, по заказу крупных книжных лавок. От- ДУШЕВНО Привет из прошлого О чем расскажут праздничные открытки Считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году № 3/25131/ 6 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 15 крытки дореволюционной России не уступали в мастер- стве зарубежным, а порою и превосходили их. И сейчас они высоко ценятся у коллек- ционеров, в том числе и в де- нежномвыражении. Наиболее дорогие — с тиснением. Так, стоимость одного экземпляра может доходить до нескольких тысяч рублей, особенно если там изображены националь- ные костюмы или имеется пасхальная символика. От- личить открытки по стране производителя специалисту довольно легко: к примеру, американские непременно имеют пейзаж и цветы. В Гер- мании на почтовых карточках помещали композиции со све- чами, подковами, колокольчи- ками, сладостями. На ранних английских рождественских открытках редко изобража- лись зимние или религиоз- ные мотивы. Художники в основномрисовалифей, цветы и другие образы, напомина- ющие о приближении весны. Популярностьютакже пользо- вались сентиментальные кар- точки с изображением детей и животных. А еще многие открытки де- лались фотоспособом, и сюже- тына них были очень похожи: томные барышнипоздравляли с праздником. «Влияние За- пада» решили сбить русские художники: Николай Рерих, Иван Билибин, Константин Маковасов, Леонид Бакст, Александр Бенц и многие другие. Так на открытках появились русские тройки, снежные зимы, детишки с колядками, заметенные пур- гой деревеньки, реки, скован- ные льдом, ку- пола храмов... Открытки — это целое и с к у с с т в о . Есть рисован- ные отправи- т елем или кем-то по его прось- бе. У таких открыток лицевая сторона ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА Счастье на фоне Кремля Революция внесла свои коррективы в историю рожде- ственских открыток, которые были упразднены как «бур- жуазный пережиток». После Октября 1917 года выпуск поздравительных открыток был полностьюпрекращен. Из печатных изданий полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздрав- ления с Новым годом. Но обычайпосылатьпраздничные поздравления продолжал су- ществовать. Для этого исполь- зовались любые иллюстриро- ванные открытки, близкие по сюжету к этому празднику. В Москве решили противо- поставить «пошлой» буржу- азной продукции что-то свое. Поэтому на первых советских новогодних открытках изо- бражались счастливые мамы с ребятишкамиибашниКремля. Бумага, на которой открытки печатались, была тонкой, кра- ски—блеклыми,нолюдирадо- вались и этому. Через несколь- ко лет на открыткахпоявились Дед Мороз и Снегурочка. Как ни странно, возвра- щению елки мы обязаны Ста- лину. Восьмиконечную Виф- леемскую звезду, которую устанавливали раньше на верхушку «рождественского дерева», заменила пятико- нечная — такая же, как на кремлевских башнях. Настоящим мощным аги- тационным оружием совет- ские новогодние открытки стали во время Великой Оте- чественной войны. Простое поздравление из старинных новогодних открыток смени- лось на «новогодний привет героическим защитникам Ро- дины». А в декабре 1944 года в страну из-за рубежа хлынул поток великолепных ново- годних открыток— солдаты и офицерыпосылали их родным из освобожденных от фашизма стран Европы. На более поздних россий- ских рождественских и ново- годних открытых письмах чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, за- пряженных лошадьми или оленями, спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом кора- бле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей. Отдельный стенд на вы- ставке посвящен работам ху- дожника Владимира Заруби- на. Такие же открытки с изо- бражением мишек, зайцев и ежей, веселящихся под елкой, наверняка и сейчас имеются у многих, пылясь в коробках на антресолях. Между тем эти миниатюрные работы у кол- лекционеровценятсядовольно высоко. Алет через 25 открыт- ки80-х годов будут настоящим сокровищем, уверяет Наталья Селезнева. — Я знаете, чему удивля- юсь,—говорит она.—ВСанкт- Петербурге до сихпор бабушки приносят на продажу старые открытки. В городе, который пережил блокаду, холод и го- лод, когда эти карточки могли просто сжечь. А они сохрани- лись в великолепном состоя- нии. Потому что были дороги в первую очередь как память о тех, кто их посылал. Кстати, порой на открытке можно про- читать потрясающие надписи. Например, одна дама пишет своей сестре: «В пятницу мы с дочкой едем на прием в Цар- ское Село к Великой Княгине АлександреФедоровне. Сейчас я допишу тебе письмо, имыот- правимсяпокупатьматериюна платье». Акакаякаллиграфия — залюбуешься! Есть среди представленных на выставке и та, что была отправлена из дореволюци- онного Липецка. И, глядя на мишку под елочкой, изобра- женногона открытке, испыты- ваешь какое-то особое чувство, которое трудно описать сло- вами. Наверное, потому, что такая несерьезная, на первый взгляд, вещь, как открытка, на самом деле — часть нашей жизни. Сегодня у нас есть по- вод вспомнить прошлое, а бла- годаря открыткам Владимира Зарубина еще и вернуться в свое детство…
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz