Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
ПСИХОЛОГИЯ 21 № 181/25309/ 15 СЕНТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 “ Человеком, который живет, руководствуясь инстинктами, гораздо проще манипулировать. Дайте ему хлеба и зрелищ, и он ваш Давайте признаемся чест- но: подавляющее большинство в театры ходит редко. Однако телевидение уже много лет пытается превратить много- миллионную аудиторию в один зрительный зал, вот толь- ко актеры на сцене выглядят отвратительно, да и сюжеты пьес все, как один, строятся на скандалах, изменах, пере- тряхивании «грязного белья». Я имею в виду телевизионные ток-шоу, похожие друг на друга, как горошиныиз одного стручка: «Прямой эфир», «Го- ворим и показываем», «Пусть говорят», «Мужское и Жен- ское» и прочие. И огромное количество людей буквально впадает в транс, усаживаясь перед голубыми экранами в самое удобное вечернее время. Трудно поверить, что подобное времяпрепровождение ни- как не отражается на психи- ке. Впрочем, лучше спросим об этом нашего постоянного консультанта — психолога, психоаналитика Екатерину Антонову. Большая стирка — Началось все это, ко- нечно, не вчера. Подсадили людей «на иглу» с этой дря- нью во время первых пробных шаров в виде таких ток-шоу, как «Большая стирка» или «Моя семья». Тогда для теле- зрителей такой вынос мусора из избы стал просто шоком. Но, чертыхаясь, возмущаясь, все это все равно продолжали смотреть. А чему удивляться? Порок, как известно, соблаз- нителен. —Выходит, нас сознатель- но толкают на путь порока? — Ну, скажем так, нас подталкивают к тому, чтобы жить самыми первобытными инстинктами, зачастую — са- мыми низменными. Размно- жение, еда, выживание лю- бым путем. «Герои сюжетов» рассказывают нам об инцесте, об изнасилованиях в семьях, о несчастных стариках, кото- рых выгоняют на улицу, чтобы завладеть их квартирой. И все это, заметьте, бурно, с пеной у рта обсуждается. Нам демон- стрируют какую-то помойку человеческой жизни. Мораль, этика, нравственность — по- боку. — С точки зрения морали, тут все понятно. А вот как все это влияет на психику чело- века? — Я для себя, прежде все- го, отметила размывание по- знавательного интереса. Этот интерес — один из процессов человеческой психики, имен- но он подталкивает нас к тому, чтобычитать серьезныекниги, смотреть хорошее кино илипе- редачи, узнавать что-то новое, именно он — двигатель само- развития. Когда этот процесс останавливается, начинается У замочной скважины Как телевидение подталкивает зрителей жить первобытными инстинктами ЕЛЕНА БРЕДИС Мылюбимповторять фразуШекспира «Весь мир—театр, а люди в нем актеры». Но театр предполагает наличие подмост- ков, то есть сценыи зрительного зала. Актер—профессия твор- ческая, предполагающая серьезную, глубокую внутреннюю работу. У зрителя роль более пассивная, хотя и он вовлечен в происходящее на сцене. старение. А вот подобные ток- шоу как раз начисто убирают всякую мотивацию к самораз- витию, онипросто гасят позна- вательный интерес. Кстати, все знают, что старость тоже бывает разной: онаможет быть мудрой и просветленной, а мо- жет быть в виде тех старушек, которые сидят на лавочке и перемывают косточки всем проходящим, собирают все сплетни. —Аесли все-таки говорить о молодых еще людях? — Так вот еще один про- цесс, который начинает про- исходить в психике челове- ка. Что мы можем сказать о старушках, сплетничающих на лавочке? То, что своей соб- ственнойжизни у них уже нет, и живут они исключительно жизнью чужой. Ну ладно, это старушки. Но ведь «бла- годаря» подобным ток-шоу и молодые люди начинают жить чужой жизнью. Опять же, передачи бывают разные. Бывают рассказы о человече- ских судьбах, которые стано- вятся толчком к внутреннему росту, к пересмотру каких-то собственныхжизненных уста- новок. После таких передач жизнь человека может стать более насыщенной, более глу- бокой и осознанной. А что происходит после копания в чужом «грязном белье»? Соб- ственнаяжизнь просто уходит на второй план. Ведь в ней нет таких бурных скандалов, нет таких свинских ситуаций, такой привлекательноймерзо- сти. В результате получается, что следить за чужой жизнью куда интереснее, чем прожи- вать свою. — Выходит, что людей сосредотачивают на самом низменном… — Да, их сосредотачивают на инстинктах, которые че- ловек разумный и мыслящий должен, обязан уметь контро- лировать. А эти ток-шоу дают своего рода индульгенцию: не надо никакого контроля, не надонасиловать своеживотное начало, пусть себе проявляет- ся во всей красе. И ведь мало того, что люди эти програм- мы смотрят, они еще потом их друг с другом обсуждают, продолжая погружаться в эту чужую жизнь. — А у вас нет ощущения, что все это разыграно актера- ми по какому-то дурно пахну- щему сценарию? — А какая ра зница ? Важен-то эффект, конечный результат. В каждом из нас есть инстинкт размножения. Но если он находится под контролем, то может транс- формироваться в тоже творче- ство. А без контроля это будут беспорядочные сексуальные связи, куча внебрачных детей, интимные отношения между отчимом и падчерицей. Все то, что нам и демонстрируют подобные программы. — Меня очень пугает ко- личество «клонов» этих про- грамм на самых разных ка- налах. Вы можете упрекнуть меня в приверженности к тео- рии заговоров, но возникает ощущение, чтоидет сознатель- ное оскотинивание людей… —Вы знаете, тут мой «вну- тренний параноик» с вами со- гласится. Ведь человеком, ко- торый живет, руководствуясь инстинктами, гораздо проще манипулировать. Дайте ему хлеба и зрелищ, и он ваш. А вот с личностью зрелой, мыс- лящей так уже не получится. Но самое ужасное то, что раз- вить человека, заставить его внутренне расти очень непро- сто. Авот падение его происхо- дит мгновенно, особенно если этому еще и способствуют. — Заметьте, на эти про- граммы непременно пригла- шают еще и всяких знамени- тостей… — … мало этого, меня еще больше поражает, что там обязательно в студии сидят психологи, адвокаты, которые эти ситуации тщательно обму- соливают. То есть всему этому безобразиюстараются придать некий серьезный, солидный вид. Хотя нормальному психо- логу участвовать в таком шоу просто неприлично, поскольку как профессионал он там ни- как помочь не может. Когда мы с вами решили поговорить на эту тему, я посмотрела пару таких программ. Знаете, какой вопрос у меня возник? «А что дальше?» Ведь ситуа- ции там не разрешаются, это видно, если даже происходит прилюдное примирение. По- том все возвращается на круги своя. Просто на миллионы телезрителей без всякого сты- да вываливается вся эта грязь. — У меня всегда есть ощу- щение, что на экране — экс- гибиционисты, то есть люди, получающие удовлетворение от прилюдного обнажения. Но ведь эксгибиционизм — это психическое заболевание. Вы не считаете, что душевное об- нажение — это тоже болезнь? — Конечно, причем зараз- ная. Вы посмотрите, какие подробности личной жизни выплескиваются на страницы ЖЖ, соцсетей, блогов. Уходит всякаяинтимность.Уходит то, что должно происходить ис- ключительно в глубине вашей души, что не предназначено ни для посторонних ушей, ни для посторонних глаз. Акогда это выставляется на всеобщее обозрение, происходит про- сто опустошение души. Опять же, все эти комментарии, все эти советы абсолютно по- сторонних людей — ведь все это иллюзия сопереживания, иллюзия поддержки. В итоге человек из своей реальной жизни переселяется в жизнь виртуальную. Дошло уже до секса по Интернету. Вы будете смеяться, но знакомый мне жаловался, что жена ему по Интернету изменила. Ну что тут посоветуешь? Вернуть ее в реальность. Понимаете, мно- гие ситуации, многие истории в жизни даются нам для того, чтобы внутри нас произошла некая трансформация. Но для этого необходимо все это пережить внутри себя, по- быть какое-то время с этими переживаниями. А при таком выставлении напоказ своих эмоций никакой душевной ра- боты, никакой трансформации не происходит. — Но ведь есть некая про- тивоположность эксгибици- онизму — это вуайеризм, то есть страсть к подглядыва- нию. На мой взгляд, все эти программы, предлагающие прильнутьк замочнойскважи- не, превращают телезрителей ввуайеристов, точнее, заража- ют их этой болезнью. — Да, но главная беда, повторюсь, не в этом. Страш- но, что вот эта увлеченность замочной скважиной полно- стью уводит от собственной жизни. За всеми этими бур- ными экранными событиями человек перестает замечать пустоту собственной жизни. Он уже не отдает себе отчета, что в его жизни давно уже нет искренних теплых отно- шений с близким человеком, что отношения с детьми стали чистомеханическими, да и вся жизнь стала набором механи- ческих действий. Человек не задает себе вопроса: а почему мне собственная жизнь стала скучна и неинтересна? Чем мне надо ее наполнить? —Тут ведь наверняка при- сутствуетимомент самооправ- дания… —Конечно, когдамывидим на экране дерущихся, матеря- щихсягероевток-шоу, тоочень легко успокоить себя: ну да, у нас в семье скандалы и драки, но вон и по телевизору то же самое показывают, значит, все в порядке, и переживать по этому поводу не стоит. Есть и другая сторона. Люди смотрят и думают: «Конечно, у нас с мужем давно уже нет ничего общего, живем как соседи. Но ведь у нас нет драк, нет сканда- лов, он не пьет и не гуляет. Так какой смысл что-то менять в своейжизни?»Ив том, и в дру- гом случае подобные програм- мы, опятьже, уводят человека от потребности сделать свою собственную жизнь осознан- ной и насыщенной какими-то важнымиэмоциями, важными отношениями. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz