Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

БЕСЕДКА Какие фильмы вы хотели бы посмотреть на новогодних каникулах? Марина Оськина, директор Боринского Центра культуры и досуга: — Я буду смотреть традиционные для русского зрителя фильмы: «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Мама». А из зару- бежных—«Свидание вслепую» с БрюсомУиллисом в главной роли. Также мечтаю посмотреть старые советские фильмы по мотивам русских сказок — «Морозко», а также все сказки про Ивана-дурака и Бабу-Ягу. Они интересны по своему сюжету, в них играют талантливые актеры, замечательная плеяда которых, к сожалению, уходит от нас. Татьяна Золотарева, машинист насосной станции Липецкой станции аэрации: —Отдыхаюна фильмах режиссера Эмира Кусту- рицы. Почти каждый из них — шедевр. В них нет ни одного лишнего кадра. Мои любимые фильмы от югославского гения кинематографа — «Черная кошка, белый кот», «Андеграунд», «Аризонская мечта», «Жизнь как чудо» и другие. К сожалению, на нашем телевидении кроме затяжных сериалов вряд ли что покажут, но я посмотрю любимое кино в Интернете. Ольга Тартынских, специалист Правобережного отдела соцобслуживания населения г. Липецка: — Очень люблю романистические сюжеты русских и иностранных кинематографистов — «Мой ласковый и нежный зверь», «Унесенные ветром». Я поклонница утонченных роман- тических историй. Новогодние каникулы для меня— это пора размышлений, под- ведения неких итогов, а просмотр этих фильмов создает соответствующее настроение. Яблагодарнарежиссе- рамиактерам, сыгравшимвних. Коляда, коляда, открывай ворота! Зачем коза приходит в гости Празднество Рождества Хри- стова с древности богато на обы- чаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочель- ник, и зажжение свечи на подо- коннике в ночь на 7 января, в знак того, что Пресвятая Дева Мария и праведныйИосифмогут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки, восходящие к старинным, еще дохристианским обрядам. Как правило, у колядок нет авторов, но они великолепны по своему смысловому строю, ис- кренности и радостной доброте. — Так, в Липецкой области, сравнительно молодой по воз- расту, переплетены народные традиции из близлежащих регио- нов,—рассказывает заведующая сектором по фольклору отдела традиций народной культуры областного Центра культуры, на- родного творчества и кино Ирина Захарова. — Ряженые одеваются в одежду наизнанку, мажут углем лица и водят за собой «козу», роль которой, как правило, до- стается молодому парню. На него надевают тулуп наизнанку, при- вязывают к нему хвост из верев- ки и рога из костей животных. Почему именно козу? Считается, что именно это животное прино- сит удачу в дом. Группа ряженых весело вваливается в домили тихо стучится в дверь или окошко и поет: «Коляда, маляда, накану- не Рождества принесла коляда, принесла пирога! А дай Бог тому, кто в этом дому, что- бы рожь густа, рожь ужиниста. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством». Затем следует пауза, а дальше кто-то из колядующих обращает- сякхозяину с такими словами: «А мы не сами идем, мы козу ведем, а где наша коза ходит, там жито родит. А где коза ногою, тамжито копою(от слова «копна»). Где коза хвостом, там жито кустом, а где коза рогом, там жито стогом». В это время «коза» рогами слегка бодает хозяина, топает ногой. — Именно такие напевы тра- диционны для сел Липецкого и Добровского районов,—уточняет Ирина Захарова. — В XIX веке в нашей области столь же попу- лярна была частушечнаяформа. Пока «коза» плясала, пели именно нескладные частушки. После танца «коза» падала и замирала у ног хозяев. Те, как правило, удивлялись, а коляда продолжала: — Коза наша постилась, под- кормить бы ее. Инемного ей надо: решето овса, поверх колбаса, до трех кусков сала, чтоб коза наша встала. Итутнаступалкульминацион- ныймомент—пожертвование хо- зяев дома колядующим. Дальше следовали присказки, призы- вающие людейбытьщедрыми: «Не дашь пирога—мыкорову за рога. Не дашь пышку—мы свинью за лодыжку». Потом ряженые благодарили хозяев и шли к следующему дому. К сожалению, в наше вре- мя колядующие не понимают смысла этого старинного обряда, не знают припевок, и все сводится к простому вымоганию денег. — В селе Волчье Добровского района у действующегофольклор- но-этнографического коллектива «Птахи», состоящего из местных бабушек, в прошлом году появи- лись юные последователи — дет- ский коллектив «Спутник». Стар- шее поколение учит подростков грамотным колядкам и другим истинно народным фольклорным традициям, передает свои знания, — говорит Ирина Захарова. АЗБУКА ВКУСА Кролик в чесночном соусе Ир и н а С а - вельева, дирек- тор Ленинского Центра куль - туры и досу - га, с. Троицкое, Липецкийрайон: — Несколько лет назад услы- шала от старожи- лов, что в старину на Рождество за- пекали зайца в чесночном соусе. Решила попробо- вать приготовить это блюдо и оста- лась довольна. Зайца, к сожале- нию, достать не смогла (никто не согласился идти в лес на охоту) и решила заменить его на кролика. Итак, беру кролика весом2-2,5 кг, 200 г соленого сала-шпика, 5-10 долек чеснока, 100 г лука, печень кролика, 100 г винного уксуса, 2 ст. ложки соли, чай- нуюложку черного перца, часть мускатного ореха, 1 стаканкрасного столового вина. Соленое сало-шпик, чеснокипечень кроликамелко нарезаю, всыпаюв со- тейник и ставлю на огонь. Все это нужно поперчить, посолить, заправить дробленым мускатным орехом и влить туда полстакана вина. Готовлю уксусный раствор для вымачивания кролика: 100 г уксуса, 3 л воды. Потрошеного кролика, предварительно выдержанного в уксус- ном растворе 10-15 часов, нужно посолить, слегка поперчить, затем поставить в горячую духовку на противень с разогретым свиным жиром. Когда кролик слегка зарумянился, долить в жир вино и этой смесью поливать 3-4 раза во время зажарива- ния. Когдакролик будет готов, выложить егона блюдо, полив соусом. Соус готовлю так: соленое сало-шпик, чеснок и печень кролика мелко нарезаю, кладу в сотейник и ставлю на огонь. Добавляю специи, дро- бленый мускатный орех и полстакана вина. Перед подачей полейте соусом каждую порцию. ЖЕНСКАЯШКАТУЛКА ] Традиции № 3/25131/ 6 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 14 ] В шкатулку собирала Нина Вострикова БУСИНКА Нет никакого времени для скуки и одно- образия. Есть время для работы. И есть время для любви. Коко Шанель, французский модельер (1883 — 1971 гг.) БУЛАВКА С СОВЕТОМ Послепраздничный шопинг Вот и миновали дни веселых застолий, многочисленных гостей, приятных подарков и красивых нарядов, а значит, и крупных затрат. И хотя все мы с детства любим Новый год и Рождество и готовимся к праздникам заранее, но порой после каникул остаемся с пустым кошельком, а то и вовсе влезаем в долги, что, согласитесь, не очень приятно. Оказывается, можно хорошо сэкономить, не отказывая себе в покупках и развлече- ниях, если сделать покупки после праздников. Практичные женщины делают покупки после череды январских праздников. Как показывает практика, имен- но в это время можно купить одежду, аксессуары по очень низкимценам. Середина янва- ря — это традиционное время падения цен на искусственные и натуральные меховые изде- лия, зимнюю обувь. Цены падают на искус- ственные елки. В первой де- каде января, как это ни па- радоксально звучит, самое время купить новогоднюю красавицу на следующий год. Скидки в магазинах быто- вой техники появились уже сейчас, причем порой они доходят до 50 процентов, но зачастую, как говорят экс- перты, эти цены сравнимы с регулярными акциями. В середине января ожидаются и традиционные скидки на мобильные телефоны. После Нового года цены в туристическом бизнесе воз- вращаются к нормальному уровню. Кроме того, 5-7 янва- ря заканчиваются каникулы у западных туристов. В этот период цены на популярных туристических направлениях ниже регулярных примерно на 20 процентов. Впрочем, российские туристы знают эту особенность и активно ею пользуются, отправляясь в тур где-то после 5-6-го числа. И выходные у родителей, и каникулы у детей еще про- должаются.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz