Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)
2 № 17/25145/29 ЯНВАРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Финансовый вестник Электронные системы в казначействе В сфере управления общественными финансами активно внедряются новейшие технологии В минувшем декабре испол- нилось 23 года со дня образо- вания органов Федерального казначейства. В последнее время в сфере управления общественными финансами активно проводятся рефор- мы, в связи с чем возрастает роль казначейского исполне- ния бюджета страны. Основ- ные изменения направлены на повышение эффективно- сти использования бюджет- ных средств при внедрении передовых технологий. О новшествах в работе Управ- ления федерального казна- чейства по Липецкой области мы попросили рассказать его руководителя Татьяну ПЕЛИПЕЦ. — Сегодня казначейство использует новые механизмы и инструменты организации информационных потоков в сфере общественныхфинансов. Однимиз такихновшеств стало внедрение государственной информационной интегриро- ванной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», — отметила Татьяна Пелипец. — Именно комплексная авто- матизация финансово-хозяй- ственной деятельности обеспе- чит прозрачность, открытость и достоверность организации процессов в органах власти и учреждениях, повысит каче- ство финансового менеджмен- та в сфере государственного управления. Предусматривается взаимо- действие «Электронного бюд- жета» с внешними информа- ционными системами, такими как официальные сайты www. zakupki.gov.ru и государствен- ных и муниципальных услуг — www.bus.gov.ru, государ- ственная автоматизированная система «Управление», Портал управленческих кадров. Это позволит всем сотрудникам министерств, ведомств и уч- реждений работать в едином прикладном программном обе- спечении, интегрированном с другими информационными системами. Кроме того, использование «Электронного бюджета» по- зволит сэкономить средства на закупке и поддержке про- граммного обеспечения для проектирования и исполнения бюджета.Такжевсистемебудут заложены классификаторы, реестры, справочники, настро- енные под все хозяйственные операции, осуществляемые учреждениями. Всвоюочередь, граждане России смогут кон- тролироватьпроцессыпланиро- вания и исполнения бюджетов. Автоматизируютсябюджет- ное планирование, управление доходами, долгом и финансо- выми активами, денежными средствами, расходами, закуп- ками, нефинансовыми акти- вами, кадровыми ресурсами, учет и отчетность, финансовый контроль, информационно- аналитическое обеспечение, а также создается единыйпортал бюджетной системы Россий- ской Федерации. Внедрение в работу всех подсистем завер- шится к 2020 году. — Татьяна Михайловна, на каких направлениях се- годня сосредоточены главные усилия? — В настоящее время у нас ведется масштабная работа по максимальной автоматизации всех сервисов и упрощению бизнес-процессов. Мы полно- стью перешли на электронный документооборот, все платежи обрабатываются вАвтоматизи- рованной системе федерально- го казначейства. Кроме того, внедрен механизм «Автосанк- ционирования», позволяющий нашим клиентам сократить время оформления платежных документов, полностью ис- ключить «человеческий фак- тор» при принятии решений, а также существенно снизить количество неисполненных документов по причине их ошибочного оформления. Мы проводим работу с ад- министраторами доходов о необходимости выгрузки ин- формации в государственную информационную систему о государственных и муници- пальныхплатежах ( ГИСГМП). Она является централизован- ной системой по перечислению платежей в бюджет независи- мо от того, где производится оплата: в офисе кредитной организации или на портале госуслуг, в сети Интернет или на иных мобильных приложе- ниях. Таким образом, гражда- не и организации избавлены от необходимости предъявлять документы, подтверждающие оплату, например, госпошли- ны или штрафа. Всю инфор- мацию о начислениях можно получить на портале госуслуг или в МФЦ. Внедрение новых сервисов позволит плательщи- кам правильно заполнять рек- визиты на стадии оформления платежных документов, что со- кратит объемы невыясненных поступлений, а также ускорит зачисление денежных средств в бюджетную систему страны. Изменения коснулись и на- личного денежного обращения в секторе государственного управления. Клиенты Управ- ления пользуются пластико- выми дебетовыми картами для оплаты товаров и услуг. Они уже смогли оценить все их пре- имущества: нет необходимости приезжать в казначейство, чтобы представить денежный чек, исключаются риски при перевозке крупных сумм на- личных средств. Внедрение банковской кар- ты в бюджетной сфере было бы невозможным без поддержки банковского сектора экономи- ки. В 2015 году в Газпромбанке открыто 53 счета организаци- ям, находящимся на террито- рии Липецка. Уже подписан госконтракт сПАО«Сбербанк» для обеспечения денежными средствами с использованием расчетных дебетовых карт организаций, находящихся на территории муниципальных образований. — Татьяна Михайловна, какие еще новшества в работе Федерального казначейства ожидаются в ближайшей пер- спективе? — В сложившейся эконо- мической ситуации наиболее актуальной является проблема расширения наполняемости Единого казначейского счета, поиска новых инструментов для повышения его ликвидно- сти. Для поддержания сбалан- сированности региональных бюджетов будут продолжены меры, направленные на огра- ничение дефицитов и уровня долга. Кроме того, одним из необходимых условий обеспе- чения эффективности государ- ственных финансов является построение целостной систе- мы открытости деятельности государственных органов на базе системы «Электронный бюджет». Качественное ре- шение поставленных задач обеспечит устойчивость бюд- жетной системы, а это залог стабильности не только в сфере общественныхфинансов, но и в государстве в целом. Беседовала Галина Светлова Принцип профессионализма Централизация госзакупок позволяет существенно экономить бюджетные средства Владимир Зайцев, начальник управления по размещению госзаказа Липецкой области Прошло уже два года с мо- мента вступления в силу Закона о контрактной систе- ме. И сегодня можно говорить о том, что контрактная система прошла этап станов- ления. Одним из основополагаю- щих принципов, отличающим контрактную систему от ранее существующей системы за- купок, является принцип про- фессионализма. Он подразу- мевает, что государственными имуниципальными закупками должны заниматься квали- фицированные специалисты, обладающие соответствующим опытом, навыками и знаниями в данной сфере, а данный вид деятельности должен быть основной трудовой функцией работника. Соответственно и одна из самых существенных проблем заключается в нехват- ке подготовленных кадров. Почему об этом приходится говорить? Эффективность за- купок во многом определя- ется деловыми качествами ответственных должностных лиц, их способностью решать возникающие вопросы на всех этапах закупочного цикла. Само по себе это непросто, тем более что внедрение контракт- ной системы сопровождалось неизбежными трудностями. Слишком масштабными были нововведения, так что перед специалистами, занятыми в сфере закупок, встала необхо- димость в кратчайшие сроки изучить не только 44-й феде- ральный закон, но и огромный массив его подзаконных актов. Но еще сложнее было научить- ся работать в новых условиях. Втакой ситуациине удалось избежать многочисленных ошибок при планировании и проведении закупок, а значит, и наложения все техже «штра- фов за незнание», широко получивших распространение еще во времена прежнего 94-го закона. Несомненно, естьотдельные заказчики, создавшие целые контрактные службы с опре- деленным кадровым потенци- алом, способнымна достаточно высоком уровне организовать закупочный процесс. Но, даже обучившись по программе кон- трактных управляющих, люди порой уходят из профессии, боясь всевозможных штрафов и ответственности. Многие же структуры не обладают доста- точными ресурсами, необхо- димыми для реализации 44-го закона. В наибольшей степени это касается заказчиков муни- ципального звена, где острее всего стоит кадровая проблема. Вот почему чрезвычайно важ- ной представляется нацелен- ность Закона о контрактной системе на усиление централи- зации закупочного процесса. Эффективность такого подхода доказана самой жизнью. Надо сказать, что наш ре- гион имеет достаточно про- должительный опыт развития централизованной системы закупок. Еще в 2006 году было создано управление по разме- щению госзаказа Липецкой об- ласти, которому были переда- ныполномочияпоразмещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для региональных нужд. Здесь сконцентрированывысо- коквалифицированные, обу- ченные специалисты, а повы- шение уровня квалификации является основной формой совершенствования, особен- но необходимой в условиях меняющегося законодатель- ства, требующего постоянного внимательного мониторинга и оперативного реагирования. В условиях работы по кон- трактной системе отличи- тельной особенностью центра- лизации стало то, что наше управление является упол- номоченным органом только для тех заказчиков, которые определены постановлением администрации области. Для них централизация закупок осуществляется независимо от начальной (максимальной) цены контракта, номенклату- ры закупаемых товаров, работ, услуг, способа закупок. Важно отметить, что на- правления деятельности упол- номоченного органа способ- ствуют эффективному осущест- влению закупок, развитию конкуренции. В частности, нашими специалистами разра- ботаныунифицированные фор- мы документаций о закупках, способствующие привлечению большего круга поставщиков к участию в таких закупочных процедурах. Закупочный процесс яв- ляется сферой социальных отношений с повышенным ри- ском коррупции, к чему может привестинеоднозначное толко- вание норм действующего за- конодательства или принятие субъективныхрешений.Поэто- му однимиз действенных анти- коррупционных механизмов являются единые принципы, которыми руководствуются комиссии уполномоченного органа. Такой подход позволя- ет сделать систему закупок от- крытой, прозрачной, ориенти- рованной на создание равных конкурентных условий для всех, кто пожелает участвовать в закупках. И не случайно поставщики заинтересованно относятся к участию в закупках, прово- димых нашим управлением, о чем свидетельствует высокий уровень конкуренции. Доста- точно сказать, что по итогам 2015 года данный индикатор составил более четырех за- явок на один лот. Это на пять процентов выше, чем в 2014 году. Экономия бюджетных средств, полученная по итогам проведенных управлением закупочных процедур, превы- сила 320 миллионов рублей. По отношению к 2014 году данный показатель вырос на 48 процентов. Не менее важным является участие в закупках, прово- димых уполномоченным ор- ганом, местных поставщиков продуктов питания. В 2015 году победителями, а также участниками закупок, с кото- рыми должныбыть заключены контрактына поставку продук- тов питания, в 93 процентах случаев определеныпоставщи- ки Липецкой области. В помощь заказчикам сфор- мирована методическая база, в том числе рекомендации о формировании заявок, типо- вые формы заявок. С целью повышения результативности и эффективности закупочных процедур специалисты на- шего управления обращают внимание заказчиков на при- чины, которые могут привести к уменьшению конкуренции при проведении закупок, пред- лагают пути устранения выяв- ленных проблем. С учетом того, что полу- чение авансового платежа в некоторых случаях является основной целью заключения контракта со стороны недо- бросовестного поставщика, работники управления обра- щают внимание заказчиков на дополнительные меры, на- правленные на защиту их ин- тересов от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков в ходе исполне- ния контрактов, к которым относится обоснованность уста- новлениязаказчикамиусловия об авансовом платеже. Управлениемв рамкахпере- данных полномочий организу- ются и проводятся совместные закупки, способствующие уве- личениюэкономии бюджетных средств, унифицированию цен на социально значимые товары, такие как лекарственные сред- ства и автомобильное топливо. Проведенные управлением в 2014-2015 годах совместные аукционы позволили всем заказчикам, принявшим в них участие, получить одина- ковую цену на одни и те же лекарственные препараты, автомобильное топливо, меди- цинские изделия. При этом по итогам проведенных совмест- ных аукционов за 12 месяцев 2015 года область получила значительную экономию бюд- жетных средств—порядка 180 миллионов рублей. Например, при закупке ле- карственных препаратов для обеспечения нужд лечебных учреждений региона во вто- ром полугодии 2015 года при суммарной потребности заказ- чиков в объеме 245 миллионов рублей экономия достигла 85 миллионов рублей, а уровень конкуренции составил 4,5 заявки на одну закупочную процедуру. Подводя итог сказанно- му, хотелось бы еще раз под- черкнуть, что безусловным является то, что носителями знаний и навыков, обладаю- щими необходимым уровнем образования в сфере закупок, являются уполномоченные ор- ганы. Взяв на себя полномочия по определению поставщиков, подрядчиков и исполнителей, они на профессиональной ос- нове проводят максимально эффективные закупочные про- цедуры, снимают коррупцион- ные риски в целомдля региона, а заказчиков освобождают от ряда функций по проведению закупок. Естественно, что вЛи- пецкой области, как и во всех других регионах, периодиче- ски возникают проблемы, свя- занные с несовершенством дей- ствующего законодательства в сфере закупок. Но постепенно эти вопросы решаются, и мы надеемся, что все существую- щие недоработки в ближайшее время будут устранены. Инфраструктура для работы и отдыха В текущем году на строительство и реконструкцию соцобъектов предусмотрено около 1,8 миллиарда рублей Любовь Севастьянова, главный консультант отдела финансирования отраслей экономики На возведение и ремонт социальных объектов област- ного и местного значения в 2015 году было направлено из бюджетов всех уровней 2,4 миллиарда рублей. В нынеш- нем году на эти цели тоже запланированы серьезные средства. В нашей области большое внимание уделяется работе учреждений здравоох- ранения, образования, физ- культуры и спорта, искусства. Их материально-техническое состояние, эффективная деятельность в немалой степени определяет привле- кательность региона, ком- фортное и безопасное прожи- вание граждан. В частности, вЛипецке в се- редине 2016 года планируется ввести в эксплуатациюперина- тальный центр на 130 койко- мест, строительство которого осуществляется за счет средств областного бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования. С привлечением средств федерального центра будет достроен и лабораторный корпус туберкулезного дис- пансера. Начались работы по созданиюединого медицинско- го кластера на базе областной клинической больницы. Кроме того, намечено разработать проектно-сметную документа- цию строительства хирургиче- ского корпуса регионального онкодиспансера. В районах появятся еще семь фельдшерско-акушер- ских пунктов, а также два офиса врача общей практики. Эти объекты также строятся с привлечением денег из феде- рального бюджета. Кстати, за последние три года построено 10 фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. В настоящее время одной из приоритетных задач является развитие туризма. Активно развиваются кластеры турист- ско-рекреационный «Елец» и автотуристский «Задонщина», разрабатывается проектная документация по созданию ав- тотуристского кластера «Ора- ниенбург». Их обеспечение инженерной инфраструктурой осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. На сегодняшний день построено более 15 кило- метров водопроводных и кана- лизационных сетей с очистны- ми сооружениями, около пяти километров автомобильных дорог с транспортными раз- вязками, реконструирован во- дозабор «Ельчик». В текущем году начнется строительство набережных в городах Елец и Задонск. Это позволит соз- дать наиболее комфортные условия как для липчан, так и для гостей из других регионов России. Одновременно ставит- ся задача привлечь как можно больше туристов, чтобы они смогли полюбоваться уникаль- ными природными красотами нашего края, насладиться объ- ектами культурного и истори- ческого наследия. Масштабным и можно даже сказать уникальным проектом является многофункциональ- ный спортивный комплекс «Катящиеся камни» в Липец- ке. Администрация областипо- лучила гарантииМинистерства спорта Российской Федерации о выделении одного милли- арда рублей из федерального бюджета на софинансирова- ние строительства данного объекта. В спорткомплексе разместится ледовая арена с трибунами на 7000 человек, по своим техническим параме- трам соответствующая уровню международных стандартов, будет и легкоатлетический ста- дион, позволяющий проводить соревнования по баскетболу, волейболу, бадминтону, гим- настике, всем видам борьбы, настольному теннису, ручному мячу и так далее, а еще — два бассейна и тренировочный каток. В2015 году открылсяновый спортивный комплекс в Задон- ске, проведена реконструкция психоневрологического дис- пансера на пл. Аксакова в Липецке, сдан в эксплуатацию детский сад в селе Долгоруко- во на 80 мест, на аэровокзале обустроен международный пункт пропуска через государ- ственную границу Российской Федерации. В нынешнем году планиру- ется завершить строительство домов культуры в селе Набе- режное Воловского района и на станцииПлавица Добринского района. Деньги на эти цели предусмотрены в областном бюджете. Ежегодно из региональной казны оказывается помощь местным бюджетам в виде суб- сидий на капитальный ремонт, строительство и реконструк- циюмуниципальныхобъектов. В прошлом году с участием об- ластного бюджета в районах от- ремонтировано 27 социально- культурных объектов, введен в эксплуатацию спортивный комплекс вДобровскомрайоне. Вближайшее времяпланирует- ся построить спортивный ком- плекс в Данковском районе, Дворец бракосочетания в селе Тербуны, отремонтировать по- селенческие центры культуры и досуга в Воловском, Долго- руковском и Становлянском районах, общеобразовательные школы в Задонском и Чаплы- гинском районах, детский сад в Данкове. Местные поставщики продуктов питания , % Поставщики иных субъ - ектов РФ , % Суммарная потребность заказчиков , млн . руб Экономия бюджетных средств , млн . руб . 85,0 245,0 7% 93% Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко и Галина Чернышова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz