Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2016 г. (г. Липецк)

№ 170/25298/ 1 СЕНТЯБРЯ 2016 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПРЯМАЯ РЕЧЬ | КИНО В е лики е к омики всегда выламыва- лись из комедий- ного жанра, как горьковские купцы из своего сословия. У классика Фома Гордеев и Егор Булычев вместо зарабатывания, накопления и проматывания капиталов впада- ли в рефлексию, взыскуя высших смыслов, не совпадающих с дело- вым, материальным интересом. ИточнотакжеЧаплин, Аркадий Райкин или цирковой клоунЮрий Никулин все меньше радовались хохочущему до колик залу. Им нужно было, чтобы зрители, от- смеявшись, посерьезнели, задума- лись, а то и нахмурились. В этот элитный творческий круг входил и Евгений Леонов, чей юбилей будет отмечаться че- рез неделю. Он, мастер комедии, снимался в трагической «Дон- ской повести» по Шолохову, в «Белорусском вокзале», в фильме «Слезы капали». Причем артист не верил, что эти роли поддержи- вают его популярность. И покор- но соглашался: для публики он по-прежнему горе-укротитель, с голым задом удиравший от тигров в «Полосатом рейсе». Но здесь Евгений Павлович был не прав. Режиссер Георгий Данелия рассказывал, как они пошли вместе навестить то ли друга, то ли родственника, свалившегося с инфарктом. Явление артиста в кардиологии произвело чудодей- ственный эффект. Люди словно выныривали из омута безнадеги, страхов, мрачных ожиданий и набирали в легкие свежий цели- тельный воздух. Они улыбались. На посеревших лицах проступал румянец. И тогда врач упросил знаменитость заглянуть в другие палаты: «ТоварищЛеонов, давай- те обойдем всех! Ведь сердце—это очень серьезно, а вы лучше любой терапии действуете на них!» Леонов не был «звездой», окру- женной толпой фанатов. А уж «секс-символом» и подавно. И на него не глазели, обмениваясь ве- селыми воспоминаниями: «Апом- нишь, как он мылся, а тут—р-раз и увидел тигра?» Не это к нему притягивало в первую очередь. Людям хотелось подключиться к источнику леоновской доброты. Он владел секретом мгновенно, с первой же секунды на сцене или экране, заставить нас испытывать симпатию к своим персонажам. Включая абсолютно отрицатель- ных. Допустим, к назойливому соседу-алкану в «Осеннем мара- фоне» или Королю-самодуру в «Обыкновенном чуде». И в том, и в другом неожиданно обнаружи- вались детская беззащитность, наивность пополам с детским же упрямством. Артист отказывался обвинять. Его миссия — адвокатская. Для этого ему не требовалось строгое указание Станиславского: играя злого, ищи, где он добрый. Леонов не искал. Он просто изначально Грустные люди с веселыми лицами Переключая телеканалы с Исааком Розенфельдом не верил, что злые и вправду злы. Они всего лишь несчастны, одиноки и пытаются по-своему от одиночества спастись, например, силкомусаживая за стол со спирт- ным первого встречного. А уж «маленькие люди», что убереглись от соблазна свести счеты с ближним из-за своей не- складнойжизни, превращались у Леонова почти в святых. Я назову двоих. Музыканта-неудачника Сарафанова в «Старшем сыне» и провинциального трагика в рязановском телефильме «О бед- ном гусаре замолвите слово», где жалкий лицедей неожиданно для нас, да и для себя, героически жертвовал жизнью. Леонова не беспокоила «чисто- та жанра». Он не видел границы междушутливым и трагическим, ироническим и патриотическим. Бытовая, сниженная интонация, уютная, мягкая «колобковая» округлость не мешали твердому, истинно мужскому поведению. Что отличалоЛеонова или того же Никулина от массовиков-за- тейников типа Петросяна, пере- сказывающего бородатые анек- доты про зятя и тещу, от циников из «Камедиклаб»?Конечно, каче- ство юмора. Теперь-то остроумие сводится к способности громко произнести перед камерой слово, недавно запретное и в эфире, и в любомместе вприсутствиидетейи женщин. Но дело не только в этом. Смех Леонова был мудрым и человечным. Евгений Павлович наверняка согласился бы еще с одним юбиляром конца августа — начала сентября, а точнее — юбиляршей. Вроссыпиафоризмов Фаины Раневской попадаются записи без тени улыбки. Они как застенчивые признания в любви. «Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же СМОТРИМ В СЕНТЯБРЕ 21 дурой. А на финише понимаешь: нужны только доброта и состра- дание». Боюсь, фильмы, выбранные телевизионщиками к стодвад- цатилетию со дня ее рождения, — плохая иллюстрация к этим словам. Почему-то охотнее всего крутят замшелые комедии вроде «Осторожно, бабушка!» и «Лег- кая жизнь». В первой Раневская изображала сверхэнергичную старушку-общественницу, про- грамма которой укладывается в бодрую строчку из песни: «Ста- рость меня дома не застанет». Во второй — столь же энергичную советскую спекулянтку шмотка- ми. Оба фильма добродетельно ди- дактичны. Вероятно, Раневскаясо стыдомдумалаименно оподобных компромиссах, когда говорила, что, снимаясь в унылыхподелках, плюешь в вечность. Комедийное амплуа Ранев- скую угнетало. Но что-то иное ей предлагали редко. Она годами не переступала порог киностудий. Неслучайно в давнем номере журнала «Советский экран» по- местили ее портрет с коротким комментарием, что у нас есть по- трясающая актриса, которая оста- ется не у дел. ВГолливуде кней бы по-хозяйски приставили дюжину сценаристов иполдюжинырежис- серов, чтобы она могла играть без перерывов и получала роли, до- стойные ее таланта. А мы... Но вот ее Бог весть сколько времени нет на белом свете. И для большинства она все еще лишь Мачеха в «Золушке» (в ушах таки звучит басовитый клич: «Крошки мои, за мной!») да властная дама из «Подкидыша», отдающая приказы мужу-подкаблучнику: «Муля, не нервируй!» Обе работы, бесспорно, мастер- ские, искрометные. Но «Подки- дыш» актриса ненавидела. Когда Брежнев вручал ей ордени сказал: «Муля, не нервируй», она рассер- дилась: так меня, Леонид Ильич, дразнят мальчишки-хулиганы. Генсек смутился и начал объяс- нять, как он ее ценит. Неприязнь к собственному успеху рождалась из острого ощу- щения несоответствия масштабов того, что она сделала, и того, что могла и должна была сделать. После ее смерти справедливость не восстановлена. На ТВ бал пра- вят то ли лень, то ли инерция. И там не желают отыскать, пред- положим, замечательный фильм Михаила Ромма «Мечта». В нем Раневская создала, пожалуй, луч- шуюиз своих киноролей—хозяй- ки пансиона где-то на Западной Украине. Хлопотливая Роза Ско- роход отчаянно и страстно бьется замаленькое, стольжемаленькое, как и ее пансион, семейное благо- получие. Впервой половине филь- ма тынад ней смеешься, во второй она поднимается до высот класси- ческой трагедии. Роза Скороход у Раневской — предвестие другой ее выдающейся работы уже под занавес жизни — в фильме-спек- такле «Дальше—тишина». Но ТВ шедевр Раневской и ее партнера Ростислава Плятта внимания редко удостаивает. Там лучше в сорок пятый раз повторят «Опе- рацию «Ы», «Служебный роман» и «Особенности национальной охоты». Эти комедии хороши, но нас ими потчуют как демьяновой ухой — до тошноты. А о «Мечте» или «Дальше—тишина» запамя- товали. Идаже юбилейРаневской не сочли подходящим поводом, чтобы вернуть их народу. Борн вернулся СЕРГЕЙ ИВАНОВ Секретный агент снова на экранах, что- бы спасти мир от злодеев. Вы знаете его имя. «Джейсон Борн». Мир на грани катастрофы, а значит пришло время ему вернуться в одно- именном фильме. Неаполь, Мюнхен, Нью-Йорк — его знают повсюду. Элитный суперагент, луч- ший из лучших, даже в Лас-Вегасе игра пойдет по его правилам. Он — Джейсон Борн. Мэтт Дэймон неоднократно заявлял, что вернётся к исполнению роли Джейсона Борна только в случае, если режиссёром фильма снова станет Пол Гринграсс. Дэймон и Гринграсс объявили о своём участии в работе над новым фильмом франшизы в ноябре 2014 года. Стар- шего офицера ЦРУ играет Томми Ли Джонс. В прежних фильмах эту роль исполнили Крис Купер, Джоан Аллен, Дэвид Стрэтэйрн и Эдвард Нортон. В фильме снялся Венсан Кассель с ко- торым Мэтт Дэймон вместе снимался в фильмах Стивена Содерберга «Двенадцать друзей Оуше- на» (2004) и «Тринадцать друзей Оушена». Одну из главных женских ролей сыграла Алисия Викандер. Это второй фильм о рыцарях плаща и кинжала в её актёрской карьере. Первым был фильм Гая Ричи «Агенты А. Н. К. Л.». Сегодня, в День знаний выходит семейная фантастическая комедия от постановщика «Людей в чёрном» Барри Зонненфельда «Девять жизней» . Том Бренд — миллиардер-трудоголик с чудинкой. Он с головой погружен в работу и немного выпал из семейной жизни — даже по- дарок дочери он покупает в последний момент. Ребекка мечтает о настоящем коте, и как бы Том ни презирал животных, он отправляется в зоомагазин, где выбирает самого роскошно- го кота по кличке Мистер Пушистые Штаны. В спешке на праздник дочери Том попадает в аварию, а очнувшись, обнаруживает себя в теле этого самого кота. Пока Том-человек отсыпается в больнице, Том-Пушистые Штаны вынужден на собственной шкуре испытать все прелести кошачьей жизни и вернуть любовь семьи, чтобы не остаться навсегда в роли питомца. Благо, жена и дочь принимают кота как родного. Но как заставить их разглядеть в Мистере Пуши- стые Штаны раскаявшегося отца семейства? В главных ролях Кевин Спейси, Дженнифер Гарнер, Кристофер Уокен. Роли Кевина Спейси и кота озвучивает Михаил Ефремов. Ещё одна комедия недели «Очень плохие мамочки» от создателей «Мальчишника в Вегасе». Идеальная мать, прекрасная жена, хо- рошая домохозяйка с успешной карьерой… Но стоит немного расслабиться, как тебе сразу на- поминают о твоих обязанностях. Почему только мужчины имеют право развлекаться? Сколько же можно это терпеть?! Пора команде отчаян- ных мамочек пуститься во все тяжкие. Одним словом, мама-анархия! В главных ролях Мила Кунис, Кэтрин Хан, Кристен Белл, Кристина Эпплгейт, Джада Пинкетт Смит. Знаменитый психолог Аллан Паскаль пыта- ется раскрыть тайны, которые хранит сознание 9-летнего Луи Дракса, впавшего в кому после таинственного несчастного случая. Влюбленный в мать мальчика доктор подозревает в случив- шемся отца. Но чем глубже он погружается в подсознание ребенка, тем сильнее размываются границы между мистикой и реальностью…Та- ков сюжет психологического триллера «Девя- тая жизнь Луи Дракса» французского режиссё- ра Александра Ажа, известного остросюжетны- ми картинами «Пираньи 3D» и «У холмов есть глаза». Отечественное кино представлено в прока- те на этой неделе комедией «Всё о мужчинах» Михаила Жерневского и Леонида Марголина. Это история о том, какими разными могут быть мужчины. О том, что мужчины — это, в первую очередь, сложные решения и настоящие поступ- ки. О том, в чем мужчины могут быть сильны, а в чем комичны. О том, за что их можно и нужно любить… В главных ролях Дмитрий Нагиев, Анна Хилькевич, Игорь Верник, Сергей Белого- ловцев, Владимир Епифанцев, Ян Цапник. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Леонова не беспокоила «чистота жанра». Он не видел границы между шутливым и трагическим, ироническим и патриотическим “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz